Исаия 46 глава

Книга пророка Исаии
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Синодальный перевод

1 Пал Вил, низвергся Нево; истуканы их — на скоте и вьючных животных; ваша ноша сделалась бременем для усталых животных.
2 Низверглись, пали вместе; не могли защитить носивших, и сами пошли в плен.
3 Послушайте Меня, дом Иаковлев и весь остаток дома Израилева, принятые Мною от чрева, носимые Мною от утробы матерней:
4 и до старости вашей Я тот же буду, и до седины вашей Я же буду носить вас; Я создал и буду носить, поддерживать и охранять вас.
5 Кому уподобите Меня, и с кем сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?
6 Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним;
7 поднимают его на плечи, несут его и ставят его на своё место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, — он не отвечает, не спасает от беды.
8 Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу;
9 вспомните прежде бывшее, от начала века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне.
10 Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времён то, что ещё не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю.
11 Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю.
12 Послушайте Меня, жестокие сердцем, далёкие от правды:
13 Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Моё не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою.

Толкование Мэтью Генри

В данной главе Бог через пророка, намереваясь вскоре освободить Израиль, готовит Свой народ к избавлению, внушая ему отвращение к идолам, прививая веру и уверенность в Боге, их Боге.

I. Пусть не боятся идолов вавилонских, ибо они никоим образом не могут помешать их освобождению; они будут уничтожены (ст. 1−2). Но пусть уповают на Бога, Который часто освобождал их и освободит сейчас (ст. 3−4).

II. Пусть даже не думают делать собственные идолы, образы Бога Израиля, и через них пусть не поклоняются Ему, как вавилоняне поклонялись своим богам (ст. 5−7). Пусть не будут тупы и пусть взирают на Бога в Его слове, а не в образе; пусть уповают на слово, на обетование и его предсказания, на силу Бога, все совершающую (ст. 911). И пусть знают, что неверие человека не сделает слово Бога безрезультатным (ст. 12−13).

Стихи 1−4. Эти стихи сообщают:

1. Что лживые боги несомненно подведут своих поклонников, когда те особенно будут нуждаться в них (ст. 1−2). Вил и Нево были двумя известными идолами Вавилона. Некоторые считают, что Вил это сокращенно Ваал; другие полагают, что он был назван по имени их первого царя Велиса, который после смерти был обожествлен. Как Вил был обожествленным царем, так (считают некоторые) Нево был обожествленным пророком, ибо именно это обозначает слово Нево; следовательно, Вил и Нево были их Юпитером и Меркурием или Апполоном. Варнава и Павел в Листре сошли за Юпитера и Меркурия. Имена этих идолов были взяты для имен их царей: Вил для Валтасар, Нево для имени Навуходоносор и Навополассар и т.д. Вавилоняне уже долго поклонялись этим богам и на своих пирушках славили их за свой успех (что следует из Дан 5:4); они оскорбляли Израиль, словно Вил и Нево были слишком сильными для Иеговы и могли держать израильтян в плену, пренебрегая их Богом. Но чтобы это не огорчало бедных пленников, Бог в этих стихах говорит им, что произойдет с идолами, которыми их пугают. Когда Кир захватил Вавилон, он свергнул их идолов. Согласно обычаю того времени, победители уничтожали богов тех мест и народов, которые они завоевали, а вместо них ставили своих богов (Ис 37:19). Кир поступит так же; и тогда Вил и Нево, которые стояли на высоте, выглядели величественно, дерзко и гордо, падут и низвергнутся к ногам солдат, уничтожающих их храмы. Так как они покрыты значительным количеством золота и серебра, которое должно было украшать их, а на самом деле подвергло опасности, они были унесены с остальной добычей. Лошади перевозчиков или мулы, нагруженные ими и другими идолами, будут посланы вместе с другими громоздкими вещами (ибо они считались, скорее, ношей, а не богатством) в Персию. Они были абсолютно неспособны поддержать своих поклонников, раз сами стали тяжелой ношей на повозках и бременем для усталых животных. Идолы не могут помогать друг другу (ст. 2): «Они низверглись, пали вместе». Они все похожи друг на друга, шатающиеся, и вот настал их день, когда они пали. Их поклонники не могут помочь им: «Они не могли защитить носивших от вражеской руки, и сами (и идолы, и идолопоклонники) пошли в плен». Поэтому пусть народ Божий не боится их. Когда филистимляне захватили ковчег Божий, то он оказался ношей не для животных, а для завоевателей, которые были вынуждены вернуть его. Но когда Вил и Нево были взяты в плен, то их поклонники могли сказать им даже добрые слова: они никогда не смогут избавить себя.

