Синодальный перевод
1 Спасшись же, бывшие с Павлом узнали, что остров называется Мелит.
2 Иноплеменники оказали нам немалое человеколюбие, ибо они, по причине бывшего дождя и холода, разложили огонь и приняли всех нас.
3 Когда же Павел набрал множество хвороста и клал на огонь, тогда ехидна, выйдя от жара, повисла на руке его.
4 Иноплеменники, когда увидели висящую на руке его змею, говорили друг другу: верно этот человек — убийца, когда его, спасшегося от моря, суд Божий не оставляет жить.
5 Но он, стряхнув змею в огонь, не потерпел никакого вреда.
6 Они ожидали было, что у него будет воспаление, или он внезапно упадёт мёртвым; но, ожидая долго и видя, что не случилось с ним никакой беды, переменили мысли и говорили, что он Бог.
7 Около того места были поместья начальника острова, именем Публия; он принял нас и три дня дружелюбно угощал.
8 Отец Публия лежал, страдая горячкою и болью в животе; Павел вошёл к нему, помолился и, возложив на него руки свои, исцелил его.
9 После сего события и прочие на острове, имевшие болезни, приходили и были исцеляемы,
10 и оказывали нам много почести и при отъезде снабдили нужным.
11 Через три месяца мы отплыли на Александрийском корабле, называемом Диоскуры, зимовавшем на том острове,
12 и, приплыв в Сиракузы, пробыли там три дня.
13 Оттуда отплыв, прибыли в Ригию; и как через день подул южный ветер, прибыли на второй день в Путеол,
14 где нашли братьев, и были упрошены пробыть у них семь дней, а потом пошли в Рим.
15 Тамошние братья, услышав о нас, вышли нам навстречу до Аппиевой площади и трёх гостиниц. Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился.
16 Когда же пришли мы в Рим, то сотник передал узников военачальнику, а Павлу позволено жить особо с воином, стерегущим его.
17 Через три дня Павел созвал знатнейших из Иудеев и, когда они сошлись, говорил им: мужи братия! не сделав ничего против народа или отеческих обычаев, я в узах из Иерусалима предан в руки Римлян.
18 Они, судив меня, хотели освободить, потому что нет во мне никакой вины, достойной смерти;
19 но так как Иудеи противоречили, то я принуждён был потребовать суда у кесаря, впрочем, не с тем, чтобы обвинить в чём-либо мой народ.
20 По этой причине я и призвал вас, чтобы увидеться и поговорить с вами, ибо за надежду Израилеву обложен я этими узами.
21 Они же сказали ему: мы ни писем не получали о тебе из Иудеи, ни из приходящих братьев никто не известил о тебе и не сказал чего-либо худого.
22 Впрочем, желательно нам слышать от тебя, как ты мыслишь; ибо известно нам, что об этом учении везде спорят.
23 И, назначив ему день, очень многие пришли к нему в гостиницу; и он от утра до вечера излагал им учение о Царствии Божием, приводя свидетельства и удостоверяя их о Иисусе из закона Моисеева и пророков.
24 Одни убеждались словами его, а другие не верили.
25 Будучи же не согласны между собою, они уходили, когда Павел сказал следующие слова: хорошо Дух Святой сказал отцам нашим через пророка Исаию:
26 пойди к народу сему и скажи: слухом услышите, и не уразумеете, и очами смотреть будете, и не увидите.
27 Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и очи свои сомкнули, да не узрят очами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы Я исцелил их».
28 Итак, да будет вам известно, что спасение Божие послано язычникам: они и услышат.
29 Когда он сказал это, Иудеи ушли, много споря между собою.
30 И жил Павел целых два года на своём иждивении и принимал всех, приходивших к нему,
31 проповедуя Царствие Божие и уча о Господе Иисусе Христе со всяким дерзновением невозбранно.
