Римлянам 11 глава

Послание к Римлянам апостола Павла
Синодальный перевод → Учебной Библии МакАртура

Синодальный перевод

1 Итак, спрашиваю: неужели Бог отверг народ Свой? Никак. Ибо и я Израильтянин, от семени Авраамова, из колена Вениаминова.
2 Не отверг Бог народа Своего, который Он наперёд знал. Или не знаете, что говорит Писание в повествовании об Илии? как он жалуется Богу на Израиля, говоря:
3 «Господи! пророков Твоих убили, жертвенники Твои разрушили; остался я один, и моей души ищут».
4 Что же говорит ему Божеский ответ? «Я соблюл Себе семь тысяч человек, которые не преклонили колени перед Ваалом».
5 Так и в нынешнее время, по избранию благодати, сохранился остаток.
6 Но если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело.
7 Что же? Израиль, чего искал, того не получил; избранные же получили, а прочие ожесточились,
8 как написано: «Бог дал им дух усыпления, глаза, которыми не видят, и уши, которыми не слышат, даже до сего дня».
9 И Давид говорит: «да будет трапеза их сетью, тенётами и петлёю в возмездие им;
10 да помрачатся глаза их, чтобы не видеть, и хребет их да будет согбен навсегда».
11 Итак, спрашиваю: неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность.
12 Если же падение их — богатство миру, и оскудение их — богатство язычникам, то тем более полнота их.
13 Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение моё.
14 Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них?
15 Ибо если отвержение их — примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мёртвых?
16 Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви.
17 Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины,
18 то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя.
19 Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться».
20 Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся.
21 Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя.
22 Итак, видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечён.
23 Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силён опять привить их.
24 Ибо если ты отсечён от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине.
25 Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей, — чтобы вы не мечтали о себе, — что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдёт полное число язычников;
26 и так весь Израиль спасётся, как написано: «придёт от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова.
27 И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их».
28 В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию — возлюбленные Божии ради отцов.
29 Ибо дары и призвание Божие непреложны.
30 Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их,
31 так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы.
32 Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать.
33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!
34 Ибо кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?
35 Или кто дал Ему наперёд, чтобы Он должен был воздать?
36 Ибо всё из Него, Им и к Нему. Ему слава вовеки, аминь.

Учебной Библии МакАртура

11:1−36 В этой главе Павел отвечает на вопрос, который логически вытекает из 10:19−21: «Действительно ли Бог отступает от Израиля за неприятие Христа?» Иными словами, не намерен ли Бог отказаться от данных этому народу обетований (ср. Иер 33:19−26)?

11:1 отверг Сама форма глагола в греческом языке предполагает отрицательный ответ. Несмотря на непослушание Израиля (9:1−13; 10:14−21), Бог не отрекся от Своего народа (ср. 1Цар 12:22; 3Цар 6:13; Пс 88:32−38; Пс 93:14; Ис 49:15; Ис 54:1−10; Иер 33:19−26).
Никак Самая сильная форма отрицания в греческом языке (см. пояснение к 6:2).

11:2 наперед знал См. пояснение к 8:29. Непослушание Израиля не отменяет Божьей любви к нему.
Илии См. пояснение к 3Цар 17:1.

11:3 Цитата из 3Цар 19:10.

11:4 Цитата из 3Цар 19:18.
Ваалом См. пояснения к 1Цар 16:31−32; ср. Чис 22:41.

11:5 по избранию благодати Бог избрал этот остаток не из-за явленной веры, добрых дел, духовных качеств или расовых предпочтений, а исключительно по Своей благодати (ср. Втор 7:7−8; Еф 2:8−9; 2Тим 1:9). остаток Хотя народ отверг Иисуса, тысячи отдельных иудеев уверовали в Него (ср. Деян 2:41; Деян 4:4; Деян 6:1).

11:6 по благодати… то не по делам Человеческие усилия и благодать Божья — это взаимоисключающие пути к спасению (ср. 3:21−31; 4:1−11; 9:11; Гал 2:16, 21; Гал 3:11, 12, 18; Тит 3:5).

