Числа 12 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Синодальный перевод

1 И упрекали Мариам и Аарон Моисея за жену Ефиоплянку, которую он взял, — ибо он взял за себя Ефиоплянку, —
2 и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам? И услышал сие Господь.
3 Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле.
4 И сказал Господь внезапно Моисею и Аарону и Мариами: выйдите вы трое к скинии собрания. И вышли все трое.
5 И сошёл Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба.
6 И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним;
7 но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всём доме Моём:
8 устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?
9 И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошёл.
10 И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе.
11 И сказал Аарон Моисею: господин мой! не поставь нам в грех, что мы поступили глупо и согрешили;
12 не попусти, чтоб она была как мёртворождённый младенец, у которого, когда он выходит из чрева матери своей, истлела уже половина тела.
13 И возопил Моисей к Господу, говоря: Боже, исцели её!
14 И сказал Господь Моисею: если бы отец её плюнул ей в лицо, то не должна ли была бы она стыдиться семь дней? итак, пусть будет она в заключении семь дней вне стана, а после опять возвратится.
15 И пробыла Мариам в заключении вне стана семь дней, и народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариам.

Толкование Мэтью Генри

В предыдущей главе мы прочли о том, как народ раздражал Моисея, а в этой — о его терпении, испытываемом близкими родственниками.

I. Мариам и Аарон, его родные брат и сестра, упрекали его (ст. 1−3).

II. Бог призвал их к отчету за это (ст. 4−9).

III. За этот грех Мариам была поражена проказой (ст. 10).

IV. Аарон подчиняется, и Моисей смиренно ходатайствует за Мариам (ст. 11−13).

V. Она исцеляется, но на протяжении семи дней пребывает в позоре (ст. 14−16). Эта ситуация описана, чтобы показать, что наилучшие люди и семьи могут поступать глупо и сталкиваются с трудностями.

Стихи 1−3. Эти стихи говорят:

I. О недостойном поведении Аарона и Мариам: они упрекали Моисея (ст. 1). Моисей, получивший много славы от Бога, в то же время принял много оскорблений и знаков пренебрежения от людей; и поэтому мы не должны считать подобные испытания необычными или суровыми, раздражаться или огорчаться из-за них. Но кто бы мог подумать, что беспокойство Моисею будут доставлять (1) люди добродетельные и благоразумные, более того, известные в религии, так как Мариам была пророчицей, а Аарон — первосвященником, и оба являлись его уполномоченными представителями во время избавления Израиля из египетского рабства? Я послал перед тобою Моисея, Аарона и Мариам (Мих 6:4).

(2) Его ближайшие родственники — родные брат и сестра, которые сияли так ярко, позаимствовав его свет? Подобным образом на это жалуется невеста (Песн 1:5): «…сыновья матери моей разгневались на меня»; ссоры между родственниками особо печалят. Озлобившийся брат неприступнее крепкого города. Тем не менее это событие помогает подтвердить призвание Моисея и показывает, что его продвижение стало возможным лишь благодаря божественному благоволению, а не сделке или сговору между родственниками, которые завидовали его продвижению. Подобным образом многие родственники нашего Спасителя не верили Ему (Ин 7:5). Похоже, что начала ссору Мариам, а Аарон, который не принимал участия в выборе семидесяти старейшин, в то время был несколько возмущен и поэтому принял сторону своей сестры. Печально видеть, что рука Аарона участвовала во многих преступлениях, но это лишь доказывает, что закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи. Вначале сатана победил Еву, а через нее — Адама. Посмотрите, насколько мы должны остерегаться, чтобы не оказаться втянутыми в ссору из-за наших родственников, ибо мы не знаем, как сильно может разгореться маленький огонек. Аарон должен был помнить, что Моисей остался его другом, когда Бог разгневался на него за золотого тельца (Втор 9:20), и не воздавать ему злом за добро. Два вопроса, о которых они спорили с Моисеем:

[1] О его браке. Некоторые считают, разговор шел о его браке с кушиткой, жительницей южной Аравии, другие — о его браке с Сепфорой, которую в этом разговоре они презрительно называют ефиоплянкой и которая, как они полагают, оказывала слишком большое влияние на Моисея, когда он выбирал семьдесят старейшин. Возможно, между Сепфорой и Мариам были какие-то личные ссоры, результатом которых стали обидные слова, а одна раздражительная мысль порождает другую, и в ссору оказались втянутыми Моисей и Аарон.

