Бытие 44 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Синодальный перевод

1 И приказал Иосиф начальнику дома своего, говоря: наполни мешки этих людей пищею, сколько они могут нести, и серебро каждого положи в отверстие мешка его,
2 а чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младшему вместе с серебром за купленный им хлеб. И сделал тот по слову Иосифа, которое сказал он.
3 Утром, когда рассвело, эти люди были отпущены, они и ослы их.
4 Ещё не далеко отошли они от города, как Иосиф сказал начальнику дома своего: ступай, догоняй этих людей и, когда догонишь, скажи им: «для чего вы заплатили злом за добро?
5 Не та ли это чаша, из которой пьёт господин мой и он гадает на ней? Худо это вы сделали».
6 Он догнал их и сказал им эти слова.
7 Они сказали ему: для чего господин наш говорит такие слова? Нет, рабы твои не сделают такого дела.
8 Вот, серебро, найденное нами в отверстии мешков наших, мы обратно принесли тебе из земли Ханаанской: как же нам украсть из дома господина твоего серебро или золото?
9 У кого из рабов твоих найдётся чаша, тому смерть, и мы будем рабами господину нашему.
10 Он сказал: хорошо; как вы сказали, так пусть и будет: у кого найдётся чаша, тот будет мне рабом, а вы будете не виноваты.
11 Они поспешно спустили каждый свой мешок на землю и открыли каждый свой мешок.
12 Он обыскал, начал со старшего и окончил младшим; и нашлась чаша в мешке Вениаминовом.
13 И разодрали они одежды свои, и, возложив каждый на осла своего ношу, возвратились в город.
14 И пришли Иуда и братья его в дом Иосифа, который был ещё дома, и пали пред ним на землю.
15 Иосиф сказал им: что это вы сделали? разве вы не знали, что такой человек, как я, конечно, угадает?
16 Иуда сказал: что нам сказать господину нашему? что говорить? чем оправдываться? Бог нашёл неправду рабов твоих; вот, мы рабы господину нашему, и мы, и тот, в чьих руках нашлась чаша.
17 Но Иосиф сказал: нет, я этого не сделаю; тот, в чьих руках нашлась чаша, будет мне рабом, а вы пойдите с миром к отцу вашему.
18 И подошёл Иуда к нему, и сказал: господин мой, позволь рабу твоему сказать слово в уши господина моего, и не прогневайся на раба твоего, ибо ты то же, что фараон.
19 Господин мой спрашивал рабов своих, говоря: «есть ли у вас отец или брат?»
20 Мы сказали господину нашему, что у нас есть отец престарелый, и младший сын, сын старости, которого брат умер, а он остался один от матери своей, и отец любит его.
21 Ты же сказал рабам твоим: «приведите его ко мне, чтобы мне взглянуть на него».
22 Мы сказали господину нашему: «отрок не может оставить отца своего, и если он оставит отца своего, то сей умрёт».
23 Но ты сказал рабам твоим: «если не придёт с вами меньший брат ваш, то вы более не являйтесь ко мне на лицо».
24 Когда мы пришли к рабу твоему, отцу нашему, то пересказали ему слова господина моего.
25 И сказал отец наш: «пойдите опять, купите нам немного пищи».
26 Мы сказали: «нельзя нам идти; а если будет с нами меньший брат наш, то пойдём; потому что нельзя нам видеть лица того человека, если не будет с нами меньшого брата нашего».
27 И сказал нам раб твой, отец наш: «вы знаете, что жена моя родила мне двух сынов;
28 один пошёл от меня, и я сказал: верно, он растерзан; и я не видал его доныне;
29 если и сего возьмёте от глаз моих, и случится с ним несчастье, то сведёте вы седину мою с горестью во гроб».
30 Теперь если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душою которого связана душа его,
31 то он, увидев, что нет отрока, умрёт; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб.
32 Притом я, раб твой, взялся отвечать за отрока отцу моему, сказав: «если не приведу его к тебе, то останусь я виновным пред отцом моим во все дни жизни».
33 Итак, пусть я, раб твой, вместо отрока останусь рабом у господина моего, а отрок пусть идёт с братьями своими:
34 ибо как пойду я к отцу моему, когда отрока не будет со мною? я увидел бы бедствие, которое постигло бы отца моего.

