2 Паралипоменон 2 глава

Вторая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Синодальный перевод

1 И положил Соломон построить дом имени Господню и дом царский для себя.
2 И отчислил Соломон семьдесят тысяч носильщиков и восемьдесят тысяч каменосёков в горах, и надзирателей над ними три тысячи шестьсот.
3 И послал Соломон к Хираму, царю Тирскому, сказать: как поступал ты с Давидом, отцом моим, и присылал ему кедры на построение дома для его жительства, так поступи и со мною.
4 Вот, я строю дом имени Господа, Бога моего, для посвящения Ему, чтобы возжигать пред Ним благовонное курение, представлять постоянно хлебы предложения и возносить там всесожжения утром и вечером в субботы, и в новомесячия, и в праздники Господа, Бога нашего, что навсегда заповедано Израилю.
5 И дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов.
6 И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? И кто я, чтобы мог построить Ему дом? Разве только для курения пред лицом Его.
7 Итак, пришли мне человека, умеющего делать изделия из золота, и из серебра, и из меди, и из железа, и из пряжи пурпурового, багряного и яхонтового цвета, и знающего вырезывать резную работу, вместе с художниками, какие есть у меня в Иудее и в Иерусалиме, которых приготовил Давид, отец мой.
8 И пришли мне кедровых дерев, и кипарису и певгового дерева с Ливана, ибо я знаю, что рабы твои умеют рубить дерева Ливанские. И вот, рабы мои пойдут с рабами твоими,
9 чтобы мне приготовить множество дерев, потому что дом, который я строю, великий и чудный.
10 И вот, древосекам, рубящим дерева, рабам твоим, я даю в пищу: пшеницы двадцать тысяч коров, и ячменю двадцать тысяч коров, и вина двадцать тысяч батов, и оливкового масла двадцать тысяч батов.
11 И отвечал Хирам, царь Тирский, письмом, которое прислал к Соломону: по любви к народу Своему, Господь поставил тебя царём над ним.
12 И ещё сказал Хирам: благословен Господь, Бог Израилев, создавший небо и землю, давший царю Давиду сына мудрого, имеющего смысл и разум, который намерен строить дом Господу и дом царский для себя.
13 Итак, я посылаю тебе человека умного, имеющего знания, Хирам-Авия,
14 сына одной женщины из дочерей Дановых, — а отец его Тирянин, — умеющего делать изделия из золота и из серебра, из меди, из железа, из камней и из дерев, из пряжи пурпурового, яхонтового цвета, и из виссона, и из багряницы, и вырезывать всякую резьбу, и исполнять всё, что будет поручено ему вместе с художниками твоими и с художниками господина моего Давида, отца твоего.
15 А пшеницу и ячмень, оливковое масло и вино, о которых говорил ты, господин мой, пошли рабам твоим.
16 Мы же нарубим дерев с Ливана, сколько нужно тебе, и пригоним их в плотах по морю в Яфу, а ты отвезёшь их в Иерусалим.
17 И исчислил Соломон всех пришельцев, бывших тогда в земле Израилевой, после исчисления их, сделанного Давидом, отцом его, — и нашлось их сто пятьдесят три тысячи шестьсот.
18 И сделал он из них семьдесят тысяч носильщиков и восемьдесят тысяч каменосёков на горах и три тысячи шестьсот надзирателей, чтобы они побуждали народ к работе.

Толкование Мэтью Генри

Торговля Соломона, о которой мы прочли в заключительной части предыдущей главы, и поощрение с его стороны торговцев и производителей весьма похвальны. Но основной задачей, ради которой его поставили, было строительство, и он принялся за него.

I. Соломон принял решение построить храм и царский дворец, выделил рабочих, которые должны этим заниматься (ст. 1−2, 17−18).

II. Он обратился к царю Тирскому Хираму, чтобы тот обеспечил его мастерами и строительными материалами (ст. 3−10). III. Хирам пообещал помочь и удовлетворить его просьбу (ст. 11−16).

Стихи 1−10. Мудрость была дана Соломону не только для размышлений и развлечений (хотя, безусловно, это царское занятие), не только для общения и развлечения друзей, но и для действий, и поэтому он, не откладывая, начинает действовать. Обратите внимание:

I. Он принял твердое решение приступить к строительству (ст. 1): «И положил Соломон построить в первую очередь дом имени Господню». Хорошо, когда прежде служат Тому, Кто является главным: вначале строят храм, а затем дворец, который является не только домом для царя, построенным для его удобства и величия, но и возводится для славы царства среди соседних народов и для достойного их приема, когда они будут обращаться к правителю; то есть и в том и в другом случае он действовал ради государственного блага. Мудрее всех поступают те, которые, прежде всего, трудятся во славу имени Господа и ради благополучия государства. Мы рождены не для себя, а для Бога и Его страны.

