1 Паралипоменон 15 глава

Первая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Синодальный перевод

1 И построил он себе домы в городе Давидовом, и приготовил место для ковчега Божия, и устроил для него скинию.
2 Тогда сказал Давид: никто не должен носить ковчега Божия, кроме левитов, потому что их избрал Господь на то, чтобы носить ковчег Божий и служить Ему вовеки.
3 И собрал Давид всех Израильтян в Иерусалим, чтобы внести ковчег Господень на место его, которое он для него приготовил.
4 И созвал Давид сыновей Аароновых и левитов:
5 из сыновей Каафовых, Уриила начальника и братьев его — сто двадцать человек;
6 из сыновей Мерариных, Асаию начальника и братьев его — двести двадцать человек;
7 из сыновей Гирсоновых, Иоиля начальника и братьев его — сто тридцать человек;
8 из сыновей Елисафановых, Шемаию начальника и братьев его — двести;
9 из сыновей Хевроновых, Елиела начальника и братьев его — восемьдесят;
10 из сыновей Уззииловых, Аминадава начальника и братьев его — сто двенадцать.
11 И призвал Давид священников: Садока и Авиафара, и левитов: Уриила, Асаию, Иоиля, Шемаию, Елиела и Аминадава,
12 и сказал им: вы, начальники родов левитских, освятитесь сами и братья ваши, и принесите ковчег Господа, Бога Израилева, на место, которое я приготовил для него;
13 ибо как прежде не вы это делали, то Господь, Бог наш, поразил нас за то, что мы не взыскали Его, как должно.
14 И освятились священники и левиты для того, чтобы нести ковчег Господа, Бога Израилева.
15 И понесли сыновья левитов ковчег Божий, как заповедал Моисей по слову Господа, на плечах, на шестах.
16 И приказал Давид начальникам левитов поставить братьев своих певцов с музыкальными орудиями, с псалтирями и цитрами и кимвалами, чтобы они громко возвещали глас радования.
17 И поставили левиты Емана, сына Иоилева, и из братьев его, Асафа, сына Верехиина, а из сыновей Мерариных, братьев их, Ефана, сына Кушаии;
18 и с ними братьев их второстепенных: Захарию, Бена, Иаазиила, Шемирамофа, Иехиила, Унния, Елиава, Ванею, Маасея, Маттафию, Елифлеуя, Микнея и Овед-Едома и Иеиела, привратников.
19 Еман, Асаф и Ефан играли громко на медных кимвалах,
20 а Захария, Азиил, Шемирамоф, Иехиил, Унний, Елиав, Маасей и Ванея — на псалтирях, тонким голосом.
21 Маттафия же, Елифлеуй, Микней, Овед-Едом, Иеиел и Азазия — на цитрах, чтобы делать начало.
22 А Хенания, начальник левитов, был учитель пения, потому что был искусен в нём.
23 Верехия и Елкана были придверниками у ковчега.
24 Шевания, Иосафат, Нафанаил, Амасай, Захария, Ванея и Елиезер, священники, трубили трубами пред ковчегом Божиим. Овед-Едом и Иехия были придверниками у ковчега.
25 Так Давид и старейшины Израилевы и тысяченачальники пошли перенести ковчег завета Господня из дома Овед-Едомова с веселием.
26 И когда Бог помог левитам, нёсшим ковчег завета Господня, тогда закололи в жертву семь тельцов и семь овнов.
27 Давид был одет в виссонную одежду, а также и все левиты, нёсшие ковчег, и певцы, и Хенания, начальник музыкантов и певцов. На Давиде же был ещё льняной ефод.
28 Так весь Израиль вносил ковчег завета Господня с восклицанием, при звуке рога и труб и кимвалов, играя на псалтирях и цитрах.
29 Когда ковчег завета Господня входил в город Давидов, Мелхола, дочь Саулова, смотрела в окно и, увидев царя Давида, скачущего и веселящегося, уничижила его в сердце своём.

Толкование Мэтью Генри

Доставка ковчега в город Давидов дело очень хорошее; было принято соответствующее решение (1Пар 13:4) и предпринята, но не доведена до конца попытка. Ковчег остался на пути следования в доме Овед-Едома. В этой главе описано завершение этого хорошего дела.

I. Теперь к его выполнению подошли правильнее, чем прежде.

1. Приготовили место для ковчега (ст. 1).

2. Нести ковчег велели священникам (ст. 2−15).

3. Распределили обязанности между левитами, сопровождавшими ковчег (ст. 16−24).

