Судьи 21 глава

Книга Судей Израилевых
Синодальный перевод → Толкование Мэтью Генри

Синодальный перевод

1 И поклялись Израильтяне в Массифе, говоря: никто из нас не отдаст дочери своей сынам Вениамина в замужество.
2 И пришёл народ в дом Божий, и сидели там до вечера пред Богом, и подняли громкий вопль, и сильно плакали,
3 и сказали: Господи, Боже Израилев! для чего случилось это в Израиле, что не стало теперь у Израиля одного колена?
4 На другой день встал народ поутру, и устроили там жертвенник, и вознесли всесожжения и мирные жертвы.
5 И сказали сыны Израилевы: кто не приходил в собрание пред Господа из всех колен Израилевых? Ибо великое проклятие произнесено было на тех, которые не пришли пред Господа в Массифу, и сказано было, что те преданы будут смерти.
6 И сжалились сыны Израилевы над Вениамином, братом своим, и сказали: ныне отсечено одно колено от Израиля;
7 как поступить нам с оставшимися из них касательно жён, когда мы поклялись Господом не давать им жён из дочерей наших?
8 И сказали: нет ли кого из колен Израилевых, кто не приходил пред Господа в Массифу? И оказалось, что из Иависа Галаадского никто не приходил пред Господа в стан на собрание.
9 И осмотрен народ, и вот, не было там ни одного из жителей Иависа Галаадского.
10 И послало туда общество двенадцать тысяч человек, мужей сильных, и дали им приказание, говоря: идите и поразите жителей Иависа Галаадского мечом, и женщин и детей;
11 и вот что сделайте: всякого мужчину и всякую женщину, познавшую ложе мужеское, предайте заклятию.
12 И нашли они между жителями Иависа Галаадского четыреста девиц, не познавших ложа мужеского, и привели их в стан в Силом, что в земле Ханаанской.
13 И послало всё общество переговорить с сынами Вениамина, бывшими в скале Риммоне, и объявило им мир.
14 Тогда возвратились сыны Вениамина, и дали им Израильтяне жён, которых оставили в живых из женщин Иависа Галаадского; но оказалось, что этого было недостаточно.
15 Народ же сожалел о Вениамине, что Господь не сохранил целости колен Израилевых.
16 И сказали старейшины общества: что нам делать с оставшимися касательно жён, ибо истреблены женщины у Вениамина?
17 И сказали: наследственная земля пусть остаётся уцелевшим сынам Вениамина, чтобы не исчезло колено от Израиля;
18 но мы не можем дать им жён из дочерей наших; ибо сыны Израилевы поклялись, говоря: «проклят, кто даст жену Вениамину».
19 И сказали: вот, каждый год бывает праздник Господень в Силоме, который на север от Вефиля и на восток от дороги, ведущей от Вефиля в Сихем, и на юг от Левоны.
20 И приказали сынам Вениамина и сказали: пойдите и засядьте в виноградниках,
21 и смотрите, когда выйдут девицы Силомские плясать в хороводах, тогда выйдите из виноградников и схватите себе каждый жену из девиц Силомских и идите в землю Вениаминову;
22 и когда придут отцы их или братья их с жалобою к нам, мы скажем им: «простите нас за них, ибо мы не взяли для каждого из них жены на войне, и вы не дали им; теперь вы виновны».
23 Сыны Вениамина так и сделали, и взяли жён по числу своему из бывших в хороводе, которых они похитили, и пошли и возвратились в удел свой, и построили города и стали жить в них.
24 В то же время Израильтяне разошлись оттуда каждый в колено своё и в племя своё, и пошли оттуда каждый в удел свой.
25 В те дни не было царя у Израиля; каждый делал то, что ему казалось справедливым.

Толкование Мэтью Генри

В предыдущей главе мы прочитали о гибели колена Вениаминова, а в данной приводится:

(I) Плач Израиля по утраченному колену (ст. 1−4, 6, 15).

