1 Коринфянам 15 глава

Первое послание к Коринфянам апостола Павла
Синодальный перевод → Учебной Библии МакАртура

Синодальный перевод

1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребён был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак, я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
12 Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мёртвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мёртвых?
13 Если нет воскресения мёртвых, то и Христос не воскрес;
14 а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
15 Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мёртвые не воскресают;
16 ибо если мёртвые не воскресают, то и Христос не воскрес.
17 А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы ещё во грехах ваших.
18 Поэтому и умершие во Христе погибли.
19 И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
20 Но Христос воскрес из мёртвых, первенец из умерших.
21 Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мёртвых.
22 Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут,
23 каждый в своём порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его.
24 А затем конец, когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу.
25 Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои.
26 Последний же враг истребится — смерть,
27 потому что всё покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему всё покорено, то ясно, что кроме Того, Который покорил Ему всё.
28 Когда же всё покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему всё Ему, да будет Бог всё во всём.
29 Иначе, что делают крестящиеся для мёртвых? Если мёртвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мёртвых?
30 Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям?
31 Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.
32 По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мёртвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрём!
33 Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.
34 Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога.
35 Но скажет кто-нибудь: «как воскреснут мёртвые? и в каком теле придут?»
36 Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживёт, если не умрёт.
37 И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое;
38 но Бог даёт ему тело, как хочет, и каждому семени своё тело.
39 Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.
40 Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных.
41 Иная слава солнца, иная слава луны, иная звёзд; и звезда от звезды разнится в славе.
42 Так и при воскресении мёртвых: сеется в тлении, восстаёт в нетлении;
43 сеется в уничижении, восстаёт в славе; сеется в немощи, восстаёт в силе;
44 сеется тело душевное, восстаёт тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.
45 Так и написано: «первый человек Адам стал душою живущею»; а последний Адам есть дух животворящий.
46 Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное.
47 Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба.
48 Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные.
49 И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного.
50 Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
51 Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся
52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.
53 Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
54 Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою».
55 «Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа?»
56 Жало же смерти — грех; а сила греха — закон.
57 Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!
58 Итак, братия мои возлюбленные, будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен пред Господом.

Учебной Библии МакАртура

15:1−58 Эта глава дает самый подробный в Библии разбор воскресения. Здесь объясняется как Воскресение Иисуса Христа, описанное в Евангелиях, так и воскресение верующих, обещанное в Евангелиях.

15:1−11 Павел начинает свое учение о воскресении верующих обзором свидетельств сведений о Воскресении Иисуса:
1) от церкви (ст. 1−2)
2) от Писаний (ст. 3−4),
3) от свидетелей (ст. 4−7),
4) от самого себя (ст. 8−10) и
5) от всех верующих (ст. 11).

15:1−2 благовествовал… приняли… утвердились Это не было сообщением о чем-то новом. Они уже слышали о воскресении, поверили в него и получили спасение.

15:2 если только не тщетно уверовали Этими словами Павел обращает особое внимание на то, что, возможно, некоторые из них имеют поверхностную, не дающую спасения веру (см. пояснения к Мф 7:13−14, 22−27; Мф 13:24−30, 34−47, 47−50; Мф 25:1−30). Некоторые веровали только так, как веруют и бесы (Иак 2:19), т.е. признавали истинность Евангелия, но не имели любви к Богу, Христу и праведности. Истинные верующие «пребывают твердо» в Евангелии (ср. Ин 8:31; 2Кор 13:5; 1Ин 2:24; 2Ин 1:9).

15:3, 4 по Писанию В Ветхом Завете говорилось о страданиях и Воскресении Христа (см. Лк 24:25−27; Деян 2:25−31; Деян 26:22−23). Иисус, Петр и Павел цитировали или упоминали такие места из Ветхого Завета, как Пс 15:8−11; 21; Ис 53, где говорилось о служении Христа.

15:5−7 Свидетельства, записанные в Новом Завете, подтверждают факт воскресения. К таким свидетелям относятся:
1) Иоанн и Петр вместе (Ин 20:19−20), но, возможно, до того также и каждый в отдельности (Лк 24:34);
2) 12 учеников (Ин 20:19−20; Лк 24:36; Деян 1:22);
3) 500 братий, упоминаемых только здесь (см. пояснения к 2Пет 3:15−16), которые видели воскресшего Христа (ср. Мф 28:9; Мк 16:9, 12, 14; Лк 24:31−39; Ин 21:1−23);
4) Иаков, один из двух Апостолов (либо сын Зеведеев, либо сын Алфеев; ср. Мк 3:17, 18) или даже Иаков — брат Господа по плоти, автор одноименного послания, видный начальник в Иерусалимской церкви (Деян 15:13−21) и
5) Апостолы (Ин 20:19−29). Такие явления происходили в течение 40 дней (Деян 1:3).

