Числа 26 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Синодальный перевод

1 После сего поражения сказал Господь Моисею и Елеазару, сыну Аарона, священнику, говоря:
2 исчислите всё общество сынов Израилевых от двадцати лет и выше, по семействам их, всех, годных для войны у Израиля.
3 И сказал им Моисей и Елеазар священник на равнинах Моавитских у Иордана, против Иерихона, говоря:
4 исчислите всех от двадцати лет и выше, как повелел Господь Моисею и сынам Израилевым, которые вышли из земли Египетской:
5 Рувим, первенец Израиля. Сыны Рувима: от Ханоха поколение Ханохово, от Фаллу поколение Фаллуево,
6 от Хецрона поколение Хецроново, от Харми поколение Хармиево;
7 вот поколения Рувимовы; и исчислено их сорок три тысячи семьсот тридцать.
8 И сыны Фаллуя: Елиав.
9 Сыны Елиава: Немуил, Дафан и Авирон. Это те Дафан и Авирон, призываемые в собрание, которые произвели возмущение против Моисея и Аарона вместе с сообщниками Корея, когда сии произвели возмущение против Господа;
10 и разверзла земля уста свои, и поглотила их и Корея; вместе с ними умерли и сообщники их, когда огонь пожрал двести пятьдесят человек, и стали они в знамение;
11 но сыны Кореевы не умерли.
12 Сыны Симеона по поколениям их: от Немуила поколение Немуилово, от Ямина поколение Яминово, от Яхина поколение Яхиново,
13 от Зары поколение Зарино, от Саула поколение Саулово;
14 вот поколения Симеоновы: двадцать две тысячи двести.
15 Сыны Гада по поколениям их: от Цефона поколение Цефоново, от Хаггия поколение Хаггиево, от Шуния поколение Шуниево,
16 от Озния поколение Озниево, от Ерия поколение Ериево,
17 от Арода поколение Ародово, от Арелия поколение Арелиево;
18 вот поколения сынов Гадовых, по исчислению их: сорок тысяч пятьсот.
19 Сыны Иуды: Ир и Онан, но Ир и Онан умерли в земле Ханаанской;
20 и были сыны Иуды по поколениям их: от Шелы поколение Шелино, от Фареса поколение Фаресово, от Зары поколение Зарино;
21 и были сыны Фаресовы: от Есрома поколение Есромово, от Хамула поколение Хамулово;
22 вот поколения Иудины, по исчислению их: семьдесят шесть тысяч пятьсот.
23 Сыны Иссахаровы по поколениям их: от Фолы поколение Фолино, от Фувы поколение Фувино,
24 от Иашува поколение Иашувово, от Шимрона поколение Шимроново;
25 вот поколения Иссахаровы, по исчислению их: шестьдесят четыре тысячи триста.
26 Сыны Завулона по поколениям их: от Середа поколение Середово, от Елона поколение Елоново, от Иахлеила поколение Иахлеилово;
27 вот поколения Завулоновы, по исчислению их: шестьдесят тысяч пятьсот.
28 Сыны Иосифа по поколениям их: Манассия и Ефрем.
29 Сыны Манассии: от Махира поколение Махирово; от Махира родился Галаад, от Галаада поколение Галаадово.
30 Вот сыны Галаадовы: от Иезера поколение Иезерово, от Хелека поколение Хелеково,
31 от Асриила поколение Асриилово, от Шехема поколение Шехемово,
32 от Шемиды поколение Шемидино, от Хефера поколение Хеферово.
33 У Салпаада, сына Хеферова, не было сыновей, а только дочери; имя дочерей Салпаадовых: Махла, Ноа, Хогла, Милка и Фирца.
34 Вот поколения Манассиины; а исчислено их пятьдесят две тысячи семьсот.
