Числа 2 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Синодальный перевод

1 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
2 сыны Израилевы должны каждый ставить стан свой при знамени своём, при знаках семейств своих; пред скиниею собрания вокруг должны ставить стан свой.
3 С передней стороны к востоку ставят стан: знамя стана Иудина по ополчениям их, и начальник сынов Иуды Наассон, сын Аминадава,
4 и воинства его, вошедших в исчисление его, семьдесят четыре тысячи шестьсот;
5 после него ставит стан колено Иссахарово, и начальник сынов Иссахара Нафанаил, сын Цуара,
6 и воинства его, вошедших в исчисление его, пятьдесят четыре тысячи четыреста;
7 далее ставит стан колено Завулона, и начальник сынов Завулона Елиав, сын Хелона,
8 и воинства его, вошедших в исчисление его, пятьдесят семь тысяч четыреста;
9 всех, вошедших в исчисление к стану Иуды, сто восемьдесят шесть тысяч четыреста, по ополчениям их; первыми они должны отправляться.
10 Знамя стана Рувимова к югу, по ополчениям их, и начальник сынов Рувимовых Елицур, сын Шедеура,
11 и воинства его, вошедших в исчисление его, сорок шесть тысяч пятьсот;
12 подле него ставит стан колено Симеоново, и начальник сынов Симеона Шелумиил, сын Цуришаддая,
13 и воинства его, вошедших в исчисление его, пятьдесят девять тысяч триста;
14 потом колено Гада, и начальник сынов Гада Елиасаф, сын Регуила,
15 и воинства его, вошедших в исчисление его, сорок пять тысяч шестьсот пятьдесят;
16 всех, вошедших в исчисление к стану Рувима, сто пятьдесят одна тысяча четыреста пятьдесят, по ополчениям их; вторыми они должны отправляться.
17 Когда пойдёт скиния собрания, стан левитов будет в середине станов. Как стоят, так и должны идти, каждый на своём месте, при знамёнах своих.
18 Знамя стана Ефремова по ополчениям их к западу, и начальник сынов Ефрема Елишама, сын Аммиуда,
19 и воинства его, вошедших в исчисление его, сорок тысяч пятьсот;
20 подле него колено Манассиино, и начальник сынов Манассии Гамалиил, сын Педацура,
21 и воинства его, вошедших в исчисление его, тридцать две тысячи двести;
22 потом колено Вениамина, и начальник сынов Вениамина Авидан, сын Гидеония,
23 и воинства его, вошедших в исчисление его, тридцать пять тысяч четыреста;
24 всех, вошедших в исчисление к стану Ефрема, сто восемь тысяч сто, по ополчениям их; третьими они должны отправляться.
25 Знамя стана Данова к северу, по ополчениям их, и начальник сынов Дана Ахиезер, сын Аммишаддая,
26 и воинства его, вошедших в исчисление его, шестьдесят две тысячи семьсот;
27 подле него ставит стан колено Асирово, и начальник сынов Асира Пагиил, сын Охрана,
28 и воинства его, вошедших в исчисление его, сорок одна тысяча пятьсот;
29 далее колено Неффалима, и начальник сынов Неффалима Ахира, сын Енана,
30 и воинства его, вошедших в исчисление его, пятьдесят три тысячи четыреста;
31 всех, вошедших в исчисление к стану Дана, сто пятьдесят семь тысяч шестьсот; они должны идти последними при знамёнах своих.
32 Вот вошедшие в исчисление сыны Израиля по семействам их. Всех, вошедших в исчисление в станах, по ополчениям их, шестьсот три тысячи пятьсот пятьдесят.
33 А левиты не вошли в исчисление вместе с сынами Израиля, как повелел Господь Моисею.
34 И сделали сыны Израилевы всё, что повелел Господь Моисею: так становились станами при знамёнах своих, и так шли каждый по племенам своим, по семействам своим.

Толкование Мэтью Генри

Тысячи израильтян, которые были собраны в предыдущей главе, в этой главе располагаются в определенном порядке и их стан правильно распределяется между ними согласно божественному указанию. Здесь представлен:

(I) Основной порядок, согласно которому проводилось это расположение (ст. 1−2).

