Откровение 14 глава

Откровение Иоанна Богослова
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Синодальный перевод

1 И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.
2 И услышал я голос с неба, как шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы гуслистов, играющих на гуслях своих.
3 Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырёх тысяч, искупленных от земли.
4 Это те, которые не осквернились с жёнами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошёл. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу,
5 и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим.
6 И увидел я другого Ангела, летящего посередине неба, который имел вечное Евангелие, чтобы благовествовать живущим на земле, и всякому племени, и колену, и языку, и народу;
7 и говорил он громким голосом: убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его, и поклонитесь Сотворившему небо, и землю, и море, и источники вод.
8 И другой Ангел следовал за ним, говоря: пал, пал Вавилон, город великий, потому что он яростным вином блуда своего напоил все народы.
9 И третий Ангел последовал за ними, говоря громким голосом: кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело своё или на руку свою,
10 тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем;
11 и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днём, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его.
12 Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса.
13 И услышал я голос с неба, говорящий мне: напиши: отныне блаженны мёртвые, умирающие в Господе; ей, говорит Дух, они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.
14 И взглянул я, и вот светлое облако, и на облаке сидит подобный Сыну Человеческому; на голове его золотой венец, и в руке его острый серп.
15 И вышел другой Ангел из храма и воскликнул громким голосом к сидящему на облаке: пусти серп твой и пожни, потому что пришло время жатвы, ибо жатва на земле созрела.
16 И поверг сидящий на облаке серп свой на землю, и земля была пожата.
17 И другой Ангел вышел из храма, находящегося на небе, также с острым серпом.
18 И иной Ангел, имеющий власть над огнём, вышел от жертвенника и с великим криком воскликнул к имеющему острый серп, говоря: пусти острый серп твой и обрежь гроздья винограда на земле, потому что созрели на нём ягоды.
19 И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия.
20 И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий.

Толкование Мэтью Генри

После описания великих скорбей и страданий, какие претерпели рабы Божии, пред нами открывается более отрадная сцена; день начинает рассветать, и вот мы видим:

I. Господа Иисуса во главе Своих верных последователей (ст. 1−5).

II. Трех ангелов, посланных друг за другом, чтобы объявить о падении Вавилона и о событиях, которые будут предшествовать этому падению и следовать за ним (ст. 6−13).

III. Видение жатвы (ст. 14 и далее).

Стихи 1−5. Мы видим здесь одно из отраднейших зрелищ, какое только можно наблюдать в этом мире: Господь Иисус Христос во главе Своих верных последователей. Заметьте:

1. В каком образе является Христос: как Агнец, стоящий на горе Сионе. Гора Сион — это евангельская церковь. Христос пребывает со Своей церковью и среди нее во всех ее скорбях, поэтому она не исчезла. Его присутствие обеспечивает ее сохранность. Он является как Агнец, истинный Агнец, Агнец Божий. Ложный агнец был представлен в предыдущей главе выходящим из земли, в действительности он был драконом, а не агнцем; Христос же является здесь как истинный пасхальный Агнец, чтобы показать, что Его посредническое служение есть плод Его страданий и основание безопасного положения и верности Его народа.

2. Как является Его народ: с большой славой.

(1) Его количество: ровно столько, сколько было запечатлено; ни один из них не потерялся во всех скорбях, через которые им пришлось пройти.

(2) Их отличительный признак: имя Отца Его написано на челах их. Они смело и открыто исповедовали свою веру в Бога и Христа, и дела их соответствовали их исповеданию, и вот они получили признание и одобрение от Бога.

(3) Их благодарность и хвалебная песнь как искупленных от земли, ст. 3. Их хвала звучит громко, подобно звуку сильного грома, как шум от множества вод; их пение было мелодичным, подобно музыке гуслистов; они пели перед престолом Божиим, на небе. Их песнь была новой, соответствующей Новому завету и тому новому и славному домостроительству Божьему, к которому они принадлежали. Эта песнь была непонятна другим, в их радость не мог вмешаться чужой; другие могли только повторять слова этой песни, но истинный смысл и дух ее были чужды им.

(4) Их характер.

[1] Они описываются как целомудренные и непорочные: ...они девственники... Они не осквернили себя ни физическим, ни духовным прелюбодеянием, они сохранили себя чистыми от мерзостей антихристова рода.

[2] Они характеризуются преданностью и твердой приверженностью Христу: Они следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они следуют указаниям Его слова, Его Духа и Его провидения, предоставляя Ему вести их трудным путем долга, как Ему угодно.

