3 Царств 11 глава

Третья книга Царств
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Синодальный перевод

1 И полюбил царь Соломон многих чужестранных женщин, кроме дочери фараоновой, Моавитянок, Аммонитянок, Идумеянок, Сидонянок, Хеттеянок,
2 из тех народов, о которых Господь сказал сынам Израилевым: «не входите к ним, и они пусть не входят к вам, чтобы они не склонили сердца вашего к своим богам»; к ним прилепился Соломон любовью.
3 И было у него семьсот жён и триста наложниц; и развратили жёны его сердце его.
4 Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему, как сердце Давида, отца его.
5 И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской.
6 И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его.
7 Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской.
8 Так сделал он для всех своих чужестранных жён, которые кадили и приносили жертвы своим богам.
9 И разгневался Господь на Соломона за то, что он уклонил сердце своё от Господа, Бога Израилева, Который два раза являлся ему
10 и заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам; но он не исполнил того, что заповедал ему Господь.
11 И сказал Господь Соломону: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему;
12 но во дни твои Я не сделаю сего ради Давида, отца твоего; из руки сына твоего исторгну его;
13 и не всё царство исторгну; одно колено дам сыну твоему ради Давида, раба Моего, и ради Иерусалима, который Я избрал.
14 И воздвиг Господь противника на Соломона, Адера Идумеянина, из царского Идумейского рода.
15 Когда Давид был в Идумее, и военачальник Иоав пришёл для погребения убитых и избил весь мужеский пол в Идумее, —
16 ибо шесть месяцев прожил там Иоав и все Израильтяне, доколе не истребили всего мужеского пола в Идумее, —
17 тогда сей Адер убежал в Египет, и с ним несколько Идумеян, служивших при отце его; Адер был тогда малым ребёнком.
18 Отправившись из Мадиама, они пришли в Фаран и взяли с собою людей из Фарана и пришли в Египет к фараону, царю Египетскому. Он дал ему дом, и назначил ему содержание, и дал ему землю.
19 Адер снискал у фараона большую милость, так что он дал ему в жену сестру своей жены, сестру царицы Тахпенесы.
20 И родила ему сестра Тахпенесы сына Генувата. Тахпенеса воспитывала его в доме фараоновом; и жил Генуват в доме фараоновом вместе с сыновьями фараоновыми.
21 Когда Адер услышал, что Давид почил с отцами своими и что военачальник Иоав умер, то сказал фараону: отпусти меня, я пойду в свою землю.
22 И сказал ему фараон: разве ты нуждаешься в чём у меня, что хочешь идти в свою землю? Он отвечал: нет, но отпусти меня.
23 И воздвиг Бог против Соломона ещё противника, Разона, сына Елиады, который убежал от государя своего Адраазара, царя Сувского,
24 и, собрав около себя людей, сделался начальником шайки, после того, как Давид разбил Адраазара; и пошли они в Дамаск, и водворились там, и владычествовали в Дамаске.
25 И был он противником Израиля во все дни Соломона. Кроме зла, причинённого Адером, он всегда вредил Израилю и сделался царём Сирии.
26 И Иеровоам, сын Наватов, Ефремлянин из Цареды, — имя матери его вдовы: Церуа, — раб Соломонов, поднял руку на царя.
27 И вот обстоятельство, по которому он поднял руку на царя: Соломон строил Милло, починивал повреждения в городе Давида, отца своего.
28 Иеровоам был человек мужественный. Соломон, заметив, что этот молодой человек умеет делать дело, поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова.
29 В то время случилось Иеровоаму выйти из Иерусалима; и встретил его на дороге пророк Ахия Силомлянин, и на нём была новая одежда. На поле их было только двое.
30 И взял Ахия новую одежду, которая была на нём, и разодрал её на двенадцать частей,
31 и сказал Иеровоаму: возьми себе десять частей, ибо так говорит Господь, Бог Израилев: вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен,
32 а одно колено останется за ним ради раба Моего Давида и ради города Иерусалима, который Я избрал из всех колен Израилевых.
33 Это за то, что они оставили Меня и стали поклоняться Астарте, божеству Сидонскому, и Хамосу, богу Моавитскому, и Милхому, богу Аммонитскому, и не пошли путями Моими, чтобы делать угодное пред очами Моими и соблюдать уставы Мои и заповеди Мои, подобно Давиду, отцу его.
34 Я не беру всего царства из руки его, но Я оставляю его владыкою на все дни жизни его ради Давида, раба Моего, которого Я избрал, который соблюдал заповеди Мои и уставы Мои;
35 но возьму царство из руки сына его и дам тебе из него десять колен;
36 а сыну его дам одно колено, дабы оставался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицом Моим, в городе Иерусалиме, который Я избрал Себе для пребывания там имени Моего.
37 Тебя Я избираю, и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя, и будешь царём над Израилем;
38 и если будешь соблюдать всё, что Я заповедую тебе, и будешь ходить путями Моими и делать угодное пред очами Моими, соблюдая уставы Мои и заповеди Мои, как делал раб Мой Давид, то Я буду с тобою и устрою тебе дом твёрдый, как Я устроил Давиду, и отдам тебе Израиля;
39 и смирю Я род Давидов за сие, но не на все дни.
40 Соломон же хотел умертвить Иеровоама; но Иеровоам встал и убежал в Египет к Сусакиму, царю Египетскому, и жил в Египте до смерти Соломоновой.
41 Прочие события Соломоновы и всё, что он делал, и мудрость его описаны в книге дел Соломоновых.
42 Времени царствования Соломонова в Иерусалиме над всем Израилем было сорок лет.
43 И почил Соломон с отцами своими и погребён был в городе Давида, отца своего, и воцарился вместо него сын его Ровоам.

