Неемия 11 глава

Книга Неемии
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Синодальный перевод

1 И жили начальники народа в Иерусалиме, а прочие из народа бросили жребии, чтоб одна из десяти частей их шла на жительство в святой город Иерусалим, а девять оставались в прочих городах.
2 И благословил народ всех, которые добровольно согласились жить в Иерусалиме.
3 Вот главы страны, которые жили в Иерусалиме, — а в городах Иудеи жили, всякий в своём владении, по городам своим: Израильтяне, священники, левиты и нефинеи и сыновья рабов Соломоновых; —
4 в Иерусалиме жили из сыновей Иуды и из сыновей Вениамина. Из сыновей Иуды: Афаия, сын Уззии, сын Захарии, сын Амарии, сын Сафатии, сын Малелеила, из сыновей Фареса,
5 и Маасея, сын Варуха, сын Колхозея, сын Хазаии, сын Адаии, сын Иоиарива, сын Захарии, сын Шилония.
6 Всех сыновей Фареса, живших в Иерусалиме, четыреста шестьдесят восемь, люди отличные.
7 И вот сыновья Вениамина: Саллу, сын Мешуллама, сын Иоеда, сын Федаии, сын Колаии, сын Маасеи, сын Ифиила, сын Исаии,
8 и за ним Габбай, Саллай — девятьсот двадцать восемь.
9 Иоиль, сын Зихри, был начальником над ними, а Иуда, сын Сенуи, был вторым над городом.
10 Из священников: Иедаия, сын Иоиарива, Иахин,
11 Сераия, сын Хелкии, сын Мешуллама, сын Садока, сын Мераиофа, сын Ахитува, начальствующий в доме Божием,
12 и братья их, отправлявшие службу в доме Божием, — восемьсот двадцать два; и Адаия, сын Иерохама, сын Фелалии, сын Амция, сын Захарии, сын Пашхура, сын Малхии,
13 и братья его, главы поколений — двести сорок два; и Амашсай, сын Азариила, сын Ахзая, сын Мешиллемофа, сын Иммера,
14 и братья его, люди отличные — сто двадцать восемь. Начальником над ними был Завдиил, сын Гагедолима.
15 А из левитов: Шемаия, сын Хашшува, сын Азрикама, сын Хашавии, сын Вунния,
16 и Шавфай, и Иозавад, из глав левитов по внешним делам дома Божия,
17 и Матфания, сын Михи, сын Завдия, сын Асафа, главный начинатель славословия при молитве, и Бакбукия, второй по нём из братьев его, и Авда, сын Шаммуя, сын Галала, сын Идифуна.
18 Всех левитов во святом городе двести восемьдесят четыре.
19 А привратники: Аккув, Талмон и братья их, содержавшие стражу у ворот — сто семьдесят два.
20 Прочие Израильтяне, священники, левиты жили по всем городам Иудеи, каждый в своём уделе.
21 А нефинеи жили в Офеле; над нефинеями Циха и Гишфа.
22 Начальником над левитами в Иерусалиме был Уззий, сын Вания, сын Хашавии, сын Матфании, сын Михи, из сыновей Асафовых, которые были певцами при служении в доме Божием,
23 потому что от царя было о них особое повеление, и назначено было на каждый день для певцов определённое содержание.
24 И Петахия, сын Мешезавела, из сыновей Зары, сына Иуды, был доверенным от царя по всяким делам, касающимся до народа.
25 Из живших же в сёлах, на полях своих, сыновья Иуды жили в Кириаф-Арбе и зависящих от неё городах, в Дивоне и зависящих от него городах, в Иекавцеиле и сёлах его,
26 в Иешуе, в Моладе и в Беф-Палете,
27 в Хацар-Шуале, в Вирсавии и зависящих от неё городах,
28 в Секелаге, в Мехоне и зависящих от неё городах,
29 в Ен-Риммоне, в Цоре и в Иармуфе,
30 в Заноахе, Одолламе и сёлах их, в Лахисе и на полях его, в Азеке и зависящих от неё городах. Они расположились от Вирсавии и до долины Енномовой.
31 Сыновья Вениаминовы, начиная от Гевы, в Михмасе, Гае, в Вефиле и зависящих от него городах,
32 в Анафофе, Нове, Анании,
33 Гацоре, Раме, Гиффаиме,
34 Хадиде, Цевоиме, Неваллате,
35 Лоде, Оно, в долине Харашиме.
36 И левиты имели жилища свои в участках Иуды и Вениамина.

