Даниил 3 глава

Книга пророка Даниила
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Синодальный перевод

1 Царь Навуходоносор сделал золотой истукан, вышиною в шестьдесят локтей, шириною в шесть локтей, поставил его на поле Деире, в области Вавилонской.
2 И послал царь Навуходоносор собрать сатрапов, наместников, воевод, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей, чтобы они пришли на торжественное открытие истукана, которого поставил царь Навуходоносор.
3 И собрались сатрапы, наместники, военачальники, верховные судьи, казнохранители, законоведцы, блюстители суда и все областные правители на открытие истукана, которого Навуходоносор царь поставил, и стали перед истуканом, которого воздвиг Навуходоносор.
4 Тогда глашатай громко воскликнул: объявляется вам, народы, племена и языки:
5 в то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор.
6 А кто не падёт и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскалённую огнём.
7 Посему, когда все народы услышали звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и всякого рода музыкальных орудий, то пали все народы, племена и языки, и поклонились золотому истукану, которого поставил Навуходоносор царь.
8 В это самое время приступили некоторые из Халдеев и донесли на Иудеев.
9 Они сказали царю Навуходоносору: царь, вовеки живи!
10 Ты, царь, дал повеление, чтобы каждый человек, который услышит звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей и симфонии и всякого рода музыкальных орудий, пал и поклонился золотому истукану;
11 а кто не падёт и не поклонится, тот должен быть брошен в печь, раскалённую огнём.
12 Есть мужи Иудейские, которых ты поставил над делами страны Вавилонской: Седрах, Мисах и Авденаго; эти мужи не повинуются повелению твоему, царь, богам твоим не служат и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются.
13 Тогда Навуходоносор во гневе и ярости повелел привести Седраха, Мисаха и Авденаго; и приведены были эти мужи к царю.
14 Навуходоносор сказал им: с умыслом ли вы, Седрах, Мисах и Авденаго, богам моим не служите, и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь?
15 Отныне, если вы готовы, как скоро услышите звук трубы, свирели, цитры, цевницы, гуслей, симфонии и всякого рода музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого я сделал; если же не поклонитесь, то в тот же час брошены будете в печь, раскалённую огнём, и тогда какой Бог избавит вас от руки моей?
16 И отвечали Седрах, Мисах и Авденаго, и сказали царю Навуходоносору: нет нужды нам отвечать тебе на это.
17 Бог наш, Которому мы служим, силён спасти нас от печи, раскалённой огнём, и от руки твоей, царь, избавит.
18 Если же и не будет того, то да будет известно тебе, царь, что мы богам твоим служить не будем и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся.
19 Тогда Навуходоносор исполнился ярости, и вид лица его изменился на Седраха, Мисаха и Авденаго, и он повелел разжечь печь в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали её,
20 и самым сильным мужам из войска своего приказал связать Седраха, Мисаха и Авденаго и бросить их в печь, раскалённую огнём.
21 Тогда мужи сии связаны были в исподнем и верхнем платье своём, в головных повязках и в прочих одеждах своих, и брошены в печь, раскалённую огнём.
22 И как повеление царя было строго, и печь раскалена была чрезвычайно, то пламя огня убило тех людей, которые бросали Седраха, Мисаха и Авденаго.
23 А сии три мужа, — Седрах, Мисах и Авденаго, — упали в раскалённую огнём печь связанные.
24 Навуходоносор царь изумился, и поспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными? Они в ответ сказали царю: истинно так, царь!
25 На это он сказал: вот, я вижу четырёх мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвёртого подобен сыну Божию.
26 Тогда подошёл Навуходоносор к устью печи, раскалённой огнём, и сказал: Седрах, Мисах и Авденаго, рабы Бога Всевышнего! выйдите и подойдите! Тогда Седрах, Мисах и Авденаго вышли из среды огня.
27 И, собравшись, сатрапы, наместники, военачальники и советники царя усмотрели, что над телами мужей сих огонь не имел силы, и волосы на голове не опалены, и одежды их не изменились, и даже запаха огня не было от них.
28 Тогда Навуходоносор сказал: благословен Бог Седраха, Мисаха и Авденаго, Который послал Ангела Своего и избавил рабов Своих, которые надеялись на Него и не послушались царского повеления, и предали тела свои огню, чтобы не служить и не поклоняться иному богу, кроме Бога своего!
29 И от меня даётся повеление, чтобы из всякого народа, племени и языка кто произнесёт хулу на Бога Седраха, Мисаха и Авденаго, был изрублен в куски, и дом его обращён в развалины, ибо нет иного бога, который мог бы так спасать.
30 Тогда царь возвысил Седраха, Мисаха и Авденаго в стране Вавилонской.
31 Навуходоносор царь всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле: мир вам да умножится!
32 Знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог, угодно мне возвестить вам.
33 Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его! Царство Его — царство вечное, и владычество Его — в роды и роды.

Толкование Мэтью Генри

В заключении предыдущей главы мы оставили друзей Даниила — Седраха, Мисаха и Авденаго — в почести и при власти, князьями провинций, получившими продвижение благодаря своему родству с Богом Израиля и части в Нем. Я не знаю, стоит ли говорить, что хорошо, если бы все святые имели эту честь. Но нет, для многих это было бы не во благо и почести святым хранятся для иного мира. И в этой главе мы читаем о тех же трех мужах, вызвавших недовольство царя так же, как раньше его благоволение; тем не менее они были более истинно и высоко почтены своим Богом, чем своим правителем, получив от Бога благодать, которая дала им силы страдать, но не грешить, и чудесное и славное избавление, которое Он совершил для них, освободив от страданий. Это очень запоминающаяся история — славный пример силы и милости Бога, великое ободрение Его народу быть верными во время испытаний. На эту ситуацию ссылается апостол, когда упоминает героев веры, которые верой угашали силу огня (Евр 11:34). В данной главе говорится о том, что:

(I) Навуходоносор воздвиг и посвятил золотой истукан; он потребовал, чтобы все его подданные, какую бы должность они ни занимали, падали ниц и поклонялись ему. В основном народ согласился выполнить это повеление (ст. 1−7).

(II) Была предоставлена информация о том, что иудейские князья отказываются поклоняться золотому истукану (ст. 8−12).

(III) Они упорствовали в своем отказе, несмотря на ярость царя и опасность (ст. 13−18).

(IV) За отказ они были брошены в раскаленную печь (ст. 19−23).

(V) Они были поразительным образом сохранены силой Божьей от огня, а царь милостиво пригласил их выйти из огня; этим чудом он был обличен в своей ошибке, когда решил бросить их в огонь (ст. 24−27).

(VI) В связи с этим царь воздал Богу почести и проявил благоволение к этим достойным уважения людям (ст. 28−30).

