Бытие 37 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Синодальный перевод

1 Иаков жил в земле странствования отца своего, в земле Ханаанской.
2 Вот житие Иакова. Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими, будучи отроком, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жён отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до отца их.
3 Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, — и сделал ему разноцветную одежду.
4 И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно.
5 И видел Иосиф сон, и рассказал братьям своим: и они возненавидели его ещё более.
6 Он сказал им: выслушайте сон, который я видел:
7 вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу.
8 И сказали ему братья его: неужели ты будешь царствовать над нами? неужели будешь владеть нами? И возненавидели его ещё более за сны его и за слова его.
9 И видел он ещё другой сон, и рассказал его братьям своим, говоря: вот, я видел ещё сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звёзд поклоняются мне.
10 И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придём поклониться тебе до земли?
11 Братья его досадовали на него, а отец его заметил это слово.
12 Братья его пошли пасти скот отца своего в Сихем.
13 И сказал Израиль Иосифу: братья твои не пасут ли в Сихеме? пойди, я пошлю тебя к ним. Он отвечал ему: вот я.
14 Израиль сказал ему: пойди, посмотри, здоровы ли братья твои и цел ли скот, и принеси мне ответ. И послал его из долины Хевронской; и он пришёл в Сихем.
15 И нашёл его некто блуждающим в поле, и спросил его тот человек, говоря: чего ты ищешь?
16 Он сказал: я ищу братьев моих; скажи мне, где они пасут?
17 И сказал тот человек: они ушли отсюда, ибо я слышал, как они говорили: «пойдём в Дофан». И пошёл Иосиф за братьями своими и нашёл их в Дофане.
18 И увидели они его издали, и прежде нежели он приблизился к ним, стали умышлять против него, чтобы убить его.
19 И сказали друг другу: вот, идёт сновидец;
20 пойдём теперь, и убьём его, и бросим его в какой-нибудь ров, и скажем, что хищный зверь съел его; и увидим, что будет из его снов.
21 И услышал сие Рувим и избавил его от рук их, сказав: не убьём его.
22 И сказал им Рувим: не проливайте крови; бросьте его в ров, который в пустыне, а руки не налагайте на него. Сие говорил он, чтобы избавить его от рук их и возвратить его к отцу его.
23 Когда Иосиф пришёл к братьям своим, они сняли с Иосифа одежду его, одежду разноцветную, которая была на нём,
24 и взяли его и бросили его в ров; ров же тот был пуст; воды в нём не было.
25 И сели они есть хлеб, и, взглянув, увидели, вот, идёт из Галаада караван Измаильтян, и верблюды их несут стираксу, бальзам и ладан: идут они отвезти это в Египет.
26 И сказал Иуда братьям своим: что пользы, если мы убьём брата нашего и скроем кровь его?
27 Пойдём, продадим его Измаильтянам, а руки наши да не будут на нём, ибо он брат наш, плоть наша. Братья его послушались.
28 И, когда проходили купцы Мадиамские, вытащили Иосифа изо рва и продали Иосифа Измаильтянам за двадцать сребреников; а они отвели Иосифа в Египет.
29 Рувим же пришёл опять ко рву; и вот, нет Иосифа во рве. И разодрал он одежды свои,
30 и возвратился к братьям своим, и сказал: отрока нет, а я, куда я денусь?
31 И взяли одежду Иосифа, и закололи козла, и вымарали одежду кровью;
32 и послали разноцветную одежду, и доставили к отцу своему, и сказали: мы это нашли; посмотри, сына ли твоего эта одежда, или нет.
33 Он узнал её и сказал: это одежда сына моего; хищный зверь съел его; верно, растерзан Иосиф.
34 И разодрал Иаков одежды свои, и возложил вретище на чресла свои, и оплакивал сына своего многие дни.
35 И собрались все сыновья его и все дочери его, чтобы утешить его; но он не хотел утешиться и сказал: с печалью сойду к сыну моему в преисподнюю. Так оплакивал его отец его.
36 Мадианитяне же продали его в Египте Потифару, царедворцу фараонову, начальнику телохранителей.