Толкование Мэтью Генри

Иерусалим окружили стеной, но он все еще не был полностью заселен жителями, а поэтому считался городом слабым и презренным; и следующей заботой для Неемии стало заселение его обитателями. Об этом и рассказывает данная глава.

I. Какие методы предприняли для его заселения (ст. 1−2).

II. Какие начальники из Иуды и Вениамина проживали там (ст. 3−9), кто из священников и левитов проживал там (ст. 10−19).

III. Некоторые города и села Иуды и Вениамина были заселены остальными членами их семей (ст. 20−36).

Стихи 1−19. Иерусалим называли святым городом (ст. 1), потому что там находился храм и именно это место избрал Бог для пребывания Его имени. И на этом основании можно было подумать, что святое потомство стремилось жить и боролось за обитание в этом городе. Но все было наоборот, и, похоже, люди не стремились туда, (1) ибо предполагали, что жители Иерусалима должны вести более строгий образ жизни по сравнению с другими, а они не хотели соответствовать этим стандартам. Кто не старается быть святым, тому стыдно жить в святом городе; поэтому таковые не желают жить в Новом Иерусалиме, а хотят иметь вечный город здесь, на земле. Или (2) потому что их соседи язычники из всех мест больше всего ненавидели Иерусалим и именно против него были направлены их злобные планы, и это делало город местом опасным (каковым обычно является ответственный пост), а они не хотели подвергать себя опасности. Страх перед преследованием и порицанием, боязнь подвергнуться бедствиям удерживает многих от святого города и отбивает у них желание заступиться за Бога и религию; при этом они не задумываются о том, что Иерусалим является не только местом, которому угрожает злоба и атаки врагов, но и местом, которое особым образом защищает Бог, сделавший его жилищем мирным (Ис 33:20; Пс 45:5−6). Или (3) потому что по мирским понятиям им было выгоднее жить в деревне. Иерусалим не был торговым городом, поэтому в нем нельзя было добыть деньги за счет торговли, как в деревне, где можно торговать хлебом и скотом. Отметьте: все ищут своего, а не того, что угодно Иисусу Христу (Флп 2:21). Повсюду и весьма справедливо жалуются, что большинство людей отдает предпочтение своему богатству, доброму имени, удовольствиям, удобствам и безопасности, а не славе Бога и общественному благу. И так как люди не хотели жить в Иерусалиме, ибо тогда он был бедным городом, то данные стихи рассказывают:

I. Каким образом он был заселен.

1. В Иерусалиме жили начальники народа (ст. 1). Это место подходило для их проживания, ибо там стоят престолы суда (Пс 121:5) и именно туда стекались люди, оказавшиеся в трудной ситуации, со своими последними апелляциями. И если проживание в нем в то время было примером поразительной любви к дому Божьему, ревности по общественному благу, веры, святой смелости и самоотречения, то в этом начальники были для своих подданных образцом для подражания. Тот факт, что они жили там, побуждал и ободрял других тоже поселиться в нём. Magnates magnetes Великие люди притягивают. Когда великие люди избрали святой город для проживания, то их пример возвеличил святость, а их ревность побудила многих действовать.