[3] Они уже прежде были предназначены для этой чести: Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу, ст. 4. Это ясно свидетельствует об особом искуплении: Они искуплены из людей... Некоторые из детей человеческих, благодаря искупительной милости, выделяются из среды других: Они... были первенцы Богу и Агнцу, Его избранники, выдающиеся во всех отношениях и являющиеся залогом гораздо большего количества тех, что будут их последователями, как они сами были последователями Христа.

[4] Их всеобщая непорочность и добросовестность: И в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим. Они были ни в чем не повинны, у них не было умышленных грехов; их сердца были правы перед Богом, а что касается их человеческих немощей, то они получили полное прощение во Христе. Это блаженный остаток, который следует за Господом Иисусом как Своей Главой и Господом; Он прославляется в них, и они прославляются в Нем.

Стихи 6−12. В этой части главы мы читаем о появлении трех ангелов, или посланников, посланных с небес для того, чтобы возвестить о падении Вавилона и о том, что будет предшествовать этому великому событию и что будет следовать за ним.

I. Первый ангел был послан на дело, предшествующее падению Вавилона, а именно: на дело проповеди вечного Евангелия, ст. 6−7. Заметьте:

1. Евангелие есть вечное Евангелие; оно таково по своей природе, и оно будет таковым по своим последствиям. Всякая плоть есть трава, а слово Божие пребывает вовек.

2. Проповедовать вечное Евангелие — это труд, достойный ангелов; это очень важное и очень трудное дело! И все-таки мы носим это сокровище в глиняных сосудах.

3. Вечное Евангелие имеет отношение ко всему миру, и так как оно касается всех, то крайне важно, чтобы оно стало известно всем, всякому племени и колену, и языку и народу.

4. Евангелие — это великое средство, оно научает людей бояться Бога и побуждает их прославлять Его. Естественной религии недостаточно для того, чтобы сохранить в людях страх Божий и желание прославлять Бога. Только Евангелие пробуждает страх Божий и восстанавливает славу Божию в мире.

5. Когда идолопоклонство проникает в церкви Божии, то только проповедь Евангелия, сопровождаемая силой Духа Святого, может отвратить людей от идолов, чтобы они служили живому Богу как Сотворившему небо и землю, и море и источники вод, ст. 7. Поклоняться какому-то другому богу, кроме Него, есть идолопоклонство.

II. За первым ангелом следует второй, провозглашающий о падении Вавилона. Проповедь вечного Евангелия потрясла основы антихристианской цивилизации и ускорила ее крушение. Под Вавилоном обычно понимают Рим, который выше назывался Содомом и Египтом, за его развращенность и жестокость, а теперь он впервые называется Вавилоном, за гордость и идолопоклонство. Заметьте:

1. То, что предназначено и предсказано Богом, будет исполнено непременно, так, как если бы оно уже исполнилось.

2. Величие папского Вавилона не может предотвратить его гибели, но только сделает ее более ужасной и потрясающей.

3. Нечестие Вавилона, развратившего и напоившего вином блудодеяния своего все окружающие его народы, сделает его падение справедливым, и его полное крушение будет свидетельствовать о праведности Божией, ст. 8. Его преступления упоминаются как справедливое обоснование его падения.

III. За первыми двумя следует третий ангел и делает предупреждение о божественном возмездии, грядущем на всех тех, кто упорствует в своей приверженности антихристу, после того как Бог возвестил им о его падении, ст. 9−10. Если после этого (после провозглашения угрозы относительно Вавилона, частично уже осуществленной) кто-то будет упорствовать в своем идолопоклонстве, исповедовать свою преданность зверю и содействовать его интересам, то ему придется пить вино ярости Божией; они навеки погибнут. Сам Иисус Христос пошлет на них это наказание, и святые ангелы будут с одобрением взирать на него. Идолопоклонство, как языческое, так и папское, есть пагубный грех по самой своей сущности, и он окажется фатальным для тех, кто упорствует в нем после всех предупреждений, данных миру Провидением. Тот, кто отказался выйти из Вавилона, после того как был призван к этому, и решился участвовать в грехах его, должен будет испытать на себе его язвы; вина и гибель этих неисправимых идолопоклонников послужат к прославлению терпения и послушания святых. Они будут вознаграждены спасением и славой. Когда предательство и мятеж других будут наказаны, тогда будет сказано к чести верных (ст. 12): Здесь терпение святых; раньше вы видели, как их терпение испытывалось, а теперь видите, как оно вознаграждается.

Стихи 13−20. Здесь описывается видение жатвы и сбора винограда, предваряемое торжественным вступлением.

I. Вступление, ст. 13. Заметьте:

1. Откуда исходит это пророчество о жатве: оно пришло с неба, а не от людей, поэтому является истинным и в высшей степени авторитетным.

2. Как его следует сохранять и распространять: посредством записи в книгу, к которой народ Божий мог бы обращаться за утешением и поддержкой во всех случаях жизни.

