Исход 29 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Синодальный перевод

1 Вот что должен ты совершить над ними, чтобы посвятить их во священники Мне: возьми одного тельца из волов, и двух овнов без порока,
2 и хлебов пресных, и опресноков, смешанных с елеем, и лепёшек пресных, помазанных елеем: из муки пшеничной сделай их,
3 и положи их в одну корзину, и принеси их в корзине, и вместе тельца и двух овнов.
4 Аарона же и сынов его приведи ко входу в скинию собрания и омой их водою.
5 И возьми одежды, и облеки Аарона в хитон и в верхнюю ризу, в ефод и в наперсник, и опояшь его по ефоду;
6 и возложи ему на голову кидар и укрепи диадиму святыни на кидаре;
7 и возьми елей помазания, и возлей ему на голову, и помажь его.
8 И приведи также сынов его и облеки их в хитоны;
9 и опояшь их поясом, Аарона и сынов его, и возложи на них повязки, и будет им принадлежать священство по уставу навеки; и наполни руки Аарона и сынов его.
10 И приведи тельца пред скинию собрания, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову тельца;
11 и заколи тельца пред лицом Господним при входе в скинию собрания;
12 возьми крови тельца и возложи перстом твоим на роги жертвенника, а всю кровь остальную вылей у основания жертвенника;
13 возьми весь тук, покрывающий внутренности, и сальник с печени, и обе почки и тук, который на них, и воскури на жертвеннике;
14 а мясо тельца и кожу его и нечистоты его сожги на огне вне стана: это — жертва за грех.
15 И возьми одного овна, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову овна;
16 и заколи овна, и возьми крови его, и покропи на жертвенник со всех сторон;
17 рассеки овна на части, вымой внутренности его и голени его, и положи их на рассечённые части его и на голову его;
18 и сожги всего овна на жертвеннике. Это всесожжение Господу, благоухание приятное, жертва Господу.
19 Возьми и другого овна, и возложат Аарон и сыны его руки свои на голову овна;
20 и заколи овна, и возьми крови его, и возложи на край правого уха Ааронова и на край правого уха сынов его, и на большой палец правой руки их, и на большой палец правой ноги их; и покропи кровью на жертвенник со всех сторон;
21 и возьми крови, которая на жертвеннике, и елея помазания, и покропи на Аарона и на одежды его, и на сынов его, и на одежды сынов его с ним, — и будут освящены, он и одежды его, и сыны его и одежды их с ним.
22 И возьми от овна тук и курдюк, и тук, покрывающий внутренности, и сальник с печени, и обе почки и тук, который на них, правое плечо, (потому что это овен вручения священства,)
23 и один круглый хлеб, одну лепёшку на елее и один опреснок из корзины, которая пред Господом,
24 и положи всё на руки Аарону и на руки сынам его, и принеси это, потрясая пред лицом Господним;
25 и возьми это с рук их и сожги на жертвеннике со всесожжением, в благоухание пред Господом: это жертва Господу.
26 И возьми грудь от овна вручения, который для Аарона, и принеси её, потрясая пред лицом Господним, — и это будет твоя доля;
27 и освяти грудь приношения, которая потрясаема была, и плечо возношения, которое было возносимо, от овна вручения, который для Аарона и для сынов его, —
28 и будет это Аарону и сынам его в участок вечный от сынов Израилевых, ибо это — возношение; возношение должно быть от сынов Израилевых при мирных жертвах, возношение их Господу.
29 А священные одежды, которые для Аарона, перейдут после него к сынам его, чтобы в них помазывать их и вручать им священство;
30 семь дней должен облачаться в них священник из сынов его, заступающий его место, который будет входить в скинию собрания для служения во святилище.
31 Овна же вручения возьми и свари мясо его на месте святом;
32 и пусть съедят Аарон и сыны его мясо овна сего из корзины, у дверей скинии собрания,
33 ибо через это совершено очищение для вручения им священства и для посвящения их; посторонний не должен есть сего, ибо это святыня;
34 если останется от мяса вручения и от хлеба до утра, то сожги остаток на огне: не должно есть его, ибо это святыня.
35 И поступи с Аароном и с сынами его во всём так, как Я повелел тебе; в семь дней наполняй руки их.
36 И тельца за грех приноси каждый день для очищения, и жертву за грех совершай на жертвеннике для очищения его, и помажь его для освящения его;
37 семь дней очищай жертвенник, и освяти его, и будет жертвенник святыня великая: всё, прикасающееся к жертвеннику, освятится.
38 Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно;
39 одного агнца приноси поутру, а другого агнца приноси вечером,
40 и десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с четвертью гина битого елея, а для возлияния четверть гина вина, для одного агнца;
41 другого агнца приноси вечером: с мучным даром, подобным утреннему, и с таким же возлиянием приноси его в благоухание приятное, в жертву Господу.
42 Это — всесожжение постоянное в роды ваши пред дверями скинии собрания пред Господом, где буду открываться вам, чтобы говорить с тобою;
43 там буду открываться сынам Израилевым, и освятится место сие славою Моею.
44 И освящу скинию собрания и жертвенник; и Аарона и сынов его освящу, чтобы они священнодействовали Мне;
45 и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом,
46 и узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них. Я Господь, Бог их.

