Неемия 3 глава

Книга Неемии
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Синодальный перевод

1 И встал Елияшив, великий священник, и братья его священники и построили Овечьи ворота: они освятили их и вставили двери их, и от башни Меа освятили их до башни Хананела.
2 И подле него строили Иерихонцы, а подле них строил Закхур, сын Имрия.
3 Ворота Рыбные строили уроженцы Сенаи: они покрыли их, и вставили двери их, замки их и засовы их.
4 Подле них чинил стену Меремоф, сын Урии, сын Гаккоца; подле них чинил Мешуллам, сын Берехии, сын Мешизабела; подле них чинил Садок, сын Бааны;
5 подле них чинили Фекойцы; впрочем, знатнейшие из них не наклонили шеи своей поработать для Господа своего.
6 Старые ворота чинили Иоиада, сын Пасеаха, и Мешуллам, сын Бесодии: они покрыли их и вставили двери их, и замки их и засовы их.
7 Подле них чинил Мелатия Гаваонитянин, и Иадон из Меронофа, с жителями Гаваона и Мицфы, подвластными заречному областеначальнику.
8 Подле него чинил Уззиил, сын Харгаии, серебряник, а подле него чинил Ханания, сын Гараккахима. И восстановили Иерусалим до стены широкой.
9 Подле них чинил Рефаия, сын Хура, начальник полуокруга Иерусалимского.
10 Подле них и против дома своего чинил Иедаия, сын Харумафа, а подле него чинил Хаттуш, сын Хашавнии.
11 На втором участке чинил Малхия, сын Харима, и Хашшув, сын Пахаф-Моава; они же чинили и башню Печную.
12 Подле них чинил Шаллум, сын Галлохеша, начальник полуокруга Иерусалимского, он и дочери его.
13 Ворота Долины чинил Ханун и жители Заноаха: они построили их, и вставили двери их, замки их и засовы их, и ещё чинили они тысячу локтей стены до ворот Навозных.
14 А ворота Навозные чинил Малхия, сын Рехава, начальник Бефкаремского округа: он построил их и вставил двери их, замки их и засовы их.
15 Ворота Источника чинил Шаллум, сын Колхозея, начальник округа Мицфы: он построил их, и покрыл их, и вставил двери их, замки их и засовы их, — он же чинил стену у водоёма Селах против царского сада и до ступеней, спускающихся из города Давидова.
16 За ним чинил Неемия, сын Азбука, начальник полуокруга Бефцурского, до гробниц Давидовых и до выкопанного пруда и до дома храбрых.
17 За ним чинили левиты: Рехум, сын Вания; подле него чинил Хашавия, начальник полуокруга Кеильского, за свой округ.
18 За ним чинили братья их: Баввай, сын Хенадада, начальник Кеильского полуокруга.
19 А подле него чинил Езер, сын Иисуса, начальник Мицфы, на втором участке, напротив всхода к оружейне на углу.
20 За ним ревностно чинил Варух, сын Забвая, на втором участке, от угла до дверей дома Елияшива, великого священника.
21 За ним чинил Меремоф, сын Урии, сын Гаккоца, на втором участке, от дверей дома Елияшивова до конца дома Елияшивова.
22 За ним чинили священники из окрестностей.
23 За ними чинил Вениамин и Хашшув, против дома своего; за ними чинил Азария, сын Маасеи, сын Анании, возле дома своего.
24 За ним чинил Биннуй, сын Хенадада, на втором участке, от дома Азарии до угла и поворота.
25 За ним Фалал, сын Узая, напротив угла и башни, выступающей от верхнего дома царского, которая у двора темничного. За ним Федаия, сын Пароша.
26 Нефинеи же, которые жили в Офеле, починили напротив Водяных ворот к востоку и до выступающей башни.
27 За ними чинили Фекойцы, на втором участке, от места напротив большой выступающей башни до стены Офела.
28 Далее ворот Конских чинили священники, каждый против своего дома.
29 За ними чинил Садок, сын Иммера, против своего дома, а за ним чинил Шемаия, сын Шехании, сторож восточных ворот.
30 За ним чинил Ханания, сын Шелемии, и Ханун, шестой сын Цалафа, на втором участке. За ним чинил Мешуллам, сын Берехии, против комнаты своей.
31 За ним чинил Малхия, сын Гацорфия, до дома нефинеев и торговцев, против ворот Гаммифкад и до угольного жилья.
32 А между угольным жильём до ворот Овечьих чинили серебряники и торговцы.