Стихи 1−7. Мы не уверены в дате, когда происходили эти события, а знаем только, что если истукан, посвященный Навуходоносором, имел какое-то отношение к тому, что он видел во сне, то, возможно эти события произошли вскоре после него. Некоторые полагают, что это был приблизительно седьмой год правления Навуходоносора, за год до пленения Иоахима, во время которого Иезекииль был уведен в плен. Обратите внимание:

I. Был сделан золотой истукан, чтобы ему поклонялись. Вавилон и так был полон идолов, но ничто не могло удовлетворить этого властолюбивого владыку, и он решил сделать еще одного, ибо кто оставляет единственного живого Бога и начинает делать многих богов, тот увидит, что сделанные им боги не удовлетворяют, а желание иметь их настолько неутолимо, что они умножают их без меры, бесконечно блуждают за ними и никогда не знают, когда будут иметь достаточное количество. Идолопоклонникам нравится новизна и разнообразие. Они выбирают новых богов. Кто имеет много, тот хочет иметь больше. И Навуходоносор, царь, чтобы проявить исключительные права своего венца и показать, каким должен быть бог, сделал этого истукана (ст. 1). Обратите внимание:

(1) На его цену; это был золотой истукан, но не полностью сделанный из золота (каким бы богатым он ни был, но не мог себе позволить этого) — статуя была обложена золотом. Отметьте: поклоняющиеся ложным богам не считаются с затратами на изготовление истуканов и поклонение им; для этого они высыпают золото из кошелька (Ис 46:6), что должно постыдить нас за жадность при поклонении истинному Богу.

(2) На его размеры: истукан был вышиною в шестьдесят локтей и шириною в шесть локтей. Он превосходил размеры обычного человека в шестнадцать раз (ибо считается, что его рост четыре локтя или шесть футов), словно его чудовищные размеры свидетельствовали о его безжизненности. Но для чего Навуходоносор воздвиг этого истукана? Некоторые полагают, что он сделал это, чтобы оправдаться от обвинений в том, что стал иудеем, так как совсем недавно он с великим благоговением говорил о Боге Израиля и возвысил некоторых иудеев, Ему поклонявшихся. Или возможно, он воздвиг его как образ самого себя и захотел, чтобы ему поклонялись через него. Гордые правители любят, когда им оказывают божественные почести; так поступал Александр, выставляя себя сыном Юпитера Олимпийского. Ему было сказано, что в истукане, которого он видел во сне, он был представлен головой из золота, которую сменят царства, представленные менее ценными металлами; и теперь он ставит себе памятник, полностью состоящий из золота. Обратите внимание, (1) как быстро и основательно стерлись добрые впечатления, произведенные на него. Тогда он признал, что Бог Израиля истинно есть Бог богов и Владыка царей, а теперь, бросая вызов четкому закону этого Бога, он ставит истукана для поклонения и не только сам возвращается к идолопоклонству, но и придумывает его новые виды. Отметьте: сильных обличений часто не хватает для основательного обращения. Многие язычники признавали безрассудство и опасность греха, но при этом продолжали грешить.

(2) Сон и его толкование, которые тогда произвели на царя такое хорошее впечатление, теперь привели к противоположному результату. Тогда это побудило его пасть ниц как смиренного поклонника Бога, а теперь — водрузить дерзкого соперника Богу. Тогда он думал, что очень почетно быть золотой главой истукана, и признал себя обязанным Богу за это; теперь же он вырос в своих глазах и считает, что этого слишком мало и теперь, противореча Богу и Его пророку, решает быть всем во всем.

II. Было созвано общее собрание государства, чтобы совершить торжественное посвящение этого истукана (ст. 2−3). Во все концы царства были отправлены посланники, чтобы собрать сатрапов, князей и вельмож — всех важных государственных деятелей царства, всех чиновников гражданских и военных, воевод и командующих вооруженными силами, верховных судей, казнохранителей, законоведцев, блюстителей суда и всех областных правителей; все они должны были прийти на торжественное открытие истукана, в противном случае им грозила опасность. Царь созвал великих людей, чтобы почтить своего идола; поэтому, к славе Христа, упомянуто, что цари принесут Тебе дары. Если он заставит их оказать почести золотому истукану, то простой народ несомненно последует их примеру. Повинуясь призыву царя, все государственные деятели и военачальники этого огромного царства оставили службу в разных странах и прибыли в Вавилон на открытие золотого истукана; многим из них пришлось предпринять длительное и дорогостоящее путешествие, чтобы исполнить весьма безрассудное повеление; но как истуканы являются бесчувственными идолами, так и поклоняющиеся им.

III. Было возвещено, чтобы все люди, присутствовавшие на церемонии посвящения истукана, по сигналу пали ниц и поклонились ему как золотому истукану, которого поставил царь Навуходоносор. Об этом громко возвестил глашатай всему огромному собранию знатных чиновников вместе с их многочисленными свитами слуг и попутчиками, равно как и огромной толпе простого народа, за которым не посылали.

Пусть все отметят, (1) что царь строго обязал и приказал всем присутствующим пасть ниц и поклониться злотому истукану; каким бы иным богам они раньше ни поклонялись, теперь должны поклоняться этому.

(2) Что все они должны сделать это одновременно в знак общности друг с другом во время совершения обряда поклонения идолу; и для этого им будет дан знак в виде объединенного музыкального сигнала, который придаст торжественности, а также усладит и смягчит разум тех, кто не желал покориться и подчиниться повелению царя. Это веселье во время поклонения вполне согласуется с плотским чувственным разумом, незнакомым с духовным поклонением, которое нужно совершать для Бога, Который есть Дух.

IV. В основном все собрание согласилось выполнить это повеление (ст. 7). Они услышали звуки музыкальных инструментов — и духовых и струнных, трубы и свирели, цитры, цевницы и гуслей, мелодия которых вызывала их восторг (она вполне подходила, чтобы возбудить благоговение, которое они должны были испытать), и тогда все, как один человек, как солдаты, которых нужно тренировать с помощью барабанного боя, пали все народы, племена и языки и поклонились золотому истукану. И неудивительно, что было возвещено, что всякий, кто не поклонится золотому истукану, немедленно брошен будет в печь, раскаленную огнем, приготовленную для этой цели (ст. 6). Очарование музыки должно было побудить их покориться повелению, а ужас перед раскаленной печью — напугать и заставить покориться. И так, под воздействием этих искушений, они все согласились. Отметьте: большая часть людей следует туда, куда направляют чувства; беспечный мир пойдет куда угодно, если его будет влечь туда приятная музыка или подтолкнет раскаленная печь. Подобными методами учреждалось и поддерживалось поклонение ложным богам.

