Деяния 7 глава

Деяния святых апостолов
Синодальный перевод → Учебной Библии МакАртура

Синодальный перевод

1 Тогда сказал первосвященник: так ли это?
2 Но он сказал: мужи братия и отцы! послушайте. Бог славы явился отцу нашему Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран,
3 и сказал ему: «выйди из земли твоей и из родства твоего и из дома отца твоего и пойди в землю, которую покажу тебе».
4 Тогда он вышел из земли Халдейской и поселился в Харране; а оттуда, по смерти отца его, переселил его Бог в сию землю, в которой вы ныне живёте.
5 И не дал ему на ней наследства ни на стопу ноги, а обещал дать её во владение ему и потомству его по нём, когда ещё был он бездетен.
6 И сказал ему Бог, что потомки его будут переселенцами в чужой земле и будут в порабощении и притеснении лет четыреста.
7 «Но Я, сказал Бог, произведу суд над тем народом, у которого они будут в порабощении; и после того они выйдут и будут служить Мне на сём месте».
8 И дал ему завет обрезания. По сём родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова, Иаков же двенадцать патриархов.
9 Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним,
10 и избавил его от всех скорбей его, и даровал мудрость ему и благоволение царя Египетского фараона, который и поставил его начальником над Египтом и над всем домом своим.
11 И пришёл голод и великая скорбь на всю землю Египетскую и Ханаанскую, и отцы наши не находили пропитания.
12 Иаков же, услышав, что есть хлеб в Египте, послал туда отцов наших в первый раз.
13 А когда они пришли во второй раз, Иосиф открылся братьям своим, и известен стал фараону род Иосифов.
14 Иосиф, послав, призвал отца своего Иакова и всё родство своё, душ семьдесят пять.
15 Иаков перешёл в Египет, и скончался сам и отцы наши;
16 и перенесены были в Сихем и положены во гробе, который купил Авраам ценою серебра у сынов Еммора Сихемова.
17 А по мере, как приближалось время исполниться обетованию, о котором клялся Бог Аврааму, народ возрастал и умножался в Египте,
18 до тех пор, как восстал иной царь, который не знал Иосифа.
19 Сей, ухищряясь против рода нашего, притеснял отцов наших, принуждая их бросать детей своих, чтобы не оставались в живых.
20 В это время родился Моисей, и был прекрасен пред Богом. Три месяца он был питаем в доме отца своего.
21 А когда был брошен, взяла его дочь фараонова и воспитала его у себя, как сына.
22 И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силён в словах и делах.
23 Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых.
24 И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отомстил за оскорблённого, поразив Египтянина.
25 Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его даёт им спасение; но они не поняли.
26 На следующий день, когда некоторые из них дрались, он явился и склонял их к миру, говоря: «вы братья; зачем обижаете друг друга?»
27 Но обижающий ближнего оттолкнул его, сказав: «кто тебя поставил начальником и судьёю над нами?
28 Не хочешь ли ты убить и меня, как вчера убил Египтянина?»
29 От сих слов Моисей убежал и сделался пришельцем в земле Мадиамской, где родились от него два сына.
30 По исполнении сорока лет явился ему в пустыне горы Синая Ангел Господень в пламени горящего тернового куста.
31 Моисей, увидев, дивился видению; а когда подходил рассмотреть, был к нему глас Господень:
32 «Я Бог отцов твоих, Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова». Моисей, объятый трепетом, не смел смотреть.
33 И сказал ему Господь: «сними обувь с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая.
34 Я вижу притеснение народа Моего в Египте, и слышу стенание его, и нисшёл избавить его: итак, пойди, Я пошлю тебя в Египет».
35 Сего Моисея, которого они отвергли, сказав: «кто тебя поставил начальником и судьёю?», сего Бог через Ангела, явившегося ему в терновом кусте, послал начальником и избавителем.
36 Сей вывел их, сотворив чудеса и знамения в земле Египетской, и в Чермном море, и в пустыне в продолжение сорока лет.
37 Это тот Моисей, который сказал сынам Израилевым: «Пророка воздвигнет вам Господь Бог ваш из братьев ваших, как меня; Его слушайте».
38 Это тот, который был в собрании в пустыне с Ангелом, говорившим ему на горе Синае, и с отцами нашими, и который принял живые слова, чтобы передать нам,
39 которому отцы наши не хотели быть послушными, но отринули его и обратились сердцами своими к Египту,
40 сказав Аарону: «сделай нам богов, которые предшествовали бы нам; ибо с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что случилось».
41 И сделали в те дни тельца, и принесли жертву идолу, и веселились перед делом рук своих.
42 Бог же отвратился и оставил их служить воинству небесному, как написано в книге пророков: «дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы в продолжение сорока лет в пустыне?
43 Вы приняли скинию Молохову и звезду бога вашего Ремфана, изображения, которые вы сделали, чтобы поклоняться им: и Я переселю вас далее Вавилона».
44 Скиния свидетельства была у отцов наших в пустыне, как повелел Говоривший Моисею сделать её по образцу, им виденному.
45 Отцы наши с Иисусом, взяв её, внесли во владения народов, изгнанных Богом от лица отцов наших. Так было до дней Давида.
46 Сей обрёл благодать пред Богом и молил, чтобы найти жилище Богу Иакова.
47 Соломон же построил Ему дом.
48 Но Всевышний не в рукотворённых храмах живёт, как говорит пророк:
49 «Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего?
50 Не Моя ли рука сотворила всё сие?»
51 Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.
52 Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, —
53 вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.
54 Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами.
55 Стефан же, будучи исполнен Духа Святого, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога,
56 и сказал: вот, я вижу небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога.
57 Но они, закричав громким голосом, затыкали уши свои, и единодушно устремились на него,
58 и, выведя за город, стали побивать его камнями. Свидетели же положили свои одежды у ног юноши, именем Савла,
59 и побивали камнями Стефана, который молился и говорил: Господи Иисусе! приими дух мой.
60 И, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего. И, сказав сие, почил.