Толкование Мэтью Генри

Эта глава начинается с печального «но», с которым мы сталкиваемся почти во всей Библии. До сих пор все сведения о Соломоне были величественными и хорошими, но в данной главе сияние его благочестия и величия потускнело и покрылось пятнами, а его солнце зашло за облака.

I. Слава его благочестия запятнана уходом от Бога и своего долга, когда в конце своей жизни он женился на чужих женах и начал поклоняться чужим богам (ст. 4−9).

II. Слава его процветания запятнана недовольством Бога и плодами этого недовольства.

1. Бог отправил ему гневное послание (ст. 9−13).

2. Он побудил его врагов Адера (ст. 14−22) и Разона (ст. 23−25) досаждать ему.

3. Бог забрал десять колен из двенадцати у его потомков и отдал Иеровоаму, которого за это Соломон напрасно пытался убить (ст. 26−40). Это все, что сообщает данная глава о Соломоне, за исключением его смерти и похорон (ст. 41−43), ибо нет ничего совершенного под солнцем, а только над ним.

Стихи 1−8. Это очень печальная и неожиданная история о поражении и отступничестве Соломона.

I. Давайте вникнем в обстоятельства и разберемся в ее деталях. Неужели пал Соломон, который был красотой Израиля и великим благословением для своего поколения? Да, к сожалению, это так, и Писание честно рассказывает об этом, повторяет и ссылается на этот факт много лет спустя: «Не было такого царя, как Соломон. Он был любим Богом своим, и Бог поставил его царем над всеми Израильтянами; и однако же чужеземные жены ввели в грех и его» (Неем 13:26). Таков итог отступничества; жена прельстила и первая впала в преступление.

1. Он полюбил чужих женщин, многих чужестранных женщин. С этого началось его отступничество.

(1) Он отдал себя женщинам, против чего его предостерегала мать: «Не отдавай женщинам сил твоих, ни путей твоих губительницам царей» (Притч 31:3), похоже, ссылаясь на Самсона, который потерял свою силу, рассказав о ней женщине, ибо это, как и всякое другое, может погубить царей. Падение его отца Давида началось с похотей плоти, и это должно было предостеречь его. Любовь к женщинам многих повергла ранеными (Притч 7:26), и многие, как говорит епископ Патрик, разбили голову о собственное ребро.

(2) Он взял себе много женщин: так много, что в итоге у него оказалось 700 жен и 300 наложниц всего 1000; и среди них не было ни одной благочестивой, в чем он с раскаянием сознается в своей проповеди (Еккл 7:28); среди такого количества не было ни одной женщины твердого благочестия. Бог в Своем законе четко запретил царям умножать коней и жен (Втор 17:16−17). О том, как он нарушил первый запрет, умножив лошадей, которых привез из Египта (что четко запрещалось законом), мы прочли в 3Цар 10:29, а из данной главы узнаем, как он нарушил второй запрет (который, как оказалось, имел более фатальные последствия), взяв себе много жен. Отметьте: маленькие грехи открывают двери для больших. Давид имел слишком много жен, и, возможно, поэтому Соломон решил, что это законно. Отметьте: если люди, имеющие репутацию религиозных, подают плохой пример, то не знают, какое большое зло тем самым они совершают, в частности для своих же детей. Один плохой поступок благочестивого человека может иметь более губительные последствия, чем двадцать плохих поступков нечестивых людей. Возможно, начав умножать жен, Соломон не собирался превзойти численность жен своего отца. Но путь греха ведет по наклону вниз, и ставшим на него трудно остановиться. Божественная мудрость определила одну женщину для одного мужчины так было вначале; а тем, которые считают, что одной недостаточно, двух или трех тоже не будет хватать. Необузданная похоть будет преобладать, и отвязанная лань будет бесконечно блуждать. Но это еще не все.