Толкование Мэтью Генри

С этой главы начинается история Иосифа, который в каждой последующей главе, за исключением одной, до конца книги является главным персонажем. Иосиф — старший сын любимой жены Иакова Рахили, рожденный, подобно другим выдающимся людям, от матери, долгое время бывшей бесплодной. Его история настолько отчетливо разделена между его уничижением и возвышением, что трудно избежать сравнения со Христом, который был вначале уничижен и затем превознесен, и во многих случаях жизнь Иосифа является прообразом жизни Христа. Этот рассказ также демонстрирует участь христиан, которым предстоит через многие скорби войти в Царство Божие. В этой главе изложено следующее.

I. Злоба, которую братья вынашивали против него. Они ненавидели его, (1) потому что он поведал отцу об их злых делах (ст. 1−2).

(2) Потому что отец любил его (ст. 3−4).

(3) Потому что он увидел сон о своем владычестве над ними (ст. 5−11).

II. Злой умысел братьев, который и был осуществлен.

1. Посещение Иосифом братьев дал им возможность осуществить злобный план (ст. 12−17).

2. Они замыслили убить его, но затем решили уморить голодом (ст. 18−24).

3. Они поменяли свои планы и продали его в рабство (ст. 25−28).

4. Они заставили отца поверить, что Иосиф был разодран зверем (ст. 29−35).

5. Он был продан в Египте Потифару (ст. 36). И все это содействовало ему во благо.

Стихи 1−4. Моисей ничего бы не сказал в отношении Едомлян, не встреться они на пути Израильского народа; но теперь он с энтузиазмом повествует о семье Иакова: вот житие Иакова (родословная Иакова — англ. перевод). Оно не представляет собой пустое генеалогическое древо, как у Исава (Быт 36:1), а наполнено знаменательными и важными событиями.

1. Иаков временно находится с отцом, который еще жив (ст. 1). Пока мы не достигнем небес, мы никогда не будем чувствовать себя как дома.

2. Иосиф — пастух, пас скот вместе с братьями своими (ст. 2). Будучи любимцем отца, он не был воспитан изнеженным и праздным. Тот, кто не приучает детей к труду, профессии и послушанию, в действительности не любит их. Чрезмерная любовь к детям часто портит их. Кто привык жить праздно, непригоден к чему-то хорошему.

3. Иосиф, любимый отцом более других (ст. 3) — отчасти ради любимой матери, отчасти ради его самого, — был самым большим утешением для него в старости. Возможно, Иосиф всегда ждал Иакова и был более внимательным к нему, чем остальные сыновья; он был сыном старости его. То есть, будучи ребенком, он был серьезным и рассудительным, как старец, — дитем, но не ребенком. Иаков продемонстрировал свою привязанность к нему, одевая его лучше, чем других детей: он сделал ему разноцветную одежду, которая, возможно, подразумевала дальнейшие предназначенные для него почести. Заметьте: хотя особенное проявление родительской любви (заслуженное детьми) и приносит детям радость, необходимо проявлять благоразумие и рассудительность, чтобы не выделять одного ребенка перед другими (если только нет серьезной и весомой причины, чтобы отметить послушание или непослушание детей); родительское воспитание должно быть беспристрастным, направляемым уравновешенной и спокойной рукой.

4. Братья ненавидели Иосифа, (1) потому что отец любил его; когда родители по-разному относятся к детям, они это сразу замечают, что зачастую приводит к вражде и ссорам в семьях.