Толкование Мэтью Генри

После приема Иосиф отпускает братьев, но теперь они возвращаются к нему еще больше напуганными. Отметьте:

(I) Способ, при помощи которого Иосиф хочет еще больше смирить братьев, испытать их привязанность к Вениамину, на основании которой будет судить об искренности их покаяния в совершении преступления против него. Иосиф желал увидеть признаки покаяния братьев, перед тем как предложить им примирение. Поставив Вениамина в затруднительное положение, он стремился достичь именно этого (ст. 1−17).

(II) Эксперимент увенчался успехом; оказалось, что братья, особенно Иуда, от всего сердца обеспокоены судьбой Вениамина и душевным спокойствием престарелого отца (ст. 18 и дальше).

Стихи 1−17. Иосиф проявляет еще больше доброжелательности к братьям, наполняет мешки пищею, возвращает деньги, отсылает их, преисполненных радостью, но затем подвергает дальнейшим испытаниям. Подобным образом Бог смиряет тех, кого Он любит и осыпает щедротами. Иосиф приказывает слуге положить серебряную чашку (которая, возможно, стояла на столе, когда они ужинали) в отверстие мешка Вениамина, чтобы выглядело так, будто он положил ее туда сам, после того как мешок с зерном был ему передан. Если бы Вениамин украл ее, то это было бы наибольшим лукавством и неблагодарностью с его стороны, а если Иосиф, приказывая положить ее туда, планировал использовать выдвинутые обвинения против Вениамина, то с его стороны это было самым ужасным проявлением жестокости и преследования. Оказалось, что у обеих сторон не было таких намерений и реально никому не было причинено вреда. Отметьте:

I. Как преследовались и были арестованы предполагаемые преступники, подозреваемые в краже серебряной чаши. Управляющий обвинил их в неблагодарности (так как они отплатили злом за добро) и безрассудстве (забрали чашу повседневного использования, пропажа которой обнаружилась и которая теперь с усердием разыскивается). Именно об этом мы читаем (ст. 5): не та ли это, из которой пьет господин мой (которая ему очень нравится) и он гадает на ней (и он будет искать ее везде, англ. пер.)? Или: «Оставив чашу на столе, он проверял вашу честность».

II. Как они защищали себя: торжественно поклялись в невинновности и презрении к подобным вещам (ст. 7), настаивая, что возвращение денег является показателем их честности (ст. 8); они готовы понести самое суровое наказание, если окажутся виновными (ст. 9−10).

III. Вина за воровство падает на Вениамина. Чаша была найдена в мешке того, к кому Иосиф был особенно расположен. Вне сомнений, Вениамин готов клятвенно отрицать свою причастность к этому. Среди братьев он был менее всего под подозрением. Но все напрасно, невозможно противостоять уликам — чаша найдена в его вещах. Братья не осмеливаются ни оспаривать решение Иосифа, ни предположить, что слуга, возвращавший деньги, положил ее туда. Они полностью вверили себя милости Иосифа.

IV. На их смиренное подчинение (ст. 16).

1. Они признали праведность Божью: Бог нашел неправду рабов твоих, возможно, подразумевая нанесенный Иосифу ущерб в прошлом, за который, как они полагали, Бог спрашивает с них в настоящее время. Заметьте, даже в тех бедствиях, где, по нашим понятиям, к нам относятся несправедливо, следует признать, что Бог праведен и воздает за наши беззакония.

2. Они подчинились и согласились стать узниками Иосифа: мы рабы господину нашему. Теперь сны Иосифа полностью исполнились. Поклонение и оказание почтения Иосифу можно рассматривать как часть официального этикета, согласно которому должны поступать все чужестранцы. Однако братья, в своей гордости, дали особое толкование его снов: неужели ты будешь царствовать над нами (Быт 37:8). Теперь же сон исполнился — они признали себя рабами Иосифа. Раз они так враждебно толковали сон, теперь он именно так для них исполнился.

