Иеремия 23 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Синодальный перевод

1 Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь.
2 Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь.
3 И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться.
4 И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь.
5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле.
6 Во дни Его Иуда спасётся и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь — оправдание наше!»
7 Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской»,
8 но: «жив Господь, Который вывел и Который привёл племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их», и будут жить на земле своей.
9 О пророках. Сердце моё во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я — как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его,
10 потому что земля наполнена прелюбодеями, потому что плачет земля от проклятия; засохли пастбища пустыни, и стремление их — зло, и сила их — неправда,
11 ибо и пророк и священник — лицемеры; даже в доме Моём Я нашёл нечестие их, говорит Господь.
12 За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте: их толкнут, и они упадут там; ибо Я наведу на них бедствие, год посещения их, говорит Господь.
13 И в пророках Самарии Я видел безумие; они пророчествовали именем Ваала и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля.
14 Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною — как Содом, и жители его — как Гоморра.
15 Посему так говорит Господь Саваоф о пророках: вот, Я накормлю их полынью и напою их водою с желчью, ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю.
16 Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних.
17 Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придёт на вас беда».
18 Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слову Его и услышал?
19 Вот, идёт буря Господня с яростью, буря грозная, и падёт на главу нечестивых.
20 Гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и доколе не выполнит намерений сердца Своего; в последующие дни вы ясно уразумеете это.
21 Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали.
22 Если бы они стояли в Моём совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их.
23 Разве Я — Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?
24 Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь.
25 Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось».
26 Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца?
27 Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Моё из-за Ваала?
28 Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Моё слово, тот пусть говорит слово Моё верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь.
29 Слово Моё не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?
30 Посему, вот Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга.
31 Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал».
32 Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь.
33 Если спросит у тебя народ сей, или пророк, или священник: «какое бремя от Господа?», то скажи им: «какое бремя? Я покину вас, говорит Господь».
34 Если пророк, или священник, или народ скажет: «бремя от Господа», Я накажу того человека и дом его.
35 Так говорите друг другу и брат брату: «что ответил Господь?» или: «что сказал Господь?»
36 А этого слова: «бремя от Господа», впредь не употребляйте: ибо бременем будет такому человеку слово его, потому что вы извращаете слова живого Бога, Господа Саваофа, Бога нашего.
37 Так говори пророку: «что ответил тебе Господь?» или: «что сказал Господь?»
38 А если вы ещё будете говорить: «бремя от Господа», то так говорит Господь: за то, что вы говорите слово сие: «бремя от Господа», тогда как Я послал сказать вам: «не говорите: бремя от Господа», —
39 за то, вот, Я забуду вас вовсе и оставлю вас, и город сей, который Я дал вам и отцам вашим, отвергну от лица Моего
40 и положу на вас поношение вечное и бесславие вечное, которое не забудется.

Толкование Мэтью Генри

В данной главе пророк во имя Бога направляет свои обличения и угрозы:

(1) Беспечным князьям, или пастырям народа (ст. 1−2), обещая заботиться о стаде, которое нуждалось в их заботе (ст. 3−8).

(II) Нечестивым пророкам и священникам, чей плохой характер здесь подробно описывается в различных примерах; они навязывали народу свои придуманные откровения, которые поражали пророка и за которые они вполне заслуженно должны были ожидать наказания (ст. 9−32).

(III) Мирским людям, которые высмеивали Божьих пророков и издевались над ними (ст. 33−40). Раз все так сильно испортили свои пути, то все должны быть готовы к тому, что им честно скажут об этом.

Стихи 1−8. I. Это слово обращено к нерадивым пастырям. Близится день, когда Бог спросит с них за тех, кто был вверен их попечению: «Горе пастырям (правителям Церкви и государства), которые должны быть таковыми для тех, над кем они поставлены пастырями, чтобы их вести, питать, защищать и заботиться о них». Не они являются владельцами овец, ибо здесь Бог называет их овцами пажити Своей, в которых Он заинтересован и для которых приготовил добрые пажити. Поэтому горе тем, кому Бог велел питать народ Божий и они притворяются, что делают это, но сами рассеяли овец Его и разогнали их прочь своим насилием и притеснением; они не смотрели за ними, не заботились об их благополучии и не старались сделать им добро. Не присматривая за ними и не исполняя свой долг перед ними, они фактически рассеяли и разогнали их. Хищники рассеяли их, и фактически виновны в этом пастыри, которые должны были держать их вместе. Горе им, когда Бог воздаст злом за их дела и поступит с ними так, как они того заслуживают. Они не присматривали за стадом должным образом, поэтому Бог посетит их и отомстит.

II. Это слово утешения обращено к пренебрегаемым овцам. Хотя подчиненные пастыри не заботились о них и не страдали с ними, а предали их, но главный Пастырь позаботится о них. Когда отец мой и мать моя оставили меня, то Господь принял меня. Хотя интересами Божьей Церкви пренебрегают те, кто должен заботиться о них, отдавая предпочтение своим личным интересам, но они от этого не пострадают. Бог исполнит свое обетование, даже если те, кого Он нанял для этого, не выполняют свой долг.