(2) Потому что он доводил худые о них слухи до отца их. Сыновья Иакова поступали плохо, находясь вне поля зрения отца; они бы не посмели так вести себя, если бы были дома с отцом. Однако Иосиф рассказывал отцу об их плохом поведении, чтобы тот образумил и обуздал их — не как злобный сплетник, сеющий разногласие, а как верный брат, который не осмеливается сам сделать замечания, а представляет их худые дела высшему авторитету, способному их увещевать. Заметьте:

[1] Часто на дружелюбных наставников смотрят как на врагов. Тот, кто не желает изменяться, ненавидит тех, кто хочет их изменить (Притч 9:8).

[2] Мир часто ненавидит тех, кого любит Бог; ад проклинает тех, кого Небеса благословляют. Нечестивцы не будут дружелюбны к тем, к кому доброжелателен Бог. Об Иосифе говорится, что он был отроком с сыновьями Валлы; некоторые читают, что он был слугой им, выполнявшим тяжелую, однообразную работу.

Стихи 5−11. В этих стихах:

I. Иосиф повествует о своих пророческих снах (ст. 6−7, 9−10). Несмотря на молодость (около семнадцати лет), он отличался набожностью, благочестием и добропорядочностью. Эти качества способствовали проявлению в его жизни Божьих благословенных откровений. Иосиф столкнулся со множеством проблем, поэтому Бог в нужное время открыл перспективу его будущего продвижения, чтобы поддержать и утешить его во время продолжительных и горестных бедствий, через которые ему предстояло пройти. Подобным образом Христос обладал предлежавшей Ему радостью, как и все христиане. Заметьте: Бог разными путями заблаговременно подготавливает своих детей к испытаниям, которые они не могут предвидеть, но которые видит Он, даруя им утешения. В снах говорилось о том, (1) что все снопы братьев поклонились ему, указывая на обстоятельства, при которых они должны почтить его, другими словами, ища хлеба у него; их пустые снопы должны были поклониться его наполненному снопу.

(2) Что солнце, луна и одиннадцать звезд поклонились ему (ст. 9). Иосиф был в большей мере пророком, чем политиком, в противном случае он придержал бы это откровение для себя, осознавая, что братья ненавидят его и эти откровения лишь больше возмутят их. Хотя он и сказал это в своей наивной простоте, но Бог хотел тем самым смирить его братьев. Отметьте: Иосифу снилось его продвижение, а не тюремное заключение. Подобным образом многие молодые люди, вступая в мир, мечтают лишь о процветании и удовольствиях, не думая о трудностях.

II. Братья Иосифа очень тяжело перенесли это и стали еще яростней относиться к нему (ст. 8): неужели ты будешь царствовать над нами? Обратите внимание:

(1) насколько правильно они истолковали сон о том, что Иосиф будет царствовать над ними. Противящиеся исполнению сна становятся его толкователями, как это случилось в истории с Гедеоном (Суд 7:13−14); они догадались, что Иосиф говорил о них (Мф 21:45). Последующее событие лишь подтвердило данное толкование (Быт 42:6 и далее).

(2) С каким презрением они негодовали: неужели ты один будешь владеть нами всеми? Ты, самый младший, будешь главенствовать над нами, старшими? Заметьте: царствование и владычество Иисуса Христа, нашего «Иосифа», всегда подвергалось презрению и противоборству плотского и атеистического мира, который не может вынести мысли о том, что этот Человек будет царствовать над ними. Владычество праведников наутро воскресения воспринималось с пренебрежением.

III. Отец мягко упрекает Иосифа, но все же отметьте, что он говорит в ст. 10−11. Возможно, он отчитал его, чтобы смягчить обиду и оскорбление, вызванные у братьев этим сном; хотя, кажется, он уделил этому больше внимания, чем следовало. Он старался внушить, что это был просто безосновательный сон, потому что в нем появилась мать, умершая некоторое время тому назад, в то время как солнце и луна и одиннадцать звезд указывают на всю семью, зависящую от него и с радостью воздающую ему дань признания. Заметьте, вера детей Божьих в Его обетования часто подвергается сильным потрясениям нашим непониманием их сущности, которое в дальнейшем предполагает невозможность их осуществления; однако Бог осуществляет Свои планы и в конечном итоге совершит их независимо от того, понимаем мы Его или нет. Иаков, подобно Марии (Лк 2:51), хранил все это в своем сердце и, несомненно, впоследствии вспомнил, когда предсказанное исполнилось.