II. Теперь дело сделали успешнее, чем прежде (ст. 25).

1. Левиты не допустили ошибок в своей работе (ст. 26).

2. В этот раз ничто не омрачило радости Давида и народа (ст. 27−28). Что же касается презрительного отношения Мелхолы к Давиду, то это мелочи (ст. 29).

Стихи 1−24. В этих стихах говорится о приготовлениях к доставке ковчега домой в город Давидов из жилища Овед-Едома. Давид признает, что, хотя само по себе дело было очень хорошим и перед его выполнением взыскали Бога, тем не менее в прошлый раз не взыскали Его, как должно (ст. 13). «Мы подошли к выполнению необдуманно, и поэтому все закончилось так быстро и так плохо». Следует заметить: не достаточно просто делать хорошее дело, но нужно делать его хорошо; не достаточно искать Господа, исполняя установления, но необходимо искать Его должным образом. Следует также заметить: если мы пострадали от неправильных действий, то должны извлечь из этого урок и поступать в дальнейшем правильнее; тогда цель нашего наказания будет оправдана. Давайте посмотрим, как исправили положение дел.

1. В этот раз, прежде чем нести ковчег, Давид приготовил для него место и таким образом взыскал Господа, как должно. У него не было времени для строительства дома, но Давид устроил для него скинию (ст. 1), вероятно, по тому образцу, который был показан Моисею на горе, или как можно ближе к таковому с использованием покрывал и брусьев. Примите во внимание: когда бы мы ни строили дома для себя, нужно обязательно позаботиться о месте для ковчега Божия о церкви в доме.

2. В этот раз Давид распорядился, чтобы левиты или священники несли ковчег на плечах. Теперь он вспомнил то, о чем наверняка знал и прежде, а именно: никто не должен носить ковчега Божия, кроме левитов (ст. 2). Ковчег во время обычных передвижений носили сыны Каафовы, и повозки им не выделялись именно потому, что на плечах они должны носить (Чис 7:9). Но в экстраординарных случаях, например, когда переходили Иордан и ходили вокруг Иерихона, ковчег несли священники. Правило было изложено ясно, тем не менее в прошлый раз Давид забыл о нем и поставил ковчег на колесницу. Следует заметить: даже люди, хорошо знающие Божье Слово, не всегда вспоминают его, как хотелось бы, в случае необходимости. Даже мудрые и благочестивые могут оказаться виновными в недосмотре, но, как только узнают об этом, стараются исправить. Давид не собирался оправдывать свою оплошность или перекладывать вину на других, но признал себя, наряду с остальными, виновным в том, что не взыскал Бога должным образом, и теперь позаботился не только созвать на торжество левитов вместе со всем Израилем (ст. 3, как и в прошлый раз, 1Пар 13:2), но и проследить, чтобы собрались (ст. 4), в особенности это касалось сынов Аарона (ст. 11). Именно им он дает важное поручение: вы начальники родов левитских, поэтому и принесите ковчег Господа Бога (ст. 12). Предполагается, что занимающие более высокое, по сравнению с остальными, положение должны опережать других в исполнении долга. «Вы главные, а значит, от вас ожидается больше, чем от других, причем это касается и ответственности в служении и вашего влияния на остальных. В первый раз вы не сделали этого, причем не только не исполнили свой долг, но и не позаботились вразумить нас, и мы пострадали: Господь Бог наш поразил нас за то; мы все пострадали из-за вашей небрежности; такое исходит из рук ваших (см. Мал 1:9); поэтому освятитесь и выполняйте свое дело добросовестно». Когда пострадавшие за неверные действия учатся исправлять ошибки и делать лучше, то страдания будут вознаграждены.

3. Левиты и священники освятились (ст. 14) и были готовы нести ковчег на плечах согласно закону (ст. 15). Следует заметить: многие, допускавшие серьезные промахи в служении, пожелают исправиться и исполнять его лучше, стоит лишь честно сказать им об этом. Поражение Озы заставило священников подойти к своему освящению более тщательно, то есть очиститься от любого осквернения в церемониальном смысле и всецело сосредоточиться на торжественном служении Богу, чтобы вызвать благоговение у народа. Пример одних учит других быть очень осторожными и вести себя образцово.