[2] О его руководстве, но не о его неправильном управлении, а о его монополизации (ст. 2): «Одному Моисею ли говорил Господь? Должен ли был он сам выбирать людей, на которых должен сойти дух пророчества? Не говорил ли Он и нам? Не нужно ли было и нам участвовать в этом деле и отдать предпочтение своим друзьям, как Моисей — своим?» Они не могли отрицать того, что Бог говорил через Моисея, но было известно, что иногда Он что-то говорил и через них; а они прежде всего стремились сделать себя равными ему, хотя Бог различными путями отличил его от них. Отметьте: борьба за первенство — это грех, который с легкостью поражал учеников и по своей природе чрезмерно греховен. Даже тот, кто значительно продвинулся, редко радуется успехам другого, если тот опережает его. Кто превосходит других, тому чаще всего завидуют.

II. Превосходное терпение Моисея, подвергшегося этой провокации. И услышал сие Господь (ст. 2), но сам Моисей не обратил на это внимание, так как был очень кротким человеком (ст. 3). Он был достаточно благоразумен, чтобы не возмутиться нанесенным оскорблением; поведение родственников было недоброжелательным и время — слишком неподходящее, так как народ был расположен к бунту и совсем недавно значительно разгневал его своим ропотом, который в данной ситуации мог вновь возобновиться и вырваться наружу, если бы Аарон и Мариам возглавили израильтян и стали им покровительствовать. Но Моисей был как глухой — не слышал. Когда задета честь Бога, как было в случае с золотым тельцом, то не было человека ревностнее Моисея; когда же затрагивалась его собственная честь, то не было человека более кроткого. Он был дерзок, как лев, когда дело касалось Бога, но кроткий, как ягненок, когда речь шла о нем самом. Народ Божий — смиренные земли (Соф 2:3), но одни более выдающиеся, чем другие, благодаря этой благодати, как Моисей, который именно поэтому подходил для работы, к которой был призван, требовавшей кротости и иногда даже больше. И иногда недоброжелательность друзей является большим испытанием для нашей кротости, чем злобность врагов. Сам Христос говорил о Своей кротости: «Я кроток и смирен сердцем…» (Мф 11:29); кротость, явленная Христом, не имела пятна, чего нельзя сказать о кротости Моисея.

Стихи 4−9. Моисей не возмущался нанесенным ему оскорблением, не жаловался Богу и не взывал к Нему, но Бог возмутился. Он слышит все, что мы говорим в ярости, и является непосредственным свидетелем наших поспешных речей, что и является основанием, почему мы должны решительно обуздать свой язык и не говорить плохо о других, почему мы должны терпеливо закрывать свои уши и не обращать внимания, когда плохо говорят о нас. Я не слышу, ибо Ты услышишь, Господи (Пс 37:14−16). Чем молчаливее мы, когда дело касается нас, тем больше участия принимает Бог, вступаясь за нас. Тому, кто обвинен, но является невиновным, не нужно говорить много, так как сам Судья является его адвокатом.

I. Суть дела изложена, и стороны призваны незамедлительно предстать перед дверьми скинии (ст. 4−5). Моисей часто проявлял свою ревность по славе Божьей, а теперь Бог показал себя ревнителем его репутации, ибо кто прославляет Бога, того Бог прославит, и Он не окажется в долгу у тех, кто вступается за Него. В старые времена судьи сидели у ворот города, чтобы судить дела, и в данном случае слава Божья в облаке славы предстала у входа скинии, а Аарон и Мариам, как виновные, были вызваны на суд.