II. На обращение Соломона к Хираму, царю Тирскому, чтобы тот помог в осуществлении его планов. Содержание его обращения то же, что в 3Цар 5:2 и далее; только здесь оно изложено более подробно.

1. В данных стихах более полно приводятся основания, почему он обращается за помощью к Хираму: чтобы не только проинформировать его, но и побудить к действию.

(1) Он ссылается на доброе отношение Хирама к его отцу и милости, оказанные ему (ст. 3): «Как поступал ты с Давидом, так поступи и со мною». Мы не только должны оказывать милость другим, но и ожидать милости от других, от друзей наших отцов, и развивать отношения с ними.

(2) Он описал ему свой план строительства храма, предназначенного для религиозного поклонения (ст. 4): чтобы там приносились все жертвы, которые Бог определил возносить для славы Своего имени. Этот дом строился для того, чтобы посвятить его Богу и проводить в нем богослужения. К этому и мы должны стремиться во всех своих делах чтобы все, чем мы владеем, и все, что мы делаем, прославляло Бога. Для информации Хирама он упоминает отдельные служения, которые там должны совершаться. Таинства истинной религии не похожи на суеверия язычников они не нуждаются в сокрытии.

(3) Он пытается вселить в Хирама возвышенные мысли о Боге Израилевом, показав, как сильно благоговеет перед Его святым именем: «Велик Бог наш, выше всех богов, выше всех идолов и правителей. Идолы ничто, владыки земные незначительны, и все находятся под контролем Бога Израилева. Поэтому [1] дом должен быть большим не пропорциональным величию Бога, Которому он посвящается (ибо не может быть пропорции между конечным и бесконечным), но в некоторой степени соответствовать великой ценности этого Бога. [2] Тем не менее, каким бы большим он ни был, он не сможет стать обителью для великого Бога. Пусть Хирам не думает, что Бог Израиля, как боги других народов, в рукотворенных храмах живет (Деян 17:24). Нет, даже небеса небес не вмещают Его. Это здание строится лишь для удобства священников и поклоняющихся Ему: чтобы они имели подходящее место для сжигания перед Ним жертв». [3] Хотя Соломон считает себя могущественным правителем, но недостойным чести быть задействованным в этом великом деле: «Кто я, чтобы мог построить Ему дом?» Нам приличествует приступать к каждому делу Божьему с осознанием своей полной неспособности совершить его и вообще сделать что-либо, равноценное Его божественным совершенствам. Мы поступаем мудро, если, общаясь с внешними, ведем себя очень осторожно и следим, чтобы все, что мы говорим или делаем в адрес Бога, было правильно понято. Именно так ведет себя Соломон в переговорах с Хирамом.

2. В данных стихах более детально изложена его просьба.

(1) Он хочет, чтобы Хирам обеспечил его искусными рабочими (ст. 7): «Пришли мне человека». Он имел людей, способных на всякое дело, и у себя, в Иерусалиме, и в Иудее. Давид побеспокоился об этом (1Пар 22:15). Пусть не думает, что среди евреев нет искусных людей. Он просил: «Пришли мне человека, который бы руководил ими. Умельцы есть и в Иерусалиме, но не такие искусные, как в Тире. А так как храм должен быть отделан наилучшим образом, то я хочу иметь наилучших работников, которых смогу достать».

(2) Он хочет, чтобы его обеспечили хорошими материалами для этой работы (ст. 8): чтобы в изобилии иметь кедры и другой строительный лес (ст. 8−9), ибо дом, который он строит, должен быть великий и чудный, то есть величественный и красивый; для его строительства он не будет щадить средств, и всего должно быть достаточно.

3. Соломон заботится, чтобы рабочие имели хорошее содержание (ст. 10), чтобы им давали в пищу определенное количество пшеницы и ячменя, вина и оливкового масла. Он не кормил своих рабочих только хлебом и водой, они всего имели вдосталь и наилучшего качества. Кто нанимает рабочих, тот должен заботиться, чтобы им не только хорошо платили, но и хорошо обеспечивали всем необходимым. Богатые хозяева должны поступать со своими бедными рабочими так, как хотели, чтобы с ними обращались, если бы они поменялись местами.