(3) Это были чужестранные женщины: моавитянки, аммонитянки и т.д. из народов, с которыми Бог четко запретил вступать в брак (ст. 2). Некоторые полагают, что он женился на иностранках из политических соображений, чтобы благодаря им добыть информацию о состоянии этих государств. Но я боюсь, что поводом послужили серьезность и скромность дочерей Израиля, в то время как иностранки угождали ему своей развязностью, экстравагантной одеждой, своим видом и образом жизни. Или возможно, его гарем следовало рассматривать как государственное имущество, которое он пополнял издалека привезенными экземплярами, словно быть его любовницей слишком большая честь для его наилучших подданных, когда на самом деле бесчестье для самой презренной из них.

(4) Чтобы дополнить зло, к ним прилепился Соломон с любовью (ст. 2). Он не только содержал их, но и очень полюбил: к ним привязалось его сердце, у них он проводил много времени, считая, что все, сказанное и сделанное ими, правильно, и стал совсем пренебрегать дочерью фараона своей законной женой, которая была дороже ему и всем женам Израиля, чем остальные. Соломон обладал значительными знаниями, но для чего они нужны, если он не мог управлять своими желаниями?

2. Жены склонили его к поклонению чужим богами, как дочери Моава склонили Израиль поклоняться Ваал-Фегору. Это было плохим последствием его многоженства. У нас есть основание полагать, что из-за этого ухудшилось его здоровье и приблизился возраст угасания; это истощило его богатство, которое хотя и было огромным, но недостаточным, чтобы поддерживать гордость и суетность всех этих женщин. Возможно, в самом конце это привело к тому, что он стал пренебрегать своим делом, из-за чего лишился дани, поступавшей из других стран, и был вынужден для поддержания великолепия обложить своих подданных большими налогами, на которые они жаловались (3Цар 12:4). Но самым плохим из всех этих последствий было то, что жены его склонили сердце его к иным богам (ст. 3−4).

(1) Он охладел и стал безразличным к своей религии, оставил служение Богу Израилеву, и сердце его не было вполне предано Господу, Богу своему (ст. 4). Он не вполне последовал Господу, как Давид, его отец (ст. 6). Мы не можем представить, чтобы он совсем перестал поклоняться Богу, тем более ограничил или начал препятствовать другим делать это, ибо служение в храме продолжалось как обычно; но в нем стало меньше благоговения, он стал реже приходить в храм Господень и посещать Его жертвенник. Он оставил свою первую любовь, утерял прежнюю ревность по Богу и не сохранил себя до конца таким же, каким был вначале. Поэтому сказано, что сердце его не было вполне предано, ибо он не был постоянным; он отвратился от Бога и не следовал за Ним до конца. Его отец Давид совершил много ошибок, но никогда не пренебрегал поклонением Богу и не был недобросовестным в нем, как Соломон (жены использовали все свое умение, чтобы отвратить его от поклонения Богу), и именно с этого началось отступничество.

(2) Он сквозь пальцы смотрел на идолопоклонство своих жен и, не колеблясь, начал участвовать в их обрядах. Дочь фараона стала прозелиткой и приняла иудейскую веру (как предполагалось), но когда он стал невнимательным в вопросах поклонения Богу, то не прилагал усилий, чтобы обратить в нее других жен. Угождая им, он строил небольшие церкви для их богов (ст. 7−8), поддерживал их священников, сам иногда посещал их служения и подсмеивался над ними, спрашивая: «Что в этом плохого? Разве не все религии одинаковы?», что, как говорит епископ Патрик, было болезнью некоторых великих умов. Если он подобным образом потакал одной из них, то другие обижались, что он не удовлетворял их желания. Поэтому он поставил молельни для всех своих жен (ст. 8) и в конце дошел до такой степени нечестия, что построил капище Хамосу на горе, которая перед Иерусалимом, на горе Елеонской, словно хотел противопоставить его храму, который сам же построил. Эти высоты продолжали существовать и не были окончательно уничтожены, пока к власти не пришел Иосия (4Цар 23:13). Так данные стихи описывают отступничество Соломона.

