Иисус Навин 12 глава

Книга Иисуса Навина
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Синодальный перевод

1 Вот цари той земли, которых поразили сыны Израилевы и которых землю взяли в наследие по ту сторону Иордана к востоку солнца, от потока Арнона до горы Ермона, и всю равнину к востоку:
2 Сигон, царь Аморрейский, живший в Есевоне, владевший от Ароера, что при береге потока Арнона, и от средины потока, половиною Галаада, до потока Иавока, предела Аммонитян,
3 и равниною до самого моря Хиннерефского к востоку и до моря равнины, моря Солёного, к востоку по дороге к Беф-Иешимофу, а к югу местами, лежащими при подошве Фасги;
4 сопредельный ему Ог, царь Васанский, последний из Рефаимов, живший в Астарофе и в Едреи,
5 владевший горою Ермоном и Салхою и всем Васаном, до предела Гессурского и Маахского, и половиною Галаада, до предела Сигона, царя Есевонского.
6 Моисей, раб Господень, и сыны Израилевы убили их; и дал её Моисей, раб Господень, в наследие колену Рувимову и Гадову и половине колена Манассиина.
7 И вот цари Аморрейской земли, которых поразил Иисус и сыны Израилевы по эту сторону Иордана к западу, от Ваал-Гада на долине Ливанской до Халака, горы, простирающейся к Сеиру, которую отдал Иисус коленам Израилевым в наследие, по разделению их,
8 на горе, на низменных местах, на равнине, на местах, лежащих при горах, и в пустыне и на юге, Хеттеев, Аморреев, Хананеев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев:
9 один царь Иерихона, один царь Гая, что близ Вефиля,
10 один царь Иерусалима, один царь Хеврона,
11 один царь Иармуфа, один царь Лахиса,
12 один царь Еглона, один царь Газера,
13 один царь Давира, один царь Гадера,
14 один царь Хормы, один царь Арада,
15 один царь Ливны, один царь Одоллама,
16 один царь Македа, один царь Вефиля,
17 один царь Таппуаха, один царь Хефера.
18 Один царь Афека, один царь Шарона,
19 один царь Мадона, один царь Асора,
20 один царь Шимрон-Мерона, один царь Ахсафа,
21 один царь Фаанаха, один царь Мегиддона,
22 один царь Кедеса, один царь Иокнеама при Кармиле,
23 один царь Дора при Нафаф-Доре, один царь Гоима в Галгале,
24 один царь Фирцы. Всех царей тридцать один.

Толкование Мэтью Генри

Данная глава подводит итог завоеваниям Израиля.

I. Завоевания под началом Моисея на другом восточном берегу Иордана (если предположить, что сейчас мы находимся в Ханаане), история которых была описана прежде (Чис 21:24 и след.). Здесь приводится краткое изложение исторических фактов (ст. 1−6).

II. Завоевания под предводительством Иисуса Навина на этом западном берегу Иордана.

1. Страна, которую покорили израильтяне (ст. 7−8).

2. Цари, которых они поразили, общим числом тридцать один (ст. 9−24). Данная информация приводится здесь не только в качестве итога битв за Ханаан (чтобы мы сразу увидели достижения), но и как предисловие к истории разделения Ханаана, чтобы свести воедино все, что подлежало теперь распределению.

Стихи 1−6. Иисус Навин или кто-то другой из летописцев, прежде чем подвести итоги новым завоеваниям Израиля, в данных стихах отдает дань уважения былым победам, одержанным во времена Моисея, под началом которого израильтяне стали хозяевами огромных и сильных царств Сигона и Ога. Следует заметить: новые милости не должны стирать воспоминания о прежних, равно как и слава нынешних тружеников на благо Церкви не должна затмевать честь и преуменьшать заслуги их предшественников, которые в свое время тоже были благословением и украшением Церкви. Служение и достижения Иисуса Навина по общему признанию велики, но не будем пренебрегать и забывать о заслугах и успехах Моисея, поскольку один и тот же Бог произвел таковые в обоих Своих служителях, и вместе они свидетельствуют, что Он Альфа и Омега великого спасения Израиля.

1. Здесь приводится описание завоеванных земель, их общие размеры и границы: от потока Арнона на юге до горы Ермона на севере (ст. 1). И, в частности, мы находим описание царства Сигона (ст. 2−3) и Ога (ст. 4−5). Моисей поведал об этих землях очень обстоятельно (Втор 2:36; Втор 3:4 и след.), и его описание совпадает с этим. О царе Ога говорится, что он проживал в Астарофе и в Едреи (ст. 4), вероятно, потому, что оба города были царскими и в обоих были его дворцы: он жил то в одном, то в другом из них; возможно, один был летней резиденцией, а другой зимней. Но Израиль отнял у него и тот и другой и предоставил довольствоваться одной могилой тому, которому было мало одного дворца.