Толкование Мэтью Генри

В этой главе даны обстоятельные указания:

(I) О посвящении священников и освящении жертвенника (ст. 1−37).

(II) О ежедневных жертвоприношениях (ст. 38−41). К таковым прилагаются благодатные обетования о том, что Господь признает и благословит их во всяком служении.

Стихи 1−37. Здесь изложен:

I. Закон о посвящении на священническое служение Аарона и его сыновей, которое надлежало совершить со всей серьезностью и торжественностью, дабы и они сами должным образом прочувствовали величие работы, к которой призваны, и народ научился почитать сие служение, и никто не дерзал посягать на таковое.

1. Церемонии, посредством которых сие предстояло совершать, определены весьма полно и детально, потому что ничто подобное не делалось прежде и потому что сему надлежало стать уставом вечным; посвящение священников на служение должно совершаться именно таким образом. Итак:

(1) Предстояло совершить посвящение людей, избранных Богом быть священниками; посредством этого обряда они посвящали и отдавали себя на служение Богу, а Бог провозглашал, что принимает их; а народу предстояло узнать, что те не сами себе присвоили славу быть священниками, но были призваны Богом (Евр 5:4−5). Таким образом между ними и обычными людьми было проведено различие: их удалили от общих работ и отделили Богу для непосредственного служения при Нем. Следует заметить, что все, кому предстоит работать для Господа, должны быть освящены Ему. Сначала человеку надлежит быть принятым, а потом исполнять. На древнееврейском «посвящение» звучит как «наполнение рук»: и наполни руки Аарона и сынов его (ст. 9), и овен посвящения это овен наполнения (ст. 22, 26). Их посвящение было их усовершенствованием; о Христе сказано, как о «на веки совершенном», или освященном (Евр 7:28). Вероятно, употребленное здесь словосочетание связано с тем, что священникам вручалась жертва, которой им надлежало потрясать пред Господом (ст. 24). Однако сие подразумевает:

[1] Что руки служителей были заняты; у них не было времени на пустые забавы так серьезно, так много и непрестанно они трудились.

[2] Им обязательно надлежит иметь что-то для приношения, но они не могут нести это от себя, сие должно быть дано им свыше. Они не могут наполнять сердца людей, если Бог не наполнит их руки; поэтому они должны идти именно к Нему и принимать от Его полноты.

(2) Человеком, которому предстояло совершить сие, по Божьему определению, был Моисей. И хотя он был поставлен для человеков, люди его не посвящали; Моисей, раб Божий и доверенное лицо Господа в этом деле, должен был сие совершить. По особому определению Господа он сейчас выполнял работу священника, поэтому священническая доля жертвоприношения, согласно повелению, была здесь его долей (ст. 26).

(3) Местом был вход в скинию собрания (ст. 4). Богу было угодно обитать в скинии, люди же присутствовали во дворе, так что вход, ведущий из двора в скинию, был самым подходящим местом для посвящения тех, кому предстояло служить посредниками между Богом и людьми: стоять между ними и Господом и возлагать руки (образно говоря) на них и на Него. Посвящение священников совершалось при входе, ибо таковым предстояло стать придверниками.

(4) Сие совершалось со множеством церемоний.

[1] Их надлежало омыть (ст. 4); это символизировало, что носящие сосуды Господни должны быть чисты (Ис 52:11). Кто желает совершать святыню, тот должен очистить себя от всякой скверны плоти и духа (2Кор 7:1; Ис 1:16−18). Сейчас им предстояло омыться полностью, но впоследствии, приступая к служению, они омывали только руки и ноги (Исх 30:19), ибо омытому большего не нужно (Ин 13:10).