II. Что истинный Бог никогда не подведет поклоняющихся Ему: «Вы слышали, что случится с Вилом и Нево, а теперь послушайте Меня, дом Израилев (ст. 3−4). Неужели Я такой же Бог, как они? Нет; хотя вы унижены и дом Израилев представляет собой лишь остаток, но ваш Бог был, есть и всегда будет вашим могущественным и верным защитником».

1. Пусть Израиль Божий будет справедлив и признает, что Он до сих пор был добр к ним, заботился о них, был нежен с ними и совершал все для их блага. Пусть признают:

(1) Что вначале Он родил их: «Я создал вас». Из какой утробы они вышли, как не из той, которая состояла из Его милости, благодати и обетования? Он сформировал из них народ и дал им конституцию. Каждый хороший человек является таким, каким его делает Бог.

(2) Что Он носил их все это время: «Вы были приняты Мною от чрева и носимые Мною от утробы». Бог начал своевременно проявлять к ним милость, как только они образовались в народ, более того, даже в то время, когда, как сейчас, их было немного и они были пришельцами. Бог взял их под Свою особую защиту и никому не позволял обижать их (Пс 104:12−14). В младенческом состоянии, когда они были не только глупы и беспомощны, как дети, но наглые и сварливые, Бог носил их на руках Своей силы и любви, носил их, как бы на орлиных крыльях (Исх 19:4; Втор 32:11). У Моисея не было терпения, чтобы носить их, как нянька носит ребенка (Чис 11:12), но Бог носил их и питал (Деян 13:18). Бог не только с раннего возраста начал благотворить им (когда Израиль был юн, Я любил его), но и постоянно благотворил ему: носил его от утробы до нынешнего дня. И мы все можем свидетельствовать, что Бог так же милостив к нам. Мы приняты Им от чрева, от утробы, иначе мы погибли бы, покинув ее, и отдали дух, выйдя из чрева. Мы были объектом постоянной заботы Его провидения, носимые на руках Его силы и в недрах Его любви и сострадания. Таков же новый человек: все, что в нас рождено Богом, выношено Им; в противном случае все разрушилось бы. Наша духовная жизнь должна постоянно поддерживаться Его благодатью так же, как наша природная жизнь постоянно поддерживается Его провидением. Святые признавали, что Бог носил их от утробы, и ободряли себя размышлением об этом, находясь в стесненных обстоятельствах (Пс 21:10, 11; Пс 70:5−6, 17).

2. Тогда Он будет милостив к ним и исполнит Свое обещание никогда не оставлять их. Он был для них первым, Он будет и последним; раз Он был инициатором их жизни, то будет и концом ее (ст. 4): «Вы были рождены Мною от чрева, Я носил вас, когда вы были детьми; и до старости вашей Я тот же буду, когда из-за возраста и слабостей вы будете нуждаться в помощи, как во младенчестве». Так, согласно завету, частью которого они стали, Израиль теперь старел (Евр 8:13). Седина покрыла его (Ос 7:9). Из-за своих незаконных деяний теперь они стремительно приближались к своей старости и связанными с ней бедами. Но и теперь Бог не откажется от них, Он не подведет их теперь, когда они ослабели; Он остался тем же и будет носить их на тех же мышцах вечных, под которыми они покоились во времена Моисея (Втор 33:27). Он сотворил их и признает Свое право на них и поэтому будет носить их вместе с их слабостями, когда они будут страдать: «Я буду носить и освобожу вас (англ. пер.); Я сейчас на крыльях орлиных вынесу вас из Вавилона, как в вашем младенчестве вынес из Египта». Это обетование, данное стареющему Израилю, касается израильтян любого возраста. Бог милостиво взял на Себя обязанность поддерживать и утешать Своих верных рабов даже в их престарелом возрасте: «И до старости вашей, когда вы станете непригодными для дела, когда будете подвержены слабостям и, возможно, ваши близкие устанут от вас, Я тот же буду, Которым был, Который родил вас от утробы и носил от чрева. Вы меняетесь, но Я остаюсь тем же. Я Тот же, Каким обещал быть, каким вы нашли Меня и каким вы хотели, чтоб Я был. Я буду носить вас, Я буду поддерживать вас (рус. пер.) и выносить вас, Я буду помогать вам на вашем пути и в самом конце отнесу вас домой».