Стихи 8−18. Странно, что Седрах, Мисах и Авденаго присутствовали на этом собрании, ибо, похоже, они знали, для какой цели были собраны. Мы можем предположить, что Даниил в то время отсутствовал: то ли работа потребовала его присутствия в другом месте, то ли он имел позволение царя удалиться, если только мы не предположим, что царь настолько благоволил к нему, что никто не осмелился пожаловаться на его отказ повиноваться. Но почему его друзья не остались в стороне? Безусловно, потому что они желали повиноваться всем указам царя, насколько это было возможно, и были готовы свидетельствовать всему собранию против этого вопиющего идолопоклонства. Они считали, что недостаточно отказаться поклониться истукану, а, находясь среди людей, считали себя обязанными восстать против него, хотя это и был истукан, поставленный царем, их хозяином, и он был золотым для тех, кто поклонялся ему.

I. Некоторые из халдеев донесли царю, что эти трое юношей не повиновались царскому указу (ст. 8). Возможно, люди, обвинившие их, были именно теми тайноведцами и гадателями, которых и называли халдеями (Дан 2:2, 4), и они испытывали неприязнь к юношам из-за их дружбы с Даниилом, так как он затмил их славу. Своими молитвами иудейские юноши обрели милость, благодаря которой были спасены эти халдеи, а теперь они платят злом за добро! За их любовь они враждовали на них. Подобным образом Иеремия стоял пред лицом Бога, чтобы говорить за них доброе, а они после рыли яму душе его (Иер 18:20). Мы не должны считать странным, если приходится сталкиваться с такими неблагодарными людьми. Или, возможно, это были халдеи, которые надеялись получить их должность и завидовали их возвышению; но кто устоит против ревности? Они обратились к самому царю, ссылаясь на его указ, со всем уважением, которое должны оказывать его величеству, и обычными комплиментами: «Царь, вовеки живи (словно стремились только к тому, чтобы воздать ему славу и послужить его интересам, хотя на самом деле подвергали опасности его самого и его царство)».

Они просят позволения (1) напомнить ему о недавно изданном законе, гласящем, что все без исключения народы и языки должны пасть и поклониться золотому истукану, они также напомнили ему о наказании, которому должен подвергнуться инакомыслящий: он должен быть брошен в печь, раскаленную огнем (ст. 10−11). Нельзя отрицать, что таков был закон; не имело значения, справедлив он или нет.

(2) Проинформировать его о том, что трое юношей — Седрах, Мисах и Авденаго — не повиновались этому указу (ст. 12). Возможно, издавая этот указ, Навуходоносор не вынашивал определенный план заманить их в ловушку, ибо в таком случае он сам лично следил бы за ними и не нуждался в подобной информации; но враги юношей, искавшие повода оговорить их, следили за ними, стремясь обвинить. Чтобы усугубить ситуацию и еще больше настроить против них царя:

[1] Они напомнили ему о почестях, которые были оказаны этим преступникам. Хотя те были иудеями, чужеземцами, пленниками и представителями презренного народа и религии, но они были поставлены над делами страны Вавилонской. Поэтому они поступили неблагодарно и нагло, отказавшись повиноваться повелению царя, раз при этом царь был так доброжелателен к ним. Помимо этого, занимаемые ими высокие посты в государстве делали их отказ более позорным; это плохой пример, и он окажет плохое влияние на других; поэтому необходимо, чтобы их сурово наказали. Так придворные, которые и без того были враждебно настроены против невинного народа, делали все возможное, чтобы сделать его положение еще хуже.

[2] Они предположили, что это было сделано со злобным умыслом, из непокорства и презрения к нему и его власти: «Эти мужи не повинуются повелению твоему, ибо богам твоим не служат (которым служишь ты и требуешь, чтобы им другие служили) и золотому истукану, которого ты поставил, не поклоняются».

II. Эти трое благочестивых иудеев немедленно предстали перед царем; согласно данной информации, им было вынесено обвинение и они были допрошены. Навуходоносор разгневался и во гневе и ярости повелел привести их, чтобы схватить (ст. 13). Как же бесславил себя этот могущественный царь, властвовавший над многими народами, когда в то же самое время не мог владеть духом своим; у него было так много подданных и пленников, а он сам был абсолютным рабом своих жестоких страстей и шел у них на поводу! Он был недостоин управлять разумными людьми, раз сам не мог руководствоваться разумом! Он не должен был удивляться, услышав, что эти три мужа не поклонились его богам, так как очень хорошо знал, что они никогда не служили им и что религия, которой они придерживались, запрещала им делать это. У него также не было никаких оснований думать, что тем самым они хотели выразить презрение к его власти, так как во всех ситуациях они демонстрировали уважение и исполнительность как к своему владыке. Его поведение выглядело особенно безрассудным сейчас, когда он совершил религиозный обряд и посвятил свой золотой истукан, ибо не должен был приходить в ярость, гневаться и так расстраиваться. Благоразумие делает человека по крайней мере медленным на гнев. Истинное благоговение успокаивает дух и делает его кротким, а религиозные предрассудки и поклонение ложным богам воспламеняют человеческие страсти, приводят в ярость и превращают человека в животное. Гнев царякак рев льва; таким же был гнев и этого царя; и вот, когда он был во гневе, эти три мужа были приведены к царю, проявив свою смелость и непоколебимое постоянство.

III. Им вкратце была изложена причина и задан вопрос, подчинятся они приказу или нет.

1. Царь спросил, правда ли, что они не поклонились золотому истукану, как другие (ст. 14). «С умыслом ли?» — читают некоторые. «Было ли это сделано преднамеренно и осознанно, или из-за небрежности богам моим вы не служите? Как! Вы, которых я воспитывал и кормил, которым дал образование и содержал за свой счет, к которым я был так добр и много сделал, которые известны своей мудростью и поэтому должны лучше других знать свои обязанности передо мной — и вы богам моим не служите и золотому истукану, которого я поставил, не поклоняетесь?» Отметьте: верность служителей Божьих Богу часто вызывала удивление у их врагов и преследователей, которые удивляются, что вы не участвуете с ними в том же распутстве.

2. Он захотел, чтобы они прошли новое испытание; если они с умыслом сделали это раньше, то, может быть, во второй раз, подумав, изменят свое мнение; поэтому царь повторяет им условия своего указа, которого они должны придерживаться (ст. 15).

(1) Царь желает, чтобы вновь заиграла музыка только ради них, дабы смягчить и побудить их подчиниться; и если они не закроют свои уши, как глухой василиск, а прислушаются к чарующему голосу и поклонятся золотому истукану, то все будет хорошо: их прошлая ошибка будет прощена.