(II) Четкие наставления о расположении каждого колена в одном из четырех отдельных эскадронов, которые состояли из трех колен.

1. В авангарде на востоке расположились Иуда, Иссахар и Завулон (ст. 3−9).

2. В правом крыле к югу — Рувим, Симеон и Гад (ст. 10−16).

3. Замыкали шествие с западной стороны Ефрем, Манасия и Вениамин (ст. 18−24).

4. В левом крыле, с северной стороны, располагались Дан, Ассир и Неффалим (ст. 25−31).

5. Скиния помещалась в центре (ст. 17).

(III) Заключение этого предписания (ст. 32 и далее).

Стихи 1−2. В этих стихах звучит общее повеление в определенном порядке располагаться в стане, где они отдыхали, и в определенном порядке двигаться во время марша. Возможно, что и ранее они придерживались какого-то порядка, так как вышли из Египта рядами и колоннами (Исх 13:18), но сейчас они были организованы лучше.

1. Все израильтяне жили в палатках и при передвижении несли их с собой, ибо не находили населенного города (Пс 106:4). Это символизирует наше положение в этом мире, которое можно охарактеризовать как блуждающее (ибо мы сегодня здесь, а завтра — там) и военное, ибо разве наша жизнь не похожа на сражение? Мы имеем лишь палатки в этом мире и не имеем укрепленного города. Поэтому, ставя здесь палатки, давайте будем торопиться пройти через него.

2. Израильтяне, принадлежащие одному колену, должны были ставить палатки вместе: каждый при знамени своем. Отметьте: воля Божья такова, чтобы взаимная любовь и привязанность, наряду с общением, поддерживались среди родственников. Родственники должны общаться как можно чаще, насколько это в их силах, а природные узы должны использоваться для укрепления уз христианской общины.

3. Каждый должен знать свое место и придерживаться его; им не позволялось размещаться, где хочется, и двигаться по своему усмотрению; Бог разделил их на четыре части и призвал каждого придерживаться своей. Отметьте: именно Бог указывает пределы обитанию, и Ему мы должны вверить себя. Он избрал нам наследие наше (Пс 46:5), и мы должны согласиться с Его выбором, не желать перепорхнуть на другое место или быть похожими на птицу, покинувшую гнездо свое.

4. Каждое колено имело свое знамя, флаг или вымпел, и, похоже, каждый род имел особенный знак своего семейства, который несли, как в наше время — знамена каждого подразделения или части войска в полку. Это делалось для того, чтобы можно было различить колена и семейства, а также собрать и держать их вместе. Со ссылкой на это место Писание говорит, что проповедь Евангелия поднимет знамя язычникам, к которому обратятся язычники и поставят под ним свои палатки (Ис 11:10, 12). Отметьте: наш Бог — Бог порядка, а не хаоса. Знамена делали эту могущественную армию более красивой для их друзей и более грозной — для врагов. Церковь Христа названа грозной, как полки со знаменами (Песн 6:10). Мы не знаем определенно, чем отличались эти знамена. Одни предполагают, что каждое колено имело знамя того же цвета, что и драгоценный камень на ефоде первосвященника, на котором было написано имя этого колена, и в этом заключалось все отличие. Некоторые современные иудейские толкователи считают, что на каждом знамени был нарисован определенный герб со ссылкой на благословения Иакова для этого колена. Иуда нес изображение льва, Дан — змеи, Неффалим — лани, Вениамин — волка и т.д. Некоторые из них говорят, что четыре основных знамени изображали: знамя Иуды — льва, знамя Рувима — человека, Иосифа — вола, а знамя Дана — орла, которые послужили поводом для видений Иезекииля. Другие говорят, что на знаменах были написаны имена каждого колена. Но как бы там ни было, знамя давало возможность узнать, кому оно принадлежит.