(II) Меры, предпринятые ими для его восстановления за счет 600 мужей, которым удалось спастись. Их обеспечили женами, (1) которые были девственницами из Иависа Галаадского, взятыми при уничтожении этого города за то, что он не послал свои войска на общую встречу Израиля (ст. 5, 7−14).

(2) Которые были дочерьми Силомскими (ст. 16−25). Так заканчивается эта печальная история.

Стихи 1−15. В данных стихах следует обратить внимание:

I. На пылкую ревность израильтян, направленную против злодеяний мужей Гивы, которым оказало поддержку колено Вениаминово. В данных стихах приводится повод, и в связи с ним упоминаются две ситуации, с которыми мы не сталкивались ранее, когда они проявили свою ревность.

1. Пока собирались участники общего собрания государств, ожидая остальных, прежде чем приступить к обсуждению, они связали себя великой клятвой, которую назвали Съегат, пообещав полностью уничтожить те города, которые не послали своих представителей и определенное количество воинов для участия в действиях; кто не пришел, тот был приговорен к великому проклятию (ст. 5), ибо отказавшихся рассматривали как людей, у которых совершенное преступление не вызвало негодования и которые не старались сохранить народ от судов Божьих, совершая правосудие; таковые не уважали власть общего собрания, которое призвало их собраться вместе.

2. Когда они собрались вместе и заслушали дело, то дали еще одну торжественную клятву, гласящую, что ни один из всех тысяч Израиля, в то время присутствовавших, или тех, кого они представляли, не отдаст дочери своей сынам Вениаминовым в замужество (ст. 1), не желая обречь свое потомство на бедствие. Это стало обвинительным актом войны, но не для того, чтобы искоренить колено, а на том основании, что с участвовавшими и подстрекавшими к этому злодейству будут обращаться во всех отношениях как с заклятыми народами Ханаана, которые они должны были не только уничтожить, но с которыми им было запрещено заключать браки; в частности, решение было принято на том основании, что считалось недостойным выдавать замуж дочь Израилеву за того, кто так жестоко и оскорбительно вел себя с представительницей слабого пола; подобное поведение было низким и подлым и четко указывало, что разум этого человека абсолютно лишен понятий о чести и добродетели. Мы можем предположить, что левит, послав изуродованные части тела своей жены различным коленам, в значительной степени исполнил их ярости намного больше, чем это сделал бы простой рассказ, подтвержденный свидетельствами, ибо глаз оказывает сильное воздействие на сердце.

II. На глубокое беспокойство, выраженное израильтянами по поводу уничтожения колена Вениаминова, когда все уже было совершено. Обратите внимание:

1. До данных событий прилив гнева израильтян на сынов Вениаминовых за совершенный ими грех не поднимался так высоко и не был таким сильным, как прилив скорби по поводу их истребления: «И сжалились (покаялись в англ. пер.) сыны Израилевы над Вениамином, братом своим (ст. 6); народ же сожалел о Вениамине (ст. 15)». Они не раскаялись в своей ревности, направленной против греха; существует святое негодование против греха плод благочестивой скорби, которое производит неизменное покаяние ко спасению (2Кор 7:10−11); но они покаялись, увидев печальные последствия своих действий: покаялись в том, что зашли дальше, чем того требовали обстоятельства или необходимость. Было бы достаточно истребить всех, кто носил оружие; не нужно было убивать земледельцев и пастухов, женщин и детей. Отметьте:

(1) Поступая правильно, люди могут переусердствовать. Мы должны быть осторожны, управляя своей ревностью, дабы то, что кажется ненормальным в своем основании, не стало чудовищным в последствиях. Нельзя назвать хорошим благочестивым поступком то, что подавляет человечность. Многие войны, которые хорошо начались, плохо закончились.

(2) Даже необходимое правосудие следует вершить с состраданием. Бог не радуется, наказывая грешника, поэтому и мы не должны радоваться.

(3) Сильные страсти приводят к покаянию. Спокойно обдумав свои действия, мы часто сожалеем о том, что было сделано в пылу страсти.