II. А теперь давайте ненадолго остановимся, чтобы оплакать падение Соломона; у нас есть все основания остановиться и изумиться: «Как потускло золото, изменилось золото наилучшее! Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь», как воскликнул пророк в подобной ситуации (Иер 2:12).

1. Странно, (1) что Соломон в преклонном возрасте был уловлен в сеть плотскими похотями, которые более свойственны молодежи. Мы никогда не должны чрезмерно полагаться на силу собственной решимости, равно как и на слабость своих пороков, быть самонадеянными и терять бдительность.

(2) Что такой мудрый человек, как Соломон, известный сообразительностью и благоразумием, дошел до того, что позволил безрассудным женщинам себя одурачить.

(3) Что тот, кто так часто и убедительно предостерегал других о том, как опасно любить женщин, сам был околдован ими. Легче видеть зло и показывать его другим, чем избежать самому.

(4) Что такой благочестивый муж, ревностный в поклонении Богу, хорошо ознакомленный с божественными истинами, вознесший превосходную молитву при посвящении храма, мог совершить такие грехи. Неужели это Соломон? Неужели к этому его привели мудрость и набожность? Никогда еще такой великолепный корабль не терпел такого крушения; никогда еще венец не был так осквернен.

2. Что мы можем сказать на это? Не нам задавать вопрос, почему Бог все это допустил; Его путь в море, и стезя Его в водах великих; Он знает, как прославиться за счет этого. Бог предвидел это, когда говорил о том, кто построил храм: «...если он согрешит...» (2Цар 7:14). Но нам следует спросить, что хорошего мы можем почерпнуть из данной истории.

(1) Пусть думающий, что стоит, остерегается, чтобы не упасть. Мы видим, насколько мы слабы сами по себе, без благодати Бога, поэтому давайте жить, постоянно уповая на эту благодать.

(2) Посмотрите, насколько опасно процветающее состояние и как трудно преодолеть его искушения. Соломон, подобно Израилю, утучнел и стал упрям. Хлеб насущный, о котором молился Агур, безопаснее и намного лучше, чем изобилие еды, которой пресытился Соломон.

(3) Посмотрите, какими бдительными к самим себе следует быть всем, исповедующим религию; они должны демонстрировать свою решительность и ревность в поклонении, ибо дьявол с особой силой набросится на них, если они будут недостойно вести себя; и тогда позора будет больше. Именно вечер подводит итог дня, поэтому давайте опасаться, чтобы, хорошо проходя поприще, не оказаться не достигшими цели.

Стихи 9−13. I. Возгорелся гнев Бога на Соломона за этот грех. Разгневался Господь на него за то, что он сделал. Было время, когда Господь любил его (2Цар 12:24) и благоволил к нему (3Цар 10:9), но теперь разгневался Господь на Соломона (ст. 9), ибо в его грехе проявилась:

(1) Самая низкая неблагодарность, какая только могла быть. Он отвернулся от Господа, Который два раза являлся ему: один раз накануне начала строительства храма (3Цар 3:5), а второй раз после его посвящения (3Цар 9:2). Бог подсчитывает Свои милостивые визиты, которые наносит нам, независимо от того, считаем мы их или нет; Он знает, как часто является нам и заступается за нас, и припомнит нам, если мы уклонялись от Него. Явления Бога Соломону были ощутимым утверждением Его веры, и они должны были не допустить, чтобы он когда-либо начал следовать иным богам. Это также было проявлением поразительного благоволения; при этом его облачали такими почестями, которые он никогда не должен был забыть, особенно задумавшись о том, что Бог говорил ему во время этих явлений.

(2) Самое отъявленное непослушание. Бог заповедал ему, чтобы он не следовал иным богам (именно это Он говорил ему), но даже такое четкое увещевание не обуздало его (ст. 10). Кто владычествует над людьми, тот часто забывает о том, что Бог владычествует над ним, и, требуя послушания от своих подчиненных, отказывается подчиняться Всемогущей власти.

II. В связи с этим Он отправил ему послание (ст. 11): «И сказал Господь Соломону (похоже, через пророка) быть готовым к тому, что он будет поражен за свое отступничество».

1. Приговор был справедливым, ибо раз он отошел от Бога, то часть его царства должна быть отнята у его семьи. Он отдал творениям славу, принадлежавшую Богу, и поэтому Бог отдаст царский венец его слуге: «Я отторгну от тебя и твоего потомства царство и отдам его рабу твоему, и он будет руководить большей частью того, ради чего ты трудился». Это в значительной степени огорчило Соломона, который, несомненно, радовался, что его богатое царство будет по праву передаваться наследникам. Грех губит семьи, лишает права наследования, отбирает имущество и хоронит славу человека в прахе.