3. Его главное назначение состоит в том, чтобы показать блаженство всех верных святых и рабов Божиих как в смерти, так и после нее: ...блаженны мертвые, умирающие в Господе, и далее. Заметим здесь:

(1) Как описываются те, кто является блаженным и будет блаженным, — это те, что умирают в Господе, либо умирают за дело Христово, либо, скорее всего, умирают в состоянии живого союза со Христом, которые в момент смерти будут найдены пребывающими во Христе.

(2) Проявление их блаженства: ...они успокоятся от трудов своих, и дела их идут вслед за ними.

[1] Они блаженны, потому что успокоятся от всех грехов, искушений, скорбей и преследований. Там беззаконные перестают наводить страх, и там отдыхают истощившиеся в силе.

[2] Они блаженны, потому что получат воздаяние: ...дела их идут вслед за ними; они идут не впереди их, как их заслуга или цена выкупа, но следуют за ними как доказательство того, что они жили и умирали в Господе. И память о них будет приятной, и награда за них будет славной, во много раз превосходящей все их труды и страдания в мире.

[3] Они блаженны уже в момент своей смерти, когда видят, как дело Христово оживает, мир в церкви восстанавливается и гнев Божий поражает их жестоких врагов идолопоклонников. В такое время хорошо умирать. Они подобны Симеону, сказавшему: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко... с миром; ибо видели очи мои спасение Твое. И все это подтверждается Духом, свидетельствующим посредством их духа и записанного слова Божьего.

II. Затем описывается само видение, представленное в виде жатвы и сбора винограда.

1. Жатва, ст. 14−15. Это символ, который иногда означает поражение нечестивых, когда через суды Божии пожинаются сыны погибели, а иногда — собирание праведников, когда милость Божия собирает свою жатву для неба. Здесь жатва, скорее всего, изображает Божий суд над нечестивыми. Заметим:

(1) Господин жатвы — некто, до такой степени подобный Сыну Человеческому, что это был Он самый, то есть Господь Иисус. Он описывается:

[1] Как сидящий на колеснице в виде светлого облака, облака, светлая сторона которого обращена к церкви, а темная — к нечестивым.

[2] Как имеющий знак власти — власти делать все, что сделал и что пожелает сделать: ...на голове Его золотой венец...

[3] Как держащий орудие Своего правления: ...в руке его острый серп.

[4] Как получающий повеление из храма исполнить этот великий труд. Что Он делал, должно было делаться Им по желанию Его детей. Хотя Он принял решение исполнить этот труд, Он желал, чтобы они просили об этом, и тогда это будет ответом на их молитвы.

(2) Труд жатвы. Он состоял в том, чтобы пустить серп на землю и пожать ее. Серп — это меч Божьего правосудия, поле — это мир, жатва — это истребление жителей земли.

(3) Время жатвы. Оно настало, когда созрело зерно, то есть наполнилась мера человеческих грехов и люди созрели для погибели. Самые ненавистные враги Христа и Его церкви не погибнут от грехов своих, до тех пор пока они не созреют для погибели, и тогда уже им не будет пощады, Бог пустит Свой серп, и земля будет пожата.

2. Сбор винограда, ст. 17. Некоторые думают, что жатва и сбор винограда представляют собой различные символы одного и того же суда Божьего, а другие видят в этом два различных акта божественного промысла, предшествующие концу мира. Заметьте:

(1) Кому поручается срезание винограда: Ангелу, другому Ангелу, который вышел из храма.

(2) По чьему указанию совершается этот труд: как и прежде, по крику Ангела из храма... вышедшего от жертвенника, от служителей и церквей Божиих на земле.

(3) Работа по сбору винограда состоит из двух этапов:

[1] Обрезание гроздьев винограда, созревших и готовых, потому что созрели на нем ягоды, ст. 18.

[2] Погружение этих гроздьев в точило, ст. 19. Здесь сказано:

Во-первых, что это было точило гнева Божия, огонь ярости Его, некоторое ужасное бедствие, очень вероятно, меч, проливающий кровь нечестивых.

Во-вторых, где было расположено это точило — за городом, где разместилась армия, выступившая против Вавилона.

В-третьих, какое количество вина, то есть крови, было пролито при этом: по глубине до узд конских, по ширине и длине — на тысячу шестьсот стадий (ст. 20), то есть, приблизительно, на 200 итальянских миль, что, полагают, составляет площадь святой земли. Также это может означать площадь наследственного имения папского престола, окружавшего Рим. Но это только предположение и предмет догадок. Может быть, это грандиознейшее событие еще не имело места, может быть это видение относится к определенному времени, поэтому, хотя бы оно и замедлило, мы должны ожидать его. Но кто будет жить, когда Господь совершит это?



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.