Евреям 13 глава

Послание к Евреям апостола Павла
Синодальный перевод → Учебной Библии МакАртура

Синодальный перевод

1 Братолюбие между вами да пребывает.
2 Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.
3 Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.
4 Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.
5 Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: «не оставлю тебя и не покину тебя»,
6 так что мы смело говорим: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?»
7 Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.
8 Иисус Христос вчера и сегодня и вовеки Тот же.
9 Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.
10 Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.
11 Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана, —
12 то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.
13 Итак, выйдем к Нему за стан, нося Его поругание;
14 ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.
15 Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.
16 Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.
17 Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
18 Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всём желаем вести себя честно.
19 Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращён был вам.
20 Бог же мира, воздвигший из мёртвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса [Христа],
21 да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь.
22 Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам.
23 Знайте, что брат наш Тимофей освобождён, и я вместе с ним, если он скоро придёт, увижу вас.
24 Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых. Приветствуют вас Италийские.
25 Благодать со всеми вами. Аминь.

Учебной Библии МакАртура

13:1 Последняя глава послания посвящена вопросам этики, составляющим сущность практической христианской жизни. Эта этика помогает показать миру истинное Евангелие, призвать других к вере во Христа и прославить Бога. Первым качеством христианина является любовь между братьями (ср. Ин 13:35). Хотя этот стих прежде всего относится к христианам, автор испытывал чувства, подобные чувствам Апостола Павла, когда тот писал о своих возлюбленных братьях евреях (см. Рим 9:3−4).

13:2 страннолюбия Второе качество, которое необходимо развивать в себе христианам — проявление любви к странникам (ср. Рим 12:3; 1Тим 3:2). Гостеприимство в древнем мире часто означало предоставление ночлега на ночь или дольше. Во времена гонений это было очень трудно исполнять. Евреи не знали, принимают ли они шпиона, или брата по вере, терпящего преследования.
Ангелам Этот пример не дается в качестве определяющего мотива для оказания гостеприимства, но говорит о том, что невозможно заранее знать, кому ты оказываешь милость (ср. Мф 25:40, 45). Так произошло с Авраамом и Саррой (Быт 18:1−3), Лотом (Быт 19:1−2), Гедеоном (Суд 6:11−24) и Маноем (Суд 13:6−20).

13:3 сами Верующие должны уметь отождествлять себя со страданиями других, поскольку они тоже терпят физическую («в теле») боль и страдания.

13:4 честен Бог высоко почитает брак, который Он утвердил при сотворении (Быт 2:24), но некоторые люди в ранней церкви соблюдали целибат, чтобы быть более святыми, чем те, которые состоят в браке. Павел выступал против этой идеи в 1Тим 4:3 (см. пояснения к 1Кор 7). Сексуальные отношения в браке чисты, но любые сексуальные отношения вне брака находятся под Божьим осуждением.
судит Бог Бог предусматривает серьезное наказание за сексуальную нечистоту (см. пояснения к Еф 5:3−6).

13:5 несребролюбивый Страсть к материальному богатству есть «корень всех зол… которому предавшись некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим 6:10; ср. 1Тим 3:3). «не оставлю тебя и не покину тебя» Цитата из Быт 28:15; Втор 31:6, 8; Нав 1:5; 1Пар 28:20. Верующие должны быть довольны в любых ситуациях, потому что имеют это обещание. В этом утверждении содержатся пять обещаний, которые подчеркивают, что Христос никогда не оставит верующих. Оно подобно утверждению: «нет абсолютно никакого пути, на котором Я когда-нибудь оставлю вас».

13:6 смело Здесь использовано необычное слово для обозначения смелости, а слово, имеющее значение «быть уверенным и мужественным». Ср. его употребление в Мф 9:2; 2Кор 5:6, 8. Цитата взята из Пс 117:6.

13:7 В дополнение к рассуждению о роли верных в гл. 11, автор напоминает евреям об их верных руководителях в церкви. Поступая так, он перечисляет обязанности пастырей:
1) управлять;
2) проповедовать Слово Божие и
3) показывать пример веры, чтобы люди могли следовать ему.
Ср. Деян 20:28; 1Тим 3:1−7; Тит 1:5−9.

13:9 Учениями различными и чуждыми Т. е. любыми учениями, противоречащими Слову Божию. Новый Завет содержит бесчисленное множество предупреждений против лжеучений и лжеучителей (ср. Деян 20:29−30; Рим 16:17; 2Кор 10:4−5; Гал 1:6−9; Еф 4:14; 2Тим 3:16).
благодатию укреплять Получившие Божию благодать во Христе имеют твердые сердца и твердый разум.
яствами Закон Моисея накладывал ограничения на все, в том числе и на пищу (Лев 11). Однако для христиан эти законы отменены (Деян 10:9−16; ср. 1Кор 8:8; Рим 14:17; 1Тим 4:1−5).