2. Тем не менее ради Давида наказание было значительно смягчено (ст. 12−13), то есть ради обещания, данного Давиду. Подобным образом все милости Бог оказывает человеку ради Христа и завета, заключенного с Ним. Царство будет отнято от дома Соломона, но (1) не сразу. Соломон не доживет до того, чтобы это увидеть; оно будет исторгнуто из руки его сына сына, которого родит ему одна из чужих жен, ибо его матерью будет аммонитянка (3Цар 14:31); возможно, именно она подстрекала к идолопоклонству. Какое утешение может иметь человек, оставляющий после себя детей и имущество, если вместе с этим он не оставляет благословение? Тем не менее, если должны грянуть суды, то нам оказана милость, когда они не приходят в наше время, как в 4Цар 20:19.

(2) Не все царство. Одно колено, колено Иудино, самое сильное и многочисленное, останется дому Давидову (ст. 13) ради Иерусалима, им построенного, и находившегося в нем храма, построенного Соломоном; они не должны перейти в другие руки. Соломон отошел от Бога не быстро и не полностью, поэтому Бог не быстро и не полностью отнимет у него царство. Относительно послания, которое Бог милостиво отправил Соломону, чтобы пробудить его совесть и привести к покаянию, у нас есть основание надеяться, что он смирился перед Богом, исповедал свой грех, попросил прощения и вернулся к своему долгу, возвестив о своем покаянии в Книге Екклесиаста, в которой горько оплакал свое безрассудство и безумство (3Цар 7:25−26) и предостерег других избегать подобных злых путей, бояться Бога и хранить Его заповеди, исходя из размышлений о грядущих судах, которые, скорее всего, заставили его трепетать, как это было с Феликсом. Его покаянная проповедь указывала на то, что его сердце искренно сокрушалось из-за греха и отвратилось от него, о чем также говорили покаянные псалмы Давида, хотя и были другой природы. Божья благодать по-разному работает с Его народом. Так, хотя Соломон пал, но не упал (не был окончательно отвергнут); то, что Бог сказал Давиду в его адрес, исполнилось: «Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него» (2Цар 7:14−15). Бог может допустить, чтобы те, кого Он любит, впали в грех, но не допустит, чтобы они оставались в нем. Хотя отступничество Соломона значительно опозорило и запятнало его доброе имя, но не оказало влияния на общий характер его царствования, и впоследствии оно было примером хорошего правления (2Пар 11:17), ибо говорится, что цари поступали хорошо, пока ходили путем Давида и Соломона. И хотя у нас есть все основания надеяться, что он покаялся и обрел милость, тем не менее Святой Дух не посчитал уместным записать его исцеление, а оставил нас в сомнении для предостережения других, чтобы они не грешили, самонадеянно полагаясь на покаяние, ибо нет уверенности в том, что Бог даст им покаяние, а если и даст, то предоставит ли его доказательства им самим и другим. Великие грешники могут сами исцелиться и получить выгоду от своего покаяния, но не иметь от этого утешения и доброй репутации; вина может быть прощена, но не позор.

Стихи 14−25. Пока Соломон держался Бога и исполнял свой долг, то не было противника и не было препон (3Цар 5:4), ничто не беспокоило и не причиняло малейших трудностей. Но в данных стихах описываются два противника, которые поднялись против него; они были незначительными и не могли бы сделать Соломону ничего заслуживающего внимания, если бы он еще раньше не сделал Бога своим врагом. Какой вред могли бы нанести Адер и Разон, если бы своим грехом царь Соломон не сделал себя презренным и слабым? И тогда эти незначительные люди запугали и оскорбили его. Если Бог на нашей стороне, то нам не нужно бояться самого сильного противника, но если Он против нас, то может заставить нас бояться наислабейшего, и даже саранча будет бременем. Обратите внимание:

I. Бог воздвиг этих противников (ст. 14, 23). Хотя ими двигали амбиции и месть, но Бог использовал их для своих целей, чтобы наказать Соломона. Основное наказание, которым Бог угрожал ему, а именно лишение его царства, было отложено, но самому царю пришлось прочувствовать удары жезла, которые должны были сильно смирить его. Отметьте: кто бы ни был нашим противником, мы должны обращать внимание на руку Бога, побуждающую его быть таковым (как Он повелел Семею проклинать Давида); мы должны смотреть через инструменты, навлекшие на нас бедствие, на его творца и слышать в нем порицание Господа.