(2) Царь решил, что если они продолжат упорствовать в своем отказе, то будут немедленно брошены в печь, раскаленную огнем, и им не дадут даже часа отсрочки. Итак, им предстояло выбрать: обратиться или сгореть; а сказав, что они будут упорствовать в своем отказе, уповая на своего Бога, он надменно бросил им вызов: «И тогда какой Бог избавит вас от руки моей? Пусть попробует, если сможет». Теперь он забыл, что когда-то признал их Бога Богом богов и Владыкой царей (Дан 2:47). Гордые люди все еще готовы сказать, как фараон: «Кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его?» или как Навуходоносор: «Кто такой Господь, чтобы я боялся его силы

IV. Они дают ответ, с которым все согласны, и подтверждают, что остаются верными своему решению — не поклоняться золотому истукану (ст. 16−18). Здесь мы видим пример стойкости и благородства, равный которому трудно найти. Мы называем их три отрока (они действительно были юношами), но скорее их следует назвать победителями — трое храбрецов Царства Божьего среди людей. Они не испытывали безудержной ярости или страсти к тем, кто поклонялся золотому истукану, не оскорбляли их, не устраивали поспешных испытаний и не стремились стать мучениками, но когда были призваны к огненному испытанию, то повели себя смело, как и приличествует страдальцам за доброе дело. Царь не был так уж отчаянно плох, когда делал этого истукана, в то время как они были отчаянно хороши, свидетельствуя против него. Они очень хорошо владели своим настроением, не называли царя тираном или идолопоклонником (дело Божье не нуждается во гневе человека), а с примерным спокойствием и уравновешенным разумом дали взвешенный ответ, которого решили придерживаться. Обратите внимание:

1. На их вежливое и великодушное презрение к смерти и благородную небрежность, с которой они отнеслись к поставленной дилемме: «О Навуходоносор, нет нужды нам отвечать на это». Они не отказываются угрюмо дать ему ответ и не стоят безгласно, а говорят, что даже не будут думать об этом. «Нет нужды отвечать на это», — читают некоторые; они решили не исполнять указ, а царь решил, что они должны умереть, если не согласятся; поэтому вопрос решен, зачем же тогда обсуждать его? Но лучше читать это место так: «Нам нечего ответить тебе, и мы не будем искать ответ, ибо готовы».

(1) Им не нужно время, чтобы подумать о сути ответа, ибо они ничуть не колеблются в своем решении — соглашаться им или нет. Это был вопрос жизни и смерти, и кто-то мог бы подумать, что они размышляли, прежде чем прийти к решению; жизнь желанна, а смерть пугает. Но когда встал вопрос выбора между грехом и долгом, тогда по букве второй заповеди сразу было принято решение и не осталось места сомнению, правильно ли сделан выбор, а вопрос о жизни и смерти не рассматривался. Отметьте: кто хочет избежать греха, тот не должен вести переговоры с искушением. Если то, что околдовывает и пугает нас, является явным злом, то от этих побуждений скорее нужно отказаться с негодованием и отвращением, а не размышлять о них. Не останавливайтесь, чтобы подумать о нем, а скажите, как учил нас Христос: «Отойди от меня, сатана».

(2) Им не нужно время, чтобы подумать, какими словами ответить. Пока защищали Бога и были призваны свидетельствовать в Его деле, они не сомневались, что в тот час дано будет им, что сказать (Мф 10:19). Они не придумывали уклончивый ответ, когда от них ожидался прямой ответ, и не старались уговорить царя не настаивать на нем. В их ответе нет ничего, похожего на комплимент; они не начали свою речь, как их обвинители: «Царь, вовеки живи!» и не использовали искусные инсинуации ad captandam benevolentiam — чтобы поднять его настроение, а говорили четко и открыто: «О Навуходоносор! Нам не нужно быть острожными, отвечая тебе» (англ. пер.). Отметьте: кто делает свой долг основной заботой, тому не нужно тщательно задумываться о событии.

2. На их твердую уверенность в Боге и упование на Него (ст. 17). Именно это дало им возможность с великим презрением смотреть на смерть во всей ее помпезности и ужасах; они верили в живого Бога и благодаря этой вере предпочли страдания греху, они не боялись гнева царского, а терпели, ибо верой взирали на Невидимого (Евр 11:25, 27): «Если так, если мы поставлены в трудное положение и нам предстоит быть брошенными в раскаленную печь, если только мы не согласимся служить иным богам, то знайте:

(1) Что хотя мы богам твоим не поклоняемся, но мы не атеисты; есть Бог, Которого мы можем назвать нашим и Которому остаемся верны.

(2) Что мы служим тому Богу; мы посвятили себя Его славе и совершаем это служение; мы уповаем, что Он защитит нас, обеспечит всем необходимым и наградит нас.

(3) Мы вполне уверены, что этот Бог от печи, раскаленной огнем, избавит; сделает Он это или нет, но мы уверены, что Он может помешать нам быть брошенными в печь огненную или избавит нас от нее». Отметьте: верные слуги Божьи увидят, что Он — Господин, Который поможет им нести их служение, Который контролирует и руководит всеми силами, направленными против них. Господи! Если хочешь, то можешь.

(4) «У нас есть основания надеяться, что Он избавит нас» частично из-за того, что среди такого большого количества идолопоклонников их избавление значительно прославит Его великое имя, частично из-за того, что Навуходоносор оскорбил Его, выразив сомнение, что Он может сделать это, спросив: «Какой Бог избавит вас?» Иногда Бог чудесным образом являет Свою силу, чтобы заставить молчать врагов, которые хулят Его, или чтобы ответить на молитвы Своего народа (Пс 73:18−22; Втор 32:27). «Но если Он не избавит нас от раскаленной печи, то избавит от твоей руки». Навуходоносор мог лишь терзать и убивать тело, но кроме этого он ничего не может сделать, и тогда они окажутся за пределами его власти, избавленными от его руки. Отметьте: добрые помышления о Боге и полная уверенность в том, что Он пребывает с нами, пока мы с Ним, значительно поможет нам вытерпеть страдания; и если Он будет за нас, то нам не нужно бояться того, что человек может сделать с нами; пусть делает наихудшее. Бог спасет нас от смерти или в смерти.

3. На их твердую решимость придерживаться своих принципов, каковыми бы ни были последствия (ст. 18): «Если же не будет того и Бог не посчитает нужным избавить нас от раскаленной печи (хотя мы знаем, Он может сделать это), если допустит, чтобы мы попали в твои руки и пали от твоей руки, то да будет тебе известно, царь, что мы богам твоим служить не будем (хотя это твои боги) и золотому истукану, которого ты поставил, не поклонимся». Они не стыдятся и не боятся признаться в своей религии и сказать царю в лицо, что не боятся его и не покорятся ему. Если бы они советовались с плотью и кровью, то многое можно было бы сказать, чтобы побудить их согласиться, особенно раз не было иного способа избежать смерти столь близкой смерти.

(1) От них не требовалось, чгобы они отреклись от своего Бога или отказались Ему поклоняться, их также не вынуждали устно заявить или признать, что этот золотой истукан является богом, а только поклониться ему; при этом они могли тайно сохранить в своих сердцах верность Богу Израиля, испытывая внутреннее отвращение к идолопоклонству, как Нееман поклонился в доме Риммона.

(2) Они не должны были стать идолопоклонниками; от них требовалось, чтобы они совершили отдельный акт, который займет одну минуту, — и тогда опасность будет позади, а затем они смогут заявить, что глубоко сожалеют о нем.

