Иисус Навин 20 глава

Книга Иисуса Навина
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Синодальный перевод

1 И сказал Господь Иисусу, говоря:
2 скажи сынам Израилевым: сделайте у себя города убежища, о которых Я говорил вам через Моисея,
3 чтобы мог убегать туда убийца, убивший человека по ошибке, без умысла; пусть города сии будут у вас убежищем от мстящего за кровь.
4 И кто убежит в один из городов сих, пусть станет у ворот города и расскажет вслух старейшин города сего дело своё; и они примут его к себе в город и дадут ему место, чтоб он жил у них;
5 и когда погонится за ним мстящий за кровь, то они не должны выдавать в руки его убийцу, потому что он без умысла убил ближнего своего, не имел к нему ненависти ни вчера, ни третьего дня;
6 пусть он живёт в этом городе, доколе не предстанет пред общество на суд, доколе не умрёт великий священник, который будет в те дни. А потом пусть возвратится убийца и пойдёт в город свой и в дом свой, в город, из которого он убежал.
7 И отделили Кедес в Галилее на горе Неффалимовой, Сихем на горе Ефремовой, и Кириаф-Арбы, иначе Хеврон, на горе Иудиной;
8 за Иорданом, против Иерихона к востоку, отделили: Бецер в пустыне, на равнине, от колена Рувимова, и Рамоф в Галааде от колена Гадова, и Голан в Васане от колена Манассиина;
9 сии города назначены для всех сынов Израилевых и для пришельцев, живущих у них, дабы убегал туда всякий, убивший человека по ошибке, дабы не умер он от руки мстящего за кровь, доколе не предстанет пред общество на суд.

Толкование Мэтью Генри

Эта короткая глава касается городов убежища, о которых мы часто читали в Моисеевых книгах, однако здесь они упоминаются в последний раз, ибо теперь этот вопрос освещен весьма основательно. Здесь мы узнаем:

(I) О законе, данном в этом отношении Богом (ст. 1−6).

(II) О том, какие именно города выделил с этой целью народ (ст. 7−9). Этот правозащитный закон служил прообразом будущих благ.

Стихи 1−6. Многие положения Моисеева закона подлежали исполнению, когда израильтяне придут в Ханаан, среди таковых было и это, касающееся выделения убежищ для защиты людей, повинных в непредумышленном убийстве, причем данная привилегия распространялась на весь Израиль, поскольку ни один человек не может быть уверен, что рано или поздно подобное не случится с ним. В интересах всей страны было, чтобы рукою жаждущего возмездия мстителя не пролилась кровь безобидного человека, сердце которого, в отличие от руки, не повинно в преступлении. Об этом законе, немало служившем к благу израильтян, Бог и напоминает им сейчас, чтобы они вспомнили и о других данных Господом законах, касавшихся Его чести.

1. Распоряжение о выделении городов убежища дается весьма своевременно как раз после обзора земли, чтобы без труда разделили ее на три части для наиболее удобного расположения городов, как велел израильтянам Бог (Втор 19:3). Хотя, вероятно, это сделали не раньше, чем были выделены места для жительства левитов (о чем повествуется в следующей главе), потому что все города убежища должны принадлежать левитам. Как только Бог дал левитам города для покоя, Он тотчас же велел выделить города для убежища, в которых, кто знает когда, мог с облегчением укрыться каждый. Таким образом Бог позаботился не только об удобстве для израильтян в любое время, но и об их безопасности в тревожные времена, к которым в этом мире должны быть готовы все. Здесь также подразумевается, что духовный Израиль Божий имеет и будет иметь во Христе и на небесах не только покой, но и безопасное убежище. Об этих городах так часто и так много говорится в Моисеевом законе и с ними было связано так много хлопот (чтобы они соответствовали своему предназначению, впрочем, и наш закон предписывает органам правосудия защищать и освобождать убийцу в тех случаях, когда он мог бы рассчитывать на спасение в святилище), что мы непременно приходим к выводу о символическом значении этого закона: здесь мы находим прообраз облегчения, которое кающиеся грешники находят в Евангелии, а также защиты таковых от проклятия закона и от гнева Божия в нашем Господе Иисусе, к Которому прибегают верующие (Евр 6:18) и в Котором находятся (Флп 3:9), как в святилище, где они могут не бояться ареста и где нет ныне никакого осуждения (Рим 8:1).

2. Даны указания, как пользоваться этими городами. Подробные объяснения законов по данному вопросу приводились раньше (Чис 35:10 и след.).