Стихи 5−13. Данные стихи вновь ставят ударение и обещают освобождение Израилю благодаря разрушению Вавилона (основная тема всех этих глав), чтобы обличить идолопоклонников, устраивающих соперничество с Богом, и угнетателей, враждовавших с народом Божьим.

I. Для обличения тех, кто делал идолов, особенно поступавших так израильтян, которые имели образы своего Бога, как вавилоняне своего:

1. Он призывает их либо сделать образ, который был бы похож на Него, либо поставить какую-либо личность, которая могла бы соперничать с Ним (ст. 5): «Кому уподобите Меня!» Нелепо думать, что можно представить безграничный и вечный Дух фигурой какого-либо творения. Это извратит Его истину и сделает ложью, а Его славу обратит в срам. Никто никогда не видел каких-либо подобий Ему, никто не мог увидеть Его лицо и остаться живым. Итак кому уподобите вы Бога? (Ис 40:18, 25). Точно так нелепо думать, что можно сделать какое-либо творение равным Творцу, Который безгранично выше самых благородных творений, или провести какое-нибудь сравнение между творением и Творцом, ибо никакой пропорции не существует между безграничным и ограниченным.

2. Он разоблачает безрассудство тех, кто делает идолов и молится им (ст. 6−7).

(1) Они значительно потратились на своих идолов и не жалели средств, чтобы сделать их пригодными для своей цели: «Они высыпают золото из кошелька»; потребуется немало, но их не волнует, сколько это будет стоить, хотя это ущемляет их семьи и уменьшает богатство. Как же щедрость идолопоклонников позорит жадность многих, которые называют себя рабами Божьими, но хотят иметь религию, которая им ничего не стоила бы! Одни высыпают золото из кошелька, чтобы сделать из него идола в своем доме, а другие копят золото в кошельке, чтобы сделать из него идола в своем сердце, ибо любостяжание есть идолослужение, и оно так же опасно, хотя не так позорно. Они весят серебро на весах либо для того, чтобы из него сделать идола (ибо даже самые тупые имели достаточно благоразумия, чтобы понимать, что Богу нужно служить наилучшим, что есть и что они могут себе позволить; представляющие его в виде тельца делали его из золота), либо для того, чтобы заплатить изготовителю. Служение греху часто оказывается очень дорогим.

(2) Они очень заботились о своих идолах и прилагали немало усилий, ухаживая за ними (ст. 7): «Они поднимают его на плеча и не нанимают носильщика для этой работы; они несут его и ставят его на свое место, хотя он больше похож на труп, чем на живого Бога». Они водружают его на пьедестал, и он стоит. Они прилагают много усилий, чтобы прикрепить его, и тогда он с места своего не сдвигается, теперь они знают, где найти его, хотя понимают, что он не может ни пошевелить рукой, ни сделать шаг, чтобы оказать милость.

(3) Помимо всего, они оказывают великие почести своим идолам, хотя те лишь творения их рук и плоды их собственной фантазии. Когда ювелир сделает то, что им нравится называть богом, они кланяются ему и повергаются перед ним. Если они чрезмерно возвеличивают себя, претендуя на то, что сделали бога, словно этим компенсировали себя, то тем самым позорят себя, повергаясь перед богом, происхождение которого хорошо знают. И если они были обмануты обычаем своей страны и делали таких богов, то они еще больше обманывают самих себя, когда взывают к нему, хотя знают, что он не может ни ответить, ни понять, что они говорят ему. Они не могут ответить ни «да» ни «нет», тем более не могут спасти от беды. Так неужели те, кто имеет хоть какое-то знание и отношение к истинному и живому Богу, подобным образом выставят себя глупцами?