15:8 как некоему извергу Павел был спасен слишком поздно, чтобы стать одним из 12 Апостолов. Христос вознесся до его обращения. Но чудесным явлением (Деян 9:1−8; ср. 18:9−10; 23:11; 2Кор 12:1−7) Христос открылся Павлу, и по Божьему предназначению Павел стал Апостолом. См. пояснение к 1:1. Он был «последним из всех» Апостолов и чувствовал себя «наименьшим» (ст. 9−10; 1Тим 1:12−17).

15:10 более всех их потрудился По годам и масштабу служения он превзошел всех, упомянутых в ст. 5−7. Иоанн пережил его, но не имел такого обширного служения, как Павел.

15:12 некоторые из вас говорят Коринфские христиане верили в Воскресение Христа, иначе они не были бы христианами (ср. Ин 6:44; Ин 11:25; Деян 4:12; 2Кор 4:14; 1Фес 4:16). Но некоторым было крайне трудно принять и понять воскресение верующих. Отчасти это было результатом их прошлой связи с языческими философиями и религиями. Одним из основных догматов древнегреческой философии был дуализм, который учил, что весь физический мир пронизан злом; поэтому идея о воскрешении тела была отвратительна и неприемлема (Деян 17:32). Кроме того, возможно, что некоторые иудеи церкви Коринфа в прошлом находились под влиянием саддукеев, которые не верили в воскресение, хотя учение об этом имеется в Ветхом Завете (Иов 19:26; Пс 15:8−11; Пс 16:15; Дан 12:2). С другой стороны, Новый Завет словами Самого нашего Господа очень много говорит о воскресении (Ин 5:28−29; Ин 6:44; Ин 11:25; Ин 14:19), и это было темой апостольской проповеди (Деян 4:1−2). Несмотря на это, церковь в Коринфе была в сомнениях относительно воскресения.

15:13−19 В этих стихах Павел дает 6 страшных последствий, которые постигли бы мир, если бы не было воскресения:
1) проповедь Христа была бы тщетной (ст. 14);
2) вера в Христа была бы тщетной (ст. 14);
3) свидетели и проповедники воскресения были бы лжецами (ст. 15);
4) никто бы не очистился от греха (ст. 17);
5) все бывшие верующие погибли бы (ст. 18) и
6) христиане были бы самыми несчастными людьми на земле (ст. 19).

15:13, 16 Два воскресения — Христа и верующих — одно целое, если нет воскресения, то Христос мертв. Ср. Откр 1:17, 18.

15:17 еще во грехах ваших См. пояснения к Деян 5:30, 31; Рим 4:24, 25.

15:18 умершие В других переводах употребляется слово «уснули» (ср. ст. 6, 20; 11:30; Мф 27:52; Деян 7:60; 2Пет 3:4). Это не сон души, при котором тело умирает, а душа или дух пребывает, предположительно, в бессознательном состоянии.

15:19 несчастнее всех По причине жертв, принесенных в этой жизни ради надежды будущей жизни. Если нет будущей жизни, то лучше было бы «есть, пить и веселиться» пока мы не умрем.

15:20 первенец Речь идет о первой жатве к вечной жизни, при которой Воскресение Христа даст полную гарантию того, что все умершие святые будут также воскрешены. См. Ин 14:19.
умерших См. пояснение к ст. 18.

15:21−22 человека… человека Адам, который через грех принес смерть всему роду человеческому, был человеком. Так же и Христос Своим Воскресением принес жизнь всему роду. См. пояснения к Рим 5:12−19.

15:22 все… все Оба этих слова одинаковы только в смысле наличия общего предка. Второе слово обозначает только верующих (см. Гал 3:26, 29; Гал 4:7; Еф 3:6; ср. Деян 20:32; Тит 3:7) и не предполагают универсализма (спасение без веры). Множество других мест ясно указывают на вечное наказание для неверующих (напр., Мф 5:29; Мф 10:28; Мф 25:41, 46; Лк 16:23; 2Фес 1:9; Откр 20:15).

15:23 в своем порядке Христос был первым, Первенцем в жатве воскресения (ст. 20−23а). Благодаря Его Воскресению «потом Христовы» восстанут и войдут в вечное небесное состояние при Пришествии

Христа. Это произойдет в три этапа (ср. Мф 24:36, 42, 44, 50; Мф 25:13) следующим образом:
1) те, которые пришли к спасительной вере от Пятидесятницы до Восхищения, вместе с воскресшими святыми встретятся с Господом на воздухе и поднимутся в небеса (1Фес 4:16, 17);
2) те, которые пришли к вере во время скорби, вместе святыми Ветхого Завета восстанут царствовать с Ним тысячу лет (Откр 20:4; ср. Дан 12:2; ср. Ис 26:19, 20) и
3) те, которые умирают в Тысячелетнем Царстве, могут сразу же перейти в свои вечные тела и души в момент смерти.
Останется воскреснуть лишь нечестивым в конце тысячелетия, и они предстанут перед великим Белым Престолом суда Божия (см. пояснения к Откр 20:11−15; ср. Ин 5:28−29), а затем последует вечный ад (Откр 21:8).