Стихи 11−18. Данные стихи рассказывают:

I. Какой ответ Хирам дал Соломону на его обращение, в котором он показал, что не только уважает Соломона, но и готов послужить ему. На примере этих великих личностей люди, занимающие незначительное положение, могут научиться быть дружелюбными и услужливыми.

1. Он поздравил Израиль с таким царем, как Соломон (ст. 11): «По любви к народу Своему Господь поставил тебя царем над ним». Отметьте: мудрое и благочестивое правление является благословением для народа и может рассматриваться как исключительный знак Божьего благоволения. Хирам не говорит: «По любви к тебе... (хотя это было правдой, 2Цар 12:24) Он поставил тебя царем, а по любви к народу Своему». Владыки должны осознавать, что они возвышены ради общественного блага, а не для личного удовольствия, и царствовать так, чтобы доказать, что были даны народу из любви, а не во гневе.

2. Он благословил Бога за то, что Он поставил такого наследника после Давида (ст. 12). Похоже, Хирам не только полюбил еврейский народ и радовался его процветанию, но также был последователем иудейской религии и поклонялся Иегове, Богу Израилеву (Которого соседние народы не знали по этому имени), как Богу, сотворившему небо и землю, как источнику силы и жизни, ибо Он ставит царей. В то время народ Израиля исполнял закон и поклонялся Богу и таким образом хранил свою славу, и соседние народы хотели, чтобы их наставили в истинной религии, как Израиль во дни отступничества стремился заразиться идолопоклонством и суевериями своих соседей. Тот факт, что они давали взаймы многим народам и не одалживали у других, возвысил их: израильтяне делились с ними истиной, а не заимствовали у них ошибки; хотя позднее все стало наоборот, и это опозорило их.

3. Он послал Соломону очень талантливого и искусного работника, который должен был оправдать оказанное ему великое доверие; в его жилах текла еврейская и языческая кровь, ибо его мать была израильтянкой (Хирам полагал, что она была из колена Данова, о чем и говорит здесь, в ст. 14, но, похоже, она была из колена Неффалимова, 3Цар 7:14), а его отец тириянин. Доброе знамение единения евреев и язычников в евангельском храме, как было позднее, когда строительство второго храма значительно продвинулось благодаря усилиям Дария (Езд 6 гл.), который, предположительно, был сыном Есфири, то есть израильтянином по материнской линии.

4. Он обязался доставлять строительный лес по мере потребности в Яффу. В то же время он возложил на Соломона обязанности обеспечивать работников всем необходимым, как было обещано (ст. 15−16). Мы читали об этом соглашении (3Цар 5:8−9).

II. Какие повеления Соломон дал в отношении этих рабочих. Он не хотел рожденных свободными израильтян нанимать совершать утомительную работу по строительству храма, они могли быть только надзирателями. Для этой работы он нанял пришельцев, ставших прозелитами еврейской религии; и так как они не наследовали землю в Ханаане, как израильтяне, то были вынуждены заниматься торговлей и зарабатывать на жизнь изобретательностью и трудолюбием. В то время на этой земле (ст. 17) таких людей было много, и если они были представителями закланных народов, то, согласно закону, их ожидала участь гаваонитян и они должны были рубить дрова для всего общества; если нет, то, согласно закону Моисея, они были хорошо обеспечены и считались ровней израильтянам. Тогда из благодарности они должны были делать, что им по силам, для служения в храме. Нет сомнений, что им хорошо платили деньгами или их эквивалентом, ибо закон гласил: «Пришельца не притесняй». Здесь говорится, как они были распределены (ст. 2 и 18), всего 150000 человек. Ханаан был плодородной землей, и израильтянам нетрудно было найти пищу для такого дополнительного количества ртов помимо местного населения, ибо храм был величественным строением, и для его постройки требовалось много рук. Г-н Фуллер предполагает, что особые приемы при возведении здания или заблаговременное планирование умножили труд. Я полагаю, что в строительстве было задействовано столько рук, сколько необходимо, и в ливанском лесу они могли трудиться все вместе, не мешая друг другу, в то время как на горе Сион могло работать ограниченное количество. Если бы не было задействовано так много людей, не использовалось так много изысканного материала, то возведение храма, закончившееся через семь лет, возможно, длилось бы так же долго, как возведение собора св. Павла.

Примечания:

 
Синодальный перевод
10 кор — наибольшая мера объёма сыпучих тел и жидкостей, равная хомеру (содержавшей 10 еф) — предположительно около 220 литров.
14 виссон — ткань, нити, из тонких льняных волокон.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.