3. Он предоставляет им самим и их благоразумию судить в данном случае (ст. 8): «Вспомните это как часто вам говорили, какими бесчувственными вещами являются идолы, и покажите себя мужами: мужами, а не животными, мужами, а не детьми. Поступайте благоразумно и решительно, действуйте ради собственных интересов. Поступайте мудро и смело; не позволяйте унижать ваше достоинство, как это бывает, когда вы поклоняетесь идолам». Отметьте: грешники станут святыми, если проявят себя святыми, если лишь поддержат достоинство своей природы и используют правильно ее силу и возможности. «Вам напомнили о многих вещах; вспомните прежде бывшее, восстановите в памяти прежние события и периодически возвращайтесь к ним. О, примите это, отступники, к сердцу; вспомни, откуда ты ниспал, и покайся и тогда ты исцелишься».

4. Он вновь приводит неопровержимые доказательства того, что Он Бог, и, кроме Него, нет никого (ст. 9): «Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне». Это то, о чем нам необходимо напоминать вновь и вновь. Для того, чтобы доказать это, Он ссылается:

(1) на священную историю: «Вспомните прежде бывшее: что Бог Израиля сделал для Своего народа в самом их начале; разве Он не делал того, что никто другой не мог сделать, чего ложные боги не могли сделать для своих поклонников. Помните все это, и тогда вы признаете, что Я Бог, и нет иного Бога». Это хорошее основание, почему мы должны воздавать Ему, а не кому-либо другому, славу, которая должна принадлежать лишь Ему (Исх 15:11).

(2) На святое пророчество. Он единственный Бог, ибо Он один возвещал от начала (ст. 10). В начале времени Он возвестил, что будет в конце времени и в конце всего. Енох пророчествовал: «Вот, Господь грядет». Вначале, когда был сформирован народ, Он возвестил, каков будет его конец. Он сказал Израилю, что произойдет с ним в последние дни, что будет в конце, и пожелал, чтобы они были достаточно мудрыми, чтобы поразмыслить об этом (Втор 32:20). В начале события Он возвещает, каков будет его конец. Известны Богу все Его дела, и, если Ему угодно, Он сделает их известными. Далее, чем ведет нас пророчество, нам невозможно постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца (Еккл 3:11). Он возвещает от древних времен то, что еще не сделалось. Многие пророчества, давно изреченные, еще не совершились, но то, что некоторые из них совершаются в настоящее время, является залогом исполнения остальных в должное время. Из этого следует, что Он Бог, и нет иного; только Он, а не кто-то другой, может сказать и исполнить Свои слова: «Мой совет состоится, и все силы ада и земли не смогут контролировать или отменить его, как и все их коварные планы не смогут изменить или расстроить его». Как все действия Бога согласуются с Его советами, так и все Его советы будут исполнены Его действиями; ни одно из Его средств не будет сокрушено и ни один из Его планов не останется неисполненным. Это приносит обильное удовлетворение всем, кто привязывает свои утешения к Божьим советам, ибо Его советы всегда состоятся. И когда все, что нравится Богу, начинает нравиться нам, то ничто не может доставить нам большее успокоение, чем заверение в том, что Господь творит все, что хочет (Пс 134:6). Исполнение пророчества о возвышении Кира и его роли в избавлении народа Божьего из плена здесь упомянуто для подтверждения той истины, что Господь есть Бог, и нет иного; и это вскоре произойдет (ст. 11). Бог Своим советом воззвал орла от востока, хищную птицу, Кира, который (говорят они) имел нос, похожий на клюв ястреба или орла, и именно на это здесь ссылаются; или (говорят другие) это ссылка на орла, изображенного на его знамени, который впоследствии был на знамени римлян (Мф 24:28). Кир пришел с востока по призыву Бога, ибо Бог Господь воинств и тех, кому воинства подчиняются. И если Бог призвал его, то дарует ему успех. Он муж, который исполнит определения Божьи, хотя пришел из дальней страны и ничего не знает о сути вопроса. Отметьте: даже те, кто не знает и не понимает явленной воли Божьей, используются, чтобы исполнить определения Его тайной воли, которые в точности исполнятся в положенное для них время той рукой, которая Ему угодна. Добавленные здесь стихи, которые подтверждают это отдельное предсказание, четко показывают наследникам обетования неизменность Его совета: «Я сказал об этом через Своих рабов пророков, а сказанное Мною все равно что предначертанное». Ибо хотя Бог в своих планах имеет многое, чего нет в Его пророчествах, но в Его пророчествах есть лишь то, что Он предопределил. И Он сделает это, ибо Он никогда не изменит Свое мнение; Он приведет это в исполнение, так как ни одно творение не в силах контролировать Его. Посмотрите, с каким величием Он говорит об этом, как единственный имеющий власть: «Я сказал, и приведу это в исполнение». Dictum, factum сказано сделано. «Я определил это»; Он не говорит: «Я позабочусь, чтобы это было сделано», а: «Я сделаю». Скорее небо и земля исчезнут, чем одна буква слова Божьего.

