Деяния 8 глава

Деяния святых апостолов
Синодальный перевод → Учебной Библии МакАртура

Синодальный перевод

1 Савл же одобрял убиение его. В те дни произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии.
2 Стефана же погребли мужи благоговейные, и сделали великий плач по нём.
3 А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу.
4 Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово.
5 Так, Филипп пришёл в город Самарийский и проповедовал им Христа.
6 Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса.
7 Ибо нечистые духи из многих, одержимых ими, выходили с великим воплем, а многие расслабленные и хромые исцелялись.
8 И была радость великая в том городе.
9 Находился же в городе некоторый муж, именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за кого-то великого.
10 Ему внимали все, от малого до большого, говоря: сей есть великая сила Божия.
11 А внимали ему потому, что он немалое время изумлял их волхвованиями.
12 Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины.
13 Уверовал и сам Симон и, крестившись, не отходил от Филиппа; и, видя совершающиеся великие силы и знамения, изумлялся.
14 Находившиеся в Иерусалиме Апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна,
15 которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого.
16 Ибо Он не сходил ещё ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса.
17 Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого.
18 Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подаётся Дух Святой, принёс им деньги,
19 говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого.
20 Но Пётр сказал ему: серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги.
21 Нет тебе в сём части и жребия, ибо сердце твоё неправо пред Богом.
22 Итак, покайся в сём грехе твоём и молись Богу: может быть, отпустится тебе помысел сердца твоего;
23 ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды.
24 Симон же сказал в ответ: помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами.
25 Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.
26 А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста.
27 Он встал и пошёл. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ её, приезжавший в Иерусалим для поклонения,
28 возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию.
29 Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице.
30 Филипп подошёл и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?
31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним.
32 А место из Писания, которое он читал, было сие: «как овца, ведён был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзает уст Своих.
33 В уничижении Его суд Его совершился. Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его».
34 Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя сказать: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?
35 Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе.
36 Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?
37 Филипп же сказал ему: если веруешь от всего сердца, можно. Он сказал в ответ: верую, что Иисус Христос есть Сын Божий.
38 И приказал остановить колесницу, и сошли оба в воду, Филипп и евнух; и крестил его.
39 Когда же они вышли из воды, Дух Святой сошёл на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь.
40 А Филипп оказался в Азоте и, проходя, благовествовал всем городам, пока пришёл в Кесарию.

Учебной Библии МакАртура

8:1 одобрял Смертельная ненависть Павла ко всем верующим проявилась здесь в отношении Стефана (1Тим 1:13−15).
кроме Апостолов Они остались из-за своей преданности Христу, чтобы поддерживать других братьев и продолжать евангелизацию в этом регионе (ср. 9:26−27).
рассеялись Гонения, которыми руководил Павел из Тарса, привели к рассеянию верующих Иерусалимской церкви и породили первую миссионерскую волну. Главная сила удара пришлась на еллинистов, к которым, вероятнее всего, принадлежал Стефан (ср. 11:19−20).

8:2 благоговейные Возможно, набожные иудеи (ср. 2:5; Лк 2:25), которые открыто протестовали против казни Стефана.

8:3 терзал церковь Так переведенное слово («терзать») в греческом встречается во внебиблейских текстах в значении разрушения города или гибели от клыков дикого животного.

8:4 ходили Это слово часто употребляется в Деян в значении миссионерского труда (ст. 40; 9:32; 13:6; 14:24; 15:3, 41; 16:6; 18:23; 19:1, 21; 20:2).

8:5 Филипп Ср. 6:5. Имя первого миссионера и евангелиста в Писании (21:8).
город Самарийский Самария — древняя столица Северного Царства Израиля, которое впоследствии пало под ударами ассирийцев (722 г. до Р. Х.) после 200 лет идолослужения и противления Богу. В результате движения больших потоков людей язычники из других регионов смешались с Иудеями и их потомки стали называться самарянами (см. пояснения к Ин 4:9, 20)

8:7 нечистые духи См. пояснение к 5:16.

8:9 волхвовал Занимался волшебством: смесью науки и суеверия, включая астрологию и оккультизм (см. пояснения ко Втор 18:9−12; Откр 9:21).