[2] Их надлежало облачить в священные одежды (ст. 5−6, 8−9); это означало, что им недостаточно совлечься скверны греха, но нужно надеть на себя благодати Духа, облечься правдою (Пс 131:9). Они должны препоясаться, как мужи, готовые и укрепленные для своей работы; и должны носить ризу и диадему, как мужи, почитающие свой труд и свое положение за истинную честь.

[3] Первосвященника надлежало помазать святым елеем помазания (ст. 7), чтобы Церковь наполнилась и наслаждалась приятным благоуханием его деятельности (ибо масть и курение радуют сердце), а также в знак излияния на него Духа, готовящего его к данному труду. С елеем, которым был помазан Аарон, сравнивается братская любовь (Пс 132:2). О младших по чину священниках сказано, что они были помазаны (Исх 30:30), но не возлиянием елея на голову, как в случае первосвященника (Лев 21:10), а елей добавляли в кровь, которой кропили их одежды.

[4] Предстояло совершить жертвоприношение за посвящаемых. В завет священства, как и во все другие заветы, надлежало вступать при жертве.

Во-первых, нужно было принести жертву за грех, совершить очищение за посвящаемых (ст. 10−14). Закон поставлял священниками людей, имевших немощи, и поэтому, прежде чем совершать очищение за грехи народа, им надлежало сначала принести жертву за свой грех (Евр 7:27−28). Им предстояло возложить руки на голову своей жертвы (ст. 10), признавая, что за свои грехи они заслуживают смерти, и желая, чтобы умерщвление животного могло искупить их вину и быть принятым в качестве заместительного возмещения. С этой жертвой поступали, как и с другими жертвами за грех, только если священники съедали мясо других жертвенных животных (Лев 10:18) в знак того, что снимают с народа грех, сию жертву надлежало полностью сжечь вне стана (ст. 14), что символизировало несовершенство устроения по закону (как отмечает ученый епископ Патрик), ибо грехи священников сами по себе не могут быть устранены этими жертвами, но надлежит ожидать лучшего Первосвященника и лучшую Жертву.

Во-вторых, нужно было совершить всесожжение: полностью сжечь овна в честь Господа в знак полного посвящения себя Богу и Его служению в жертву живую, зажженную от огня и восходящую в пламени святой любви (ст. 15−18). Сначала надлежало принести жертву за грех, а потом совершить всесожжение, ибо, пока не удалена вина, никакое угодное Богу служение совершить невозможно (Ис 6:7).

В-третьих, нужно было принести жертву мирную: она названа овном вручения, потому что более двух других соответствовала случаю. При всесожжении Бог принимал славу священства, а этой жертвой священники принимали блага священства; и в знак взаимного завета между Богом и посвящаемыми:

[1] Кровь жертвы делилась между Богом и ними (ст. 21−22); частично кровью кропили жертвенник со всех сторон и частично кропили священников, возлагали кровь на их тела (ст. 20) и одежды (ст. 21). Таким образом к ним прилагалось искупление, осуществленное посредством жертвоприношения, в чем они получали и заверение, и теперь полностью с головы до ног были освящены на служение Господу. Кровь возлагалась на крайние участки тела, дабы символизировать, что все тело как бы окаймлялось и забиралось для Бога, не исключая края уха и большого пальца ноги. Мы склонны считать, что кровь и елей, попадая на одежду, оставляют на них пятна и загрязнения; однако святой елей и жертвенная кровь, которыми кропят одеяния священников, надлежит почитать величайшим их украшением, ибо таковые символизируют Кровь Христа и благодати Духа, которые составляют и делают совершенным благолепие святыни и говорят в нашу защиту пред Господом; мы читаем об одеждах, убеленных Кровью Агнца.

[2] Мясо жертвы вместе с прилагающимся к ней мучным даром также делилось между Богом и посвящаемыми, чтобы (говоря с благоговением) они разделили трапезу с Господом в знак дружбы и общения.