2. Описание распределения земли. Моисей предназначил ее для двух с половиной колен по их просьбе и разделил между ними (ст. 6), о чем подробно повествуется в Книге Числа (гл. 32). Упоминание о разделении земли по завоеванию ее Моисеем приводится здесь в качестве примера для Иисуса Навина что ему надлежит делать теперь, когда покорили земли на этом берегу Иордана. Моисей в свое время дал одной части Израиля весьма богатую и плодородную землю, но она находилась за Иорданом, а Навин дал всему Израилю святую землю, гору святилища Господня при Иордане: подобным образом и закон пожаловал немногим из духовного Израиля Божия внешние и преходящие благословения, которые были залогом грядущих благ; но наш Господь Иисус истинный Иисус Навин дает всем детям обетования духовные благословения привилегии святилища и небесного Ханаана. Триумфы и дары закона были славными, но их намного превзошли в своей славе триумфы и дары Евангелия.

Стихи 7−24. Здесь приводятся краткие сведения о завоеваниях Иисуса Навина.

1. Пределы завоеванной страны. Она простиралась от Иордана на востоке до Средиземного моря на западе, от Ваал-Гада, возле Ливана на севере до Халака, возвышавшегося над страной Едома, на юге (ст. 7). Более подробно границы описаны в Книге Числа (34:2 и след.). Но сказанного здесь достаточно, чтобы показать, что Бог сдержал Свое слово и дал во владение израильтянам все обещанное через Моисея, им оставалось лишь сохранить это.

II. Разнообразие ландшафтов в пределах этой страны, благодаря которому она была и прекрасна, и плодородна (ст. 8). Там были горы, причем не отвесные, не скалистые и не голые, которые пугают странников и не приносят пользы местным жителям, но плодородные холмы с их вожделенными дарами (Втор 33:15), радующие взор смотрящего и наполняющие руку своего владельца. И долины не болотистые и мшистые, а покрытые хлебом (Пс 64:14). Там были равнины с орошающими их родниками; кроме того, даже в этой богатой стране встречалась дикая местность, или леса, не столь густо заселенные, как другие места с их городами и домами, но служившие прекрасным фоном для живописных и плодородных угодий.

III. Разные народы, владевшие ранее этой землей хеттеи, аморреи, хананеи и другие, все они были потомками Ханаана, проклятого сына Хама (Быт 10:15−18). Здесь упоминаются только шесть народов, из семи названных ранее (именно столько их и насчитывалось, Втор 7:1), гергесеи же либо забыты, либо не включены в список, хотя о них и говорится в других местах (Быт 10:16 и 15:21). Возможно, они смешались с какими-то другими из этих народов или, согласно иудейскому преданию, все вместе убежали в Африку, узнав о приближении Израиля во главе с Иисусом, и оставили свою землю, чтобы ею завладели израильтяне, с которыми, как они понимали, бороться бессмысленно; поэтому они и не названы в числе народов, покоренных Иисусом.

IV. Список царей, которые были побеждены и поражены мечом Израилевым: одни на поле брани, другие в собственных городах, общим числом тридцать один; все они названы индивидуально и перечислены, по видимому, в порядке их покорения, ибо список начинается с царей Иерихона и Гая, затем назван царь Иерусалима и состоявшие с ним в заговоре правители с юга, а затем говорится о заговорщиках с севера.

1. Итак, это показывает, какой плодородной землей был тогда Ханаан, если кормил большое число царств, и столь многие цари предпочли сосредоточиться там, нежели рассеяться по другим землям, пока еще, надо полагать, незаселенным, где нашлось бы больше места, но не было такого изобилия и красоты, как на этой земле, которую Бог присмотрел для Израиля. Однако в наши дни эта земля является одной из самых неплодородных, презренных и бесполезных в мире таково следствие довлеющего над ней проклятия, поскольку владевшие ею отвергли Христа и Его Евангелие, как и предсказывал Моисей (Втор 29:23).

2. Это показывает, сколь ограниченными были тогда человеческие амбиции. Упомянутые цари довольствовались властью каждый над своим городом и прилежащими к нему поселками и деревнями, и ни один из них, по-видимому, не стремился завладеть остальными, но при случае все они объединялись ради общей безопасности. Хотя, похоже, владение недостаточно большими территориями компенсировалось абсолютной властью, ибо все подданные являлись арендаторами земли и вассалами и находились в полном распоряжении своих царей.

3. Это показывает, сколь благ был Бог к Израилю, даровав ему победу над всеми упомянутыми царями и дав во владение все эти царства, а значит, на израильтян возлагались соответствующие обязательства, чтобы соблюдали уставы Его и хранили законы Его (Пс 104:44−45). Итак, предстояло разделить между девятью с половиной коленами Израилевыми тридцать одно царство, или феодальное владение. Из этих царств в удел Иуды попали Хеврон, Иармуф, Лахис, Еглон, Давир, Арад, Ливна и Одоллам, итого восемь, помимо части Иерусалима и части Гадера. Вениамин получил Иерихон, Гай, Иерусалим, Макед, Вефиль и пределы Галгала, итого шесть. У Симеона было царство Хорма и часть Гадера. Ефрему достались Газер и Фирца. Манассии (половине колена) Таппуах, Хефер, Фаанах и Мегиддон. Асир обрел царства Афек и Ахсаф. Завулон царства Шарон, Шимрон-Мерон и Иокнеам. Неффалим получил Мадон, Асор и Кедес. Иссахар царство Дор. Некогда ими правили великие и знаменитые цари, которых поразил Бог, ибо вовек милость Его... и отдал землю их в наследие... в наследие Израилю, рабу Своему, ибо вовек милость Его (Пс 135:17 и след.).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.