(4) Во время гражданской войны (согласно обычаям римлян) никакие победы не следовало праздновать с ликованием, ибо какая бы сторона их ни одерживала, общество несло потери, как в данном случае: не стало одного колена у Израиля. Разве лучше станет телу, если один член раздробит другой?

2. Как они выразили свое беспокойство?

(1) Скорбью по поводу уничтожения колена. Они пришли в дом Божий, ибо туда приносили все свои сомнения, желания, заботы и печали. В связи с этими событиями не было слышно голоса радости и хвалы, а только плач, скорбь и сетование: они подняли громкий вопль и сильно плакали (ст. 2), но не столько по поводу потери 40000 воинов (это не было такой большой потерей для одиннадцати колен), сколько из-за полного истребления одного колена. И именно эту жалобу они излили перед Богом (ст. 3): «Не стало теперь одного колена». Бог заботился о каждом колене; именно по числу колен их знали; каждое колено имело свое определенное место в стане и свой камень на наперснике первосвященника; каждое колено было благословлено Иаковом и Моисеем, и было бы невыносимым порицанием для них, если бы они потеряли хоть одного из этого славного собрания одного из двенадцати особенно Вениамина, самого младшего, который был особенно дорог для их общего предка Иакова и о котором все остальные должны были особенно заботиться. Не стало Вениамина, что же тогда будет с Иаковом? Вениамин стал Бенони сын правой руки стал сыном скорби! В связи с этим бедствием они построили жертвенник, но не для того, чтобы он конкурировал, а чтобы содействовал учрежденному жертвеннику, поставленному у дверей скинии, который не был достаточно большим, чтобы вместить все жертвы, которые они собирались принести. Этими всесожжениями и мирными жертвами они хотели поблагодарить за победу, искупить свою вину, когда безрассудно преследовали противника, и попросить у Бога благоволения в нынешнем затруднительном положении. Все, что огорчает, должно приводить нас к Богу.

(2) Дружественным договором, который был заключен с бедными беженцами, прятавшимися в скале Риммон. Им был послан закон об освобождении от уголовной ответственности, заверяющий перед лицом народа, что больше с ними не будут обращаться как с врагами, а примут как братьев (ст. 13). После ссоры с друзьями дружбу нужно подобным образом восстанавливать. Если согрешившие в конце концов покаются, то их нужно простить и утешить (2Кор 2:7).

(3) Своим старанием обеспечить их женами, чтобы колено Вениаминово вновь было восстановлено, а его руины отстроены. Если бы сыны Израилевы искали личной выгоды, то скорее всего они тайно радовались бы уничтожению этого колена, ибо тогда выделенная им земля перешла бы к другим коленам ob defectum sanguinis — из-за отсутствия наследников и легко захвачена из-за отсутствия обитателей. Но в том нет духа израильтянина, кто стремится возвыситься на руинах своих соседей. Они были настолько далеки от подобных планов, что все их мысли были направлены на то, чтобы найти пути и средства для восстановления этого колена. Все женщины и дети колена Вениаминова были убиты; они поклялись не выдавать замуж своих дочерей за представителей этого колена, а закон запрещал им заключать браки с хананеями. Вынудив их поступить подобным образом, они фактически велели бы им идти и служить иным богам. Как же тогда найти им жен? И в то время как несчастные и напуганные сыны Вениаминовы, прятавшиеся в скале, боялись, что их братья придумывают, как можно их погубить, те в то же самое время решали, каким образом помочь им. Вот к какому решению они пришли:

[1] Правосудие должно свершиться над городом Иависом Галаадским, принадлежавшим колену Гадову, расположенному по ту сторону Иордана. Рассматривая список военного состава (Суд 20:2), они обнаружили, что на общем собрании из этого города никого не было (ст. 8−9); тогда было решено (до того, как раскрылось, кто отсутствовал), что каждый город Израиля, который с презрением отнесся к государственной власти и ее влиянию, будет объявлен виновным и предан анафеме. Этот суровый приговор также был вынесен Иавису Галаадскому, и с ним нужно было считаться. Те, которые во многих местах пощадили хананеев, божественным повелением приговоренных к уничтожению, не смогли найти в своем сердце желания пощадить своих братьев, которых приговорили собственным проклятием. Почему сейчас они не послали воинов, чтобы истребить иевусеев из Иерусалима, ибо ради того, чтобы избежать встречи с ними, бедный левит был вынужден пойти в Гиву? (Суд 19:11−12). Люди чаще всего проявляют больше ревности для поддержания своей власти, а не Божьей. И теперь в Иавис Галаадский был послан отряд, состоявший из 12000 воинов, чтобы привести приговор в исполнение. В этот раз они послали немного воинов (ст. 10), ибо убедились, что, выступив против Гивы всей армией, они послали слишком много людей, и поэтому Бог не предал противников в их руки. Им было поручено предать мечу всех мужчин, женщин и детей (ст. 11) согласно закону (Лев 27:29), гласившему, что все заклятое от людей должно быть предано смерти.

[2] Была выработана уловка для того, чтобы обеспечить сынов Вениаминовых женами. Когда Моисей послал такое же количество мужей, чтобы отомстить мадианитянам за Господа, то им были даны такие же повеления, как в данном случае: чтобы все замужние женщины были убиты вместе со своими мужьями, а девицы оставлены в живых (Чис 31:17−18). Этого прецедента было достаточно, чтобы поддержать данное решение, которое проводило различие между женой и девицей (ст. 11−12). В Иависе Галаадском было найдено 400 девиц брачного возраста, и они вышли замуж за оставшихся в живых сынов Вениаминовых (ст. 14). Их отцы не присутствовали на собрании, когда была дана клятва не выдавать своих дочерей за сынов Вениаминовых, и поэтому они не были обязаны исполнять ее; кроме того, так как они являлись военной добычей, то были в полном распоряжении победителей. Возможно, союз, заключенный в то время между Вениамином и Иависом Галаадским, побудил Саула, который был из колена Вениаминова, больше заботиться об этом месте (1Цар 11:4), хотя там проживало лишь несколько семей.

Стихи 16−25. Данные стихи рассказывают, какой метод был предпринят, чтобы обеспечить женами оставшиеся 200 сынов Вениаминовых. Хотя колено значительно уменьшилось, но каждого мужчину старались обеспечить только одной женой, а не несколькими, под предлогом их скорейшего умножения. Сыны Израилевы не могли отдать им своих дочерей, ибо поклялись в этом, но тем не менее позволили неожиданно захватить и жениться на них, что приравнивалось бы к согласию их родителей ex post facto — впоследствии. Чем меньше размышляют перед тем, как дать обет, тем больше потом должно быть сделано, чтобы исполнить его.

I. Возможность осуществить это представилась во время ежегодного праздника в Силоме. В нем участвовали молодые женщины из этого города и близлежащих селений, которые хотели встретиться на лугу и потанцевать во славу праздника Господнего, совершавшегося в то время. Скорее всего это был праздник кущей (ст. 19), ибо только во время этого праздника (говорит епископ Патрик) иудейским девицам было позволено танцевать, и не столько для развлечения, сколько для того, чтобы выразить свою святую радость (как Давид танцевал перед ковчегом); в противном случае печальное положение государственных дел сделало бы танцы несвоевременными (как в Ис 22:12−13). Танцы были очень сдержанными и целомудренными. В них не участвовали смешанные пары; мужчины не танцевали с дочерьми Силомскими, равно как и замужние женщины не забывали о своем степенном положении и не присоединялись к ним. Тем не менее танцы на открытой местности делали их легкой добычей для злоумышленников, которые хотели напасть на них, откуда епископ Холл сделал вывод, что засады злых духов увлекли многие души от танцев к ужасному опустошению.