5. Колена должны были разбивать свой стан вокруг скинии, которая располагалась внутри них, подобно палатке генерала в центре армии. Они должны были расположиться станом вокруг скинии, (1) чтобы она в равной степени доставляла им утешение и радость, так как являлась знамением милостивого присутствия Бога среди них (Пс 45:6): «Бог посреди его; он не поколеблется». Их стан имел все основания быть дружелюбным, если Бог был его сердцем. Имея каждый день хлеб небесный, появлявшийся вокруг стана, огонь с небес, а также другие знаки Божьего благоволения в центре стана, они имели достаточно оснований ответить на вопрос: «есть ли Господь среди нас, или нет? Блажен ты, Израиль!» Возможно, двери их палаток были расположены по направлению к скинии со всех сторон, ибо глаза каждого израильтянина должны быть устремлены на Господа; поэтому они поклонялись у дверей палатки. Скиния располагалась посреди стана, чтобы быть поближе к народу, так как желательно, чтобы торжественное исполнение святых постановлений было ближе к нам, в пределах нашей видимости. Царство Божье среди вас.

(2) Чтобы быть стражей и защитой скинии, левиты располагались с каждой стороны. Ни один захватчик не мог приблизиться к Божьей скинии, не пройдя вначале сквозь толщу их эскадронов. Отметьте: если Бог взял на себя обязательство защищать наши утешения, то мы, в свою очередь, должны взять на себя обязательство защищать Его постановления и встать на защиту Его славы, интересов и служителей.

6. В то же время они должны были убрать жертвенник из благоговения перед святилищем, чтобы не показалось, что он им навязан, и он сам не был в окружении толпы, а также, дабы обычная активность в стане не раздражала его. Они также были научены держаться на расстоянии, чтобы чрезмерная фамильярность не породила презрения. Предполагается (из Книги Иисуса Навина 3:4), что расстояние между ближайшими палатками стана и скинией (или, скорее всего, между ними и станом левитов, которые ставили палатки возле скинии) было около 22 локтей, то есть 12 ярдов — чуть больше половины мили нашего измерения, а внешняя часть лагеря была расположена намного дальше. Некоторые делают вывод, что размер их стана был не менее двенадцати квадратных миль, ибо он напоминал передвижной город с улицами и дорогами, на которые, возможно, падала манна так же, как и за пределы стана, чтобы быть у их дверей. В христианской Церкви мы читаем о престоле (ибо в скинии находился престол благодати), который назван престолом славы, возвышенным от начала (Иер 17:12); этот престол окружен духовными израильтянами, двадцатью четырьмя старцами (которых вдвое больше количества колен), облаченными в белые одежды (Откр 4:4), и знамя над ними — «Любовь». Но нам, как им, не велено убирать жертвенник; нет, нас приглашают приблизиться и приступить дерзновенно. Писание говорит, что святые Всевышнего вокруг него (Пс 75:12). Бог Своей благодатью удерживает нас возле себя!

Стихи 3−34. В этих стихах описывается детальное разделение двенадцати колен на четыре эскадрона, по три колена в каждом, одно из которых должно было вести два других. Обратите внимание:

(1) Бог сам определил им их место, чтобы предотвратить между ними соперничество и зависть. Если бы им была предоставлена возможность самостоятельно определять первенство, то они могли бы поссориться друг с другом (как ученики, спорившие, кто бы из них был больше). Каждый выдвигал бы свои претензии на первенство, или по крайне мере основания, чтобы не быть последним. Если бы это должен был определить Моисей, то они спорили бы с ним и обвиняли в лицеприятии. Поэтому это сделал Бог, который является источником и судом чести, и с Его назначением все должны согласиться. Если Бог Своим провидением ставит одних выше других и унижает нас, то мы должны довольствоваться тем, что Он делает это таким образом, словно, как в данном случае, Он повелевает Своим голосом из скинии. А размышления о том, что такова воля Божья, должны эффективно подавлять зависть и недовольство. А когда нам самим предоставлена возможность выбрать свое место, то для такого случая наш Спаситель дает нам правило в Евангелии от Луки 14:8: «…не садись на первое место…» и еще одно: «…кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом» (Мф 20:27). Кто смирен и старается угодить другим, на самом деле более всех почитаем.