(3) Царь, издавший этот указ, обладал абсолютной властью, а они были вынуждены ей подчиняться не только как подданные, но и как пленники; и если они это делали, то по принуждению и давлению, и это вполне могло оправдать их.

(4) Он был их щедрым покровителем, дал им образование и возвысил, и из благодарности они должны были стараться делать все, что в их силах, даже если для этого нужно было совершить насилие над совестью.

(5) В то время они были уведены в чужую страну, а уведшие их в плен фактически сказали: «Ступайте, служите иным богам» (1Цар 26:19). Считалось само собой разумеющимся, что они должны быть готовы служить иным богам, и это стало частью их наказания (Втор 4:28). Их можно было бы оправдать, если бы они поплыли по течению, оказавшемуся очень сильным.

(6) Разве их цари, князья и отцы, более того, их священники не ставили идолов даже в Божьем храме и разве не поклонялись им там, не только склоняясь перед ними, но и ставя жертвенники, сжигая им воскурения и другие жертвы и даже собственных детей? Разве все десять колен на протяжении многих веков не поклонялись богам золота в Дане и Вефиле? Так неужели они хотят быть более пунктуальны, чем их отцы? Communis error facit jus — To, что делают все, правильно.

(7) Если они покорятся, то спасут свою жизнь и сохранят должности, и тогда на протяжении долгого времени они смогут сделать много хорошего для своих братьев в Вавилоне, ибо были юношами, подающими надежды. Но одного слова Бога достаточно, чтобы ответить и заглушить все эти и многие подобные плотские рассуждения: «...не поклоняйся богам их, и не служи им». Они знали, что должны поклоняться Богу, а не человеку; они должны выбирать страдания, а не грех и не должны делать зло, чтобы из этого извлечь добро. Поэтому ни одно из этих рассуждений не тронуло их; они решили, что лучше умереть в своей непорочности, чем жить в беззаконии. Пока их братья, оставшиеся на родине, добровольно поклонялись идолам, они отказывались делать это по принуждению в Вавилоне, словно, согласно закону борьбы противоположностей, стали особо ревностны к идолопоклонству в стране идолопоклонников. И действительно, если обо всем этом поразмыслить, то спасение их от этого греховного согласия было великим чудом в царстве благодати, равно как и спасение их из печи огненной в царстве природы. Это были те же юноши, которые ранее решили не оскверняться яствами с царского стола, а теперь они с такой же смелостью принимают решение не оскверняться его богами. Отметьте: твердая жертвенная приверженность Богу и своему долгу в менее важных ситуациях сделает нас годными и подготовит к более важным делам. Для этого мы должны быть решительными, ни под каким предлогом не поклоняться идолам и не сообщаться с теми, кто это делает.

Стихи 19−27. Данные стихи повествуют:

I. О том, что этих трех верных рабов Божьих бросили в раскаленную печь. Навуходоносор знал и признавал существование истинного Бога, и можно было подумать, что хотя гордость и суетность побудили его сделать золотого истукана для поклонения, но то, что сейчас сказали эти юноши (которых он ранее признал более мудрыми, чем его мудрецы), могло оживить его обличения или по крайней мере побудило бы его простить их. Но все оказалось наоборот.

1. Вместо того чтобы прочувствовать обличения от их слов, царь разгневался и еще больше разозлился (ст. 19). Он исполнился ярости, и вид лица его изменился, когда он смотрел на этих людей. Отметьте: чем больше мы потакаем животным страстям, тем более яростными они становятся; они могут даже менять вид лица, покрывая позором мудрость и благоразумие человека. Навуходоносор в ярости сменил вызывающее страх величие владыки, находящегося на престоле, или судьи в кресле на пугающую ярость серны в тенетах. Если бы люди в ярости видели в зеркале свои лица, то они покраснели бы, видя собственное безрассудство, и все недовольство обратили против себя.

2. Вместо того чтобы смягчить наказание, учитывая их качества и почетные занимаемые ими должности, царь повелевает, чтобы оно было усилено и печь разожгли в семь раз сильнее, нежели как обыкновенно разжигали ее для других преступников, то есть чтобы топлива использовали в семь раз больше; и хотя это не сделало бы их смерть более мучительной, но скорее убило бы их. И это должно было продемонстрировать, что царь считает их вину в семь раз более отвратительной, чем преступления других, и поэтому он сделал их смерть более позорной. Но Бог извлек славу для Себя из этого безрассудного примера деспотической ярости, ибо хотя это не сделало их смерть более жестокой, но сделало их освобождение более прославленным.

3. Он приказал связать их в одежде и бросить в середину печи, раскаленной огнем, что и было сделано (ст. 20−21). Их связали, чтобы они не могли оказать сопротивления или бороться; их связали в одежде из-за спешки или для того, чтобы огонь поглощал их медленнее и постепенно. Но Божье провидение так распорядилось, чтобы усилить чудо, ибо в результате их одежда не была даже опалена. Они были связаны в исподнем, или штанах, в верхнем платье своем, или в мантиях, в головных повязках, или тюрбанах, словно из-за отвращения к их преступлению их одежда должна была сгореть вместе с ними. Какая ужасная смерть — быть брошенным в печь, раскаленную огнем! (ст. 23). Плоть трепещет от подобной мысли, и ужас охватывает ее. Поразительно, что тиран был настолько жестокосердным, чтобы налагать подобное наказание, а приговоренные были настолько тверды, чтобы пойти на это, вместо того чтобы согрешить против Бога. Но что тогда можно сказать о второй смерти — о печи, куда будут брошены плевелы, связанные в снопы, об озере, которое вечно горит огнем и серой? Пусть Навуходоносор разжигает печь так сильно, как может, и через несколько минут закончатся мучения тех, кто брошен туда; а огонь ада мучит, но не убивает. Боль проклятых грешников более остра, и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя, перерыва или прекращения боли поклоняющиеся зверю и образу его (Откр 14:10−11), в то время как боль брошенных в раскаленную печь за то, что они не поклонились Вавилонскому зверю и его образу, быстро закончится.

4. Было поразительно то, что мужи, самые сильные мужи, связавшие и бросившие их в печь, сами были поглощены огнем или погибли от удушья (ст. 22). Повеление царя было строго, и они должны были немедленно бросить их, имея уверенность, что их действия достигли результата; поэтому они решили подойти как можно ближе к отверстию печи, чтобы бросить их в самый центр. Но они настолько спешили, что у них не было времени соответственно облачиться. Апокрифическое дополнение к Книге Даниила говорит, что пламя восходило на сорок девять локтей над входом в печь. Возможно, Бог так устроил, чтобы ветер подул прямо на них с такой силой, что они задохнулись. Так Бог немедленно заступился за дело Своих обиженных рабов и отомстил за них преследователям, наказав их не только так же, как они согрешили, но и тем самым огнем. Но эти люди были только орудием жестокости, а вот велевший им сделать это был виновен в большем грехе; тем не менее они пострадали справедливо за исполнение несправедливого приказа, ибо, возможно, делали это с удовольствием и были рады этому заданию. Сам же Навуходоносор был сохранен для более позднего воздаяния. Грядет день, когда гордые тираны будут наказаны не только за жестокость, в которой были виновны, но и за то, что поручали окружающим совершать эти жестокие акты, тем самым подвергая их судам Божьим.