8:10−11 великая сила Божия Симон утверждал, что имеет общение с Богом. Отцы ранней церкви называли его одним из основателей гностицизма, которые утверждали, что существует ряд сверхъестественных превращений, достигающих в итоге божественного состояния. Они назывались «Силы», и люди верили, что Симон находится на вершине лестницы превращений.

8:13 уверовал… Симон Его вера основывалась на корыстолюбии и никак не могла считаться настоящей. Ср. Ин 2:23−24. Он считал ее полезным явлением, необходимым для получения той силы, которой, по его мнению, обладал Филипп. Сопровождая Филиппа, он имел также возможность поддерживать контакт со своими поклонниками.

8:15 приняли Духа Святого См. пояснение к 2:4.

8:16 еще ни на одного из них Этот стих не утверждает о том, что христиане принимают Духа Святого вслед за спасением. Это был переходный период, в течение которого Апостолы должны были подтвердить включение новой группы людей в Церковь. Из-за враждебности, существовавшей между Иудеями и Самарянами, последним важно было принять Духа в присутствии вождей Иерусалимской церкви, чтобы слиться всем в единую Церковь. Эта задержка показала также потребность Самарян в переходе под апостольскую власть. Такой же переходный период имел место, когда к Церкви присоединялись язычники (10:44−46; ср. 15:6−12; 19:6).

8:17 возложили руки на них Это означало апостольское утверждение и солидарность. См. пояснение к 6:6.
они приняли Духа Святого То, что это действительно произошло, подтверждалось говорением на языках, как в Пятидесятницу (см. пояснение к 2:4), как это было с язычниками, когда они приняли Духа (10:46), как это было с последователями Иоанна (19:6). По мере того, как к Церкви прилагались самаряне, язычники и ветхозаветные верующие, устанавливалось и единство Церкви. На место одного народа — свидетеля Бога (Израиля) пришла церковь, состоящая из иудеев, язычников, полукровных самарян и верующих Ветхого Завета, которые стали верующими Нового Завета (19:1−7). Для демонстрации единства церкви было необходимо, чтобы повторилось то, что случилось с уверовавшими иудеями, а именно: присутствие Апостолов и сошествие Духа, обозначенное говорением на языках (2:5−12).

8:22−24 Хотя он определенно пребывал в страхе, Симон не хотел каяться и искать прощения, а хотел лишь избежать последствий своего греха.

8:26 в Газу Один из пяти главных городов Филистии. Первоначальный город был разрушен в первом столетии до Р. Х., а новый город был построен на побережье.

8:27 евнух Может означать оскопленного мужчину или, чаще всего, правительственного чиновника. Вполне вероятно, что к нему относилось и первое и второе, поскольку Лука говорит о нем, как о евнухе, и о его высоком положении при дворе царицы — хранителя сокровищ (что-то наподобие современного министра финансов). Как физический евнух, он не имел права входить в храм (Втор 23:1) и не мог стать прозелитом.
Кандакии Возможно, не имя, а официальный титул (вроде фараона или кесаря), который носили в той земле королевы-матери.
Ефиопской Ефиопия — в ту пору большое царство, расположенное на юг от Египта.

8:28 читал пророка Исаию Он знал о том, как важно искать Бога через Писание (Лк 24:25−27; Ин 5:39, 46; Рим 10:12−15).

8:32−33 место из Писания Ис 53:7−8.

8:34 о ком пророк говорит это? Его непонимание вполне объяснимо. Даже иудейские знатоки Писания расходились во мнениях по этому месту. Одни считали, что агнец для заклания — это Израиль, другие полагали, что Исаия говорит о себе самом, а кому-то виделся образ Мессии.

8:37 Этот стих отсутствует в наиболее древних рукописях.

8:39 Филиппа восхитил Илия (3Цар 18:12; 4Цар 2:16) и Иезекииль (Иез 3:12, 14; Иез 8:3) также были взяты от земли чудесным образом. Это было сильнейшим подтверждением для присутствующих того, что Филипп был представителем Бога.

8:40 Азоте Азот — так в первом столетии назывался древний филистимский город Ашдод, расположенный в 20 милях (32 км) на север от Газы.
Кесарию Возможно, там жили Филипп и его семья (21:9; см. пояснение к 9:30).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.