1. Рассеянные евреи наконец-то вернутся на родину и благополучно поселятся на ней, имея хорошее правление (ст. 3−4). Хотя останется лишь остаток стада Божьего, небольшой остаток, которому с трудом удалось спастись от истребления, но Бог соберет его: Он найдет их, где бы они ни были, и найдет пути и средства, чтобы привести их обратно из всех стран, куда Он изгнал их. Они были рассеяны справедливостью Бога за грех их пастырей, но милость Божья соберет овец вместе, когда пастыри, предавшие их, будут истреблены. Они будут возвращены в прежние жилища, как овцы в свои загоны, и там они будут плодиться и размножаться. Хотя их прежние пастыри не заботились о них, из этого не следует, что у них больше их не будет. Если кто-то злоупотреблял священными обязанностями, то это не является достаточным основанием для их упразднения. « Они погубили овец, но Я поставлю над ними пастырей, которые будут исполнять свой долг и пасти их». Раньше они постоянно подвергались опасностям и тем или иным беспокойствам, но теперь они уже не будут бояться и пугаться, ибо уже не будет опасностей извне и страхов внутри. Раньше время от времени тех или иных хватали хищники, но теперь они ни в чем не будут нуждаться (англ. пер.) и теряться (рус. пер.). Хотя, возможно, дела Церкви долгое время будут обстоять не наилучшим образом, но из этого не следует, что они всегда будут таковыми. И хотя такие пастыри, как Зоровавель и Неемия, не жили в такой роскоши, как Иоаким и Иехония, и не делали таких представлений, но были великим благословением для народа, в то время как другие лидеры наказанием для него. Мир Церкви не связан с помпезностью ее лидеров.

2. В последние дни восстанет Мессия Князь, Великий и Добрый Пастырь овец, чтобы благословить Свою Церковь и быть славой Своего народа Израиля (ст. 5−6). Похоже, к тому времени дом Давида угас и был истреблен благодаря угрозе в адрес Иехонии (Иер 22:30), гласящей, что никто из его племени не будет сидеть на престоле Давидовом. Но здесь звучит обетование, которое действенным образом защищает честь завета, заключенного с Давидом, ибо благодаря ему дом будет восстановлен из руин и воссияет величественно, как никогда раньше; он воссияет ярче, чем во времена Соломона. В этой книге представлено не так много пророчеств о Христе, как в книге пророка Исаии, но в данном месте приводится одно, весьма знаменитое. Несомненно, что здесь пророк говорит именно о Нем, а не о ком-нибудь другом. Первые слова подразумевают, что это обетование скоро исполнится: «Вот, наступают дни, но еще не наступили. Вижу Его, но ныне еще нет». Но все остальное говорит, что его исполнение будет прославленным.

(1) Здесь о Христе говорится как об Отрасли Давида о рабе, ОТРАСЛИ (Зах 3:8); Его появление будет незначительным и Его начало малым, как образование почки или побега; будет казаться, что Он взошел от земли, но Он вырастет зеленым, великим, со многими плодами. Ветвь от семьи Давида будет казаться корнем в земле сухой, погребенным и вряд ли подлежащим восстановлению. Христос корень и потомок Давида (Откр 22:16). В Нем Бог возрастит рог Давиду (Пс 132:17−18). Он Отрасль, взращенная Богом; Бог освятил и послал Его в мир, дал Ему поручение и обеспечил необходимыми качествами. Он Отрасль праведная, ибо Он сам праведен и через Него многие все, кто принадлежит Ему, становятся праведными. Как ходатай Он Иисус Христос праведный.

(2) Здесь о Нем говорится как о Царе Церкви. Эта Отрасль вознесется так же высоко, как престол Его отца Давида, и там Он воцарится и будет процветать (англ. пер.), но не так, как цари, в то время царствовавшие от дома Давида, которые во всех своих делах повернули назад. Нет, Он учредит в мире царство, которое победит всю оппозицию. На колеснице вечного Евангелия Он выйдет как победоносный, и чтобы победить. Если Бог восставит Его, то Он будет процветать, ибо Он дело рук Его; к кому благоволит Господь, тот будет процветать в руках Того, Кому он вверен. Он будет процветать, ибо будет производить суд и правду на земле, по всему миру (Пс 95:13). Нынешние цари дома Давидова притесняли и были несправедливыми, и поэтому не удивительно, что их дела шли плохо. Но Христос Своим Евангелием сокрушит захваченную сатаной власть, учредит совершенное правление святого образа жизни, и, по мере того как оно будет побеждать, весь мир станет праведным. Результатом этого будет святое спокойствие разума, присущее всем его верным подданным. Во дни Его, во время Его владычества, Иуда спасется и Израиль будет жить безопасно; то есть все духовное семя верующего Авраама и молящегося Иакова будет защищено от проклятия небес и злобы ада; оно будет освобождено от арестов Божьего закона и от попыток сатанинской власти, спасется от греха, чувства вины и его владычества. И тогда Его потомство будет жить безопасно и освободится от страха перед злом (см. Лк 1:74−75). Кто будет впоследствии спасен от грядущего гнева, тот сейчас может жить безопасно; ибо если Бог за нас, то кто против нас? Во дни, когда Христос будет царствовать в душах, где будет главным, душа будет покоиться в мире.

(3) Здесь о Нем говорится как о Господе нашей праведности (англ. пер.). Обратите внимание: [1] Кто Он и каков. Как Бог Он Господь, непередаваемое имя Бога, означающее Его вечность и самосуществование. Как Посредник Он наша праведность. Принеся удовлетворение справедливости Бога за грех человека, Он принес вечную праведность и передал ее нам в завете благодати, чтобы она могла стать нашей, если мы будем верить и согласимся с этим заветом. То, что Он Господь нашей праведности, означает, что Он является нашей праведностью, чем не может быть никакое другое творение. Он всемогущая, вседостаточная и вечная праведность. Вся наша праведность берет от Него свое существование, Им она существует, и мы в Нем сделались праведными пред Богом.

[2] На исповедание и заявление об этом: «Вот имя, которым будут называть Его»; не только Он будет таковым, но и Его будут знать таким. Этим именем Его будет называть Бог, ибо Он велел Ему быть нашей праведностью. Этим именем Его будет называть и призывать Израиль и каждый истинный верующий. Он наша праведность, которой, как дозволенным оправданием, мы оправдываемся перед Богом, освобождаемся от вины и обретаем благоволение; и при этом нам нужно лишь сослаться на то, что «Христос умер, но и воскрес»; а мы приняли Его своим Господом.