2. Некоторые добровольно согласились жить в Иерусалиме, благородно жертвуя личными мирскими интересами ради общественного блага (ст. 2). Об этом упоминается, чтобы прославить их, ибо, в то время как другие боялись трудностей, потерь и опасностей, эти люди искали благоденствия Иерусалима ради дома Господа, Бога их (Пс 121:6, 9). И благословил народ их. Люди славили и молились о них; они прославляли за них Бога. Многие из тех, что не ревнуют об общественном благе, тем не менее скажут доброе слово о таковых. Бог и люди благословят тех, кто является благословением для государства, и это должно ободрить нас быть ревностными в добрых делах.

3. Убедившись, что все еще есть место, и осмотрев все собрание, решили, что один из десяти должен проживать в Иерусалиме; кто будет этим человеком, нужно было определить с помощью жребия, направлял который (и об этом все знали) Господь. Это должно было предотвратить борьбу и доставить великое удовлетворение тем, кому жребий указал жить в Иерусалиме, ибо они четко увидели бы, что Бог определил границы их обитания. Можно предположить, что пропорция один к десяти была выбрана для того, чтобы сделать справедливым соотношение между жителями города и деревни; похоже, это решение ссылается на древнее правило, требовавшее отдавать десятину Богу, а отданное святому городу Он засчитает отданным самому Себе.

II. Кем населили Иерусалим. Здесь в общем перечисляются жители Иерусалима, ибо князья Иуды считали их силой своей в Господе Саваофе, Боге их (Зах 12:5).

1. Там поселилось много сыновей Иуды и Вениамина, ибо первоначально часть города лежала в уделе одного колена, и часть в уделе другого; но большая часть города лежала в уделе Вениамина, поэтому сыновей Иуды в Иерусалиме мы находим всего 468 семей (ст. 6), а Вениамина 928 семей (ст. 7−8). Таким маленьким было его начало, но позднее, перед приходом нашего Спасителя, он стал более населенным. Все сыны из колена Иудина, поселившиеся в Иерусалиме, происходили от Фареса, сына Иуды, от которого по плоти произошел Христос. Хотя вениамитян было больше по численности, тем не менее о мужах Иуды сказано (ст. 6), что они были людьми отличными и доблестными, годными для служения и способными защитить город в случае нападения. Иуда не растерял своих древних качеств, характеризовавших его как молодого льва, смелого и дерзкого. О вениамитянах, поселившихся в Иерусалиме, здесь сказано, кто был их начальником и кто был вторым над городом (ст. 9). Ибо для того, чтобы среди людей поддерживался хороший порядок и они были готовы отражать атаки внешних врагов, необходимо иметь не только хороших солдат, но и хороших руководителей.

2. Большинство священников и левитов поселились в Иерусалиме; да и где жить людям, святым для Господа, как не в святом городе?

(1) Можно предположить, что большая часть священников проживала там, ибо они служили в храме. Совершавших служение в доме Божием в своей череде было 822 человека из одной семьи, 242 из другой и 128 из третьей (ст. 12−14). Хорошо, что служивших было достаточно. О некоторых из них сказано, что они были людьми отличными отличавшимися своим мужеством (ст. 14); они и должны быть такими, ибо служение священника требовало не только силы, но и воинственности, для которой необходимо мужество, особенно сейчас. Об одном из священников сказано, что он был сыном великого человека (в англ. пер.). Для знатнейших не считалось унижением иметь сыном священника; он мог возвысить свое служение, ибо это служение не преуменьшало его.

(2) Некоторые левиты тоже пришли и поселились в Иерусалиме, но их было сравнительно немного всего 284 (ст. 18) и 172 привратника (ст. 19), ибо большая часть их служения заключалась в том, чтобы учить доброму разумению о Боге повсюду, и для этой цели они были рассеяны по Израилю. Количество левитов, необходимое для служения, проживало в Иерусалиме, остальные служили в других местах.