11:7 Израиль, чего искал Несмотря на свою ревностную религиозность, иудеи во времена Павла не смогли достичь Божьей праведности (9:31−32; 10:2−3).
избранные Те, кого Бог избрал Своей благодатью, в свою очередь искали и нашли Его праведность (см. пояснения к 9:30; 10:4).
ожесточились Действие Божие (ср. Исх 4:21; Исх 7:3; Исх 9:12; Исх 10:20, 27; Исх 11:40; Исх 14:4, 8, 17; Втор 2:30; Ин 12:40) в ответ на ожесточение их сердца (ср. Исх 8:15, 32; Исх 9:34; Исх 10:1; 2Пар 36:13; Пс 94:8; Притч 28:14; Мф 19:8; Мк 3:5; Еф 4:18; Евр 3:8, 15; Евр 4:7).

11:8−10 Эти цитаты из Ветхого Завета показывают, как Бог по Своему приговору ожесточает неверующее сердце Израиля, а также то, что учение Павла не противоречит Ветхому Завету и не преступает его законы.

11:8 как написано См. пояснение к 3:10. Первая цитата взята из Ис 29:10, далее следуют мысли из Втор 29:4.

11:9 Мысль из Пс 68:23−24. «Трапеза» за столом для человека считалась безопасным местом, но трапеза нечестивых является сетью. Многие верят в то, что для них является проклятием.

11:11 преткнулись... пасть Форма Павлова вопроса (см. пояснение к ст. 1) и его категоричный ответ подтверждают, что ослепление и ожесточение Израиля носят необратимый характер.
от их падения Т.е. отвержение Израилем Иисуса Христа.
спасение язычникам То, что задолго до этого предсказывалось в Ветхом Завете (ср. Быт 12:3; Ис 49:6; Мф 8:11−12; Мф 21:43; Мф 22:1−14; Деян 13:46−47; Деян 28:25−28).
возбудить... ревность Бог намерен передать Свой дар спасения презренным язычникам (см. пояснение к Деян 22:21−23), чтобы снова повернуть народ к Себе (ст. 25−27).

11:12 оскудение их Лучше было бы перевести «несостоятельность их». Т.е. их несостоятельность признать Иисуса из Назарета их Мессией и быть народом, свидетельствующим о Боге, в результате чего эта привилегия была дана Церкви, состоящей из язычников.
богатство миру Богатство истины о спасении (Быт 12:3; Ис 49:6; ср. 2Кор 8:9).
полнота их Их будущее духовное обновление (Откр 7:4, 9; ср. Зах 8:23; Зах 12:10; Зах 13:1; Зах 14:9, 11, 16). «Падение» и «оскудение» у Израиля временное явление (ст. 25−27).

11:13 Апостол язычников См. Деян 18:6; Деян 22:21; Деян 26:17−18; Еф 3:8; 1Тим 2:7.

11:14 возбужу ли ревность См. пояснение к ст. 11.
моих по плоти Его соотечественники израильтяне (см. пояснение к 9:3).

11:15 отвержение их — примирение мира... принятие. См. пояснение к ст. 12.
жизнь из мертвых Не телесное Воскресение, но переход из духовной смерти к духовной жизни (Ин 5:24). Здесь говорится также о будущем духовном возрождении Израиля (ср. ст. 25−27; Зах 12:10; Зах 13:1).

11:16 начаток Первая часть урожая, которая должна была приноситься Богу (Исх 23:19; Исх 34:26; Лев 2:12; Лев 23:10; Чис 15:19−21; Чис 18:12−13; Втор 18:4).
целое Поскольку начаток представлял весь урожай, то и все тесто можно было назвать святым, отделенным для Бога (ср. Исх 31:15; Лев 27:14, 30, 32; Нав 6:19).
корень Патриархи Авраам, Исаак и Иаков. См. пояснение к 4:13.
ветви Потомки патриархов: народ Израиля.