(1) Частью сего надлежало сначала потрясать перед Господом, а затем сжечь таковую на жертвеннике; часть мяса (ст. 22) и часть мучного (ибо мясо и хлеб должны идти вместе, ст. 23) сначала вручались Аарону, чтобы тот потрясал ими взад и вперед в знак приношения сего Господу (Который, хотя и невидим, но окружает нас со всех сторон), а затем сжигались на жертвеннике (ст. 24−25), ибо жертвеннику предстояло поглотить Божью часть трапезы. Таким образом Бог принимал Аарона и его сыновей к Себе на служение и позволял им прислуживать за столом, получая из их рук то, что приносилось на Его жертвенник. Здесь, как бы между прочим, вводится закон о том, какая часть мирной жертвы достанется потом священникам грудь и плечо, которые сейчас делили. Моисею принадлежала грудь, а плечо сжигалось на жертвеннике вместе с долей Бога (ст. 26−28).

(2) Другую часть как мяса овна, так и хлеба Аарону и его сыновьям предстояло съесть у дверей скинии (ст. 31−33), символизируя, что Господь назвал их не только рабами, но и друзьями (Ин 15:15). Он вечерял с ними, и они с Ним. Прием в пищу того, посредством чего совершено очищение, означало, что они получили примирение, как гласит Писание (Рим 5:11), что они с благодарностью принимают его блага и на этом основании с радостью общаются с Господом: сие-то и является истинной целью и смыслом трапезы после жертвоприношения. Если что-либо оставалось, то надлежало сжечь, дабы избежать риска загнивания и показать, что это была не обычная мирная жертва.

2. Время, которое надлежало уделить данному посвящению: в семь дней наполняй руки их (ст. 35). И хотя все церемонии предстояло совершить в первый день, тем не менее (1) посвящение нельзя было считать завершенным до истечения семидневного срока, что побуждало относиться к принятию посвящаемых с еще большей серьезностью и подчеркивало дистанцию между их нынешним и прежним состоянием, а также обязывало их выдержать перед началом служения паузу, позволяющую размыслить о важности и серьезности такового. Сие надлежало соблюдать и в грядущие века (ст. 30). Преемник Аарона в служении первосвященника должен облачаться в священные одежды семь дней кряду в знак хорошо обдуманного и постепенного вступления в должность, а также чтобы в процессе его посвящения прошла одна суббота.

(2) В каждый из семи дней этого первого посвящения в качестве жертвы за грех надлежало приносить тельца (ст. 36), и это должно было подразумевать:

[1] Что им надлежит весьма усердно побеспокоиться о прощении своих грехов, и, хотя очищение совершилось и утешение такового обретено, нужно сохранять чувство раскаяния во грехе и неоднократно повторять признание в таковом.

[2] Что жертвы, которые таким образом приносились каждый день для совершения очищения, не могли сделать совершенными приходящих, ибо тогда приношения прекратились бы, как утверждает апостол (Евр 10:1−2). Поэтому надлежит ожидать введения лучшей надежды.

3. Сие посвящение священников было тенью будущих благ.

(1) Наш Господь Иисус Великий Первосвященник нашего исповедания, призванный Богом быть таковым, посвященный навеки, помазанный Духом более соучастников Своих (почему и назван Мессией, Христом), облаченный в священные одежды, более того во славу и благолепие, освященный Своей собственной Кровью, а не кровью козлов и тельцов (Евр 9:12), совершившись, или посвятившись, через страдания (Евр 2:10). Таким образом именно в Нем сие стало уставом навеки (ст. 9).

(2) Все верующие суть духовные священники, приносящие духовные жертвы (1Пет 2:5), омытые Кровью Христа и таким образом соделанные священниками Богу нашему (Откр 1:5−6). Они также облачились в благолепие святыни и получили помазание (1Ин 2:27). Их руки заняты работой, в которой они должны непрестанно усердствовать; и именно через Христа, Великую Жертву, они посвящены сему служению. Его Кровь, окропившая совесть, очистит ее от мертвых дел для служения в качестве священников Богу живому и истинному. Дух Божий (как заметил Эйнсворт) назван перстом Божиим (Лк 11:20, ср. Мф 12:28), и через Него подвиг Христа действенно прилагается к нашим душам, так же как и здесь Моисей должен был своим перстом возложить кровь на Аарона. Подобным же образом подразумевается, что и евангельских служителей надлежит отделять на служение со всей осмотрительностью и серьезностью как со стороны рукополагающих, так и со стороны рукополагаемых, ибо им предстоит заниматься великой работой и принять огромную ответственность.