3. Это великое спасение, которое придет к евреям в более поздние дни их государства, после их возвращения из Вавилона, будет настолько прославленным, что превзойдет освобождение Израиля из египетского плена (ст. 7−8): «Уже не будут говорить: «Жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской», но: «Жив Господь, Который привел их из земли северной»». Об этом говорилось ранее (Иер 16:14−15). Но здесь, похоже, более четко, чем раньше, показано, что эти слова относятся ко дням Мессии, и не столько сравниваются эти два спасения (отдавая предпочтение последнему), сколько два состояния Церкви, которых Церковь достигла постепенно после этих избавлений. Обратите внимание на пропорцию: ровно через 480 лет после того, как они вышли из Египта, был построен храм Соломона (3Цар 6:1); к этому времени народ, который был чудесным образом выведен из Египта, постепенно достиг своего зенита. И как раз через 490 лет (70 недель), после того как они вышли из Вавилона, Князь Мессия учредил евангельский храм, который был величайшей славой народа, чудесным образом выведенного из Вавилона (см. Дан 9:24−25). Духовная слава второго периода этого народа, особенно переданная евангельской Церкви, намного более восхитительна и прославлена, чем его временная слава во дни Соломона, ибо она вообще не была славой по сравнению со славой превосходящей.

Стихи 9−32. В этих стихах преподается урок лжепророкам. Как никто другой они испытывали особую ненависть к истинным Божьим пророкам и были особо резкими в их адрес, и поэтому вполне справедливо истинные пророки были особенно суровы к ним. Пророк жаловался Богу на этих лжепророков (Иер 14:13) и часто предсказывал, что их постигнет общая гибель, но в этих стихах именно им предрекается горе.

I. В связи с этим он выражает свое глубокое беспокойство: насколько тяжело ему было видеть людей, притворявшихся в том, что они имели вдохновение и поручение от Бога, подвергавших себя гибели, равно как и тех, среди которых они жили, поддавшихся их лжи и предательству (ст. 9): «Сердцемое во мне раздирается: я — как пьяный». Его голова была в недоумении от изумления; его сердце исполнено скорби по причине притеснений. Иеремия был человеком, принимавшим все близко к сердцу; все, что угрожало его стране, откладывало глубокое впечатление на его дух. Он испытывал страдания (1) из-за пророков и их греха, из-за ложной доктрины, которую они проповедуют, и их нечестивого образа жизни; он испытывал ужас, когда слышал, что они используют имя Бога и притворяются, что получают от Него наставления. Никто еще так не оскорблял Господа и святые слова Его, как эти люди. Отметьте: в благодатной душе самую сильную скорбь вызывает бесчестье Божьего имени и осквернение Его святого слова.

(2) «Ради Господа и Его судов, которые из-за этого посланы нам, как потоп». Он трепетал при мысли об уничтожении и опустошении, которое приближалось от лица Господа (дословно) и от лица святых слов Его, посылаемого силой Божьего гнева, соответственно угрозам Его слова, подтвержденным Его святостью. Отметьте: даже те, с кем Бог, не могут не думать с трепетом о бедственном положении тех, против кого Бог.

II. Он оплакивает отвратительное нечестие, процветающее на земле, и нынешние знаки Божьего недовольства, которым они подверглись из-за этого (ст. 10): «Земля наполнилась прелюбодеями, она наполнена духовным и телесным блудом». Развратничая, они уходят от Бога, освобождаясь от страха перед Ним; поэтому неудивительно, что они предаются всевозможным похотям; а бесчестя себя и свои тела, они бесчестят Бога и Его имя поспешными и ложными клятвами, из-за которых плачет земля. Лжесвидетельство и проклятие являются теми грехами, о которых земля должна скорбеть в истинном покаянии, или ей придется скорбеть из-за судов Божьих. В то время их земля скорбела из-за наказания голодом; прекрасные места или, скорее, пажити или (как читают некоторые) обители пустыни, высохли из-за недостатка дождя, но мы не видим никаких признаков покаяния. Они не соответствовали цели, ради которой было послано наказание. Намерения людей были греховны; как и раньше, стремление их зло, и они не желают изменить свой путь. Они имели решимость, но она была направлена по неверному пути; они ревновали, но не о добром: сила их — неправда, и не страшится сердце их делать зло; они не проявляют смелость ради истины и не имеют достаточно мужества, чтобы оставить свои злые пути, хотя видят, что Бог сражается с ними.

III. Во всем этом он обвиняет пророков и священников, особенно пророков. Они нечестивцы (ст. 11, англ. пер.); священники оскверняют постановления Божьи, которые они притворно исполняют; а пророки оскверняют слово Божье, которое они притворно передают; их речь и образ жизни осквернены, и поэтому неудивительно, что народ так сильно развращен. Они лицемеры (в рус. пер.); под видом священных действий они осуществляют свои подлые планы; более того, не только в собственных домах и нечестивых домах, которые они часто посещают, но и в доме Моем Я нашел нечестие; они были виновны в том, что в храме, где священники совершали служение, а пророки пророчествовали, процветало идолопоклонство и разврат. Обратите внимание на страшный пример Офни и Финееса (1Цар 2:22). Бог следит за Своим домом, и если там совершается нечестие, то Он обнаружит его; чем ближе оно к Нему, тем более оскорбительно. Они обвиняются в двух вещах:

(1) В том, что своим примером учили людей грешить. Он сравнивает их с пророками Самарии главного города царства десяти колен, который с того времени долго уже оставался опустошенным. Безрассудство пророков Самарии заключалось в том, что они пророчествовали именем Ваала; так поступали пророки Ахава, тем самым они ввели в заблуждение народ Мой, Изараиля, побудив его оставить служение истинному Богу и поклоняться Ваалу (ст. 13). Пророки Иерусалима поступали не так: они пророчествовали во имя истинного Бога и высоко ценили себя по тому, что не были похожи на пророков Самарии, пророчествовавших во имя Ваала; но чем они были лучше, если развращали народ своей безнравственностью так же, как другие своим идолопоклонством? Ужасно, что пророки Иерусалима использовали имя святого Бога и в то же время погрязли во всякой нечистоте, сквозь пальцы смотря на прелюбодеяние. Они использовали имя Бога истины и в то же время ходили во лжи; они не только пророчествовали ложь, но и, видя их образ жизни, никто не верил ни одному сказанному ими слову. Их слова то ли насмешка и издевательство, то ли обман и злой умысел. Так они ободряли грешников продолжать идти своими греховными путями, ибо каждый из них мог сказать: «Несомненно, мы можем поступать так, как поступают пророки; кто ожидает, что мы будем лучше, чем наши учителя?» Это значит, что никто не отвернулся от своей порочности; все говорили, что будут иметь мир, даже если будут продолжать в том же духе, ибо так говорили им пророки. Из этого следует, что Иудея и Иерусалим стали как Содом и Гоморра, которые были порочны и весьма грешны пред Господом; и Бог соответственно смотрел на них, таких, какими они были, как на годных лишь для уничтожения огнем и серой.

(2) В том, что своими пророчествами они ободряли народ грешить. Они заставили себя верить, что в грехе нет ни опасности, ни вреда, и поступали соответственно; и тогда неудивительно, что они заставили и других считать так же (ст. 16): «...они рассказывают мечты сердца своего; их пророчества продукт их измышлений; они согласуются с их личными наклонностями, а не от уст Господних». Бог никогда не велел им говорить этого, их слова не согласовывались с законом Моисея и тем, что Бог говорил через других пророков. Они говорили грешникам, что с ними все будет благополучно, даже если те будут упорствовать в своих грехах (ст. 17). Обратите внимание: кого они ободряют тех, кто пренебрегает Богом, кто не считается с Его властью, невысокого мнения о Его постановлениях и ходит по помышлениям сердца своего, кто поклоняется идолам и является рабом собственных похотей, кто посвятил себя удовольствиям и презирает Бога. Но посмотрите, как эти пророки ласкают и льстят им; они должны были постоянно говорить им: «Нет мира тем, кто продолжает идти своими злыми путями; бесславящие Бога будут посрамлены, горе, тысячу раз горе им»; но они говорили: «Мир будет у вас; не придет на вас беда». Но хуже всего было то, что они говорили: «Господь сказал...», выставляя Его покровителем греха, который противоречит Самому Себе. Отметьте: кто решил идти своими злыми путями, тот будет справедливо предан сильным заблуждениям и верить тем, кто говорит, что у них будет мир, если они будут продолжать грешить.

IV. Бог отрекается от всего, что говорили эти лжепророки, чтобы успокоить грешивший народ (ст. 21): «Я не посылал пророков сих» они никогда не исполняли поручения Божьего. Они не только не были посланы Им с этим поручением, но и ни с каким другим; Он никогда не привлекал их к Своему служению или делу; что касается этого вопроса, то в то время, когда они лгали, что имеют наставления от Него заверять народ в том, что будет мир, Он Сам заявляет, что никогда не давал им подобных поручений. Но они были очень решительны и сами побежали; были очень дерзкими и пророчествовали, не испытывая никаких трудностей, с которыми иногда сражаются истинные пророки. Они говорили грешникам: «Мир будет у вас», но кто стоял в совете Господа (ст. 18)? Кто из вас, таких уверенных в этом, был там? Вы передаете это послание с большой уверенностью, но спрашивали вы Бога об этом? Нет; вы никогда не задумывались о том, согласуется ли это с открытиями, с помощью которых Бог являет Себя; если оставить грешников ненаказанными, то будет ли это соответствовать славе Его святости и справедливости? Вы не видели и не слышали слово Его, как и не внимали слову Его; вы не сравнивали свои слова с Писанием; если бы вы обратили на него внимание и на его постоянное стремление, то никогда не передали бы такое послание». Сами пророки должны испытывать духов пробным камнем закона и свидетельства, равно как и те, кому они проповедуют. Но кто из пророчествующих мир так поступал? Далее (ст. 22) доказывается, что они не стояли в совете Господа и не слышали слово Его. «Если бы они стояли в Моем совете, в чем они притворяются, то (1) сделали бы Писание своим мерилом и объявляли бы народу Моему слова Мои и сами тщательно исполняли их». Но так как они не говорили согласно этому принципу, то это является четким доказательством того, что в них нет света.

(2) Они сделали бы своим основным делом обращение душ и во всех своих проповедях стремились к этому. Они бы делали все возможное, чтобы отвести людей от злого пути их в общем, и от злых дел их в частности. Они бы ободряли и помогали изменить поведение, сделали бы это целью всех своих проповедей, чтобы разделить людей и их грехи. Но как оказалось, они никогда не стремились к этому, а наоборот, ободряли грешников в их грехах.

(3) Они бы имели некие печати их служения. Наш перевод придает такой смысл этой фразе: «Если бы они стояли в Моем совете и проповеданные ими слова были Моими словами, тогда они отводили бы их от злого пути их; божественная сила сопровождала бы слова для обличения грешников». Бог благословит Свои собственные постановления. Но это правило не является обязательным; хотя Сам Бог послал Иеремию, но ему удалось лишь немногих обратить от своих злых путей.

V. Бог угрожает пророкам наказанием за их нечестие. Они обещали людям мир; и чтобы показать им безрассудство данного утверждения, Бог говорит, что они сами не будут иметь мира. Они не должны были гарантировать народу мир и говорить, что беда не придет, раз все бедствия обрушатся на них, о которых они и не знали (ст. 12). Так как пророки и священники лицемеры, то путь их будет для них, как скользкие места в темноте. Если лидеры неправильно ведут других, взяв на себя обязательство делать это, то они сами не будут иметь утешения на своем пути.