Стихи 12−22. Эти стихи повествуют следующее.

I. Повинуясь велению отца, Иосиф отправляется к братьям, пасущим стадо в Сихеме, за много километров от дома. Некоторые толкователи считают, что они пошли туда специально, надеясь, что Иосифа могут послать к ним, и это будет прекрасная возможность для совершения злобных замыслов. Но в Иосифе и Иакове было большей невинности голубя, чем мудрости змеи; в противном случае отец никогда не отдал бы сына в руки ненавидевших его; однако Бог предопределил все это во благо. Мы видим в Иосифе пример (1) повиновения отцу. Хотя он был его любимцем, тем не менее всегда с желанием готов был послужить ему. С какой готовностью он ожидал его повеления! Вот я (ст. 13). Заметьте: наиболее любимые дети должны быть самыми послушными своим родителям; в этом случае родительская любовь будет в должной мере вознаграждена.

(2) Проявления доброты к братьям. Хотя он знал, что они ненавидели и завидовали ему, но не возражал отцовскому повелению, ссылаясь на отдаленность места и опасность путешествия, а с радостью воспользовался возможностью оказать почтение братьям. Заметьте: здесь преподносится очень хороший урок, хотя он трудно усваивается и редко практикуется, — любить ненавидящих нас; и если наши родственники не исполняют свой долг по отношению к нам, то мы не должны воздерживаться от своих обязанностей по отношению к ним. Это заслуживает благодарности. Иосиф послан отцом, чтобы узнать о благополучии братьев: не восстали ли местные жители против них и не уничтожили ли в отместку за варварское убийство жителей Сихема несколько лет тому назад? Иосиф, не найдя их там, пошел в Дофан, что указывает на то, что он предпринял путешествие не только из послушания отцу (в этом случае он бы вернулся домой, не найдя их в Сихеме, исполнив в точности сказанное отцом), а из любви к братьям. Поэтому он усердно искал их до тех пор, пока не нашел. Пусть всегда в общении пребывает братская любовь, проявляемая конкретным образом.

II. Кровожадный и злобный заговор братьев против Иосифа, воздавшего добром за зло: несмотря на любовь Иосифа, они были его противниками. Отметьте, (1) как изобретательны они были в своих злобных умыслах: когда увидели они его издали… стали умышлять против него (ст. 18). Они задумали убить его не под воздействием внезапных чувств или в приступе ярости, а действовали хладнокровно, со злым умыслом. Заметьте: всякий ненавидящий брата своего — убийца, потому что может стать таким при подвернувшейся возможности (1Ин 3:15). Злоба приносит больше всего вреда, создавая опасность кровопролития, когда ей потворствуют и дают убежище. Чем больше в грехе изобретательности и планов, тем он хуже; плохо делать зло, еще хуже его планировать.

(2) Как жестоки они были в своих замыслах: только пролитие крови могло удовлетворить их: пойдем теперь и убьем его (ст. 20). Заметьте: старая вражда охотится за драгоценной жизнью. Кровожадные люди ненавидят непорочного (Притч 29:10), и кровью святых упивается блудница.

(3) С каким насмешливым презрением они отнеслись к его снам (ст. 19−20): вот, идет сновидец; увидим, что будет из его снов. Эти слова указывают на причину раздражения и ярости. Мысль о почитании Иосифа была невыносимой для них. Именно это они намеревались предотвратить посредством убийства. Заметьте: люди, в ярости и раздражении выступающие против Божьих планов, стремятся разрушить их неправедным путем; но они замышляют тщетное (Пс 2:1−3). Божьи намерения останутся незыблемыми.