(1) Предполагается, что человек может неумышленно и необдуманно убить другого человека, даже собственного ребенка или лучшего друга (ст. 3), к которому не только не испытывал ненависти, но и питал искреннюю любовь (ст. 5); ибо не в воле человека путь его. О, как же мы должны благодарить Бога за то, что Он удерживает нас от убийства и не дает нам быть убитыми по случайности! В описанном здесь случае предполагается, что родственники убитого будут требовать, чтобы убийца поплатился жизнью, ибо издревле существовал закон: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека.

(2) Предусмотрено, что если следствие установит, что убийство произошло по чистой случайности и без умысла из-за давней неприязни или внезапного взрыва чувств, то убийце следует укрыться в одном из городов убежища (ст. 4−6). Согласно закону, он имел право жить в таком городе и находился на попечении местных властей, но покидать его не мог, подобно узнику; и только после смерти первосвященника, никак не раньше, ему разрешалось вернуться в свой город. А иудеи говорят: «Если он умирал раньше первосвященника в городе своего убежища и ссылки, то там его и хоронили, но по смерти первосвященника останки узника следовало со всеми надлежащими почестями перенести в гробницу его отцов».

Стихи 7−9. Здесь сообщается о выделении городов убежища в земле Ханаана под руководством Иисуса Навина и князей (ст. 7); и по этому случаю повторяется информация о трех городах, которые назначил убежищами в уделах двух с половиной колен Моисей (Втор 4:43), но (по мнению епископа Патрика) свой истинный статус они обрели только теперь.

1. Руководители освятили эти города, ибо именно таково значение слова, переведенного как отделили, в подлиннике (ст. 7). Не то чтобы проводили какую-либо церемонию, символизирующую освящение этих городов, но обошлись публичным провозглашением в торжественной обстановке названных городов убежищами, которые священны в честь Бога защитника попавших в беду невиновных. Если бы речь шла о святилищах, то в отношении таковых было бы правильнее сказать, что их освятили. Наше прибежище Иисус Христос освящен Отцом; более того, ради нас Он Сам освятил Себя (англ. пер., Ин 17:19).

2. Названные здесь города (как и находящиеся на другом берегу Иордана) располагались в трех разных частях страны, чтобы (как говорят) дать человеку возможность добраться до одного из них из любого ее уголка за полдня. Кедес был в уделе Неффалима колена, находившегося на самом севере, Хеврон в уделе Иуды самого южного колена, Сихем в уделе Ефрема, располагавшегося посредине: он был примерно на равном расстоянии от двух остальных. А Бог прибежище, которое рядом.

3. Все эти города принадлежали левитам, что приносило честь Божьему колену, поскольку его представители стали судьями в делах, столь близко касающихся Провидения, а также защитниками угнетенной невинности. И для несчастного беженца милостью было то, что, не имея возможности войти в дом Господа и ходить по Его дворам, он мог обратиться к Его служителям за наставлением и молитвенной поддержкой, и это некоторым образом заменяло участие во всеобщих обрядах, которого ему не хватало. Если заключение неизбежно, то пусть оно проходит в городе левитов, где узник, если пожелает, сможет правильно использовать время.

4. Эти города находились на холмах, чтобы их видели издалека, ибо не может укрыться город, стоящий на верху горы; и это станет своего рода указателем и ободрением для несчастного человека, направившего свои стопы в убежище; хотя ему и приходилось в конце пути подниматься в гору, его утешал тот факт, что скоро он окажется в безопасном месте, стоит ему добраться до окраины города, который пока далеко.

5. Некоторые толкователи видят связь между значением названий этих городов и Христом, прибежищем нашим. Я не нахожу удовольствия в заумных рассуждениях о названиях, но охотно обращаю внимание на эти: Кедес означает святой, а нашим прибежищем является Христос с присущей Ему святостью. Сихем плечо, а мы знаем, что владычество на раменах Его. Хеврон общение, а верующие призваны в общение Иисуса Христа, Господа Нашего. Бецер крепость, ибо Христос твердыня для всех уповающих на Него. Рамоф высокий или превознесенный, ибо Бог вознес Его десницей Своей. Голан-радость или ликование, ибо во Христе все святые оправданы и будут прославлены. И наконец, помимо упомянутых городов, убежищем всякому схватившемуся за них служили рога жертвенника, если преступление позволяло ему укрыться в святилище. Объяснение мы находим в законе, гласившем, что убившего намеренно надлежало забирать от жертвенника и предавать смерти (Исх 21:14). И мы находим упоминания о том, что к жертвеннику прибегали с целью защиты (3Цар 1:50; 3Цар 2:28). Христос наш жертвенник, который не только освящает дар, но и защищает приносящего.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.