4. Поставили начальников, чтобы они подготовились к торжественному приему ковчега со всевозможными проявлениями радости (ст. 16). Давид приказал начальникам левитов назвать людей, которые, по их мнению, лучше всего справятся со служением. Так впервые были поставлены Еман, Асаф и Ефан (ст. 17). Они принялись играть на кимвалах (ст. 19), другие играли на псалтирях (ст. 20), третьи на цитрах, причем на октаву выше или ниже остальных (по правилам гармонии, ст. 21). Некоторые из священников трубили в трубы (ст. 24), как обычно делали при перемещении ковчега (Чис 10:8) и во время священных праздников (Пс 80:4). Одного человека поставили ответственным за пение, так как он был искусен в таковом, сам пел хорошо и мог других научить (ст. 22). Следует заметить: какой дар каждый человек получил, таким и должен служить (1Пет 4:10). А если кто-то превосходит остальных в каком-то даровании, то должен не только использовать его сам на благо всем, но и других научить и не жалеть, когда при его помощи кто-то становится таким же мудрым, как и он сам. До этого прославление Господа музыкальными инструментами не проводилось. Но Давид, будучи пророком, ввел таковое по Божьему указанию и добавил его к другим обрядам той эпохи, относящимся до плоти, как называет их апостол (Евр 9:10). Новый Завет поддерживает пение псалмов, но не предписывает музыку в церкви. Некоторые были поставлены привратниками (ст. 18), другие сторожами при ковчеге (или придверниками, ст. 23−24), и среди них Овед-Едом, который, вне всякого сомнения, считал это место почетным и вознаграждением для себя за гостеприимство, оказанное ковчегу. Он хранил ковчег в своем доме на протяжении трех месяцев, являясь, по сути, его арендодателем. Но когда перестал быть таковым, то с радостью стал его сторожем настолько он привязался к ковчегу.

Стихи 25−29. Когда все было готово к доставке и приему ковчега в городе Давидовом, то приступили непосредственно к его перемещению туда из дома Овед-Едома; описание этого торжественного действия приводится в данных стихах.

I. Нести ковчег левитам помогал Сам Господь. Ковчег был не слишком тяжким бременем, чтобы переносившие его нуждались в экстраординарной помощи. Но:

(1) Полезно обращать внимание на помощь Божьего провидения даже в тех делах, которые нам под силу: если бы Бог не помогал нам, мы бы и шагу не ступили.

(2) Во всех своих религиозных действиях нам надлежит особым образом заручиться поддержкой свыше (см. Деян 26:22). Наша пригодность к исполнению духовных обязанностей полностью зависит от Бога.

(3) Помня о поражении Озы, левиты, вероятно, трепетали, когда брали ковчег; но Бог помог им, то есть вдохновил их на дело, успокоил их страхи и укрепил веру.

(4) Бог помог им сделать все достойно, хорошо и безошибочно. Если мы исполняем какие-либо религиозные обязанности, то, чтобы избежать поражения и остаться в живых, должны признавать, что именно Бог помогает нам: будь мы предоставлены сами себе, непременно допустили бы какую-то фатальную оплошность. Божьи служители, которые носят сосуды Господни, особенно нуждаются в Божьей помощи, чтобы Бог прославился в них, а Его церковь получила назидание. И когда Бог помогает левитам, то выгоду от этого получает народ.

II. Когда левиты заметили знаки Божьего присутствия, то совершили жертвоприношение во славу Господа (ст. 26). И это Он Сам помог им сделать. Возможно, они принесли тельцов и овнов в качестве искупительной жертвы за прошлую ошибку, чтобы таковая не вспоминалась против них, а также в качестве благодарности за помощь, которую они в этот раз получили.

III. Действие сопровождалось проявлением огромной радости: играли духовную музыку, Давид танцевал, певцы пели, и простой народ восклицал (ст. 27−28). Об этом говорилось и раньше (2Цар 6:14−15). Отсюда мы узнаем, что (1) служим доброму Господину, Которому нравится, когда Его слуги во время работы поют.

(2) Время всеобщего преобразования является и должно быть временем всеобщего веселья. Кто не радуется ковчегу, тот не достоин его.

(3) Когда самые великие люди проявляют ревность в поклонении Господу, это отнюдь не умаляет их достоинство. Правда, Мелхола отнеслась к Давиду с презрением (ст. 29), но ее презрение вовсе не сделало его презренным; он сам не считал себя таковым, и никто из мудрых и благочестивых людей (а мнение иных нас просто не должно интересовать) не стал думать о нем хуже.

Примечания:

 
Синодальный перевод
27 виссон — ткань, нити, из тонких льняных волокон.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.