II. Для обличения тех, кто дерзко противостоит советам Божьим, здесь даются заверения в том, что они не только исполнятся, но исполнятся очень скоро (ст. 12−13).

1. Это адресовано тем, кто имеет жестокое сердце:

(1) либо гордым и упрямым вавилонянам, которые далеки от правды и от дел справедливых, которые далеки от милосердия или сострадания к несчастным, которые не оказывают милости подвластным им людям и говорят, что никогда не отпустят на свободу угнетенных, а будут продолжать удерживать их, несмотря на их просьбы и предсказания Бога.

(2) Или несмирившимся евреям, которые долгое время были под молотом, долго были в печи, но так и не сокрушились и не растаяли, которые, подобно неверующим ропщущим израильтянам в пустыне, думали, что находятся далеко от правды Божьей (т.е. от исполнения Его обетования) и не надеялись, что Он явится, чтобы защитить их. Своим неверием они еще больше удалили себя от нее и от остальных благ, как и их отцы, которые не могли войти в землю обетованную из-за неверия. Это можно применить к еврейскому народу, когда он отказался от Евангелия Христа; хотя они искали закона праведности, но не достигли праведности, потому что искали не в вере (Рим 9:31−32). Они погибли далеко от праведности, так как были жестокие сердцем (Рим 10:3).

2. И теперь им Бог говорит: что бы они ни думали одни самонадеянно, другие в отчаянии, (1) спасение Божьего народа совершится. Если люди не будут к ним справедливы, то Бог будет справедлив, и Его праведность совершит для них то, что человеческая праведность сделать не в состоянии. Он даст Сиону спасение, то есть сделает Иерусалим местом безопасным и защищенным для всех, кто поселится там; и тогда спасение принесет Израилю Его славу. Бог славится в Израиле и прославится спасением, которое Он предопределил совершить для него; это значительно возвысит Его честь. Это спасение совершится в Сионе, ибо оттуда будет распространяться Евангелие (Ис 2:3), оттуда придет Искупитель (Ис 59:20; Рим 11:26), и именно Царь Сиона имеет спасение (Зах 9:9).

(2) Это совершится очень скоро. Это особо внушается тем, кто думает, что оно еще далеко: «Я приблизил правду Мою ближе, чем вы думаете; возможно, она особо близка, когда вы находитесь в трудном положении, а ваши враги ведут себя слишком оскорбительно; она недалеко, когда для нее появляется повод (Пс 84:10). «Вот, Судия стоит у дверей. Мое спасение не задержится дольше положенного: оно должно созреть, а вы быть подготовлены для него. Поэтому, хотя бы и замедлило, жди его, жди терпеливо, ибо Грядущий придет и не умедлит».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.