11:17−24 В этом месте Павел строго предупреждает язычников относительно гордости и высокомерия (ср. ст. 18, 20), поскольку они заняли место Израиля именно по причине его гордости.

11:17 ветвей отломились См. Иер 5:10; Иер 11:16−17; Мф 21:43. Отломились не все, но некоторые ветви Израиля (см. пояснения к ст. 16); Бог всегда сохранял остаток из верующих (ср. ст. 3−4).
дикая маслина, привился В древнем мире маслины были важной культурой. Хотя деревья жили несколько сотен лет, некоторые ветви переставали плодоносить. В этом случае на их место прививались ветви молодых деревьев. Павел хочет сказать, что старые бесплодные ветви (Израиль) отламывались, а ветви от дикой маслины (язычники) прививались вместо них.
корня и сока Будучи привитыми, язычники получают обильные благословения Божьего Завета как духовные наследники Авраама (см. пояснения к 4:11; Гал 3:29).
маслины Место Божьего благословения; Божий завет о спасении, заключенный с Авраамом (Быт 12:1−3; Быт 15:1−21; Быт 17:1−27).

11:18 не превозносись В церкви нет места духовной гордости и тем более антисемитизму — мы духовные наследники Авраама (4:11, 16; Гал 3:29).
перед ветвями Неверующими евреями.
но корень — тебя Язычники не являются источником благословения, они привиты к завету спасения, который Бог заключил с Авраамом (ср. Гал 3:6−9, 13−14).

11:19 ветви См. пояснение к ст. 17.
привиться См. пояснение к ст. 18.

11:20 неверием... верою Одни ветви отломились, другие привились только на основании веры и никак не по расовым, этническим, социальным или интеллектуальным характеристикам и не по внешним нравственным проявлениям. Спасение всегда дается только по вере (ср. 1:16−17; Еф 2:8−9).
бойся См. 1Кор 10:12; 2Кор 13:5. Бог будет судить вероотступническую церковь (ср. Откр 2:15−16; Откр 3:16) точно также, как Он осудил вероотступничество Израиля.

11:21 Если Бог не пощадил Израиль («природных ветвей»), Свой избранный народ, то как могут язычники, чуждые Божьих заветов, рассчитывать на пощаду, если они грешат против истины Евангелия?

11:22 видишь благость и строгость Все черты характера Божьего находятся в полной гармонии; нет конфликта между Его благостью и любовью, Его гневом и справедливостью. Принимающие дар Его благодати ощущают Его благость (2:4); отвергающие Его ощущают Его строгость (2:5).
отпадшим Неверующие иудеи, о которых говорится в ст. 12−21. Данное слово в греческом имеет форму глагола, означающего «падать и полностью разрушаться». Отвергающие Божий дар спасения попадают под духовное разрушение.
если пребудешь Подлинная спасительная вера преодолевает все (ср. Ин 8:31; Ин 15:5−6; Кол 1:22−23; Евр 3:12−14; Евр 4:11; 1Ин 2:19).
будешь отсечен Производная от того же греческого корня, что и слово, переведенное как «строгость» в этом же стихе. Бог будет поступать резко и строго с отвергающими Его.

11:23−24 В будущем Израиль покается и склонится перед Мессией (Зах 12:10). Употребляя образное сравнение Павла, можно сказать, что Бог с радостью привьет (верующий) еврейский народ к прежней маслине Своих обетований, потому что она изначально принадлежит ему (9:4) в отличие от диких ветвей (язычников, ср. Еф 2:11−12).