(4) Они пришли к единому мнению и решили прикрыть убийство ложью: скажем, что хищный зверь съел его; в то же время в решении уничтожить Иакова они показали себя хуже хищных зверей, потому что хищные звери не охотятся на себе подобных. Братья готовы были разорвать его на кусочки.

III. Замысел Рувима освободить Иосифа (ст. 21−22) Заметьте: Бог может воздвигнуть друзей для Своего народа даже среди его врагов, потому что Он держит сердца всех людей в Своих руках. Из всех братьев Рувим больше всех имел причины завидовать Иосифу: он был первенцем, и ему полагалась особенная благосклонность Иакова, которую тот проявлял к Иосифу; тем не менее Рувим оказался лучшим другом Иосифа. Похоже, он имел мягкий и женственный характер, что и привело ко греху нечистоты, в то время как характер его братьев Симеона и Левия был агрессивным и жестоким, что привело ко греху убийства, о котором Рувим боялся даже помыслить. Заметьте: свой нрав и характер необходимо предохранять от грехов, к которым имеем склонность, и чаще проявлять его (подобно Рувиму) в отношении грехов, к которым относимся с неприязнью. Рувим предложил план, который был воспринят как действенное решение их намерения уничтожить Иосифа, и в то же время преследовал цель освободить его из рук братьев и возвратить отцу; возможно, Рувим надеялся вновь приобрести благосклонность отца, утерянную прежде, но Бог изменил все, чтобы достичь Своей цели, сделав Иосифа инструментом спасения множества народа. Здесь Иосиф выступает как прообраз Христа. Хотя Он был возлюбленным Сыном Отца и ненавидим нечестивым миром, в то же время Отец послал Его из Своих недр, чтобы посетить нас с величайшим смирением и любовью. Он пришел с небес на землю, чтобы найти и спасти нас; тем не менее против него был осуществлен злобный заговор. Он пришел к Своим, и те не только не приняли, но и совещались против него: это наследник; пойдем, убьем его; распни Его, распни Его. Он подчинился, следуя Своему предназначению, чтобы искупить и спасти нас.

Стихи 23−30. В них рассказывается об исполнении заговора против Иосифа.

1. Они раздели его, каждый стараясь схватить ненавистную разноцветную одежду (ст. 23). Так в своем воображении они лишили его права первородства, символом которого являлась особенная одежда, унижая при этом отца, забавляясь оскорблением Иосифа: «Ну что, Иосиф, где же твоя разноцветная одежда?» Подобным образом были сорваны простые одежды нашего Господа Иисуса Христа, и претерпевшие страдания христиане злонамеренно были лишены прав и почета, сделавшись посмешищем для всех.

2. Они решили уморить его голодом, бросив в пустой ров, чтобы он умер голодной и холодной смертью — так жестоко проявилось их милосердие (ст. 24). Заметьте: там, где царствует зависть, жалость отсутствует и человечность забыта (Притч 27:4). Злоба настолько наполнена смертоносным ядом, что чем большее варварство проявляется, тем больше она получает удовлетворения. Теперь Иосиф просит пощадить жизнь, испытывая неимоверные страдания души (Быт 42:21), с невообразимой нежностью умоляя их довольствоваться его одеждой, сохранив при этом жизнь. Он ссылается на невиновность, родство, любовь и покорность, но все напрасно. Он рыдает и умоляет, но лишь Рувим смягчается и заступается за него (Быт 42:22). Но ему не удалось спасти Иосифа от ужасного рва, в котором он должен был умирать постепенно, будучи заживо погребенным. Не он ли тот, кому братья должны поклониться? Заметьте: часто кажется, что Божье провидение противоречит Его намерениям, но даже в таких ситуациях на расстоянии оно служит их исполнению.

3. Они пренебрегли его душевными страданиями и не проявили сочувствие переживаемым скорбям; когда Иосиф связанным находился во рву, оплакивая свое несчастье, ослабевшим голосом моля о пощаде, они сели есть хлеб (ст. 25).