35 Вот сыны Ефремовы по поколениям их: от Шутелы поколение Шутелино, от Бехера поколение Бехерово, от Тахана поколение Таханово;
36 и вот сыны Шутелы: от Арана поколение Араново;
37 вот поколения сынов Ефремовых, по исчислению их: тридцать две тысячи пятьсот. Вот сыны Иосифовы по поколениям их.
38 Сыны Вениамина по поколениям их: от Белы поколение Белино, от Ашбела поколение Ашбелово, от Ахирама поколение Ахирамово,
39 от Шефуфама поколение Шефуфамово, от Хуфама поколение Хуфамово;
40 и были сыны Белы: Ард и Нааман; от Арда поколение Ардово, от Наамана поколение Нааманово;
41 вот сыны Вениамина по поколениям их; а исчислено их сорок пять тысяч шестьсот.
42 Вот сыны Дановы по поколениям их: от Шухама поколение Шухамово; вот семейства Дановы по поколениям их.
43 и всех поколений Шухама, по исчислению их: шестьдесят четыре тысячи четыреста.
44 Сыны Асировы по поколениям их: от Имны поколение Имнино, от Ишвы поколение Ишвино, от Верии поколение Вериино;
45 от сынов Верии, от Хевера поколение Хеверово, от Малхиила поколение Малхиилово;
46 имя дочери Асировой Сара;
47 вот поколения сынов Асировых, по исчислению их: пятьдесят три тысячи четыреста.
48 Сыны Неффалима по поколениям их: от Иахцеила поколение Иахцеилово, от Гуния поколение Гуниево,
49 от Иецера поколение Иецерово, от Шиллема поколение Шиллемово;
50 вот поколения Неффалимовы по поколениям их; исчислено же их сорок пять тысяч четыреста.
51 Вот число вошедших в исчисление сынов Израилевых: шестьсот одна тысяча семьсот тридцать.
52 И сказал Господь Моисею, говоря:
53 сим в удел должно разделить землю по числу имён;
54 кто многочисленнее, тем дай удел более; а кто малочисленнее, тем дай удел менее: каждому должно дать удел соразмерно с числом вошедших в исчисление;
55 по жребию должно разделить землю, по именам колен отцов их должны они получить уделы;
56 по жребию должно разделить им уделы их, как многочисленным, так и малочисленным.
57 Сии суть вошедшие в исчисление левиты по поколениям их: от Гирсона поколение Гирсоново, от Каафа поколение Каафово, от Мерари поколение Мерарино.
58 Вот поколения Левиины: поколение Ливниево, поколение Хевроново, поколение Махлиево, поколение Мушиево, поколение Кореево. От Каафа родился Амрам.
59 Имя жены Амрамовой Иохаведа, дочь Левиина, которую родила жена Левиина в Египте, а она Амраму родила Аарона, Моисея и Мариам, сестру их.
60 И родились у Аарона Надав и Авиуд, Елеазар и Ифамар;
61 но Надав и Авиуд умерли, когда принесли чуждый огонь пред Господа.
62 И было исчислено двадцать три тысячи всех мужеского пола, от одного месяца и выше; ибо они не были исчислены вместе с сынами Израилевыми, потому что не дано им удела среди сынов Израилевых.
63 Вот исчисленные Моисеем и Елеазаром священником, которые исчисляли сынов Израилевых на равнинах Моавитских у Иордана, против Иерихона;
64 в числе их не было ни одного человека из исчисленных Моисеем и Аароном священником, которые исчисляли сынов Израилевых в пустыне Синайской;
65 ибо Господь сказал им, что умрут они в пустыне; и не осталось из них никого, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина.