II. Аарона и Мариам поставили в известность, что какое бы важное положение они ни занимали, они не должны претендовать на равенство с Моисеем и быть ему соперниками (ст. 6−8). Были ли они пророками Господа? О Моисее с уверенностью можно было сказать: «Он — больший».

1. Несомненно, Бог облек великой славой пророков. Как бы люди ни смеялись и плохо обращались с ними, они были любимцами и наследниками небес. Бог явил себя им то ли в снах, когда они спали, то ли в видениях, когда они бодрствовали, а через них явил себя другим. И те блаженны и велики, истинно блаженны и велики, кому Бог явил себя. Сейчас Он совершает это не с помощью снов и видений, как в старые времена, а с помощью Духа мудрости и откровения, который делает явным для младенцев то, что пророки и цари желали увидеть и не могли. Поэтому в последние дни, дни Мессии, Писание говорит, что сыны и дочери будут пророчествовать (Иоиль 2:28), так как будут лучше ознакомлены с тайнами царства благодати, чем сами священники ранее (см. Евр 1:1−2).

2. Тем не менее слава, которой был облачен Моисей, была намного больше (ст. 7): «Но не так с рабом Моим Моисеем; он превосходит их всех». Чтобы вознаградить Моисея за его кротость и терпимость, с которыми он выносил оскорбления Мариам и Аарона, Бог не только оправдал его, но и прославил, использовав эту возможность, чтобы восхвалить его. Эти слова остались записанными к вечной славе Моисея. Подобным образом все, кого поносят и преследуют из-за праведности, будут иметь великую награду на небесах; Христос признает их перед Отцом и святыми ангелами.

(1) Моисей был очень честным человеком, его верность была испытана. Он верен во всем дому Моему. Это качество стоит первым в описании его характера, так как благодать превосходит дары, любовь — знание, а искренность в служении Богу облачает великой славой человека и рекомендует его божественному благоволению больше, чем образованность, невразумительные теории и способность говорить языками. Именно эту черту характера Моисея упоминает апостол, когда хочет показать, что Христос больше Моисея, подчеркивая, что именно эта черта сделала его великим, ибо Моисей был верным как служитель, а Христос — как Сын (Евр 3:2, 5−6). Бог поручил Моисею передавать Свою волю, касающуюся всех вопросов, Израилю; Израиль доверил Моисею вести переговоры от его имени с Богом; и он был верен обоим. Управляя великими делами, он говорил и поступал так, как приличествует честному человеку, который стремится лишь воздать славу Богу и хранить благополучие Израиля.

(2) Поэтому Моисею была оказана особая честь — четко знать волю Бога и иметь более близкое общение с Богом, чем какой-либо другой пророк. Он будет [1] слышать Бога лучше, чем любой другой пророк, — более четко и ясно: «…устами к устам говорю Я с ним» или лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим (Исх 33:11), с которым разговаривают легко и непринужденно, без смущения и оцепенения, которое часто постигало других пророков, таких, как Иезекииль и Иоанн, когда Бог разговаривал с ними. Через других пророков Бог посылал Своему народу обличения и предсказания о добре или зле в неясных изречениях, образах и притчах, а через Моисея Он дал законы Своему народу и учредил святые постановления, которые ни в коем случае не могли быть переданы через гадания, а быть выражены самым простым и четким путем.