(1) Они не чувствовали никаких угрызений совести из-за совершенного греха; в противном случае это испортило бы им аппетит и вкус пищи. Отметьте: огромное давление на совесть притупляет ее, на время лишая сознания и речи. Осмелившиеся грешники чувствуют себя в безопасности. Совесть братьев Иосифа, дремлющая в настоящий момент, впоследствии проснется (Быт 42:21).

(2) Мысль о том, каким образом они избавились от страха, что Иосиф будет владычествовать над ними, и что он сам оказался на их месте, приносила удовлетворение. Они радовались, что он оказался в таком положении, подобно тем, кто убил двух свидетелей, мучавших их (Откр 11:10). Заметьте: противящиеся Божьим намерениям, возможно, могут торжествовать сейчас, думая, что достигли определенной цели, но в конечном итоге оказаться обманутыми.

4. Они продали его. В это время проходил мимо них караван купцов (так определило Божье провидение), и Иуда посоветовал продать Иосифа, чтобы его увезли подальше в Египет, где тот, по всей вероятности, потеряется и будет забыт.

(1) Иуда предложил это, сострадая Иосифу (ст. 26): «Что пользы, если мы убьем брата нашего? Будет больше пользы и меньше вины, если продадим его». Заметьте: испытывая искушения согрешить, следует принять во внимание, что мы ничего не выиграем. Ничего от этого мы не получим.

(2) Братья молча согласились, думая, что если Иосиф будет продан в рабство и окажется в Египте, то никогда не сможет стать их господином; тем не менее свершившееся способствовало этому. Заметьте, что гнев человеческий обратится во славу Бога: остаток гнева Он укрощает (Пс 75:11). Братья Иосифа удивительным образом были удержаны от совершения убийства, и продажа его в Египет чудесно обратилась во славу Бога. Подобно Иосифу, проданному по хитроумному плану Иуды за двадцать сребреников, и наш Господь Иисус был продан за тридцать тем, кто также назывался Иудой. Похоже, что Рувим покинул своих братьев, когда те продавали Иосифа, желая прийти ко рву другой дорогой, помочь ему выбраться и благополучно вернуться к отцу. Хорошее побуждение, однако, если бы оно свершилось, что произошло бы с Божьим намерением возвысить Иосифа в Египте? Заметьте: существует много планов в человеческих сердцах, много замыслов у врагов народа Божьего, чтобы погубить их, как и много намерений у их друзей помочь им; и возможно, обе стороны разочаровываются, как в данном случае; однако Божьи намерения — единственное, что свершится. Рувим считал себя пропавшим, потому что юноша был продан в рабство: куда я денусь? (ст. 8). Как от старшего в семье, отец потребует от него отчет о случившемся с Иосифом; но будущее доказало, что они все погибли бы, не продав его в Египет.

Стихи 31−36. I. Иосиф вскоре окажется пропавшим, о нем будут задавать много вопросов, поэтому у братьев созрел дальнейший план, как убедить всех, что Иосифа на мелкие кусочки растерзал дикий зверь. Они поступили так, чтобы (1) оградить себя от подозрений в совершении какого-либо злого умысла по отношению к нему. Заметьте: все мы научились от Адама покрывать проступки (Иов 31:33). Дьявол научил человека сначала грешить, а потом скрывать один грех другим: воровство и убийство покрывать лжесвидетельством и клятвопреступлением. Однако покрывающий свой грех не будет долго благоденствовать. Братья Иосифа скрывали свой проступок от других людей некоторое время, но в конечном итоге на их злодейство был пролит свет, эта история была запечатлена для всего мира, и память об этом передается из поколения в поколение.