Толкование Мэтью Генри

Эта книга названа «Числа», так как в ней описывается исчисление сынов Израильских. Один раз они были пересчитаны у горы Синай, в первый год, когда вышли из Египта, что описывается в главах 1 и 2. А теперь они были пересчитаны во второй раз в долинах Моава, как раз перед тем, как войти в Ханаан, и именно это событие описывается в данной главе.

I. Было дано повеление исчислить народ (ст. 1−4).

II. Отдельно зарегистрированы семьи, количество людей в каждом колене (ст. 5−50) и общее количество людей (ст. 51).

III. Дано повеление разделить между ними землю (ст. 52−56).

IV. Исчислены семьи и число левитов (ст. 57−62).

V. Отмечено исполнение угрозы, что умрут все, кто был пересчитан в первый раз (ст. 63−65). Похоже, этому вопросу уделяется особое внимание при описании этого события.

Стихи 1−4. Здесь обратите внимание, (1) что Моисей пересчитывал народ лишь тогда, когда ему велел Бог. Давид в свое время сделал то же самое, не получив повеления, и ему пришлось дорого заплатить за это. Бог — Царь Израиля, и Он хотел, чтобы этот акт, подтверждающий власть, совершался лишь по Его четким указаниям. Возможно, к тому времени Моисей услышал о благословениях, произнести которые был вынужден Валаам, хотя и против своей воли; он благословил Израиль и обратил особое внимание на его многочисленность. Моисей был в достаточной степени доволен этим свидетельством о силе и славе Израиля, прозвучавшем из уст противника, хотя точно не знал его численность, пока Бог не повелел исчислить народ.

(2) Елеазар помогал ему исполнить это поручение, как ранее — Аарон; тем самым Бог облачил Елеазара честью перед старейшинами народа и подтвердил его право наследования.

(3) Это исчисление было велено произвести сразу после поражения, чтобы показать, что, хотя Бог из справедливости боролся с ними, послав бедствие, тем не менее Он не покончил и полностью не истребил их. Божий Израиль не будет уничтожен, хотя может быть сурово наказан.

(4) Они должны были следовать тому же правилу, что и при предыдущем исчислении, пересчитывая лишь тех, кто был годен идти на войну, ибо теперь им предстояло это служение.

Стихи 5−51. В этих стихах приводится перечень колен в том порядке, в котором они записывались в этот раз и который совпадал с предыдущим (гл. 1). Обратите внимание:

I. На приведенное здесь описание семей каждого колена, которые нельзя рассматривать как семьи в том смысле, как мы это понимаем: родственников, живущих в доме вместе. Семью представляли потомки нескольких сыновей патриархов, которых называли их именами во славу их; их потомки отличались от других и друг от друга. Семьи двенадцати колен перечислены в таком порядке. От Дана была лишь одна семья, так как у него был один сын, тем не менее это колено было самым многочисленным после колена Иуды (ст. 42−43). Эта семья началась с малого, но к тому времени значительно умножилась. Колено Завулона состояло из трех семей, Ефрема — из четырех, Иссахара — из четырех, Неффалима — из четырех, Рувима — из четырех семей; колена Иуды, Симеона и Асира включали в себя по пять семей каждое, Гад и Вениамин — по семь семей, Манассия — восемь. Вениамин привел десять сыновей в Египет (Быт 46:21), но, похоже, трое из них умерли бездетными или их семьи вымерли, так как здесь перечисляются только семь сохранившихся имен, и все это колено нельзя причислить к самым многочисленным, ибо провидение, строя семьи и народы, не привязывает себя к вероятностям. Даже бесплодная рождает семь раз, а многочадная изнемогает (1Цар 2:5).

II. На численность каждого колена. Очень интересно сравнить нынешнюю численность с той, когда они были исчислены у горы Синай. Общее количество людей было приблизительно тем же; теперь их стало на 1820 человек меньше, чем раньше, тем не менее семь колен значительно умножились. Иуда увеличился на 1900 человек, Иссахар — на 9900, Завулон — на 3100, Манассия — на 20500; Вениамин — на 10200, Дан — на 1700 и Асир — на 11900. Но остальные пять колен значительно уменьшились и не смогли уравновесить возрастание. Рувим уменьшился на 2770, Симеон — на 37100, Гад — на 5150, Ефрем — на 826, Неффалим — на 826. В связи с этим мы можем отметить:

(1) Все три колена, стоявшие под знаменем Иуды, который был предшественником Христа, умножились, ибо Его Церковь будет назидаться и возрастать.

(2) Ни одно колено не возросло так значительно, как колено Манассии, которое при предыдущем исчислении было самым малочисленным из всех колен и составляло лишь 32200; теперь оно стало одним из самых значительных, а колено его брата Ефрема, которое было многочисленным, теперь стало одним из наименьших. Иаков перекрестил руки над их головами и отдал предпочтение Ефрему перед Манассией, которым ефремляне, возможно, слишком гордились и из-за чего они попирали своих братьев из колена Манассии. Но когда Господь увидел Манассию пренебрегаемым, то значительно умножил его, ибо Его слава — помогать слабейшему и поднимать угнетенного.