[2] Видеть Бога чаще, чем любой другой пророк: образ Господа Он видит, как он видел его на скале в Хориве, когда Бог возвестил ему Свое имя. В то же время он видел лишь образ Господа, а ангелы и прославленные святые постоянно созерцают лицо нашего Отца. Моисей обладал особым духом пророчества, который ставил его намного выше всех других пророков. В то же время меньший в Царстве Небесном больше его, и наш Господь Иисус безгранично превосходит его (Евр 3:1 и далее). Пусть теперь Мариам и Аарон задумаются: кого они оскорбили: как же вы не убоялись упрекать раба Моего Моисея? Упрекать Моего раба, упрекать Моисея, — написано в оригинале. «Как вы могли осмелиться оскорбить любого Моего раба, особенно такого служителя, как Моисей, который является Моим другом, наместником и управителем дома Моего?» Как они осмелились огорчать и обличать того, о ком Бог так хорошо отзывался? Разве они не думали, что Бог возмутится их поведением и воспримет как оскорбление, нанесенное Ему? Отметьте: у нас есть основания бояться говорить или делать что-либо плохое в адрес служителей Бога; если мы так делаем, то готовим себе погибель, ибо Бог заступится за них и будет считать касающихся их касающимися зеницы Его ока. Очень опасно соблазнять одного из малых сих, верующих в Иисуса (Мф 18:6). Того можно назвать самонадеянным, кто не страшится злословить высших (2Пет 2:10).

III. Таким образом, показав им их ошибку и безрассудство, Бог далее демонстрирует им Свое недовольство (ст. 9): и воспламенился гнев Господа на них. Возможно, об этом видимым образом свидетельствовала перемена цвета облака и незначительные вспышки молнии, исходившие от него. Несомненно, тот факт, что Он отошел и не желает слушать их оправдания, в достаточной мере указывал на Его недовольство, ибо Он не нуждался в них, разумея помышления их издали. Отметьте: когда Бог отходит от нас, то это свидетельствует о Его недовольстве нами. Горе нам, если Он отходит, но Он никогда не покинет нас, пока мы своим грехом и безрассудством не отвергнем Его от себя.

Стихи 10−16. Эти стихи описывают:

I. Суд Божий над Мариам (ст. 10): облако отошло от той части скинии, и Мариам тотчас покрылась проказой; когда Бог отходит, то приходит зло; не надейтесь обрести добро, когда Бог отходит. Проказа была болезнью, которой рука Божья мгновенно поражала в наказание за какой-либо определенный грех; так был наказан Гиезий за ложь, Азария — за посягательство на служение священника, а здесь Мариам — за брань и раздоры между родственниками. Похоже, проказа появилась у нее на лице, и поэтому все видевшие ее понимали, что это было наказание в наихудшей его форме; она была белой как снег; она стала не только белой, но и мягкой; упругая плоть потеряла свою твердость, что часто сопровождает процесс разложения. Ее мерзкий язык (говорит епископ Холл) был справедливо наказан гниением лица, а ее безрассудство, когда она решила соперничать с Моисеем, стало очевидным для всех людей, ибо каждый видел его лицо прославленным, а ее — покрытым проказой. И если Моисею нужно было покрывало, чтобы прикрыть свою славу, то Мариам оно нужно было, чтобы спрятать свой позор. Отметьте: расстройства, которые каким-либо образом искажают нас, должны восприниматься как упрек в нашей гордости и использоваться для исцеления от нее; оказавшись во власти такого смиряющего провидения, мы должны быть очень смиренными. Если плоть необходимо смирять, то это признак того, что сердце ожесточенное, хотя в то же время похоти плоти остаются неподавленными. Похоже, эта болезнь, постигшая Мариам, была предназначена для демонстрации закона о проказе (Лев 13 гл., ибо Писание ссылается и повторяет этот закон (Втор 24:8−9). Мариам была поражена проказой, ибо она первая согрешила, но не Аарон, так как Бог всегда проводит различие между теми, кто сбивает и кого сбивают с пути. Хотя служение Аарона не спасло его от Божьего недовольства, но сохранило от подобного знака Божьего недовольства, который не только временно отстранил бы его от служения (так как кроме него и его сыновей не было священников), если бы его нельзя было пощадить, но и создал бы недоброжелательное мнение о нем самом и его служении, а также оставил вечное пятно на его семье. Аарон как священник сам должен был принимать решение о том, проказа ли это, и в данном случае, исполняя эту обязанность своего служения, когда он взглянул на Мариам и увидел ее в проказе, это в значительной степени смирило его. Он был поражен через свою сестру и не мог провозгласить ее прокаженной, не испытав стыда и трепета, понимая, что он в такой же степени отвратителен. Суд над Мариам мы должны воспринять как предостережение для нас остерегаться в малейшей степени оскорбить нашего Господа Иисуса. Если она была так наказана за то, что упрекала Моисея, то что будет с теми, кто грешит против Христа?