Толкование Мэтью Генри

Часто оказывается, что слова и дела две разные вещи. Многие готовы сказать: «Будем строить», но при этом остаются дома и ничего не делают, как красиво говоривший сын: «Я пойду», но не пошел. Но участвовавшие в этом деле были другими людьми. Как только было принято решение строить стену вокруг Иерусалима, они не теряли времени, а немедленно приступили к работе, о чем мы читаем в этой главе. Пусть никогда не говорят о нас, что мы отложили на завтра доброе дело, которое могли сделать сегодня. В данной главе:

(I) Называются имена строителей, которые записаны для их славы, ибо своими действиями они проявили великую ревность по Богу и своей стране, свой благочестивый и гражданский дух, трудолюбие и смелость. Подобным образом следовало подробно описать их дела, чтобы прославить тружеников и ободрить других следовать их примеру.

(II) Описывается порядок строительства; в процессе строительства план был перед их глазами, и они закончили там, где начали. Строители начали восстанавливать стену:

(1) От Овечьих ворот до Рыбных ворот (ст. 1−2).

(2) Оттуда перешли к старым воротам (ст. 3−5).

(3) Далее строился участок до ворот Долины (ст. 6−12).

(4) Затем до Навозных ворот (ст. 13−14).

(5) Оттуда перешли к воротам Источника (ст. 15).

(6) Далее восстанавливался участок до Водяных ворот (ст. 16−26).

(7) Далее от Конских ворот до Овечьих ворот, откуда они начали (ст. 27−32). Так завершили восстановление стены вокруг города.

Стихи 1−32. Наилучший способ решить, как разделить данную главу на параграфы, обратить внимание, как распределили работу между участвующими, чтобы каждый знал, что делать, и мог со святым соперничеством и желанием превзойти других размышлять о нем, тем не менее, без какого-либо раздора, вражды или личных интересов. Среди строителей не наблюдалось борьбы, ибо они трудились для общественного блага. В описании процесса строительства стены вокруг Иерусалима следует обратить внимание на некоторые моменты:

I. Что первосвященник Елияшив вместе со своими братьями священниками руководил отрядом строителей (ст. 1). Служители должны предводительствовать в любом добром деле, ибо их служение обязывает их учить и побуждать людей своим добрым примером, а не только доктриной. Если появилось дело, то кто больше их подходит для работы? Если появилась опасность, кто больше их подходит, чтобы рисковать? Положение первосвященника было очень высоким и обязывало его руководить этим служением. Священники восстанавливали Овечьи ворота, так называвшиеся потому, что через них проводили овец, предназначенных для жертвоприношения в храме; и священники решили отремонтировать их, так как жертва Господня была их наследием. Об этих воротах сказано лишь то, что священники освятили их словом и молитвой и, возможно, жертвами, (1) ибо они вели в храм; или (2) их освятили, потому что с этих ворот началось восстановление стены; и вполне возможно (хотя работы велись одновременно во всех ее частях), эта работа была закончена в первую очередь, и поэтому у этих ворот они торжественно вверили свой город и окружавшую его стену божественной защите. Или (3) основанием для этого послужил тот факт, что их строителями были священники, и так как они особым образом более других были посвящены Богу, то освятили для Него все свои служения, чтобы даже их обычные действия воспринимались как дела ради Бога.

II. Что в восстановлении стены принимало участия много людей, и каждый в этом деле получил свою часть работы (одни больше, другие меньше) соответственно возможностям. Отметьте: каждый должен принимать участие в работе, совершающейся ради общественного блага соответственно своему положению и влиянию. Объединенные силы одержат победу в сражении, участвовать в котором поодиночке никто не осмелился бы. Большое количество участвующих сделают работу легкой.

III. Что в восстановлении стены принимали участие многие люди, не являвшиеся жителями Иерусалима, которые стремились содействовать гражданскому благополучию, не преследовали личные цели и не стремились получить преимущество. Первыми упоминаются иерихонцы (ст. 2), жители Гаваона и Мицфы (ст. 7) и Заноаха (ст. 13). Каждый израильтянин должен был поучаствовать в строительстве Иерусалима.

IV. Что некоторые начальники Иерусалима и других городов также принимали активное участие в этой работе, считая себя обязанными сделать все возможное (благодаря своему богатству и власти) для продвижения этого доброго дела. Следует отметить, что они названы начальниками округов в городах, которыми руководили. Один был начальником округа Иерусалимского (ст. 12), другой начальником Бефкаремского округа (ст. 14), третий начальником округа Мицфы (ст. 15), еще один начальником полуокруга Беф-цурского (ст. 16) и два начальника полуокругов Кеильских (ст. 17−18). Возможно, правительство Персии не решалось вверить укрепленный город одному человеку, а назначало двух, чтобы они следили друг за другом. Так в Риме было два консула.