1. Они делают вид, что ведут других по пути, но сами идут во тьме или в тумане; их свет или зрение подведут их, и поэтому они не смогут видеть перед собой, не смогут предвидеть этого даже для себя.

2. Они делают вид, что заверяют других, но сами не смогут найти твердое основание: «Путь их будет для них как скользкие места, по которым они не смогут идти твердо, безопасно и с удовлетворением».

3. Они делают вид, что успокаивают людей своей лестью, но тем самым причиняют себе беспокойство: «Их толкнут, побуждая идти вперед, как пленников, или в попытке сбежать от преследования и они упадут там, на пути, по которому надеялись убежать, и окажутся в руках врага».

4. Они делают вид, что предотвращают зло, которое угрожает другим, но Бог наведет на них бедствие, год посещения их — во время определенное, чтобы призвать их к ответу. Такое время определено для всех, кто не судит себя, и это будет бедственное время. Год посещения — это год воздаяния. Бог далее угрожает им (ст. 15): «Я накормлю их полынью, или отравой, которая не только противна, но и отвратительна, и напою их водою с желчью, или (как читают некоторые) соком болиголова» (см. Иер 9:15). Вполне справедливо им первым дана в руки чаша трепета, ибо от пророков Иерусалимских, которые должны были быть образцом благочестия и поступать достойно похвалы, нечестие распространилось на всю землю. Ничто так действенно не развращает народ, как порочность служителей.

VI. В этих стихах людям дается предостережение не верить этим лжепророкам, ибо хотя они льстили их надеждам на безнаказанность, но суды Божьи все равно обрушатся на них, если они не покаются (ст. 16): «Обратите внимание на слова Бога и не слушайте слов пророков сих, ибо в итоге вы обнаружите, что устоит Божье слово, а не их. Слово Божье сделает вас благоразумными, а они обманывают вас, питают тщетными надеждами, которые в конце не оправдаются. Они говорят вам: «Не придет на вас беда», но послушайте, что говорит Бог (ст. 19): «Вот, идет буря Господня с яростью». Они говорят вам: «Все будет спокойно», а Бог говорит, что приближается буря Господня, Им посланная, и поэтому никто не сможет устоять перед ней. Эта буря поднята божественным гневом, она идет с яростью; она вышла из хранилищ божественного мщения, и поэтому эта буря грозная, и она неожиданно обрушится, сопровождаемая дождем и градом, на главу нечестивых. Они не смогут ни избежать ее, ни укрыться от нее». Она падет на нечестивых пророков, обманывавших народ, и на тех нечестивцев, которые позволяли себя обманывать. Палящий ветер — их доля из чаши (Пс 10:6). Этот приговор необратимый (ст. 20): «Гнев Господа не отвратится, ибо указ уже изречен». Бог не изменит Свое решение и не допустит, чтобы Его гнев повернул обратно, доколе не совершит приговор и не выполнит намерений сердца Своего. Буря Божья, которая сходит с небес, не возвращается ко Мне, и совершает то, для чего Я послал ее (Ис 55:11). Об этом они не задумываются сейчас, но в последующие дни вы ясно уразумеете это; задумайтесь об этом с разумением (дословно), или с размышлением. Отметьте: кто не слышит угроз, тот прочувствует, как они исполняются, и тогда ясно уразумеет то, что сейчас не воспринимает в качестве свидетельства: что страшно впасть в руки справедливого и ревностного Бога. А кто не задумается об этом вовремя, тому придется задуматься, когда будет слишком поздно. Чадо, вспомни...

VII. Этим лжепророкам предложено задуматься о семи вещах для их обличения, чтобы, если возможно, они отказались от своего мнения и признали, что обманывали народ Божий.

1. Пусть задумаются о том, что хотя они и могут обмануть людей, но Бог слишком мудр, чтобы Его можно было обмануть. Люди не могут видеть собственных заблуждений, а Бог может и видит их. В данных стихах:

(1) Бог в общем заверяет людей в собственной вездесущности и всеведении (ст. 23−24). Когда лжепророки говорили людям, что никакое зло не постигнет их, даже если они будут продолжать идти своими злыми путями, то последовали атеистическим принципам, гласящим, что Господь не видит их грех, не может судить из-за темного облака и не взыщет за грех. Поэтому им нужно выучить первый принцип религии и сопоставить его с самыми неоспоримыми и очевидными истинами.

[1] Хотя престол Божий приготовлен на небесах и земля кажется расположенной на большом от него расстоянии, тем не менее восседающий там Господь является Богом этого низшего мира, находящегося, как нам кажется, далеко, равно как и Богом высшего мира, который кажется расположенным рядом (ст. 23). Око Божье, направленное на землю, то же око, что и на небесах. Там очи Господа обозревают всю землю, как и здесь (2Пар 16:9); и Ему так же хорошо видно, что находится в умах людей, чьи духи сокрыты плотью, как и то, что находится в умах ангелов неприкрытых духов небесных, окружающих Его престол. Бог обладает такой же властью на земле среди ее обитателей, как и на небесах среди воинства небесного. Для наших наблюдений и действий близкое и дальнее расстояние представляют большую разницу, но совсем не так у Бога: Ему все равно близко или далеко, светло или темно.

[2] Как бы изобретательны и старательны ни были люди, прилагающие усилия, чтобы скрыть свою сущность, свой характер и свои планы, но они не могут скрыться от всевидящего Божьего ока (ст. 24): «Может ли человек скрыться в тайное место земли, где Я не видел бы его! Может ли кто-либо спрятать свои планы и намерения в тайных местах своего сердца, чтобы Я не видел их?» Никакое умение укрываться не спрячет людей от глаза Божьего, как и не обманет Его суды над ними.