13:10−13 См. пояснения к 11:26; 12:2. Автор проводит аналогию для верующих, отождествлявших себя со Христом, с отвержением Христа евреями. Туши животных, приносившихся в жертву в день искупления, предназначались не для употребления в пищу, но сжигались «вне стана» (Лев 4:21; Лев 16:27). Иисус, Который был совершенной искупительной жертвой, также был распят за воротами Иерусалима (Ин 19:17). Образно говоря, верующие должны присоединиться к Нему за станом мира, больше не являясь частью его нечестивой системы и неправедных дел (ср. 2Тим 2:4). В более широком смысле это также означало отказ от системы служения левитов. Непосвященные евреи должны были предпринять смелый шаг, оставить эту систему и выйти за стан старого завета Израиля.

13:10 жертвенник Жертвенник, приносящий жертву и жертва тесно связаны между собой. Связь с жертвенником отождествляет приносящего жертву с самой жертвой. При совершении определенных жертвоприношений, человек отождествлял себя с жертвенником и жертвой, когда ел часть жертвы. Апостол Павел ссылается на эту связь с жертвенником, когда наставляет коринфян в отношении к идоложертвенной пище (1Кор 9:13), а также в отношении правильного поведения на Вечере Господней (1Кор 10:18). Здесь жертвенник равнозначен жертве Христа, особенно при сравнении с днем искупления.

13:15 хвалы… прославляющих Как видно из Послания к Евреям, жертвы были очень важны в Ветхом завете. В Новом Завете Бог ожидает хвалы и благодарения от Своего народа больше, чем хлебных жертвоприношений или жертвоприношений животных. Поскольку все новозаветные верующие являются священниками (1Пет 2:5, 9), они приносят жертвы хвалы и благодарения Богу (Рим 12:1). «Жертва хвалы» также упоминается в Лев 7:12; Пс 53:8. О «плоде уст» см. Ис 57:19; Ос 14:2.

13:16 благотворения и общительности Жертвы хвалы, исходящие из уст народа Божьего, могут удовлетворить Бога лишь тогда, когда они сопровождаются поступками любви (ср. Ис 58:6−7; Иак 1:27; 1Ин 3:18).

13:17 наставникам вашим См. пояснение к ст. 7. Пастыри (епископы) церкви пользуются властью Христа, когда проповедуют, учат и применяют Писание (см. пояснения к Деян 20:28; 1Фес 5:12−13). Они служат церкви ради Христа и обязаны отчитываться перед Ним в своей верности. См. пояснения к 1Кор 4:1−5; 1Пет 5:1−4. Это может включать как мирских, так и духовных руководителей. Даже те, которые не познали Бога, назначаются Им и используются Им (ср. Рим 13:1, 4).
радостью Церковь обязана помогать своим руководителям в работе с желанием и радостью. См. пояснения к 1Фес 5:12−13.

13:19 возвращен Автор уже общался с евреями, которым писал, и очень хотел снова быть в общении с ними.

13:20−21 Это благословение — одно из самых красивых в Писании (ср. Чис 6:24−26; 2Кор 13:14; Иуд 1:24−25). Пример того, как может проявляться благодать во взаимных благословениях и молитвах.

13:20 Бог… мира Павел использует этот титул в своих посланиях 6 раз (ср. 1Фес 5:23).
Пастыря овец великого См. Ис 63:11. Образ Мессии как Пастыря часто встречается в Писании (Пс 22; Ис 40:11; Иез 34:23; Ин 10:11; 1Пет 2:25; 1Пет 5:4).
Кровию завета вечного В контексте Послания к Евреям это относится к вечному Новому Завету (в будущем смысле) по сравнению с заветом Моисея, который был временным и утратил свою силу (см. пояснения к 8:6−13; 9:15).

13:21 усовершит В греческом это слово отлично от слова, переведенного как «совершенный» или «совершенство», использованного в Послании к Евреям в связи со спасением (см. пояснение к 5:14). Но это то же слово, которое переведено как «уготовал» в 10:5 и «устроены» в 11:3. Оно относится к верующим, которые получили наставление. Глагол несет смысловой оттенок «устроение себя посредством дисциплины», «приведение в порядок», «исправление, восстановление или подготовка» (см. пояснение к 11:3; ср. 1Кор 1:10; 2Кор 13:11; 2Тим 3:17).

13:22 примите Автор ободряет читателей и призывает их принять послание открытым разумом и горячим сердцем, в отличие от тех, которые «здравого учения принимать не будут» (2Тим 4:3).
слово увещания Ср. 3:13. Авторское резюме послания (см. во Введении: исторические и теологические темы).

13:23 освобожден Подробности заключения Тимофея неизвестны (ср. 2Тим 4:11, 21).

13:24 Италийские Возможно, что аудитория, к которой обращался автор, была из Италии, или же италийские христиане которые находились с автором, передавали свои приветствия (см. во Введении: Автор и время написания). Употребление подобных фраз где-либо еще в других местах неопределенно, хотя некоторые явно относятся к людям, живущим на родине (Деян 10:23; Деян 17:13) или вдали от нее (Деян 21:27).

Примечания:

 
Синодальный перевод
9 яство — еда, пища.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.