V. Что в данных стихах справедливо порицают знатнейших фекойцев, которые не наклонили шеи своей поработать для Господа своего (ст. 5), то есть они не преклонились под ярмо, обязывающее к этому служению, словно занимаемое ими высокое положение и благородное происхождение освобождает их от служения Богу и совершения доброго дела, которые несомненно являются высшей почестью и истинной свободой. Пусть знатные люди не думают, что доброе дело, которое может послужить во благо интересам их страны, может унизить их, ибо для чего нужно высокое положение, как не для того, чтобы получить больше возможности делать добро, чем имеют их подчиненные?

VI. Два человека объединили свои усилия по ремонту старых ворот (ст. 6); так они стали соработниками и разделили славу между собой. Мы должны быть благодарны тем, кто становится нашим партнером в работе, осуществить которую самостоятельно мы не можем. Некоторые считают, что эти ворота называются старыми, потому что принадлежали древнему Салиму, который Мелхиседек построил первым.

VII. В этом деле активное участие принимали некоторые благочестивые и честные торговцы серебряники, аптекари и купцы (ст. 8, 32). Они не считали, что их профессия освобождает их от работы по восстановлению стены, и не ссылались на то, что не могут закрыть свои магазины и остановить торговлю, ибо знали, что потеря будет восполнена благодаря тому, что Бог благословит их бизнес.

VIII. Упоминаются женщины, которые помогали в этой работе, Шаллум и дочери его (ст. 12), которые хотя и не могли лично участвовать в работе, но, являясь богатыми вдовами и имея в своем распоряжении часть наследства, пожертвовали деньги для покупки строительных материалов и оплаты труда рабочих. Святой Павел говорит о благочестивых женщинах, подвизавшихся в благовествовании вместе с ним (Флп 4:3).

IX. О некоторых сказано, что они чинили против дома своего (ст. 10, 23, 28−29), а об одном строителе (который, похоже, был всего лишь съемщиком) что он чинил против комнаты своей (ст. 30). Когда нужно сделать общее хорошее дело, то каждый должен делать ту его часть, которая находится ближе всего к нему и доступна. Если каждый будет подметать перед своей дверью, то улица будет чистой; если каждый человек изменит себя, то мы все изменимся. Если имеющий всего лишь комнату починил стену перед ней, то он сделал свою часть работы.

X. Об одном участнике сказано, что он ревностно чинил доставшуюся ему часть стены (ст. 20), то есть делал это с особой старательностью. Это не значит, что другие были безразличны или делали работу равнодушно, но он был особенно энергичен по сравнению с другими и этим отличился. Хорошо считаться ревностным в добром деле; возможно, ревность этого благочестивого человека побудила многих прилагать больше усилий и спешить.

XI. Обращается внимание, что один из строителей был шестым сыном своего отца (ст. 30). Похоже, пять старших братьев не участвовали в восстановлении стены, а он работал. Приступая к доброму делу, нам не следует ждать, пока старшие пойдут впереди нас; если они отказываются участвовать в нем, то это не значит, что мы должны следовать их примеру. И если этот младший брат совершил для Бога и своего поколения лучшее служение, то он лучше своих братьев; большего почета заслуживают те люди, которые оказываются самыми полезными.

XII. Некоторые из закончивших раньше помогали другим и трудились там, где больше всего требовалась их помощь. Меремоф чинил стену в одном месте (ст. 4), а затем в другом (ст. 21). Фекойцы, помимо отведенной им части работы (ст. 5), по ее окончании принялись за другой участок стены (ст. 27); это особенно удивляет, так как их знатнейшие подали им плохой пример, отстранившись от работы; но их поведение не только не послужило обычным жителям оправданием, чтобы остаться дома, но и побудило совершить объем работы вдвое больший, ибо они хотели своей ревностью пристыдить или искупить алчность и безразличие своих знатных граждан. И наконец, ничего не говорится об участии самого Неемии в этом деле. Человек, названный его именем, упоминается в ст. 16, но неужели он сам ничего не делал? Хотя он лично не восстанавливал часть стены, но сделал больше, чем любой из строителей, ибо он присматривал за всеми. Половина его слуг трудились там, где больше всего нужна была их помощь, а вторая половина стояла на страже (о чем мы прочитаем позднее, Неем 4:16), пока он сам осматривал объекты, давал советы и ободрял строителей, помогал там, где считал это необходимым, и внимательно следил за передвижениями врага, о чем мы узнаем из следующей главы. Капитану не нужно заниматься оснасткой, ему достаточно управлять судном.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.