15:24 А затем конец Третий аспект воскресения — это воцарение на земле Христа, законного Правителя. Слово «конец» означает не только завершение чего-то, а доведение до совершенства. Он предаст Царств Богу Кульминация мировой истории после того, как Христос восстановит мир для Своего Отца и будет царствовать тысячу лет, заключается в возвращении всему предназначенного Богом образа для пребывания в безгрешной славе нового неба и новой земли (см. Откр 21−22).
упразднит всякое начальство Христос навсегда покорит каждого врага Бога и возьмет назад землю, которую Он создал и которая по праву принадлежит Ему. Во время Тысячелетнего Царства при правлении Христа все еще будет проявляться непослушание, и Христос должен будет пасти «их жезлом железным» (Откр 19:15). По окончании Тысячелетия сатана будет освобожден из темницы и возглавит последнее восстание против Бога (Откр 20:7−9). Но со всеми теми, кто разделяет его ненависть к Богу и Христу, а также падшими ангелами, он будет брошен в ад, чтобы вечно страдать в озере огненном (Откр 20:10−15).

15:25 всех врагов под ноги Свои Этот образ восходит от обычая многих царей восседать над своими подданными, поэтому когда подданные кланялись или становились на колени, они оказывались ниже ног своего владыки. Если же то были враги, монарх мог поставить ногу на шею поверженного правителя, демонстрируя свое всевластие. В Тысячелетнем Царстве враги Христа будут Его подданными.

15:26−27 Последний же враг… смерть На кресте Христос разрушил власть сатаны, который обладал властью смерти (Евр 2:14). Но сатана будет лишен своего оружия смерти только в конце Тысячелетия (см. пояснения к Откр 20:1−10). В этот момент, полностью завершив пророчество Пс 8:7 (ст. 27а), Христос передаст тогда Царство Своему Отцу, и начнется вечная слава Откр 21−22.

15:27 ясно Чтобы исключить недоразумения относительно того, что «ясно», Павел говорит, что слова «Ему все покорено» не относятся к Богу Отцу. Именно Отец дал Христу Его власть (Мф 28:18; Ин 5:26−27) и именно Ему Сын служит безупречно.

15:28 все во всем Христос будет продолжать править, потому что Его Царство вечно (Откр 11:15), но Он будет царствовать на Своем прежнем и славном месте как ипостась Троицы, в подчинении Богу (ст. 28), от начала века предначертанным для Него образом в полной славе Троицы.

15:29−34 Павел подчеркивает, что воскресение дает людям побудительные мотивы для спасения (ст. 19), для служения (ст. 30−32) и для освящения (ст. 33−34).

15:29 Этот трудный стих имеет несколько возможных толкований. Однако другие места Писания проясняют некоторые моменты его содержания. Здесь нет, например, такой мысли, что мертвый может быть спасен через крещение другого человека от его имени, потому что крещение никак не является частью чьего-либо спасения (Еф 2:8; ср. Рим 3:28; Рим 4:3; Рим 6:3−4). Казалось бы резонно заметить, что «крещенные» относятся к живым верующим, которые дают внешнее подтверждение своей веры в водном крещении, потому что они были сперва приведены к Христу примерной жизнью, влиянием веры и свидетельством верующих, которые впоследствии умерли. Мысль Павла о том, что если после смерти нет воскресения и нет жизни, зачем же тогда люди приходят ко Христу, чтобы унаследовать надежду умерших?

15:30−31 Я каждый день умираю Павел постоянно рисковал жизнью в своем жертвенном служении. Зачем стал бы он ежедневно и даже ежечасно рисковать, если бы не было надежды после смерти, не было награды, не было вечной радости за всю его боль? Ср. 1Пет 1:3−4.

15:32 зверями в Ефесе Возможно, в буквальном смысле это были дикие животные, или в переносно — разъяренная толпа ефесян, натравленных на него Димитрием (Деян 19:23−34). В любом случае, это была реальная опасность для жизни (ср. 2Кор 11:23−28).
есть… пить… умрем Цитата из Ис 22:13, отражающая отсутствие надежды у отпавших израильтян. Ср. Евр 11:33, 34, 38 о страдающих и их желании смерти ради будущего воскресения (ст. 35).