(2) Каждое колено имело начальника, руководителя или командующего, которого назначил сам Бог; это был тот же человек, которому было велено исчислить их (Чис 1:5). Мы — дети одного Адама, и мы не оправдываем тех, кто ставит всех на один уровень, стирая различия между положением и славой; ибо даже среди детей Авраама, Иакова и Иуды сам Бог назначал тех, кто руководил остальными. Существующие власти от Бога установлены, как и те, кому нужно оказывать почтение и благоговеть перед ними. Некоторые обращают внимание на имена этих начальников, по крайней мере на тот факт, насколько Бог присутствовал в мыслях тех, которые давали им имена, ибо в большей их части содержится частичка Эль (или ил в рус пер.) — Бог — в начале или конце слова: Нафанаил — дар от Бога; Елиав — мой Бог Отец; Елицур — мой Бог — скала; Шелумиил — Бог мой мир; Елиасаф — Бог добавил; Елишама — мой Бог услышал; Гамаиил — Бог моя награда; Пагиил — Бог встретил меня. Из этого следует, что израильтяне в Египте не совсем забыли имя своего Бога, но когда они хотели иметь другие напоминания, то хранили их в именах своих детей, тем самым утешая себя в страданиях.

(3) Ближе всех, под одним знаменем, располагались те колена, которые были ближе друг к другу по родству. Иуда, Иссахар и Завулон — три самых младших сына Лии, и они были поставлены вместе; тем более что Иссахар и Завулон не роптали бы из-за предводительства Иуды, так как были его младшими братьями. Рувим и Симеон были бы недовольны, оказавшись на их месте. Поэтому Рувим, старший сын Иакова, стал начальником другого эскадрона; Симеон безусловно был согласен подчиниться ему, а Гад — сын Зелфы, служанки Лии, вполне подходил им вместо Левия. Ефрем, Манасия и Вениамин были потомством Рахили. Дан — старший сын Валлы, стал лидирующим коленом, хотя и был сыном служанки, чтобы больше славы воздалось тому, кто в ней нуждался; и было сказано, что Дан будет судить народ свой, поэтому к нему было добавлено двое младших сыновей служанок. Таким совершенным был порядок, в котором они были размещены.

(4) Колено Иуды заняло самое почетное место, расположившись лицом к восходящему солнцу; при перемещении стана они возглавляли народ, но не только потому, что их колено было самым многочисленным, а потому, что из этого колена должен был произойти Христос, который есть Лев из колена Иудина, и Он должен был родиться от чресл того, кто в то время был назначен начальником этого колена. Наассон перечислен среди предков Христа (Мф 1:4), поэтому когда он выходил перед людьми, то фактически перед ними являлся Христос, как их предводитель. Иуда был первым из двенадцати сыновей Иакова, получивших благословение. Рувим, Симеон и Левий были порицаемы своим умирающим отцом; поэтому Иуда, как первый, получивший благословение, но не первый по рождению, поставлен во главе, чтобы научить детей ценить улыбку своих благочестивых родителей и бояться вызвать их недовольство.

(5) Колено левитов располагалось ближе всех к скинии: между нею и остальными коленами (ст. 17). Они должны были защищать скинию, а остальные колена должны были защищать их. Таким образом в видении о славе небесной, открывшейся Иоанну, между старцами и престолом находились четыре животных, исполненных очей (Откр 4:6, 8). Гражданские власти должны защищать религию народа и хранить ее славу.

(6) Стан Данов (так спустя некоторое время называется это колено после поселения в Ханаане (Суд 13:25), так как отличалось военной доблестью) хотя и был поставлен в левом крыле, когда они расположились лагерем, тем не менее ему было велено во время марша замыкать шествие (ст. 31). Они были самым многочисленным коленом после Иуды, и поэтому им была поручена следующая по важности после предводительствующей позиция, требовавшая больше всего сил, ибо от силы зависит исход дня. И наконец, сыны Израилевы исполнили данные им повеления и сделали все, что повелел Господь Моисею (ст. 34). Они заняли определенные им места без ропота и споров; это способствовало не только их безопасности, но и украшало стан. Валаам был очарован этим зрелищем и воскликнул: «Как прекрасны шатры твои, Иаков!» (Чис 24:5). Подобным образом и евангельская Церковь называется станом святых, которая должна, согласно Писанию, быть компактной, где каждый должен знать и придерживаться своего места, и тогда все, кто желает блага этой Церкви, возрадуются, видя ее благоустройство (Кол 2:5).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.