Учебной Библии МакАртура

7:1 первосвященник См. пояснение к 4:6. Возможно, Каиафа (см. пояснение к Ин 18:13), который пребывал на этом посту до 36 г. по Р. Х. так ли это? На современном юридическом языке: «что вы можете сказать по этому поводу?»

7:2−53 Ответ Стефана, кажется, не удивляет священника. Между тем, Стефан привел исчерпывающий довод в защиту христианской веры на основании Ветхого Завета и сделал вывод о вине иудейских начальников в отвержении Иисуса.

7:2 Бог славы Это выражение употреблено еще только один раз в Пс 28:3. Бог славы — это наивысший из Его титулов (см. пояснения к Исх 33:18−19),
Аврааму в Месопотамии, прежде переселения его в Харран В Быт 12:1−4 говорится о повторном призыве к Аврааму переселиться в Харран (ок. 500 миль (800 км) на северо-запад от Ура). Вероятно, Бог уже обращался с таким призывом к Аврааму, когда тот жил в Уре (ср. Быт 15:7; Неем 9:7), а затем повторил призыв в Харране (см. пояснения к Быт 11:31 — 12:1−3).

7:3 Цитата из Быт 12:1.Речь идет о земле, где располагался Ур. (Быт 11:28, 31; Быт 15:67; Неем 9:7). по смерти отца его На первый взгляд кажется, что, согласно Быт 11:26, 32 и Быт 12:4, Фарра жил еще 60 лет после ухода Авраама из Харрана. Фарре было 70 лет, когда родился его первый сын (Быт 11:26). Аврааму было 75 лет, когда он покинул Харран (Быт 12:4). Фарре должно было быть 145, а он жил до 205 лет (Быт 11:32). Наилучшим объяснением этого несоответствия является то, что Авраам не был первенцем Фарры, но был упомянут первым (Быт 11:26) за какие-то особые качества. Таким образом, при рождении Авраама Фарре было 130 лет.

7:5 Цитата из Быт 17:8; Быт 48:4.

7:6 лет четыреста Взято непосредственно из Быт 15:13−14. Сам Бог дал округленное число лет пребывания Израиля в Египте (430 лет — Исх 12:40).

7:7 Цитата из Исх 3:12.

7:8 завет обрезания Обрезание было знаком Авраамова завета (см. пояснение к Быт 17:11).
двенадцать патриархов 12 сыновей Иакова, которые стали родоначальниками 12 колен Израилевых (Быт 35:22−26).

7:13 второй раз Иосиф открылся своим братьям, когда они пришли в Египет для покупки зерна во второй раз (Быт 43:1−3; Быт 45:1−3).