II. Как Бог избавил этих трех верных слуг из печи. Когда они были брошены связанными в раскаленную печь, то мы вполне могли сделать вывод, что больше не услышим о них и что даже их кости растворятся. Но к нашему удивлению, мы дальше читаем, что Седрах, Мисах и Авденаго остались живы.

1. Навуходоносор увидел, что они прогуливаются в огне. Он изумился и поспешно встал (ст. 24). Возможно, смерть мужей, приводивших его приговор в исполнение, так поразила его, или у него были основания думать, что следующим будет он, или некоторое необъяснимое впечатление настолько поразило его разум, что он поспешно встал и пошел к печи, чтобы посмотреть, что происходит с теми, кого он бросил туда. Отметьте: Бог может поразить тех, чьи сердца особо ожесточены против Него и Его народа. Сотворивший душу может заставить Свой меч приблизиться к ней, даже если это душа великого тирана. Изумившись, царь зовет своих советников и обращается к ним: «Не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными!» Похоже, этот приказ учредил не сам царь, а совет вельмож. Раз они не осмелились противоречить и согласились с тем, к чему он побуждал их, то теперь пусть разделят с ним вину и бесчестье. «Истинно так, царь! — ответили они, — мы велели совершить эту казнь, и она совершена». «Но теперь, — говорит царь, — я смотрю в печь и вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня» (ст. 25).

(1) Они освободились от своих веревок. Огонь, который даже не подпалил их одежду, спалил веревки, которыми они были связаны, и освободил их; так Бог освобождает сердца Своего народа благодаря благодати Божьей с помощью тех бед, которыми его враги намеревались связать и затруднить их действия.

(2) Им не был причинен ущерб, они не жаловались, не ощущали боли или малейшей неловкости; пламя не опалило их; дым не удушил их; они были живы и чувствовали себя хорошо, находясь среди огня. Посмотрите, как Бог природы может, когда Ему угодно, контролировать силы природы, чтобы они служили Его целям. Теперь по букве исполнилось милостивое обетование (Ис 43:2): «...пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя». Верой они угашали силу огня, угашали все раскаленные стрелы лукавого.

(3) Они ходили среди огня. Печь была большой, и поэтому в ней было место, чтобы ходить; им не был причинен вред, и поэтому они могли ходить; их разум был спокоен, и поэтому они были расположены прогуливаться, словно находятся в раю или саду удовольствий. Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих? (Притч 6:28). Да, они делали это с большим удовольствием, как царь Тира, который ходил среди огнистых камней, и его драгоценные камни сияли как огонь (Иез 28:14). Они не старались сами выбраться, увидев, что невредимы, а предоставили Богу, сохранившему их в огне, вывести их оттуда; они беззаботно ходили туда и обратно среди огня. Одна из апокрифических книг подробно пересказывает молитву Азарии — одного из трех юношей, молившегося в огне (в которой он оплакивает бедствия и беззакония Израиля и просит Божьего благоволения для Своего народа), и песнь хвалы, которую все трое воспели среди огня; и в том и в другом наблюдается поразительная сила молитвы. Но у нас есть основания полагать, как и Гроций, что они были составлены иудеями в более позднее время не как молитвы, возносимые в то время, а как те, что могли быть вознесены в данной ситуации, и поэтому они справедливо не включены в святое Писание.

(4) В огне был виден четвертый человек, чей вид, по словам Навуходоносора, подобен сыну Божьему. Он выглядел как божественная личность, посланник небес, не как раб, а как сын; как ангел, в некоторых переводах; а ангелы названы сынами Божьими (Иов 38:7).

В апокрифическом пересказе этой истории сказано: «И ангел Господень спустился в печь», а Навуходоносор говорит (ст. 28): «Бог послал Ангела Своего и избавил рабов Своих». Именно ангел затворил пасти львам, когда Даниил был во рву (Дан 6:22). Но некоторые считают, что это был вечный Сын Божий, ангел завета, а не сотворенный ангел. Он часто являлся в нашей природе, прежде чем принял ее в своем перевоплощении; и в этот раз, когда Он ради освобождения Своих избранных пришел и ходил с ними в огне, Он явился очень своевременно, чтобы дать более четкие признаки и предзнаменования Своего великого поручения, которое Он должен исполнить при полноте времени для этого мира. Отметьте: кто страдает ради Христа, с тем человеком в его страданиях присутствует Христос, даже в раскаленной печи, даже в долине тени смертной, и поэтому даже там они не должны бояться зла. Тем самым Христос показал: то, что сделано против Его народа, Он воспринимает как совершенное против Него; бросившие их в печь фактически бросили Его туда. «Я Иисус, Которого ты гонишь». (Ис 63:9).>

2. Навуходоносор велел им выйти из печи (ст. 26): «Он подошел к устью печи, раскаленной огнем, и велел им выйти и подойти». «Выйдите и подойдите!» — в некоторых переводах; он говорит с нежностью и беспокойством и стоит с протянутой рукой, чтобы помочь им выйти. Их чудесное избавление убедило его в том, что он совершил зло, бросив их в печь, и поэтому он не выпускает их тайно, а пришел и сам вывел их (Деян 16:37). Обратите внимание на уважительный титул, которым он награждает их. Когда он был в пылу ярости и гневался на них, то, возможно, называл их бунтовщиками, предателями и другими словами, которые мог подобрать, а теперь признает их рабами Бога Всевышнего — Бога, Который теперь оказался в состоянии избавить их от его руки. Отметьте: рано или поздно Бог обличил самых гордых людей в том, что Он — Бог Всевышний, с Которым они не могут соперничать даже в тех ситуациях, когда ведут себя гордо и самонадеянно (Исх 18:11). Он также покажет им, кто является Его слугой, покажет, что Он признает их Своими и заступится за них. Илия молился (3Цар 18:36): «Да познают в сей день, что Ты один Бог в Израиле, и что я раб Твой». Теперь Навуходоносор обнимает тех, кого предал смерти, и весьма любезен с ними сейчас, когда постиг, что они являются любимцами небес. Отметьте: когда Бог открывает глаза преследователям Его рабов, то они должны, насколько это возможно, уничтожить результат своих дел. Нам не говорится, каким образом удалился четвертый, вид которого подобен Сыну Божьему, — то ли Он исчез, то ли видимым образом вознесся; об остальных трех мужах сообщается, что (1) они вышли из среды огня, как Авраам, их отец, из Ура (т.е. огня) Халдейского, куда, как говорят иудейские сказания, он был выслан за отказ поклоняться идолам и откуда был избавлен, как и эти трое отроков. Когда они получили позволение выйти, то не искушали Бога, оставаясь там еще какое-то время, а вышли, как головни из огня.