II. Старейшины Израиля разрешили сынам Вениаминовым поступить подобным образом, сказав: «Пойдите и засядьте в виноградниках, которые окружали поле, где они обычно танцевали; и когда они соберутся на этом месте, то нападите на них, и пусть каждый мужчина схватит себе жену и увезет немедленно в свою страну» (ст. 20−21). Они знали, что никого из их дочерей не будет там, и поэтому нельзя будет сказать, что родители отдали им этих девиц, ибо они ничего не будут знать об этом. Плохая уловка лучше, чем ничто; это уберегло их от нарушения клятвы; нужно быть максимально осторожным при даче обета, чтобы потом не пришлось, как в данном случае, говорить пред Ангелом: «Это — ошибка!» Это был весьма абсурдный способ выбора супруги, предшествовать которому должны взаимные чувства молодых и согласие родителей; но так как ситуация была особенная, то никакие средства не должны были использоваться в качестве прецедента. Поспешный брак часто становится причиной последующего раскаяния; да и какого утешения можно ожидать от жены, которую взяли насильно или с помощью мошенничества? Девицы Иависа Галаадского были взяты в разгар кровопролития и массового истребления, а девицы Силомские во время веселья и радостного ликования; первые должны быть благодарны за то, что им сохранена жизнь, а последние за то, что впоследствии (есть такая надежда) у них не было повода жаловаться, что они вышли замуж за людей с разбитыми судьбами (как, похоже, было на самом деле, когда их вынудили выйти из пещер), а за тех, которые обладали наибольшим и самым значительным состоянием в стране, каковыми они должны были стать, когда удел всего колена Вениаминова, состоявшего из 45600 мужей (Чис 26:41), был разделен между 600 уцелевшими мужчинами.

III. Они решили успокоить отцов этих молодых женщин. Что касается нарушения родительских прав, то они легко могли бы простить его, если бы задумались о том, что их дочери заключили удачный брак с наследниками значительного состояния и скорее всего будут выдающимися матерями Израиля; что же касается клятвы не выдавать своих дочерей за сыновей Вениаминовых, которой они были связаны, то те из них, чья совесть была очень чувствительной и напоминала им о ней, могли успокоить себя следующими соображениями:

(1) Необходимо было срочно решить этот вопрос (ст. 22): «Мы не взяли для каждого из них жены»; тем самым они признавали, что поступили плохо, уничтожив женщин, и желали искупить слишком суровый смысл своей клятвы, цель которой уничтожить их, самым благоприятным ее смыслом не заключать с ними браки. «Поэтому позвольте им владеть тем, что они получили, ради нас, поступивших слишком сурово».

(2) Строго говоря, поступив таким образом, они не нарушили свой обет; они поклялись не отдавать им своих дочерей, но не клялись отбирать их в случае, если их насильно уведут, поэтому если и была совершена какая-то ошибка, то в ней были виновны старейшины, а не родители. Quod fieri non debuit, factum valet — То, что не следовало делать, вступает в силу, когда сделано. Дело было сделано и подтверждено молчаливым одобрением, согласно закону (Чис 30:4). И наконец, в заключительной части главы рассказывается о том, что (1) колено Вениаминово вновь поселилось в своем уделе. Немногие оставшиеся в живых вернулись ко владениям своего колена (ст. 23). Вскоре из этого колена вышел Аод второй судья Израиля, который был известен среди своего поколения (Суд 3:15).

(2) Армия Израиля была расформирована и рассеялась (ст. 24). Они не учредили постоянную армию и не собирались вводить какие-либо изменения или постановления в руководстве; но когда дело, ради которого они были созваны, разрешилось, они тихо удалились с Божьим миром; каждый пошел к своей семье. Мы не должны думать, что государственные служения выше наших личных дел и обязанности обеспечивать всем необходимым свою семью.

(3) Все эти беспорядки имели одну и ту же причину (ст. 25). Хотя Бог был их царем, но каждый был своим господином, словно у них не было царя. Да будет благословен Бог за гражданскую власть.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.