V. Иосиф с невозмутимой справедливостью выносит приговор о заключении в узы лишь Вениамина, а остальных отпускает, потому что никто, кроме виновного, не должен страдать. Возможно, таким образом Иосиф намеревался проверить самообладание и характер Вениамина: сможет ли он перенести лишения спокойно и невозмутимо, как приличествует мудрому и благочестивому человеку. Проще говоря, действительно ли он его брат как по плоти, так и по духу, потому что Иакова также ложно обвинили, вследствие чего он перенес много страданий, сохранив тем не менее самообладание духа. Однако очевидно и другое: он намеревался проверить чувства братьев к Вениамину и отцу. Если бы они ушли удовлетворенными, оставив брата в узах, без сомнений, Иосиф вскоре освободил бы и продвинул его, уведомив об этом Иакова, а всех братьев оставил бы справедливо страдать за проявленное жестокосердие. Но они проявили себя намного доброжелательнее, чем он думал. Заметьте: невозможно судить о людях, основываясь на их прошлом, как и предполагать их действия, основываясь на прежних поступках. Возраст и опыт делают человека мудрее и лучше. Продавшие Иосифа не оставляли Вениамина теперь на произвол судьбы. Даже наихудшие люди со временем могут измениться в лучшую сторону.

Стихи 18−34. В этих стихах приводится самая изобретательная и трогательная речь Иуды, обращенная к Иосифу ради Вениамина, для отмены вынесенного приговора. Возможно, Иуда был более близким другом Вениамину и в большей степени желал его спасения, или же считал себя больше других обязанным сделать эту попытку, так как пообещал отцу вернуть Вениамина в целости и сохранности. Вполне возможно, что братья выбрали его своим представителем, учитывая рассудительность, твердость духа и хорошее знание языка. Его речь так естественно и выразительно описывает его переживания, что мы можем лишь предположить, что Моисей, писавший это намного позже, был движим силой Того, Кто создал уста людей.

I. В этой речи во многом проявляется сила простой, искренней и непринужденной риторики.

1. Он обращается к Иосифу с величайшим почтением и уважением как господину; себя и братьев он называет рабами, умоляет выслушать его, приписывая Иосифу высочайшую власть: «Ты то же, что фараон, мы стремимся к твоей благосклонности и твоего гнева страшимся, как и фараонова». Религия не портит хорошие манеры. Благоразумно относиться с почтением к тем, чьей милости мы добиваемся; почетные звания, данные людям по праву, не являются льстивыми титулами.

2. Он представляет Вениамина достойным сострадательного участия (ст. 20); Вениамин — младший сын, очень молод в сравнении с другими, он не соприкасался с миром, не приучен к тяжелой работе и лишениям, всегда возрастал окруженный нежностью отца. Еще жалостливей оказалась ситуация, когда Иуда отметил, что Вениамин остался единственным сыном у матери, а его брат (Иосиф) мертв. Иуда вряд ли догадывался, какой деликатной темы коснулся. Он знал, что Иосифа продали в рабство, и имел достаточно оснований предполагать, что он еще жив; по крайней мере, не мог быть уверен в его смерти, хотя братья заставили отца поверить в это. Так, часто повторяя ложь на протяжении длительного времени, они забыли истину и сами начали верить в то, что говорят.

3. Он особенно отметил, что Иосиф обязал их привести Вениамина, выразив желание увидеть его (ст. 21), и запретил возвращаться без него (ст. 23, 26). Все это указывало на то, что Иосиф желал ему добра; и неужели теперь, с таким трудом приведя Вениамина к нему, следует заключить его в рабство? Не проявил ли он полное послушание повелению Иосифа, придя в Египет? Не будет ли Иосиф милостив к нему? Некоторые отмечают, что сыновья Иакова, убеждая отца, сказали: «…если не пошлешь (Вениамина), то не пойдем» (Быт 43:5). Однако Иуда, говоря об этом, выражается более сдержанно: «Мы не можем пойти без Вениамина и рассчитывать на успех». В спешке сказанные старшим людям бестактные слова следует вспомнить и дополнить.