(2) Ради полного удовлетворения всех удивленных наблюдателей было четко показано, что огонь не причинил им никакого вреда (ст. 27). Все вельможи пришли, чтобы посмотреть на них, и обнаружили, что у них даже волосы на голове не опалены. Теперь исполнилось по букве то, что наш Спаситель говорил фигурально для заверения Его страдающих рабов: что им не будет причинен реальный ущерб (Лк 21:18): «...но и волос с головы вашей не пропадет». Их одежда даже не изменила свой цвет и не пахла дымом, тем более их тела совершенно не были опалены или обожжены; нет, огонь не имел силы над ними. Халдеи поклонялись огню как образу солнца, и поэтому сейчас Бог, ограничив власть огня, подверг презрению не только их царя, но и их бога и показал, что глас Его разделяет пламень огня (Пс 28:7, англ. пер.), когда Ему угодно проложить через его среду путь для Своего народа. Именно Бог наш есть огнь поядающий (Евр 12:29); другой огонь, Если только Он изречет слово, не поглотит.

Стихи 28−30. Сатрапы, наместники и все вельможи, присутствовавшие на этом публичном мероприятии, тщательно наблюдали за происходившим super visum corporis — исследуя их тела; и так как их нельзя было подозревать в лицеприятии к испытуемым, то все факты четко явили это чудо и возвеличили силу и благодать Бога. Известно, что сделано явное чудо, и мы не можем отвергнуть сего (Деян 4:16). Давайте посмотрим, как это воздействовало на Навуходоносора.

I. Он воздал славу Богу Израиля как Богу, обладающему возможностью и готовому защищать тех, кто Ему поклоняется (ст. 28): «Благословен Бог Седраха, Мисаха и Авдешаго. Пусть примет почести за Своих подданных, хранящих Ему верность, и за могущественную их защиту, которую Он даровал им; с ними не могут сравниться другие народы и их боги». Сам царь признает Его, восхищается Им и считает, что все должны признать и восхититься Им. Благословен Бог Седраха. Отметьте: Бог может побудить исповедать Его благословенность даже тех, кто был готов проклясть Его в лицо.

1. Он воздает Ему славу за Его силу, за то, что Он смог защитить тех, кто поклоняется Ему, от их могущественных и злобных врагов: «Нет иного бога, который мог бы так спасать (ст. 29)», даже золотой истукан, которого он сделал. И так как не было другого бога, который обязал бы своих поклонников прилепиться только к нему и быть готовым принять смерть, но не поклоняться другим, как требовал Бог Израиля, по этой же причине другие боги не могли их спасать, как мог Он. И если Бог мог спасти как никто другой, то Он мог требовать такого послушания, какого не требовал никто другой.

2. Он воздал славу Богу за Его милость и готовность оказать ее (ст. 28): «Он послал Ангела Своего и избавил рабов Своих». Вил не мог спасти своих идолопоклонников от огня и смерти у входа в печь, а Бог Израиля спас своих от огня, когда они были брошены в середину печи за то, что отказались поклониться иным богам. Тем самым Навуходоносору дали четко понять, что весь достигнутый им великий успех и тот, который ему предстояло добиться в борьбе против народа Израиля (чем он гордился, словно тем самым смог победить Бога Израиля), он обрел только из-за их греха: если бы весь народ был верен своему Богу и поклонялся только Ему, как эти трое мужей, то все они тоже были бы спасены от его руки. В то время ему было необходимо получить это наставление.

II. Он одобряет верность этих трех мужей своей религии и говорит об этом, чтобы почтить их (ст. 28): «Так как он сам не готов признать их Бога своим и поклониться Ему, ибо знает, что в таком случае придется поклоняться только Ему одному и отказаться от всех других, то называет Его Бог Седраха, а не мой Бог; но при этом он одобрительно отзывается о том, что они прилепились к Нему и не поклоняются иному богу, кроме Бога своего». Отметьте: многие, не являющиеся религиозными, тем не менее признают, что люди религиозные и стойкие в религии стоят на правильном пути. Хотя сами они не решаются стать такими, но одобрительно отзываются о верующих, твердо держащихся своей религии. Если люди посвящают свои имена тому единственному Богу, Которому будут служить, то пусть придерживаются своих принципов и служат Ему одному, чего бы это ни стоило им. Такое постоянство в истинной религии прославит человека даже среди чужих ему людей, в то время как непостоянство, предательство, лицемерие позорят его. Он хвалит их (1) за то, что они с великодушным презрением отнеслись к своей жизни, которую невысоко ценили по сравнению с благоволением Бога и свидетельством доброй совести. Они предали тела свои, чтобы те были брошены в раскаленную печь, но не отказались от Бога, чтобы не оскорбить Его и не отдать другому то почитание, которое должно воздаваться Ему одному. Отметьте: кто ценит душу выше, чем тело, и скорее согласится потерять жизнь, чем оставить Бога, тот будет иметь славу если не от людей, то от Бога. Те не знают цену религии, кто не считает, что за нее стоит пострадать.

(2) За то, что поступили вопреки воле своего владыки и не послушались царского повеления, то есть отнеслись презрительно к его приказам и угрозам, заставив его раскаяться и отменить их. Отметьте: даже цари признают, что когда их повеления противоречат заповедям Божьим, то надо повиноваться Богу, а не им.

(3) За то, что они сделали это с благодатной уверенностью в своем Боге. Они надеялись на Него; что Он поддержит их в данной ситуации, выведет из раскаленной печи и приведет к их месту на земле или проведет через раскаленную печь вперед к их месту на небесах. И, имея эту уверенность, они не испугались гнева царя и невысоко оценили свою жизнь. Отметьте: твердая вера в Бога произведет твердую преданность Богу. И мы могли бы подумать, что это почетное свидетельство, публично объявленное самим царем в адрес этих рабов Божьих, хорошо повлияет на остальных проживавших там иудеев, находившихся в плену в Вавилоне. Сам царь высоко превознес их за этот поступок, к которому их близкие не могли побудить их и совершить который они сами не могли из-за стыда. Более того, то, что Бог сделал для этих Своих рабов, поможет иудеям не только быть ближе к своей религии, пока они находятся в плену, но и исцелит их от склонности к идолопоклонству, для чего они и были посланы в плен; и когда тот оказал на них такое благословенное воздействие, они могли быть уверены в том, что Бог избавит их от той печи, как сейчас избавил их братьев от этой.