7:14 Иакова и все родство свое, душ семьдесят пять Быт 46:26−27; Исх 1:5; Втор 10:22 дают число 70. В Септуагинте (Быт 46:27) мы читаем «семьдесят пять». Разницу в 5 человек составляют наследники Иосифа, рожденные в Египте. (См. пояснения к Быт 46:26−27).

7:16 положены во гробе Речь идет об Иосифе (Нав 24:32) и его братьях, но не об Иакове, похороненном в Авраамовой пещере на поле Махпела (Быт 50:13) во гробе, который купил Авраам…
Сихемова В Нав 24:32 говорится, что Иаков купил этот гроб, хотя Авраам ранее построил при Сихеме жертвенник (Быт 12:6, 7) и, возможно, заплатил за эту землю. Авраам не стал там жить, и земля, очевидно, вернулась народу Еммора. Иаков снова выкупил ее у Сихема (Быт 33:18−20), подобно тому, как Исаак повторно выкупил колодец при Беэр-шиве (Быт 26:28−31), который ранее купил Авраам (Быт 21:27−30). Ясно, что Иосиф был похоронен в Сихеме по его просьбе (Быт 50:25; Исх 13:19; Нав 24:32). Ветхий Завет не содержит сведений о месте захоронения братьев Иосифа, но Стефан говорит, что это было в Сихеме.

7:18 царь… не знал Иосифа См. пояснение к Исх 1:8.

7:19 бросать детей своих Повеление касалось только младенцев мужского пола (Исх 1:15−22).

7:20−21 Моисей… был брошен Однако, по провидению Божьему, он был спасен дочерью фараона. См. пояснения к Исх 2:5−10.

7:23 ему сорок лет Жизнь Моисея можно разделить на три периода по 40 лет. Первые 40 лет прошли при дворе фараона; вторые — в изгнании в земле Мадиамской (ст. 29−30) и третьи пришлись на события исхода и годы странствования Израиля по пустыне (ст. 36).

7:27−28 Ср. ст. 35, цитата из Исх 2:14.

7:29 убежал… в земле Мадиамской Из-за боязни, что фараон узнает об убитом египтянине (ст. 28) и посчитает его вождем восставших иудеев. два сына Гирсам (Исх 2:22) и Елиезер (Исх 18:4).

7:30 Ангел Господень См. пояснение к Исх 3:2. горы Синая См. пояснения к Исх 19:3−10.

7:32 Цитата из Исх 3:6, 15.

7:33 Цитата из Исх 3:5.

7:34 Цитата из Исх 3:7−8.

7:35 Сего Моисея… послал начальником и избавителем Так началась долгая история отвержения Израилем своих посланных Богом избавителей (ср. Мф 21:33−46; Мф 23:37).
кто тебя поставил См. Исх 2:14.
Ангела Ангел Господень (ст. 30). См. пояснение к Исх 3:2.

7:36 чудеса и знамения Десять казней египетских и чудеса, явленные в пустыне (например, переход через Красное море, Исх 14:1−31; чудесное появление воды в Рефидиме, Исх 17:1−7; и гибель Корея, Дафана и Авирона, Чис 16:1−40). См. пояснение к 2:19.

7:37 Пророка… как меня Цитата из Втор 18:15, речь идет о Мессии (ср. Ин 1:21, 25; 6:14; 7:40).

7:38 в собрании в пустыне Израиль (ср. Исх 12:3, 6, 9, 47; Исх 16:1−2, 9−10; Исх 17:1; Исх 35:1; Лев 4:13; Лев 16:5; Чис 1:2, 8−9; Чис 13:26; Чис 14:2; Нав 18:1)
с Ангелом… на горе Синае Наиболее вероятно, что это Ангел Господень (ст. 30, 35), Которому помогали множество ангелов (ср. Втор 33:3; Гал 3:19; Евр 2:2). См. пояснение к ст. 53.
живые слова Закон, данный Моисею Богом через Ангела Господня (ср. Евр 4:12; 1Пет 1:23).

7:39 не хотели быть послушными Израиль отверг водительство Моисея и стремился вернуться назад в египетское рабство (ср. Чис 11:5).

7:40 сделай нам богов Т.е. изображение истинного Бога, сделанное человеком (Исх 32:1−5), что было запрещено (Исх 20:4). Цитата из Исх 32:1, 23.

7:41 тельца Теленка. См. пояснение к Исх 32:4.