[3] Он вездесущ; Он не только управляет небом и землей, поддерживая их Своим универсальным провидением, но и наполняет небо и землю Своим присутствием (Пс 138:7−8 и далее). Ни одно место не может заключить или изгнать Его.

(2) Он адресует эти слова лжепророкам, отличающимся своим умением сокрыть себя (ст. 25−26): «Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь». Они думали, что Он настолько поглощен высшим миром, что не имеет свободного времени для ознакомления с событиями этого мира. Но Бог покажет им, что Он знает все случаи их обмана, их лицемерие, которым они опутали мир под предлогом божественного откровения. Они лгали, что получили во сне ту информацию, которой хотели ублажить людей, хотя ничего подобного не было, и люди не могли раскрыть этого. Когда человек говорит, что ему приснилось что-то, то я не могу возразить ему; он знает, а я нет. Но Бог раскрыл их мошенничество. Возможно, лжепророк нашептал то, что собирался сказать, своим доверенным лицам, говоря: «То и то мне снилось», но Бог услышал их. Глаз Божий, исследующий сердце, следит за ними во всех ситуациях и методах, применяемых ими для одурачивания людей; и Он вопиет: «Долго ли! Сколько Мне еще терпеть их? Неужели это находится в сердце пророков (читают некоторые), пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца!» Неужели они не видят, как оскорбляют Бога, как злоупотребляют властью над людьми и какие суды готовят для себя?

2. Пусть задумаются о том, что, навязывая людям ложные откровения и приписывая собственным фантазиям божественное вдохновение, они делали все, чтобы вызвать в людях презрение к религии, заставить их стать атеистами и безбожниками. Именно к этому они действительно стремились, хотя часто упоминали имя Бога и начинали свои пророчества словами: «Так говорит Господь». Тем не менее Бог говорит: «Они думают довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих. Они хотят отвлечь народ от поклонения Богу, вызвать неуважение к Божьим законам, постановлениям и истинным пророкам, как отцы их забыли имя Мое из-за Ваала». Отметьте: главная цель сатаны заставить людей забыть Бога и все, что Он явил о Себе, и у него есть много коварных методов, чтобы добиться этого. Иногда он делает это, устанавливая ложных богов (побуждает людей любить Ваала, и они скоро забывают имя Бога) или неверно истолковывая истинного Бога, словно Он такой же, как мы. Притворство в новых откровениях так же опасно, как и отказ от всех откровений; а лжепророки, пророчествующие во имя Бога, могут причинить больше вреда силе благочестия, чем пророки, пророчествующие во имя Ваала; поэтому мы должны быть бдительны к ним.

3. Пусть задумаются о великой разнице между их пророчествами и пророчествами истинных пророков Господа (ст. 28): «Пророк, который видел сон, переданный вдохновением, на что особым образом претендовали лжепророки, пусть и рассказывает его как сон» так понимает это место г-н Гатакер. «Пусть не придает ему значение большее, чем обычно люди придают своим снам, и пусть не ожидает, что ему будет оказано больше внимания. Пусть не говорит, что он от Бога и не называет свой глупый сон божественным пророчеством. Но пусть истинный пророк, у которого Мое слово, тот пусть говорит слово Мое верно; пусть соблюдает его наставления, и скоро вы постигнете великую разницу между снами, рассказанными лжепророками, и божественными указами, переданными истинными пророками». Кто претендует на то, что имеет послание от Бога, переданное через сон или голосом, пусть тот человек возвестит его и тогда будет легко выяснить, от Бога ли оно. Кто имеет проверенное духовное чутье, тот сможет различить, ибо что общего у мякины с чистым зерном! Обетования о мире, возвещенные вам лжепророками, можно сравнить с Божьими обетованиями так же, как шелуху и зерно. Человеческое воображение ничтожно, суетно и бесполезно, как шелуха, которую возметает ветер. А слово Божье содержит в себе сущность; оно ценно, является пищей для души и хлебом жизни. Хлеб был основным продуктом питания в Ханаане этой долине видений (Втор 8:8; Иез 27:17). Между суетными фантазиями людей и чистым словом Божьим такая же разница, как между шелухой и пшеницей. Далее следует (ст. 29): «Слово Мое не подобно ли огню, говорит Господь?» Таково ли их слово? Имеет ли оно такую же силу и действенность, как слово Божье? Нет, ничего подобного: между ними общего не больше, чем между нарисованным и реальным огнем. Их огонь похож на ignis fatuus — ложный метеор, уводящий людей в сторону к опасному обрыву. Отметьте: слово Божье подобно огню. Закон был огнем яростным (Втор 33:2), и о Евангелии Христос говорит: «Огонь пришел Я низвести на землю» (Лк 12:49). Огонь воздействует по-разному, соответственно материалу, с которым он работает: он делает твердой глину, но размягчает воск, он поглощает примесь, но очищает золото. Так и слово Божье: для одних запах живительный на жизнь, а для других запах смертоносный на смерть. И в этих стихах Бог взывает к совести тех, кому это слово было послано: «Слово Мое не подобно ли огню? Разве не таковым оно было для вас? (Зах 1:6). Говорите, каким вы нашли его». Подобным образом оно сравнивается с молотом, разбивающим скалу. Несмирившееся сердце человека похоже на скалу; если оно не растает от слова Божьего как от огня, то будет разбито им на куски, словно молотом. Слово Божье сломит любую оппозицию и разобьет на куски.