[1] Об одном из левитов сказано, что он был из глав по внешним делам дома Божия (ст. 16). Священники управляли делами, совершавшимися за воротами храма, а этому левиту была вверена мирская забота о доме Божьем, содействующая его духовному служению: сбор пожертвований, обеспечение служения в храме всем необходимым и т.п. За всем этим следовало следить, чтобы духовное служение не испытывало недостатка и не замерло. Люди, которые заботятся о внешних нуждах Церкви и накрывают в ней столы, так же необходимы на своем месте, как те, которые обеспечивают в ней внутреннее служение и посвящают себя слову и молитве.

[2] О другом левите сказано, что он был главный начинатель славословия при молитве. Возможно, он имел хороший слух и хороший голос и был обучен петь, поэтому его избрали вести пение псалмов. Он был регентом хора в храме. Обратите внимание: в молитве необходимо благодарить; молитва и благодарение должны идти рядом; прежде чем просить о будущих милостях, следует поблагодарить за прошлые. Во время публичного служения нужно стараться, чтобы все совершалось наилучшим образом, благопристойно и чинно: чтобы во время молитвы один говорил, а другие присоединялись к нему, в пении чтобы один начинал, а остальные вторили ему.

Стихи 20−36. Описав начальников, поселившихся в Иерусалиме (подробный список которых приводился ранее, 1Пар 9:2 и далее), Неемия в данных стихах уделяет внимание другим городам, в которых жили прочие израильтяне (ст. 20). Необходимо было населить Иерусалим людьми, но так, чтобы это не истощило страну. Сам царь питается от поля, которое принесет мало пользы, если не будет рук, возделывающих его. Поэтому да не будет борьбы, зависти, презрения и недоброжелательства между жителями городов и деревень; нужны и те и другие, и без них нельзя обойтись.

1. Нефинеи, потомки гаваонитян, жили в Офеле, который находился на стене Иерусалима; они были обязаны совершать вспомогательные работы в храме и поэтому располагались вблизи него, чтобы быть готовыми к служению в любую минуту (ст. 21).

2. Хотя левиты рассеялись по городам Иудеи, но имели начальника, проживавшего в Иерусалиме; он руководил ими, и к нему они обращались за наставлением; он знал, чем они заняты: исполняют ли они свой долг (ст. 22).

3. Так как певцы были людьми находчивыми и имели свободное время между служениями, то некоторым из них велели следить за состоянием храма: не нуждается ли он или его предметы в починке; они были при служении в доме Божием (ст. 22). И, похоже, царь Персии был настолько доволен их служением, что назначил им особое содержание помимо того, что принадлежало им как левитам (ст. 23).

4. Один из левитов был доверенным лицом царя в Иерусалиме. Он был потомком Зары (ст. 24); не только семьи Фареса, но и некоторые представители семьи Зары поселились в Иерусалиме, что следует из другого каталога (1Пар 9:6). Сказано, что он был царской рукой или на стороне царя по всяким делам, касающимся до народа: разрешал противоречия между представителями царя и его подданными, следил, чтобы народ честно платил царю то, что ему причиталось, и чтобы служение в храме, дозволенное царем, должным образом оплачивалось. Счастливы были иудеи, раз такой ответственный пост занимал их соотечественник.

5. В данных стихах называются деревни или провинциальные города, населенные израильтянами. Города, заселенные сыновьями Иуды, перечислены в ст. 25−30, а заселенные сыновьями Вениамина в ст. 31−35; левиты разделились и жили среди тех и других (ст. 36). Можно предположить, что в то время они жили в покое и безопасности, хотя их было мало и они были бедными; и можно было надеяться, что благодаря благословению Божьему их богатство и сила умножатся и они возрастут в численности, если бы не царившее среди них всеобщее нечестие и равнодушие к религии, в котором обвинял их от имени Бога пророк Малахия. Есть основания предполагать, что он пророчествовал в то время и что после него пророчество умолкло на несколько веков, пока не возродилось в великом Пророке и Его предшественнике.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.