11:25 тайне Это слово используется тогда, когда речь идет о ранее сокрытой истине Нового Завета (см. пояснения к 1Кор 2:7; Еф 3:3−6). Эта тайна состоит из двух частей:
1) Израиль пережил частичное духовное ожесточение и
2) это ожесточение продлится только определенное свыше время. См. пояснение к 16:25.
чтобы вы не мечтали о себе Очередное предупреждение язычникам относительно духовной гордыни и высокомерия (см. пояснение к ст. 17−24).
ожесточение... отчасти Ожесточение народа не распространяется на каждого отдельного еврея. На протяжении всей истории Бог всегда сохранял остаток из носителей веры (См. пояснения к ст. 5, 17).
пока войдет полное число язычников «Пока» относится к определенному моменту времени, «полное» говорит о завершении, «войдет» — в греческом эквивалент этого глагола часто означал приход спасения (ср. Мф 5:20; Мк 9:43, 45, 47; Ин 3:5; Деян 14:22). Духовное ожесточение Израиля (которое началось с непризнания Иисуса Мессией) продлится до того момента, пока не придет к спасению полное число избранных язычников.

11:26−27 Цитата из Ис 59:20−21.

11:26 весь Израиль Т.е. все избранные евреи, которые будут живы в конце скорби, а не остаток верующих евреев, входящих в церковь этого времени (см. пояснения к ст. 5, 17). Поскольку остаток уже принял истину благовестия (см. пояснение к ст. 25), он не нуждается в спасении, которое обещано в данном стихе.
придет от Сиона Избавитель См. Пс 13:7; Пс 52:7; Ис 46:13. Гора Сион есть символ Тысячелетнего царства Господа Иисуса Христа (Пс 109:2).
Сиона См. пояснение к 9:33.

11:27 завет Новый Завет (Ис 59:21; Иер 31:31−34).
когда сниму с них грехи их Цитата из Ис 27:9. Необходимая предпосылка для спасения Израиля (ср. Иез 36:25−29; Евр 8:12).

11:28 благовестию... враги Временное пребывание Израиля в духовном ожесточении (см. пояснение к ст. 25).
в отношении к избранию С точки зрения Божьего выбора для вечности Израиль всегда будет народом Его завета (см. пояснение к ст. 1).
ради отцов Патриархов (Авраама, Исаака и Иакова), воспреемников Авраамова завета (Исх 2:24; Лев 26:4; 4Цар 13:23).

11:29 дары... непреложны См. пояснение к ст. 1. Божье избрание Израиля, как и отдельных верующих, безусловно и неизменно, потому что корни его находятся в Его совершенной природе, и оно выражено односторонним, вечным заветом с Авраамом (см. пояснение к 9:4).

11:30−31 Бог распространит Свою благодать на неверующий Израиль так же, как Он это сделал с неверующими язычниками (ср. Рим 5:8). Спасение — как евреев, так и язычников — проистекает из милости Божией (ср. 1Тим 1:12−14).

11:32 Сам Он не производит грех (Пс 5:5; Ав 1:13; Иак 1:13), но Бог допускает, чтобы человек впал в греховные наклонности, а затем являет славу, показывая Свою благодать и милость грешникам (ср. Еф 2:2; Еф 5:6).

11:33−36 Павел высказывает свое восхищение величием и премудростью Божьего плана, раскрытого в ст. 1−32. Он провозглашает хвалу Богу не только за Его планы относительно будущего Израиля (гл. 9−11), но и проводит заключительную черту под темой, касающейся оправдания верой (гл. 1−11).

1:33 премудрости См. Пс 103:24; Дан 2:20; Еф 3:10; Откр 7:12.
ведения Всеведение Божие (ср. 1Цар 2:3; 3Цар 8:39; Пс 43:22; Пс 148:5).
пути Божьи цели или постановления, которые превыше человеческого понимания (ср. Пс 35:7); а также методы, которые избирает Бог для осуществления Своих целей (ср. Иов 5:9; Иов 9:10; Иов 26:14).

11:34 Цитата из Ис 40:13.

11:35 Цитата из Иов 35:7.

11:36 См. 1Кор 8:6; 1Кор 15:28; Еф 1:23; Еф 4:6; Евр 2:10. Бог — Источник, Совершитель и Венец всему существующему.

Примечания:

 
Синодальный перевод
9 тенёта — сеть, ловушка на диких животных и птиц.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.