II. Смиренную покорность Аарона в данной ситуации (ст. 11−12). Он смиряется перед Моисеем, исповедует свою ошибку и просит прощения. Хотя он только что присоединился к своей сестре, осуждавшей Моисея, но в создавшейся ситуации вынужден раскаянно обратиться к нему с просьбой о себе и своей сестре, в максимально возможной степени возвеличивая того (словно он обладал силой Бога прощать и исцелять), кого только что осуждал. Отметьте: кто попирает святых и слуг Божьих, тот однажды будет рад оказать им почтение. Это произойдет намного позже, в ином мире; так неразумные девы просили у мудрых немного масла, а богач — у Лазаря немного воды. Или, возможно, это случится уже в этом мире; так друг Иова просил его молиться о нем, а здесь Аарон просит об этом Моисея (Откр 3:9). В смиренном состоянии (1) он исповедует грех свой и своей сестры (ст. 11). Он обращается уважительно к Моисею, называя его господином, хотя недавно говорил пренебрежительно, и сейчас порицает себя, стыдясь своих слов: мы поступили глупо и согрешили. Тот грешит и поступает глупо, кто оскорбляет и злословит других, особенно людей хороших и находящихся у власти. Покаяться — значит отречься от ранее сказанных плохих слов; лучше отречься, чем погибнуть от них.

(2) Он просит у Моисея прощения: не поставь нам в грех. Аарон должен был принести свой дар к жертвеннику, но зная, что его брат имеет что-то против него, он сильно обеспокоен этим и стремится прежде всего примириться с ним, чтобы быть достойным принести свой дар. Некоторые считают, что именно его быстрая покорность, которая была замечена Богом, оберегла его от проказы, которой была поражена его сестра.

(3) Он описывает Моисею плачевное состояние его сестры, взывая к состраданию и рассудительности (ст. 12): «Не попусти, чтоб она была, как мертворожденный младенец, то есть не допусти, чтобы она оставалась лишенной общения, оскверняющей все, к чему прикоснется, и разлагающейся при жизни, словно она мертва». Он красноречиво описывает ее бедственное положение, чтобы вызвать у него жалость.

III. Ходатайство о Мариам (ст. 13): «И возопил Моисей к Господу громким голосом, так как облако — символ Его присутствия — переместилось и остановилось на некотором расстоянии. Слова Моисея выражают его рвение в этой просьбе: «Боже, исцели ее!» Тем самым он демонстрирует, что искренне простил нанесенное ею оскорбление, ибо он не обвиняет ее перед Богом и не взывает о справедливом возмездии. Он был настолько далек от этой мысли, что, когда Бог из сострадания к его чести наказал ее за оскорбление, он был первым, кто просил об отмене наказания. На этом примере Писание учит нас молиться за обижающих нас и не радоваться, когда Бог или человек справедливо наказывает тех, кто обидел нас. Одеревеневшая рука Иеровоама исцелилась по особой просьбе и настоянию пророка, против которого она была протянута (3Цар 13:6). Так и Мариам в данном случае исцелилась благодаря молитве Моисея, которого она оскорбила, а Авимелех — благодаря молитве Авраама (Быт 20:17). Моисей мог остаться в стороне и сказать: «Она получила по заслугам, пусть в следующий раз лучше управляет своим языком». Но он не удовлетворяется возможностью оправдаться тем, что не молился о ее наказании, а ревностно молится о том, чтобы оно было отменено. Мы должны учиться подражать в этом Моисею и Спасителю, который просил: «Отче, прости их».