II. Посвящение жертвенника, которое, похоже, происходило одновременно с посвящением священников; при описании жертвоприношений за грех, которые совершались каждый день в течение семи дней подряд, упоминается об очищении жертвенника, равно как и священников (ст. 36−37). Совершалось очищение жертвенника. И хотя речь идет о предмете, неспособном грешить, более того о предмете, который пока еще не был в употреблении и следовательно не был осквернен грехами людей, однако с момента грехопадения никакого освящения Богу быть не может, если таковому не предшествует очищение от греха, что свидетельствует о нашей недостойности и непригодности работать у Бога. Жертвенник также освящался: не только отделялся исключительно для священного употребления, но и делался священным, чтобы освящать дары, на него приносимые (Мф 23:19). Христос наш жертвенник, ибо ради нас Он освятил Себя, дабы мы и наши поступки освятились и могли быть представлены Богу (Ин 17:19).

Стихи 38−46. В этом отрывке звучит:

I. Повеление о ежедневном служении. Надлежало приносить на жертвенник по агнцу каждое утро и каждый вечер, всякая жертва сопровождалась мучным даром в благоухание приятное всесожжение постоянное в роды их (ст. 38−41). Независимо от того, приносились или нет другие жертвы, сии жертвоприношения за счет народа были обязательными во благо и утешение всего Израиля, дабы совершать очищение за каждодневно совершаемые людьми грехи и выражать Богу благодарность за Его каждодневные милости. Сие было по уставу каждого дня. Когда Антиох отнял сие ежедневное жертвоприношение на очень много дней и вечеров, для Церкви это обернулось великой бедой, о чем было предсказано (Дан 8:11). Следует заметить:

(1) Сие служит прообразом непрерывного ходатайства, совершаемого Христом всю Его жизнь в силу Своей искупительной жертвы для постоянного искупления Церкви; и, хотя Он принес Себя единократно, эта единственная жертва становится постоянной жертвой.

(2) Сие учит нас приносить Богу духовные жертвы молитвы и хвалы каждый день утром и вечером в смиренном признании нашей зависимости от Него и наших обязательств перед Ним. Мы должны почитать свое ежедневное поклонение Господу самым необходимым из всех дел дня и самым приятным из всех утешений дня. Каким бы делом мы ни занимались, сие никогда не следует пропускать ни утром, ни вечером; время молитвы нужно соблюдать так же аккуратно, как и время еды. Ежедневные жертвоприношения были подобны приемам пищи в Божьем доме, поэтому они всегда сопровождались хлебом и вином. Кто не поддерживает постоянно служения у престола благодати, тот морит свою собственную душу голодом.

II. Великие и драгоценные обетования о Божьей благосклонности к Израилю и знаки особого присутствия Господа с народом, пока последний соблюдает Его постановления. Господь говорит, как тот, кто весьма доволен определением о ежедневных жертвоприношениях, ибо, прежде чем перейти к другим установлениям, Он вводит сии обетования. Именно постоянство в религии приносит утешение. Бог обещает, (1) что будет хранить общение с народом: встречаться и говорить не только с Моисеем, но и будет открываться сынам Израилевым (ст. 43), дабы принимать жертвы, приносимые от их имени. Следует заметить: Господь не откажет во встречах тем, кто прилежно и добросовестно участвует в определенных Им самим таинствах.

(2) Что будет признавать собственные постановления, скинию, жертвенник и священство (ст. 43−44); Он возьмет во владение все, что посвящено Ему. Следует заметить: что освящено во славу Господа, то будет освящено Его славой. Если мы исполняем свой долг, то Бог исполнит Свой, Он отметит и сделает пригодным для Себя то, что искренно отдают Ему.

(3) Что будет обитать среди израильтян, как Бог, состоящий в завете с ними; Он будет давать им надежные и утешительные знаки Своего особого расположения к ним и Своего особого присутствия с ними: и буду обитать среди сынов Израилевых (ст. 45). Следует заметить: где Бог устанавливает скинию Своих таинств, там Он и Сам будет обитать. И се, Я с вами во все дни (Мф 28:20). Кто пребывает в Божьем доме, с теми пребудет Господь. И буду им Богом, и узнают об этом. Следует заметить: поистине счастливы те, кто имеет свою часть в завете с Богом и утешительное свидетельство об этой части. Если мы это имеем, то имеем достаточно, и для счастья нам ничего большего не нужно.

Примечания:

 
Синодальный перевод
5 наперсник — четырёхугольный нагрудник в одежде первосвященника с 12 различными драгоценными камнями, образующими четыре ряда по три камня в каждом, на которых были выгравированы названия двенадцати колен Израилевых.
12 перст — палец.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.