II. Вражда к Соломону и Израилю со стороны этих противников зародилась еще во времена Давида, когда он завоевывал их страны (ст. 15, 24). Соломон имел большое преимущество и прибыль, унаследовав огромные владения и богатства своего отца, и он всегда получал бы только пользу от него, если бы держался Бога; но теперь он увидел, что зло уравновешивает преимущества и что Давид сам создал себе врагов, которые были жалом в его боку. Кто имеет возможность досаждать другим, тот должен задуматься о том, что со временем это может припомниться ему и воздастся с процентами тем, кто придет после него; имея мало друзей в этом мире, мы поступим мудро, если не будем приобретать много врагов.

1. Адер Идумеянин был противником Соломона. Нам не сообщается, что он делал и каким образом причинял ему беспокойство; просто сказано, что он был его противником. Но нас извещают:

(1) Что побудило его испытывать такую вражду к Соломону. Давид завоевал Едом (2Цар 8:14). Иоав предал мечу весь мужской пол (ст. 15−16). Было совершено ужасное истребление, Едому было отомщено за старую враждебность к Израилю, но, возможно, с излишней суровостью. После всеобщего истребления, пока Иоав хоронил убитых (ибо он не оставил никого в живых из врагов, чтобы похоронить их, а это обязательно нужно было сделать, чтобы избежать проблем, Иез 39:12), Адера потомка царской семьи, в то время еще ребенка, спас один из царских слуг и благополучно переправил в Египет (ст. 17). По дороге они остановились вначале в Мадиаме, а потом в Фаране и набрали людей, но не для того, чтобы сражаться за них или силой прокладывать им путь, а в качестве свиты, чтобы молодой правитель мог въехать в Египет, экипированный соответственно своему званию. Там его доброжелательно встретил фараон и дал прибежище как оказавшемуся в беде правителю; он был обеспечен всем необходимым и со временем обрел такую хорошую репутацию, что женился на сестре жены фараона (ст. 19) и от нее имел ребенка, которого так полюбила царица, что взяла к себе и воспитывала в доме фараона вместе с царскими детьми.

(2) Что дало ему возможность причинить зло Соломону. После смерти Давида и Иоава он вернулся в свою страну, где, похоже, поселился и проживал тихо, пока Соломон был мудрым и бдительным ради блага государства; но у него появилась возможность совершать набеги на Израиль, когда Соломон, согрешив, лишился мудрости (как Самсон своей силы и таким же образом), стал безразличным к государственным делам, потерял бдительность к самому себе и лишился божественной защиты. Здесь не говорится, какое беспокойство Адер доставлял Соломону, а сообщается только, что фараон неохотно расстался с ним и настойчиво упрашивал остаться (ст. 22): «Разве ты нуждаешься в чем у меня!» «Нет, ответил Адер, но позволь мне пойти в мою страну, к родному воздуху и родной земле». Петр мученик благочестиво размышлял об этом: «Небеса это наш дом, и в себе мы должны хранить святую любовь к нему, стремиться попасть туда даже тогда, когда мир место нашего изгнания усиленно улыбается нам». Если бы нас спросили: «Чего вам не хватает, что вы так хотите попасть туда?», то мы ответили бы: «Ничего из того, что мир может сделать для нас, но все-таки позвольте нам отправиться туда, где пребывает наша надежда, наша слава и наше богатство».

2. Разон Сириянин был еще одним противником Соломона. Когда Давид победил сирийцев, то он возглавил их остатки и жил в основном за счет грабежа и добычи до тех пор, пока царь не стал беспечным, а тогда завладел Дамаском и стал там владычествовать (ст. 24) над всей страной (ст. 25). Он создавал трудности для Израиля (возможно, в союзе с Адером) на протяжении всех дней Соломона (а именно после его отступничества), или же был врагом Израиля в течение всего периода царствования Соломона и при любой возможности изливал свою бессильную злобу в адрес израильтян. Но так было лишь до отступничества Соломона, и пока защита не отошла от последнего, он не мог причинить израильтянам никакого зла. О нем сказано, что он ненавидел Израиль (ст. 25, англ. пер.). Другие правители любили и восхищались Израилем и Соломоном, заискивали перед ним, чтобы заручиться дружбой, но был один человек, который ненавидел их. Хотя большинство людей любит и уважает величайших и наилучших владык и людей, но всегда найдутся немногие, которые будут их ненавидеть.

Стихи 26−40. В данных стихах впервые упоминается бесславное имя Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех. Здесь он появляется в качестве противника Соломона, о котором Бог четко сказал (ст. 11), что ему, слуге Соломона, Он отдаст большую часть царства; этим слугой был Иеровоам. Данные стихи описывают:

I. Его происхождение (ст. 26). Он был из колена Ефремова следующего по величию после Иудина. Его мать была вдовой, и провидение восполнило ей потерю мужа сыном, который был активным и находчивым; мы можем предположить, что для нее он был большой поддержкой и утешением.