(3) Ни одно из колен не уменьшилось так значительно, как Симеон: от 59300 до 2226; осталось немногим более одной трети от прежнего количества людей. Одна семья этого колена (а именно колено Огада, упоминаемое в Исх 6:15) вымерло в пустыне. Поэтому Симеон не упоминается в благословении Моисея (Втор 33 гл., и часть этого колена в Ханаане была незначительной — лишь участок в уделе Иуды (Нав 19:9). Некоторые предполагают, что большинство из 2426, которые были истреблены поражением за беззаконие Фегора, были из этого колена, ибо Зимри — зачинщик преступления — был начальником этого колена и его пример оказал на них большое влияние, в результате чего они последовали его разврату.

III. При описании колена Рувима упомянуто восстание Дафана и Авирона, выходцев этого колена, вступивших в заговор левита Корея (ст. 9−11). Хотя эта история детально описана несколькими главами ранее, тем не менее здесь она вновь всплывает, чтобы потомство помнило и задумывалось о ней всякий раз, когда обращается к родословным и наслаждается древним происхождением своих семей и славой своих предков, осознавая себя семенем злоумышленников. Здесь о них говорится, что (1) они были людьми известными в собрании (ст. 9, англ. пер.). Возможно, они были знамениты своей изобретательностью, активностью и способностями к бизнесу. Возможно, Дафан и Авирон были продвинуты в определенное время, когда подчинялись Богу и Моисею, но амбициозный дух побудил их восстать против Бога и Моисея, ибо, соперничая с одним, они соперничали с другим. И каков же был исход?

(2) Люди, пользовавшиеся известностью, были преданы забвению: и стали они в знамение (ст. 10). Они превратились в монументы божественной справедливости; истребляя их, Бог продемонстрировал Свою славу в святости, и таким образом они стали предостережением для других во все века, чтобы те остерегались идти их шагами по пути гордости и мятежа. Отмечено, что сыны Корея были сохранены (ст. 11); они не умерли, как дети Дафана и Авирона. Несомненно, они не подверглись этой инфекции и не присоединились к своему отцу в его бунте. Если мы не согрешаем вместе с грешниками, то не подвергнемся поражению. Эти сыны Корея впоследствии совершили выдающееся служение для Церкви, став во времена Давида певцами в Церкви Господней. Поэтому многие псалмы озаглавлены «для сынов Корея»; возможно, много лет спустя они были вынуждены носить это имя (а не имя какого-либо другого предка) для предостережения самим себе и в качестве примера силы Божьей, которая производит избранные плоды даже из горького корня. Дети в семьях, которые были опозорены, должны прилагать усилия, чтобы с помощью своих выдающихся добродетелей отвратить порицание своих отцов.

Стихи 52−56. Если кто-нибудь спросит, почему проводилось такое детальное описание колен, семей и численности народа Израиля, то вот ответ: по мере того как он умножался, люди делились на группы, но не общим провидением, а обетованием; и для поддержания славы божественного откровения Бог исполнит обетование, обращая внимание на их умножение и наследие. Когда Моисей исчислил народ, то Бог не сказал: «Эти люди завоюют землю»; но, считая это уже осуществленным, Он говорит: «Сим в удел должно разделить землю». «Люди, которые сейчас записаны как сыны Израиля, будут считаться (словно это является копией судебной ведомости) наследниками земли Ханаанской». И теперь при распределении или разделении земли между коленами, Моисею велено следовать основному правилу справедливости: более многочисленному колену дать больше, а менее многочисленному — меньше (ст. 54); но увы, ему не было суждено дать хоть что-то другим, так как самому ничего не должно принадлежать, и поэтому данное ему наставление было предназначено для его преемника Иисуса Навина.