15:33−34 худые сообщества В греческом языке это слово имело также значение для устного высказывания. Словом или примером худые друзья оказывают тлетворное влияние. Надежда на воскресение освящает, она ведет к праведной жизни, а не к разложению. Некоторые в церкви не знали Бога и оказывали тлетворное влияние, но не на тех, кто надеялся на жизнь в Боге (см. 1Ин 3:2−3).

15:35 Они знали истину, но к сожалению, не верили и не следовали ей (ср. 2Кор 13:5). Поэтому эти вопросы не отражали подлинного интереса к воскресению, а содержали насмешку со стороны тех, кто отрицал воскресение, возможно, под влиянием философии гностицизма. Но, предполагая, что оно существует, они недоумевали, как это могло когда-либо произойти. Ср. Деян 26:8.

15:36−49 Здесь Павел дает четыре ответа на вопросы, поставленные в ст. 35:
1) пример из природы (ст. 36−38),
2) описание небесных тел (ст. 39−42а),
3) противопоставление земных и небесных тел (ст. 42б−44) и
4) напоминание о прообразе Воскресения Иисуса Христа (ст. 45−49).

15:36−38 Когда зерно сеется в землю, оно умирает; разлагаясь, оно перестает существовать в форме семени, но жизнь исходит из этого мертвого семени (см. Ин 12:24). Как Бог дает новое тело тому растению, которое восстает из мертвого семени, точно так же Он может дать небесное тело умершему.

15:39−42а В сотворенной Богом Вселенной имеется огромное разнообразие тел и форм, которые предназначены для всех видов существования, поэтому Бог может создать совершенное тело для небесной жизни.

15:42б-44 Говоря конкретно о небесном теле, Павел дает 4 отличия небесного тела от нынешнего (ср. ст. 54; Флп 3:20−21):
1) в нем больше нет болезни и смерти (тления);
2) нет больше стыда из-за греха (бесчестия);
3) нет больше слабости перед искушениями (немощи);
4) нет больше границ в пространственно-временной сфере (душевного).

15:45−49 Здесь Павел более подробно отвечает на вопрос (ст. 35), показывая, что Воскресение тела Иисуса Христа есть прообраз. Вначале он приводит цитату из Быт 2:7, добавляя два слова: «первый» и «Адам». Адам был сотворен с душевным телом, не совершенным, но хорошим во всех отношениях (Быт 3:1). «Последний Адам» есть Иисус Христос (Рим 5:19, 21). Павел говорит, что через первого Адама мы получили наши душевные тела, а через последнего Адама мы получим наши духовные тела в воскресении. Тело Адама было прототипом душевного, а тело Христа — небесного. Мы понесем образ Его тела, пригодного для небес (Деян 1:11; Флп 3:20−21; 1Ин 3:1−3), как мы несли образ Адама на земле.

15:50 Люди не могут жить в вечной, небесной славе Божьей такими, как они есть. См. пояснение к Рим 8:23. Мы должны измениться (ст. 51).

15:51 тайну Это понятие подразумевает истину, сокрытую в прошлом и раскрытую в Новом Завете. См. пояснения к 2:7 и Еф 3:4−5. Об этой стороне Восхищения Церкви никогда не говорилось в Ветхом Завете. Первое упоминание о нем содержится в Ин 14:1−3, а более подробное в 1Фес 4:13−18 (см. пояснения там же).
умрем См. пояснение к ст. 18.

15:52 во мгновение ока Таким образом Павел показывает, насколько кратко будет этот «момент». Греч. выражение означает любое быстрое движение. Поскольку глаз может двигаться быстрее, чем любая другая часть нашего видимого тела, то это сравнение показывает мгновенное преображение верующих.
при последней трубе Это будет сигнал для Церкви, при котором верующие будут взяты от земли и восхищены (1Фес 4:16).
мертвые воскреснут Согласно 1Фес 4:16, они будут воскрешены первыми, живые святые последуют за ними (1Фес 4:17).

15:54−57 Павел выражает особую радость по поводу реальности воскресения, цитируя Ис 25:8 и Ос 13:14. Последняя цитата сравнивает смерть с пчелой, чье жало вырвано. Этим жалом был грех, обнаженный законом Божьим (см. пояснения к Рим 3:23; Рим 4:15; Рим 6:23; Гал 3:10−13) и побежденный Христом через Его смерть (см. пояснения к Рим 5:17; 2Кор 5:21).

15:58 Надежда на воскресение оправдывает всякие усилия и жертвы в труде для Господа. Никакой труд во имя Его не может быть напрасным в свете вечной славы и награды.

Примечания:

 
Синодальный перевод
47−49 перстный — земной, из праха, пыли земной.
53, 54 облечься — буквально: одеться; воплотиться.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.