II. Его продвижение. Соломон поступал мудро, нанимая для определенной работы подходящих людей. Он обратил внимание, что Иеровоам трудолюбивый юноша, один из тех, кто думает о деле, получает от него удовольствие и прилагает к нему все свое старание. Поэтому он постепенно продвигал его по служебной лестнице, пока, наконец, не сделал главным приемщиком для двух колен Ефрема и Манассии, или, возможно, назначил его своим наместником в этих двух коленах, ибо он принимал дань, то есть налоги, или возглавлял военные отряды дома Иосифова. Отметьте: трудолюбие путь для продвижения. Видел ли ты человека проворного в своем деле, который старается и прилагает усилия, чтобы справиться с ним? Он будет стоять перед царями, а не на одной ступени с людьми презренными. Обратите внимание на различие между Давидом, его предшественником и его наследником: когда Саул видел какого-либо человека сильного и воинственного, брал его к себе (1Цар 14:52); когда Соломон видел человека трудолюбивого, то продвигал его; а глаза Давида были на верных земли, чтобы они пребывали при нем. Когда он видел человека благочестивого, то продвигал его, ибо был мужем по сердцу Бога, Чье лицо видит праведника.

III. Его назначение руководить десятью коленами после смерти Соломона. Некоторые считают, что он сам составил заговор против Соломона с целью захватить престол, ибо по своей природе был человеком честолюбивым и активным. Иудеи говорят, что когда Соломон нанял его для строительства дома Милло, то он использовал эту возможность, чтобы бросить тень на Соломона как на угнетателя своего народа, и сделал предположение, которое оттолкнуло людей от его руководства. Конечно, вряд ли он смог много говорить для достижения своей цели, ибо Соломона сразу же известили бы об этом и тем самым он воспрепятствовал бы своему дальнейшему продвижению; но четко отмечено, что его мысли были заняты этим вопросом, ибо пророк сказал ему (ст. 37): «Ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя». Но здесь говорится о том, что послужило поводом или обстоятельством, приведшим к тому, что он поднял руку против царя. Соломон сделал его правителем над коленами Иосифа; и в то время, когда он собирался приступить к руководству, пророк во имя Бога сказал ему, что он станет царем. Эти слова ободрили его стремиться к этой высокой цели, и в некоторых ситуациях он начал противоречить царю, чем вызывал его недовольство.

1. Это послание было отправлено Иеровоаму через пророка Ахию Силомлянина, позже мы вновь прочитаем о нем в главе 14, ст. 2. Похоже, в то время Силом не был полностью оставлен и забыт Богом и в память о прежних днях был благословлен пророком. Он передал послание Иеровоаму в пути, а его слугам, вероятнее всего, было велено удалиться, как в схожей ситуации (1Цар 9:27), когда Самуил пересказывал послание, адресованное Саулу. Слово Божье не стало менее священным или надежным из-за того, что передавалось в неприметном месте, возможно, у изгороди.

2. Его передача символизировалась знаком: пророк разорвал одежду на двенадцать частей и десять из них отдал Иеровоаму (ст. 30−31). Неясно, то ли это была одежда Иеровоама (чаще принимают именно эту версию) или Ахии, что более вероятно: «На нем (т.е. на пророке) была новая одежда», чтобы с ее помощью он мог дать знак. Когда Саул лишался царства, это символизировалось разрывом плаща Самуила, а не Саула (1Цар 15:27−28). Более значимо было дать Иеровоаму десять частей от того, что ему не принадлежало, чем того, что было его имуществом. И истинные и лживые пророки, такие, как Агав (Деян 21:10−11), использовали подобные символы даже во времена Нового Завета.

3. Само по себе послание было очень обстоятельным.

(1) Пророк заверил Иеровоама в том, что он будет царствовать над десятью из двенадцати колен Израиля (ст. 31). Его низкое происхождение и служение не будет препятствием к возвышению, раз Бог Израиля (Которым цари царствуют) сказал: «Я даю тебе десять колен».

(2) Он объяснил, что послужило причиной: не его благочестивый характер или заслуги, а необходимость наказать Соломона за отступничество: «Потому что он и его семья и многие его люди оставили Меня и стали поклоняться другим богам» (ст. 3З). Это будет сделано, потому что они поступили плохо, а не потому, что он будет царствовать лучше. Так Израиль должен был узнать, что не за их праведность они стали хозяевами Ханаана, а из-за нечестия хананеев (Втор 9:4). Иеровоам не заслужил такого высокого поста, но Израиль заслужил такого плохого правителя. Рассказывая, что Бог отнял царство у дома Соломона потому, что они оставили Его, пророк предостерегает, чтобы Иеровоам не согрешил и не лишился продвижения по той же причине.