7:42 Бог… отвратился Цитата из Ам 5:25−27. Оставил людей с их грехом и идолопоклонством (ср. Ос 4:17; см. прим. к Рим 1:24, 26, 28).
воинству небесному Идолопоклонство Израиля в отношении солнца, луны и звезд началось в пустыне и продолжалось в вавилонском плену (ср. Втор 4:19; 17:3; 4Цар 17:16; 4Цар 21:3−5; 4Цар 23:4; 2Пар 33:3, 5; Иер 8:2; Иер 19:13; Соф 1:5).

7:43 Вавилона Амос писал «Дамаска» (Ам 5:27), а Стефан говорил «Вавилона». Амос предсказывал ассирийский плен и переселение на север за Дамаск. Позднее Южное Царство попало под иго Вавилона. Исполнившись Духа, Стефан говорил об осуждении всей нации за идолопоклонство и его последствия на протяжении всей истории.

7:44−50 Отвергая лживое обвинение в том, что он хулит храм (6:13, 14), Стефан пересказывает его историю в самом уважительном тоне.

7:44 Скиния свидетельства Предтеча храма. (Исх 25:8−9, 40).

7:48 Всевышний Обычный в Ветхом Завете титул Бога (ср. Быт 14:18−20, 22; Чис 24:16; Втор 32:8; 2Цар 22:14; Пс 7:18; Пс 9:3; Пс 17:14; Пс 20:8; Пс 72:11; Пс 86:5; Пс 90:1; Пс 106:11; Ис 14:14; Плач 3:35, 38; Дан 4:17, 24, 25, 32, 34; Дан 7:25).

7:49−50 Цитата из Ис 66:1−2. Стефан хочет сказать, что Бог — выше храма, и, следовательно, иудейские начальники виновны в том, что богохульствуют, сводя величие Бога к одному лишь храму.

7:51−53 Кульминация речи Стефана — это обвинение иудейских начальников в том, что они, как и их предки в ветхозаветное время, отвергли Бога.

7:51 жестоковыйные Упрямые, как их отцы (Исх 32:9; Исх 33:5).
с необрезанным сердцем и ушами Нечистые перед Богом, подобно необрезанным язычникам (см. пояснения к Втор 10:16; Иер 4:4; Рим 2:28−29).
противитесь Духу Святому Тем, что отвергают посланников Духа и их благовествование. Ср. проповедь Иисуса в Мф 23:13−39.

7:52 Праведника См. пояснение к 3:14.

7:53 закон при служении ангелов См. Втор 33:2; Гал 3:19; Евр 2:2. Писание не конкретизирует их роли в ниспослании закона, но ясно говорит о факте их присутствия.

7:54 скрежетали… зубами В злобе и бессилии (ср. Пс 34:16; Пс 36:12; Мф 8:11−12; Мф 13:41−42, 50; Мф 22:13; Мф 24:51; Мф 25:30; Лк 13:28).

7:55 исполнен Духа Святого См. пояснение к 2:4.
славу Божию См. Ис 6:1−3; Иез 1:26−28; 2Кор 12:2−4, Откр 1:10. Авторы всех перечисленных стихов видели славу Божью в небесах.
стоящего одесную Бога Распространенное описание Иисуса (2:34; ср. Мф 22:44; Мф 26:64; Лк 22:69; Еф 1:20; Кол 3:1; Евр 1:3; Евр 8:1; Евр 10:11−12; Евр 12:2).

7:56 Сына Человеческого См. пояснения к Дан 7:13−14.

7:58 положили свои одежды… Савла Первое упоминание о Павле в Писании. То, что он стоял так близко от места казни, говорит о его непосредственном участии в этом злодеянии (см. пояснение к 8:1).

7:59 побивали камнями Хотя так предписывал закон наказывать богохульство (Лев 24:16), но в данном случае это был не законный акт, а вспышка ярости и насилия.

7:60 не вмени им греха сего Это то же самое, что до него делал Иисус (Лк 23:34): Стефан молился, чтобы Бог простил его убийц.
почил В Новом Завете это слово часто употребляется в значении смерти (ср. Ин 11:11−14; 1Кор 11:30; 1Кор 15:20, 51; 1Фес 4:14; 1Фес 5:10).

Примечания:

 
Синодальный перевод
36 Чермное, не чёрное. Чермное — от церковно-книжного, устарелого — багровое, темнокрасное. Чермное море — современное Красное море.
51 жестоковыйные — непослушные, непокорные, своевольные; буквально: с жестокой шеей.
55, 56 одесную — по правую руку, справа.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.