4. Пусть задумаются, что, пока они продолжают идти своим путем, Бог выступает против них. Об этом им говорится трижды (ст. 30−32): «Вот, Я на пророков...» Они делают вид, что поддерживают Бога и используют Его имя, но на самом деле они против Него; Он видит, какие они есть на самом деле, и выступает против них. Как они могут долгое время быть в безопасности и покое, если Бог всемогущий настроен против них? Пока эти пророки обещали мир народу, Бог возвестил им войну. Здесь им предъявлено обвинение (1) в грабительстве: «Они крадут слова Мои другу друга». Некоторые считают, что здесь говорится о слове Божьем, проповеданном благочестивыми пророками; они крали их проповеди, их выражения и смешивали со своими, как спекулянты смешивают плохие изделия с хорошими, чтобы их можно было продать. Кому был чужд дух истинных пророков, тот подражал их языку, запоминал их некоторые хорошие высказывания и выдавал народу за свои собственные, но с плохим умыслом; эти слова не составляли одно целое с остальной частью их проповедей. Неровно поднимаются ноги у хромого, — и притча в устах глупцов (Притч 26:7). Другие считают, что здесь имеется в виду слово Божье, воспринимаемое некоторыми людьми; лжепророки крали его из их сердец, как лукавый в притче крал доброе семя слова (Мф 13:19). Своими инсинуациями они лишали власти и ослабляли эффективность слова Божьего, которое должно было воздействовать на умы людей своими обличениями.

(2) В том, что они неприкрыто лгали, приводя доказательства. Бог выступал против этих пророков (ст. 31), так как в своих обращениях к народу они действовали своим языком так, как им нравилось; они говорили то, что им самим казалось уместным, а затем приписывали эти слова Богу, притворяясь, что получили их от Него, и говорили: «Он сказал». Некоторые читают это место так: «Они успокаивают своим языком»; они очень обходительны с людьми, говорят лишь то, что тем нравится и вполне убедительно, никогда не обличают их и не угрожают им уста их мягче масла». Так они добивались их расположения и получали от них деньги; и у них хватает наглости и дерзости делать Бога покровителем их лжи; «Он сказал», говорят они. Разве можно нанести большее оскорбление Богу истины, чем бросить у его двери мантию отца лжи?

(3) В обычном обмане (ст. 32): «Я на пророков ложных снов, называющих божественным вдохновением то, что на самом деле является их собственными измышлениями». Это ужасный обман. Ничто не оправдает их, ни отговорки «Caveat emptor пусть покупающий сам позаботится о себе» или «Si populus vult decipi, decipiatur — если люди хотят оставаться обманутыми, не мешайте им». Нет, люди сами виноваты, если они ошибаются, воспринимая слова на веру и не испытывая духи; но еще больше виноваты пророки, которые вводят народ Божий в заблуждение своими обманами и обольщениями; ложью своих проповедей они убаюкивали их в своих грехах, а распущенностью своего образа жизни ободряли их упорствовать в них.

[1] Бог отрекается и заверяет, что не давал им никакого поручения: «Я не посылал их и не повелевал им»; они не являются Божьими посланниками, а их слова не являются Его посланием.

[2] Поэтому Он справедливо лишает их Своего благословения: «Поэтому они никакой пользы не приносят народу сему». Все, к чему они стремятся, это сделать народ беспечным; но они не смогут добиться этого, ибо в то же время Божье провидение делает их беспокойными. Здесь больше подразумевается, чем выражается: они не только не приносят им пользы, но и причиняют большой вред. Отметьте: когда извращающие слово Божье делают вид, что проповедуют его, они не только не назидают Церковь, но и причиняют ей наибольшее вообразимое зло.

Стихи 33−40. В данных стихах на отдельном примере обличается мирской образ жизни пророков и священников, что может казаться незначительным по сравнению с их более значительными проступками. Но богохульство в обычном разговоре, осквернение языка народа являлось очевидным доказательством преобладания в нем нечестия, и мы не должны считать странным, что этот вопрос здесь так подробно и горячо рассматривается. Обратите внимание:

I. Они здесь обвиняются в высмеивании Божьих пророков и используемых ими выражений, в насмешке над святынями. Они спрашивали (ст. 3З−34): «Какое бремя от Господа?» Они говорили: «...бремя от Господа» (ст. 38). Бог воспринимал величайшим оскорблением то, что, говоря о слове Господнем, они с презрением и насмешкой называли его «бременем от Господа».

1. Пророки часто использовали это слово обоснованно, чтобы показать, какое влияние слово Божье оказало на их дух, каким оно было важным и какое впечатление должно произвести на слушающих его. В словах же лжепророков не было ничего значительного, что было присуще словам Бога; те слова были похожи на шелуху, эти на зерно. Богохульные насмешники взяли эти слова и сделали насмешкой, поговоркой; они заставили людей смеяться над ними, чтобы те не воспринимали их серьезно, когда пророки используют их. Отметьте: сатана во все века искусно препятствовал святым истинам воздействовать на людей, превращая их в повод для веселья и насмешек; высмеивание Божьих посланников препятствовало посланиям достичь своей цели.

2. Возможно, эти слова были подхвачены и порицаемы насмешниками как неправильно употреблявшиеся, недавно сочиненные пророками и не употреблявшиеся в таком смысле классическими авторами. Только в этом и последнем веке слово Господне называлось «бременем от Господа», и оно не употреблялось в их лексиконе в таком значении. Но если люди считают допустимым, как мы видим на других примерах, формировать новые фразы, которые им кажутся более выразительными и значительными в других областях знаний, то почему не в богословии? Мы также должны рассматривать это как правило, гласящее, что Дух Божий не привязывается к нашим правилам разговора.