(3) Он ограничивает и дает ему только десять колен, а им, соответственно, нового царя только после смерти Соломона, чтобы он не стремился завладеть всем царством и не стал сразу причинять беспокойство руководству Соломона. Далее ему сказано: [1] что два колена (здесь названные одним, так как малочисленное колено Вениамина фактически затерялось в тысячах Иуды) должны обязательно остаться у дома Давидова и он никогда не должен совершать попыток завладеть ими: «Одно колено останется за ним» (ст. 32), и вновь: «А сыну его дам одно колено» (ст. 36), чтобы у Давида был светильник (Пс 131:17), то есть чтобы его имя сияло, и память о нем сохранилась, и его царская семья не угасла. Он не должен думать, что Давид отвергнут так же, как Саул. Нет, Бог не отнимет от него Своей милости, как от Саула. Доброе имя дома Давидова хранилось и поддерживалось ради Мессии, Который должен был произойти из него. «Не повреди ее, ибо в ней благословение». [2] Что Соломон будет владеть всем царством до конца своих дней (ст. 34−35), и поэтому Иеровоам не должен пытаться свергнуть его с престола, а терпеливо ожидать, когда его дни подойдут к концу. Соломон будет владыкою на все дни жизни его, но не благодаря своим заслугам (справедливость Бога лишила его венца), а ради Давида, раба Божьего, который соблюдал заповеди Его. Участь детей, которые не идут по стопам своих благочестивых родителей, тем не менее в этом мире часто бывает лучше благодаря их благочестию.

(4) Он дает ему понять, что все будет зависеть от его хорошего поведения. Венец будет в его руках пока он quamdiu se bene gesserit — будет хорошо себя вести. «Если будешь делать угодное пред очами моими, то Я устрою тебе дом твердый, но не иначе» (ст. 38). Эти слова подразумевают, что если он оставит Бога, то его семья со временем окажется во прахе, несмотря на то, что он взошел на престол, в то время как семя Давида, хотя и поражаемое, не вечно будет страдать (ст. 39), а вновь расцветет, как это было со многими прославленными царями Иуды, которые царствовали в славе, когда семья Иеровоама угасла.

IV. Иеровоам бежал в Египет (ст. 40). Каким-то образом Соломон обо всем узнал; возможно, сам Иеровоам рассказывал об этом; он не мог хранить новость втайне, как Саул, и скрывать планы. Если бы он мог, то остался бы в своей стране и готовился для дальнейшего продвижения. Но так как все стало известно, то (1) Соломон безрассудно решил убить своего преемника. Но разве он не учил других, что какие бы планы ни строило сердце человека, но состоится только определенное Господом? Так неужели он решил, что ему удастся сделать недействительным Его решение?

(2) Иеровоам благоразумно удалился в Египет. Хотя Божье обетование хранило его повсюду, но он использовал средства для собственной безопасности и какое-то время решил жить в изгнании и безвестности, имея уверенность в том, что в конце будет владеть царством. И разве не так должно быть у тех, для кого хранится лучшее царство?

Стихи 41−43. На этом заканчивается история Соломона, и в данных стихах (1) приводится ссылка на другую историю, сохранившуюся до наших дней, но не включенную в Писание, ибо она не была написана под божественным вдохновением; это Книга дел Соломоновых (ст. 41). Возможно, она была написана летописцем или хронологом, которого Соломон нанял, чтобы записать историю своего царствования и из которой священный писатель извлек то, что Бог посчитал приемлемым передать Церкви.

(2) Подводится краткий итог его царствования (ст. 42): «Времени царствования Соломонова в Иерусалиме (а не так, как у его отца часть в Хевроне, а часть в Иерусалиме) над всем Израилем (а не так, как у его сына и отца в начале его царствования только над Иудой) было сорок лет». Он царствовал столько же, сколько его отец, но не всю свою жизнь. Грех сократил его дни.

(3) Описывается его смерть и похороны, а также его преемник (ст. 43).

[1] Он последовал за своими отцами в могилу, уснул с ними и был похоронен с почестями в усыпальнице Давида.

[2] На престол взошел его сын. Так могилы наполняются уходящими поколениями, а дома подрастающим поколением. Могила кричит: «Давай, давай!», но земля никогда не будет нуждаться в наследниках.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.