Учебной Библии МакАртура
28:1 Мелит Остров, шириной около 9 миль (14,4 км) и длиной 17 миль (27,2 км), почти в 60 милях (96 км) от Сицилии. Ранее никто из моряков не оказывался в той бухте (известной сегодня как бухта св. Павла), где они потерпели кораблекрушение.
28:3 ехидна Ядовитая змея. Ср. Мк 16:18.
28:6 говорили, что он Бог См. 14:11−12.
28:7 начальника В греческом фраза указывает на то, что Публий был римским правителем на Мелите.
28:8 горячкою и болью в животе Гастритная лихорадка, вызываемая микробами, содержащимися в козьем молоке, была распространенным заболеванием на Мальте. Дизентерия, как следствие плохих санитарных условий, часто встречалась в древнем мире.
28:11 Через три месяца Поскольку в этот период плавание по морю было опасным (см. пояснение к 27:9).
Александрийский корабль. Возможно, еще один императорский корабль для перевозки зерна (см. пояснения к 27:5−6).
Диоскуры Существовало поверье из греческой мифологии, что близнецы Кастор и Поллукс (сыновья Зевса) охраняют моряков.
28:12 Сиракузы Важный город на острове Сицилия. Существует мнение, что за три дня, пока стоял корабль, Павел основал там церковь.
28:13 в Ригию Бухта на южной оконечности Италии. Там корабль на протяжении дня ожидал благоприятного ветра, чтобы пройти через Мессинский пролив, отделяющий Сицилию от континентальной Италии.
Путеол Современный Поццуоли, расположенный в Неаполитанской бухте около Помпеи. Главный порт Рима и Италии был также главным портом для разгрузки зерна из Египта (см. пояснение к 27:5).
28:14 Рим Лука упоминает о столице Римской Империи без каких-либо особенных эмоций, хотя это была долгожданная цель Павла (см. пояснение к 19:21).
28:15 Аппиевой Площади Торговый город в 43 милях (68,8 км) на юг от Рима по Аппиевой дороге.
Трех Гостиниц Место для отдыха на Аппиевой дороге в 30 милях (48 км) южнее Рима.
28:16 сотник передал узников военачальнику Во многих греческих рукописях эта фраза опущена. Она может означать, что Юлий передал узников либо своему начальнику, либо командиру преторианской гвардии.
жить особо с воином Возможно, по просьбе Юлия, Павлу было позволено снять жилье для себя и охранявшего его воина (ср. ст. 30).
28:17−29 Шестая и заключительная речь Павла в свою защиту, записанная в Деяниях (ср. 22:1−21; 22:30 — 23:10; 24:10−21; 25:1−12; 26:1−29).
28:17 знатнейших из Иудеев Самые важные представители от римских синагог (см. пояснение к 6:9).
отеческих обычаев Павел начал с отрицания того, что он виновен в предательстве иудейского народа и их традиций (ср. 22:3; 24:14; 26:4−5).
28:19 потребовать суда у кесаря См. пояснение к 25:11.
28:20 надежду Израилеву См. пояснения к 24:15; 26:6.
28:23 Царствии Божием См. пояснение к 1:3.
удостоверяя их… из закона Моисеева и пророков Методом Павла при евангелизации иудеев на протяжении всех Деяний было доказательство на основании Ветхого Завета, что Иисус есть Мессия (ср. 13:16−41).
28:26−27 Цитата Из Ис 6:9−10 (см. пояснение там же).
28:28 спасение Божие послано язычникам См. 11:18; 13:46−47; 14:27; 15:14−17; 18:6.
28:29 Во многих древних рукописях этот стих отсутствует.
28:30−31 Наилучшим объяснением того, что книга так резко обрывается, является предположение, что Лука писал Деяния до первого освобождения Павла из римской тюрьмы (см. во Введении: Автор и время написания).
28:31 со всяким дерзновением невозбранно С помощью своих сотрудников (ср. Кол 4:10; Флм 1:24) Павел распространял благую весть в Риме (ср. Флп 1:13; Флп 4:22).