(2) Это основное правило должно было осуществляться с помощью жребия (ст. 55); несмотря на то, что, казалось бы, все зависело от благоразумия их лидера, тем не менее окончательное решение оставалось за Божьим провидением, с которым все они должны согласиться, как бы оно ни противоречило их планам и желаниям: по жребию должно разделить землю. Как Бог народов и, в частности, как Бог Израиля, Он оставляет за собой право разделить им уделы их. Подобным образом когда Христос, наш Иисус Навин, был вынужден назначить одного из Своих учеников воссесть по правую руку, а другого — по левую в Своем царстве, то признал абсолютную власть Своего Отца в этом выборе: «это не от Меня зависит». Иисус Навин не должен был распределять наследство Ханаана по собственному усмотрению, «но кому уготовано Отцем Моим».

Стихи 57−62. Левиты были Божьим коленом, которому не было удела вместе с остальными коленами в земле Ханаана, и поэтому они не были исчислены с другими, а пересчитывались отдельно. Это событие, имевшее место у горы Синай, описано в начале Книги Числа, и поэтому левитов не касался приговор, вынесенный тем, кто был перечислен в тот раз, и гласивший, что ни один из них не войдет в Ханаан, за исключением Халева и Иисуса Навина; ибо что касается левитов, которые не были перечислены с остальными израильтянами и не должны были воевать, то Елеазар и Ифамар, а также другие старше двадцати лет (что следует из главы 4:16, 28) вошли в Ханаан. Тем не менее это колено теперь, при втором исчислении, возросло лишь на тысячу и оставалось одним из наименьших. Здесь упоминается смерть Надава и Авиуда за принесение чуждого огня, как ранее — грех и наказание Корея, так как все это происходило с ними, как образы.

Стихи 63−65. В заключительной части стоит обратить внимание на описание исполнения приговора в адрес ропотников (Чис 14:29), гласившего, что никто из исчисленных от двадцати лет и выше не войдет в Ханаан, кроме Халева и Иисуса Навина (это не касалось левитов ни в возрасте старше одного месяца, ни в возрасте от тридцати до пятидесяти). Несомненно, что при осмотре были даны особые наставления тем, кто занимался исчислением, сравнить эти списки с предыдущими, чтобы проследить, остались ли среди людей те, которые были исчислены у горы Синай; и оказалось, что таковых не было ни одного, кроме Халева и Иисуса Навина (ст. 64−65). В этом явилась (1) праведность Бога и Его верность произнесенным угрозам, раз однажды вышло повеление. Он поклялся во гневе и исполнит то, в чем поклялся. Пусть лучше останутся в земле эти трупы (даже если бы их было в десять раз больше), чем слово Божье останется неисполненным. Хотя подрастающее поколение представляло собой разнородную толпу и много виновных и осужденных грешников на много лет пережили приговор и дожили до последнего из сорока годов, но все они были истреблены тем или иным средством до того, как был совершен осмотр. Тем, кого осудил Бог, не удастся избежать наказания, скрывшись в толпе или задержав приведение его в исполнение.

(2) Милость Бога к Своему народу, несмотря на их провокационные действия. Хотя род ропотников был истреблен, тем не менее Бог произвел другое поколение, которое было таким же многочисленным, как и предыдущее, чтобы имя Израиля, несмотря на их гибель, не изгладилось и наследство обетованное не было утеряно из-за недостатка наследников. И хотя их общая численность незначительно уменьшилась, по сравнению с численностью у горы Синай, тем не менее у ныне перечисленных было большое преимущество: это были мужчины среднего возраста от двадцати до шестидесяти лет в расцвете своих сил, годные к служению; а на протяжении тридцати восьми лет блужданий и страданий в пустыне у них была возможность ознакомиться с законами и постановлениями Бога, так как у них не было бизнеса, гражданских или военных дел, которые бы отвлекали от изучения божественных истин, в которых наставляли их Моисей, Аарон и благой Дух Божий (Неем 9:20).

(3) Истина Божья, исполнившая обетование, данное Халеву и Иисусу Навину. Они были сохранены и их не коснулось общее истребление. Хотя стрелы смерти летят в темноте, но они не летят наугад, даже когда летят в гуще; они точно направлены на определенную цель. Все, что написано для живых, сбудется, и в самые опасные времена их души будут сохранены. Тысячи могут падать по их правую руку и десятки тысяч по левую, но они спасутся.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.