III. Он издает царский указ, строго запрещающий злословить Бога Израиля (ст. 29). У нас есть основания полагать, что грехи и беды Израиля дали основания (хотя и не вполне справедливые) халдеям хулить Бога Израиля; и, возможно, сам Навуходоносор ободрял их к этому. Но теперь, хотя он не обратился истинно к Богу и не собирался поклоняться Ему, тем не менее принял решение никогда не произносить на Него хулу и не позволять другим делать это: «Кто произнесет хулу или скажет ошибочно (в некоторых переводах) или, скорее, будет порицать или хулить или говорить презрительно о Боге Седраха, Мисаха и Авденаго, тот будет считаться наихудшим преступником и обращаться с ним будут соответственно; таковые будут изрублены в куски, как был изрублен Агаг мечом Самуила, а их дома будут стерты с лица земли и обращены в развалины». В данном случае сила Божья совершила чудо в защиту своих поклонников, совершила публично, на глазах тысяч жителей Вавилона; и этого было достаточно для оправдания этого указа. Это также значительно облегчило положение евреев в плену, ибо данный указ защищал их от раскаленных стрел порицания и хулы, чем в противном случае им постоянно бы докучали. Отметьте: Церкви оказывается великая милость и достигается важная цель, когда ее враги затворяют свои уста и смиряют свои языки, хотя при этом их сердца не обращаются. Если языческий царь ставит такие ограничения гордым устам хулителей, то тем более христианские правители должны делать это. Более того, в данной ситуации можно было бы подумать, что люди должны быть законом для самих себя, и те, кто слишком мало любит Бога и не старается хорошо говорить о Нем, никогда не найдут в своих сердцах желания, равно как и повода, произносить на Него хулу.

IV. Он не только изменяет решение предать позору этих трех мужей, но и восстанавливает их в должностях в правительстве (он сделал их благоуспешными, дословно); он возложил на них более почетные и выгодные обязательства и возвысил их в стране Вавилонской, что возвысило и утешило их братьев, находящихся в плену. Отметьте: мудро поступают те правители, которые поручают служение и продвигают мужей, стойких в религии, ибо, похоже, преданными своим правителям будут те, которые верны Богу и дела у них будут обстоять благополучно, когда любимцы Бога станут их любимцами.

Стихи 31−33. В данных стихах говорится:

I. О стиле, который использовался в писаниях, воззваниях или объявлениях, используемом царем (ст. 31). Царскому стилю, который использует Навуходоносор, чужда помпезность или фантазия; он четок, краток и искренен: «Навуходоносор царь». Если в других ситуациях он использует высокопарные и суетные слова, сообщая свой титул, то теперь не применяет их, ибо он стар, недавно выздоровел от помутнения рассудка, которое в значительной мере смирило его, и теперь фактически размышляет о величии и верховной власти Бога. Это заявление предназначено не только для его подданных, но и для всех, кому оно попадет в руки, — всем народам, племенам и языкам, живущим по всей земле (ст. 31). Он хочет, чтобы все они не только услышали его (хотя оно несет в себе свидетельство их бесславия, которое вряд ли осмелился бы опубликовать кто-то другой, и поэтому Даниил опубликовал оригинал), но твердо призывает и требует, чтобы все люди обратили на него внимание, ибо этот документ всех их касается и может быть полезен всем. Он приветствует всех, к кому обращается, в обычной форме: «Мир нам да умножится». Отметьте: цари должны своими повелениями распространять свои добрые пожелания и как отцы страны благословлять своих подданных. Это касается и нас. Мы шлем приветствие: «Omnibus quibus hae praesentes literae pervenerint, salutem — Всем, до кого это дойдет: здравия вам»; или иногда: «Salutem sempiternamЗдравия и вечного спасения».

II. О сути и вопросе. Он пишет эти слова, (1) чтобы ознакомить других с провидением Божьим, коснувшимся его (ст. 32): «Угодно мне возвестить вам знамения и чудеса, какие совершил надо мною Всевышний Бог (так он называет истинного Бога)». Он считает, что такой поступок ему приличествует (дословно), что это его долг, который он должен исполнить перед Богом и миром сейчас, когда выздоровел после помутнения разума; он должен оповестить отдаленные места и написать для грядущих поколений о том, как справедливый Бог смирил и как милостиво Он теперь исцелил его. Безусловно, все народы слышали, что произошло с Навуходоносором, и пересказывали друг другу, но он считает, что будет правильно, если они четко узнают об этом от него самого. Это поможет им познать руку Божью и то, какое воздействие это оказало на его дух, а он сможет говорить об этом не как о новости, а как о духовном вопросе. События, приключившиеся с ним, были не только чудом, которым стоит восхищаться, но и знамением, которое нужно воспринимать как наставление, символизирующим всему миру, что Иегова величественнее всех богов. Отметьте: мы должны показывать другим, как Бог обращается с нами: и упреки, которые испытываем на себе, и оказанные нам милости. И хотя этот рассказ может опозорить нас, как это было с Навуходоносором, но мы не должны скрывать его, раз он может воздать славу Богу. Многие с удовольствием рассказали бы о том, что Бог сделал для их душ, ибо это также прославляет и их, но не желают рассказывать, как Бог противодействовал им и за что они это заслужили. Но мы должны воздавать славу Богу, не только прославляя за Его милости, но и исповедуя собственные грехи и принимая наказания за свои беззакония, при этом принимая бесславие, как в данной ситуации этот могущественный монарх.

(2) Чтобы показать, как сильно это воздействовало и обличило его (ст. 33). Мы должны всегда говорить о слове и делах Божьих с участием и серьезностью и показывать себя восхищенными великими делами Божьими, если желаем, чтобы другие обратили ка них внимание.

[1] Он восхищается делами Божьими. Он говорит как человек изумленный: «Как велики знамения Его и как могущественны чудеса Его!» Теперь Навуходоносор был стар, он царствовал около сорока лет; как никто другой он видел весь мир и его изменения; и тем не менее только сейчас, когда это глубоко коснулось его самого, он изумился поразительным знамениям и чудесам Божьим. Как они велики и могущественны] Отметьте: чем больше мы понимаем, что события — это дела Божьи, и видим в них результат божественной силы и проявление божественной мудрости, тем более чудесными они предстают в наших глазах (Пс 117:23; Пс 65:3).

[2] Отсюда он делает вывод о Божьем владычестве. Теперь наконец он готов признать, что Царство Его — царство вечное и не похоже на его царство, которое, как он видел и предвидел задолго до этого, катилось к упадку. Теперь он признает, что есть Бог, управляющий миром, Который обладает всеобщим, неодолимым и абсолютным владычеством в нем и во всех делах сынов человеческих. Слава этого царства заключается в том, что оно вечное. Период правления одних царств ограничен одним поколением, других — династиями, состоящими из нескольких поколений, а владычество Бога — в роды и роды. Похоже, здесь Навуходоносор ссылается на то, что Даниил ранее предсказывал ему о царстве, которое утвердит Бог Небесный и которое вовеки не разрушится (Дан 2:44); хотя под ним подразумевалось царство Мессии, но он понял это как пророчество о предопределенном царстве. Подобным образом и мы можем с пользой практически применить пророческие писания, значение которых не полностью и, возможно, неверно постигли.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.