IV. Как разрешилась данная ситуация, чтобы была удовлетворена справедливость и оказана милость.

1. Милость совершится в том случае, если Мариам исцелится; раз Моисей простил ее, то и Бог тоже (см. 2Кор 2:10).

2. Но справедливость восторжествует в том случае, если Мариам смирится (ст. 14): пусть будет она в заключении семь дней вне стана, чтобы более чувствительно осознала собственную ошибку и раскаялась в ней, чтобы наказание было более показательным, а весь Израиль обратил на него внимание и принял предостережение не бунтовать. Если пророчица Мариам подверглась такому смиряющему наказанию за одно необдуманное слово в адрес Моисея, то чего можем ожидать мы за свой ропот? Ибо если с зеленеющим деревом это делают, то с сухим что будет? Посмотрите, как люди унижают и обесценивают себя грехом, как пятнают свою славу и повергают свою честь в прах. Когда Мариам славила Бога, то возглавляла общество и была самым ярким его украшением (Исх 15:20). А сейчас, когда она враждовала с Богом, то была изгнана как нечистая и отброс общества. Ей было велено быть вне стана в течение семи дней, так как она должна была потерпеть за беззакония свои. Если бы ее отец, ее земной отец, плюнул ей в лицо, тем самым выразив свое недовольство, то разве не должна была бы она переживать и страдать из-за этого; разве не должна была бы настолько сожалеть о проступке, чтобы закрыться на какое-то время в своей комнате и не показываться на глаза ему или всей семье, стыдясь собственного безрассудства и несчастья? Если подобное благоговение нужно оказывать отцам нашей плоти, когда они наказывают нас, то еще больше мы должны смиряться, оказавшись во власти могучей руки Отца духов (Евр 12:9). Отметьте: когда нас касаются знаки Божьего недовольства за грех, то нам приличествует стыдиться себя, покориться этому позору, признавая, что у нас на лицах стыд. Если из-за собственной ошибки и безрассудства мы подвергаем себя порицанию и презрению людей, справедливому осуждению Церкви или упрекам божественного провидения, то должны стыдиться своего поступка и признать, что наш Отец справедливо плюет нам в лицо.

V. Препятствия, которые вследствие этого не дают человеку двигаться вперед: народ не отправлялся в путь, доколе не возвратилась Мариам (ст. 15). Бог не передвигал столб, и поэтому они не двигали свой стан. Это делалось для того, (1) чтобы упрекнуть людей, осознавших, что они согрешили так же, как Мариам, выражая недовольство Моисеем. Поэтому они должны были разделить ее наказание, и это задержало их продвижение в Ханаан. Многое противостоит нам, но ничто так не препятствует нашему продвижению к небесам, как грех.

(2) Чтобы проявить уважение к Мариам. Если бы во время ее изгнания стан переместился, то ее позор и трудности возросли бы; поэтому, из сострадания к ней, израильтяне должны были оставаться на месте, пока не истечет срок ее изгнания и она будет взята вновь, пройдя обычный обряд очищения прокаженного. Отметьте: к человеку, которого осуждали и упрекали за грех, нужно относиться с величайшей нежностью: не переусердствовать, покрывая его позором, и не считать его за врага (2Фес 3:15), а простить его и утешить (2Кор 2:7). Грешников нужно изгонять с печалью, а раскаявшихся принимать с радостью. Когда Мариам была прощена и вновь допущена в стан, народ тронулся в путь и пошел в пустыню Фаран, которая соседствовала с южной границей Ханаана, и туда они пришли бы уже после следующего перехода, если бы не поставили препятствие на собственном пути.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.