1 Паралипоменон 14 глава

Первая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Синодальный перевод

1 И послал Хирам, царь Тирский, к Давиду послов, и кедровые деревья, и каменщиков, и плотников, чтобы построить ему дом.
2 Когда узнал Давид, что утвердил его Господь царём над Израилем, что вознесено высоко царство его, ради народа его Израиля,
3 тогда взял Давид ещё жён в Иерусалиме, и родил Давид ещё сыновей и дочерей.
4 И вот имена родившихся у него в Иерусалиме: Самус, Совав, Нафан, Соломон,
5 Евеар, Елисуа, Елфалет,
6 Ногах, Нафек, Иафиа,
7 и Елисама, Веелиада и Елифалеф.
8 И услышали Филистимляне, что помазан Давид в царя над всем Израилем, и поднялись все Филистимляне искать Давида. И услышал Давид об этом и пошёл против них.
9 И Филистимляне пришли и расположились в долине Рефаимов.
10 И вопросил Давид Бога, говоря: идти ли мне против Филистимлян, и предашь ли их в руки мои? И сказал ему Господь: иди, и Я предам их в руки твои.
11 И пошли они в Ваал-Перацим, и поразил их там Давид; и сказал Давид: сломил Бог врагов моих рукою моею, как прорыв воды. Посему и дали имя месту тому: Ваал-Перацим.
12 И оставили там Филистимляне богов своих, и повелел Давид, и сожжены они огнём.
13 И пришли опять Филистимляне и расположились по долине.
14 И ещё вопросил Давид Бога, и сказал ему Бог: не ходи прямо на них, уклонись от них и иди к ним со стороны тутовых дерев;
15 и когда услышишь шум как бы шагов на вершинах тутовых дерев, тогда вступи в битву, ибо вышел Бог пред тобою, чтобы поразить стан Филистимлян.
16 И сделал Давид, как повелел ему Бог; и поразили стан Филистимский, от Гаваона до Газера.
17 И пронеслось имя Давидово по всем землям, и Господь сделал его страшным для всех народов.

Толкование Мэтью Генри

В этой главе мы узнаем:

(I) Об утверждении царства Давида (ст. 1−2).

(II) Об увеличении его семьи (ст. 3−7).

(III) О поражении его врагов филистимлян в двух военных кампаниях (ст. 8−17). Здесь повторяются сведения, которые приводились раньше (2Цар 5:11 и далее).

Стихи 1−7. Стоит принять во внимание, что:

(1) нет ни одного человека, который был бы настолько самодостаточен, что не нуждался бы в помощи соседей, и мы имеем все основания благодарить за нее; у Давида было весьма большое царство, а у Хирама крохотное; тем не менее Давид не смог бы построить себе дом по душе, если бы Хирам не снабдил его работниками и материалами (ст. 1). Поэтому не нужно никого презирать, а лучше по возможности быть любезными со всеми.

(2) Когда мудрый устраивает свое жилище, это приносит ему огромное удовлетворение, а благочестивый радуется, если видит в этом устройстве особое провидение Бога. Народ поставил Давида царем, но он не мог успокоиться и чувствовать себя счастливым, пока не убедился, что утвердил его Господь царем над Израилем (ст. 2). «Кто свергнет меня, если Сам Господь укрепил мое положение?»

(3) На любое свое продвижение вверх надлежит смотреть как на Божий замысел, состоящий в том, чтобы мы приносили пользу. Давидово царство было вознесено высоко не ради самого Давида, дабы он выглядел великим, а ради народа его Израиля, чтобы Давид был им проводником и защитником. Мы благословляемся, чтобы быть в благословение (см. Быт 12:2). Мы рождаемся и живем не для себя.

(4) Преуспевание, как правило, ведет к появлению беспечности и потаканию плоти. Давид проявил слабость в том, что взял еще жен (ст. 3), когда утвердился на престоле; впрочем, к своей чести и силе он добавил многочисленное потомство. Вот наследие от Господа: дети. Сведения о детях Давида мы находим не только в Книгах Царств, но и в этой книге (1Пар 3:1), и еще раз в данной главе; ибо для них это была большая честь иметь такого отца.

Стихи 8−17. Повествование о победе Давида над филистимлянами во многом совпадает с приведенным ранее (2Цар 5:17 и далее).

1. Нападение филистимлян на Давида должно предостеречь нас от проявления беспечности после хорошего устройства и повышения; нужно быть готовыми к тому, что нас в этом мире не оставят в покое. Когда мы испытываем наибольший комфорт, то можем подвергнуться тем или иным угрозам или притеснению. Подобные потрясения, в особенности после успехов, причиняет царству Христа семя змея.

2. Давид еще и еще раз вопрошает Бога в связи с нападением филистимлян; и это должно послужить нам примером, чтобы и мы во всех своих путях признавали Господа: прибегали к Нему в беде, взывали к Нему, когда с нами обошлись несправедливо, а когда не знаем, как поступить, то спрашивали бы совета у Его Слова, подчинялись Его руководству и умоляли указать нам верный путь.

3. Пусть пример Давида вдохновит нас на сопротивление нашим духовным врагам путем соблюдения Божьих установлений и упования на Его силу. Противостаньте дьяволу, и убежит от вас, как эти филистимляне от Давида.

4. Пусть знамение шума шагов на вершинах тутовых деревьев научит нас обращать внимание на Божьи действия в разных событиях Его провидения и на подсказки Его Духа. Ощутив, что Бог идет впереди нас, давайте препояшем свои чресла; облачимся в броню и последуем за Ним.

5. Давид сжег идолов филистимлян, когда они попали к нему в руки, давайте научимся на его примере святому негодованию на идолопоклонство и все пережитки такового.

6. Давид с благодарностью признал Божью руку в своей победе пусть это послужит нам указанием приносить жертву хвалы на алтарь Божий: не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу.

7. Репутация, которую Давид заслужил не только в своем царстве, но и у соседей, служит прообразом превознесенной славы Сына Давидова: и пронеслось имя Давидово по всем землям (ст. 17); о Давиде говорили и им восхищались все народы, и Господь сделал его страшным для всех народов. Все считали Давида грозным врагом и желанным союзником. Так же высоко превознес Бог и нашего Искупителя и дал Ему имя выше всякого имени.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.