3. Некоторые полагают, что раз слово Господа названо бременем, то оно подразумевает некое обличение и угрозы, которые тяжелым бременем легли бы на слушателей (но я не знаю, всегда ли оно будет подходить), и поэтому, используя слова «бремя от Господа» лицемерно, они бросили тень на Бога, как на всегда сурового к ним, постоянно дразнящего и пугающего их; тем самым они делали так, что слово Бога постоянно вызывало в них беспокойство. Они делали слово Божье бременем для себя, а потом ссорились со служителями, что те сделали его бременем для них. Так насмешники последних дней, пренебрегая небесами и спасением, порицают верных служителей за проповедь об аде и проклятии. Из всего этого мы можем сделать вывод, что, как бы легкомысленно люди ни воспринимали его, но великий Бог обращает внимание и очень недоволен теми, кто высмеивает священные истины: кто, высмеивая истины и законы Писания, насмехается над языком Писания. Я уверен, что в подобном остроумии нет мудрости; то же самое откроется в конце. Не кощунствуйте, чтобы узы ваши не стали крепче. В этом грехе были виновны некоторые лжепророки, которые, возможно, пришли, чтобы украсть слово Божье у истинных пророков; некоторые священники, пришедшие искать повода, на котором можно обосновать информацию против них; некоторые люди, научившиеся у лжепророков и мирских священников заигрывать с Божьими истинами. Люди никогда не оскорбляли бы пророка и его Бога подобным образом, если бы священники и пророки зачинщики этого зла не показали бы им пример.

II. После того как они были обличены за свои богохульные речи, им показано, как приличествует выражать себя. Мы не находим, чтобы пророкам было велено больше не использовать это словосочетание; намного позднее мы сталкиваемся с ним (Зах 9:1; Мал 1:1; Наум 1:1; Авв 1:1 в англ. пер.), но не находим, чтобы в этом смысле оно использовалось Иеремией ранее или позднее. Правда, что во многих случаях не стоит использовать слова и понятия, которые некоторыми людьми используются в плохом смысле; было бы благоразумнее избегать фраз, которые являются достаточно невинными, но могут быть извращены и стать камнем преткновения. И здесь Бог хочет, чтобы пророк придерживался Его правила (Иер 15:19): «Пусть они обращаются к тебе, а не ты к ним» (англ. пер.). Не прекращай использовать это слово, но пусть они перестанут злоупотреблять им. А этого слова впредь не употребляйте в такой богохульной суетной манере (ст. 36), потому что так вы извращаете слова живого Бога и неправильно используете их, что очень опасно, ибо (только задумайтесь!) Он Господь Саваоф, Бог наш. Отметьте: если мы будем взирать на Бога как должно во всем Его величии и благости, должным образом осознавать свое родство и обязанности перед Ним, то тогда мы не осмелимся оскорблять Его, высмеивая Его слова. Дерзко поступает тот, кто оскорбляет живого Бога, Господа Саваофа нашего Бога. Как же тогда они должны выразить себя? Он говорит им (ст. 37): «Так говори пророку, спрашивая его: ”Что ответил тебе Господь?” или: ”Что сказал Господь?”» Они должны были говорить те же слова, спрашивая своих близких (ст. 35). Отметьте: об истинах Божьих мы всегда должны говорить серьезно и с благоговением, как приличествует пророкам Божьим. Весьма похвальная практика спрашивать мнение Бога, спрашивать своих братьев, что они слышали, спрашивать пророков, что они могут сказать от имени Бога. Но далее, чтобы показать, что мы спрашиваем ради правильной цели, мы должны делать это правильным образом. В данном месте служители, когда они порицают людей за то, что те сказали и сделали неправильно, могут научиться, как наставить их говорить и поступать лучше.

III. В данных стихах Бог угрожает им полной гибелью, ибо они не оставят свою нечестивую манеру разговора, хотя их предостерегали об этом. Они будут продолжать говорить «бремя от Господа», хотя Бог запретил им делать это (ст. 38). Как же мало уважения к божественной власти имеют те, кто с ее помощью не поддается убеждению оставить праздное слово! Но посмотрите, что выйдет из этого.

1. С тех, кто подобным образом извращает слова Бога, придает им неверный смысл и неверно использует их, сурово взыщется; они увидят, что Бог сильно недоволен теми, кто высмеивает Его посланников: «Я накажу того человека и дом его, будь он пророком или священником или простым человеком» (ст. 34). Извращение слова Божьего и насмешка над теми, кто его проповедует, грехи, которые навлекают гибель на семьи и проклятия на дома. Еще одна угроза приведена в ст. 36: «...бременем будет человеку слово его»; то есть вина за этог грех будет для него такой тяжелой, что увлечет его в ров погибели. Бог сделает так, что языком своим они поразят самих себя (Пс 63:8). Бог дал им достаточно времени, чтобы они посмеялись, и поэтому теперь у них не будет больше желания упоминать слова «бремя от Господа»; им будет слишком тяжело, чтобы смеяться. Притворяясь развлекающимися, они будут похожи на помешанного, который бросает огонь, стрелы и смерть.

2. Хотя они извращают слова Божьи, но они исполнятся. Они спрашивают: «Какое бремя от Господа?»; пусть пророк спросит их: «Какое бремя вы имеете в виду? Это ли: ”Я покину вас”». Это бремя будет возложено на них (ст. 39−40): «Вот, я забуду вас вовсе и оставлю вас. Я покину вас и не вернусь к вам». Безусловно, несчастны те, кого оставил и покинул Бог; а человеческое подшучивание над Божьими судами не послужит им препятствием. Иерусалим был городом, который Бог избрал для себя как святой город, а затем отдал им и их отцам; но теперь он будет оставлен и забыт. Бог избрал этот народ, чтобы он был близок Ему, но теперь он будет отвергнут от лица Его. Они были великими и почитаемыми среди народов, но теперь Бог положит на них поношение вечное и бесславие вечное. Их грех и наказание будет их вечным позором. Это здесь написано для их бесславия, и оно останется таким же до конца мира. Отметьте: Божье слово возвеличится и станет почитаемым, когда смеющиеся над ним будут преданы позору и презрению. Бесславящие Меня будут посрамлены.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.