(2) Опечалить благочестивого отца. Кажется, что они сделали это намеренно, чтобы отомстить ему за проявление особенной любви к Иосифу. Это было искусно придумано с целью как можно больше досадить отцу. Они прислали ему разноцветную одежду Иосифа, имеющую на один цвет больше — кровавый (ст. 32), сделали вид, что нашли ее в поле, и, наверное, с насмешкой спросили самого Иакова: сына ли твоего эта одежда? Символ его чести и славы стал предвестником судьбы; осмотрев окровавленную одежду, они быстро пришли к мнению, что, верно, растерзан Иосиф. Любовь всегда склонна опасаться наихудшего в отношении любимого человека. Существует любовь, изгоняющая страх, — это совершенная любовь. Знающие родительское сердце могут представить себе страдания бедного Иакова, поставив себя на его место. Насколько живо предстают перед ним ужасные картины случившегося несчастья! Во сне и наяву он видит дикого зверя, набрасывающегося на Иосифа; кажется, слышен жалобный крик среди ужасающего львиного рычания. Не раз он содрогается и млеет от одной мысли, что лев упивался кровью сына, разрывая его на части, не оставив останков. Лишь разноцветная одежда остается, чтобы донести новости. Вне сомнения, немало горечи добавлял тот факт, что он сам подверг его опасности, послав одного в опаснейшее путешествие, ставшее в итоге фатальным. Осознание этого факта разрывает сердце отца, Иаков готов признать себя виновным в смерти сына. Теперь (1) прилагаются усилия, чтобы утешить его. Сыновья подло притворяются, что сочувствуют ему (ст. 35), но они оказались жалкими и лицемерными утешителями. Если бы они в действительности хотели утешить его, то могли бы легко сделать это, сказав правду о случившемся: «Иосиф жив, продан в рабство в Египет, и будет несложно добраться туда, чтобы выкупить его». Это облегчило бы сетования, сняв с него вретище и препоясав веселием. Странно, что их не выдало выражение лиц, с которыми они притворно соболезновали Иакову в смерти Иосифа, зная о том, что он жив. Заметьте: человеческое сердце странным образом ожесточается коварством греха. Однако (2) все было напрасно: но он не хотел утешиться (ст. 35). Иаков безутешно оплакивал своего сына и готов был с печалью сойти к сыну в преисподнюю. Это не было внезапным проявлением чувств, как у Давида: о, кто дал бы мне умереть вместо тебя, сын мой, сын мой! Подобно Иову, он еще больше поник в печали. Заметьте:

[1] Чрезмерная привязанность к кому-либо способствует еще большим страданиям, когда предмет обожания уходит от нас или приносит горечь. Неумеренная любовь обычно заканчивается чрезмерной печалью, подобно маятнику, который может качнуться как в одну, так и в другую сторону.

[2] Тот, кто погружается в печаль при каждом случае, не заботится об утешении для своей души и доверии к своей религии. Никогда не следует говорить: «Сойдем с печалью в могилу», потому что мы не знаем, какие радостные дни хранит для нас Божье провидение, и мы поступим мудро, если подстроимся под провидение.

[3] Мы часто озадачены воображаемыми трудностями. Кажется, что все намного хуже, чем на самом деле, и мы обеспокоены в большей мере, чем необходимо. Иногда, чтобы утешить нас, достаточно открыть нам глаза; хорошо, когда мы надеемся на лучшее.

II. Измаильтяне и Мадианитяне купили Иосифа с целью перепродажи на рынке (без сомнений, с выгодой для купцов, ст. 36), и там его купил Потифар. Иаков оплакивал сына, потерявшего жизнь; но если бы он знал все, то оплакивал бы (хотя и не так страстно) потерю свободы. Неужели рожденный свободным сын Иакова сменит лучшие одежды семьи на ливрею египетского господина и все признаки порабощения? Как быстро египетская земля стала домом рабства для потомков Иакова! Заметьте: мудрые родители не воспитывают детей слишком изнеженными, потому что неизвестно, какие трудности и огорчения провидение хранит для них в этой жизни. Вряд ли Иаков предполагал, что любимый сын Иосиф будет продан в рабство.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.