4. Он убеждал Иосифа, используя главный аргумент: если Вениамин останется в неволе, для престарелого отца это будет невыносимой печалью: отец любит его (ст. 20). Возражая требованию привести Вениамина, братья упрашивали Иосифа: «…если он оставит отца своего, то сей умрет (ст. 22), намного хуже будет сейчас, когда он останется здесь и никогда не возвратится к нему». Престарелый отец, о котором они говорили, возражал против поездки Вениамина: если и сего возьмете от глаз моих, и случится с ним несчастье, то сведете вы седину мою, венец славы, с горестью во гроб (ст. 29). С особенной настойчивостью Иуда говорит об этом: «…с душею которого связана душа его (ст. 30); если отец увидит, что Вениамина нет с нами, он ослабеет и тотчас умрет (ст. 31) или впадет в скорбь и печаль, которая через несколько дней погубит его». В завершение Иуда отмечает, что не сможет вынести всего этого: не дай мне увидеть бедствие, которое постигло бы отца моего (ст. 34). Заметьте: обязанность детей — заботиться о душевном спокойствии родителей и избегать того, что может принести им печаль. Получив от родителей любовь, так они возвращают ее, как вознаграждение за заботу.

5. Иуда, признавая справедливость приговора Иосифа и желая показать искренность его просьбы, предлагает себя в рабы вместо Вениамина (ст. 33). Тогда законность будет соблюдена, Иосиф не будет в проигрыше (предположительно, Иуда был более крепкого телосложения и более подходил для служения); Иаков легче бы перенес потерю его, чем Вениамина. Зная привязанность отца к Вениамину и не желая огорчить его, Иуда готов был стать рабом вместо него.

Если бы Иосиф и был, по предположению Иуды, далек от их семьи, то даже обычный человек не смог бы устоять против такой убедительности; трудно сказать более трогательно и нежно; его слова могли смягчить даже каменное сердце. Но для Иосифа, который был ближе к Вениамину, чем Иуда, и больше его любил брата и отца, вряд ли что-то могло быть приятнее или уместнее сказанного Иудой. Ни Иаков, ни Вениамин не нуждались в ходатаях перед Иосифом, потому что он любил их очень сильно.

II. На основании всего происшедшего давайте отметим:

(1) Насколько предусмотрительно Иуда избежал малейшего упоминания о преступлении, в котором обвиняли Вениамина. Признав каким-либо образом его вину, он бросил бы тень на честность Вениамина и выглядел бы поспешным в своих предположениях. Отрицая каким-либо образом его вину, он бросил бы тень на справедливость Иосифа в вынесении приговора. Поэтому он полностью откладывает эти задумки и взывает к состраданию Иосифа. Сравните эту ситуацию со смирением Иова перед Богом (Иов 9:15): «Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать; я буду не спорить, а просить; я буду умолять Судию моего».

(2) По какому поводу умирающий Иаков должен был сказать: «Иуда! Тебя восхвалят братья твои» (Быт 49:8) — на том основании, что он превзошел их в дерзновении, мудрости, красноречии и особенно в своей заботе об отце и семье.

(3) Преданность Иуды Вениамину, находящемуся в затруднительном положении, впоследствии, много лет спустя, возместилась постоянной приверженностью колена Вениамина колену Иуды, в то время как другие десять колен оставили его.

(4) Насколько точно отмечает апостол, рассуждая о Христе: «Господь наш воссиял из колена Иудина» (Евр 7:14), Он, подобно праотцу Иуде, не только за преступников сделался ходатаем, но также стал поручителем завета, что следует из ст. 22 и свидетельствует о нежной заботе об отце и своих братьях.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.