Бытие 17 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
3 И пал Аврам на лицо своё. Бог продолжал говорить с ним и сказал:
4 Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;
6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;
7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;
8 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
10 Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;
11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.
12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рождённый в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.
13 Непременно да будет обрезан рождённый в доме твоём и купленный за серебро твоё, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.
14 Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.
15 И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра;
16 Я благословлю её и дам тебе от неё сына; благословлю её, и произойдут от неё народы, и цари народов произойдут от неё.
17 И пал Авраам на лицо своё, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?
18 И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицом Твоим!
19 Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречёшь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным и потомству его после него.
20 И об Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ.
21 Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.
22 И Бог перестал говорить с Авраамом и восшёл от него.
23 И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рождённых в доме своём, и всех купленных за серебро своё, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог.
24 Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его.
25 А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его.
26 В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его,
27 и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рождённые в доме и купленные за серебро у иноплеменников.

Комментарии МакДональда

17:1−14 Слова Бога, обращенные к Авраму в ст. 1, можно интерпретировать как завуалированную попытку Бога сказать Авраму, что ему следует прекратить пытаться делать все собственными силами. Вместо этого, он должен позволить Всемогущему Богу совершить то, что Он задумал. Сразу же после этого Бог обновляет завет с Аврамом и изменяет имя патриарха. Вместо имени Аврам («возвеличенный отец») он получил имя Авраам («отец многих»). Здесь также устанавливается обряд обрезания, как знак завета. Эта хирургическая операция, предназначенная для детей мужского пола, означала, что ребенок принадлежит к избранному Богом народу на земле. И хотя этот обряд уже практиковался в те времена на Ближнем Востоке, для Авраама и его семьи он приобрел новый смысл. Все люди мужского пола в доме Авраама были обрезаны, и с тех пор каждый мальчик, родившийся в доме Авраама, должен был подвергнуться обрезанию на восьмой день после рождения. В противном случае он должен был истребиться из народа, то есть, быть отлученным от общества израильтян (ст. 9−14). Выражение «истребиться из народа» иногда означает смертную казнь — как, например, в Исх 31:14−15. Но в других отрывках (как и в этом), оно, скорее всего, имеет значение «изгнать» или «сделать изгоем».

Апостол Павел обращает особое внимание на то, что Авраам был оправдан (15:6) до того, как сделал себе обрезание. «И знак обрезания он получил, как печать праведности через веру, которую имел в необрезании» (Рим 4:11). В наши дни верующие тоже получают такую печать, но это не знак на теле, а Святой Дух, Которого они получают в момент обращения (Еф 4:30).

ЗНАК ОБРЕЗАНИЯ

Бог сделал обрезание физическим знаком завета, который Он заключил со Своим народом (Быт 17:10−14). Поэтому все потомки Авраама стали называться «обрезанными» (Деян 10:45), а язычники — «необрезанными» (Еф 2:11). Обрезание — это также знак и печать праведности, которую Авраам получил по вере (Рим 4:5).

Слова «обрезание» и «обрезанный» обрели со временем множество разнообразных значений. Выражение «необрезанные уста» (Исх 6:12) означало отсутствие ораторских способностей. Люди с «необрезанными ушами» и «необрезанными сердцами» — это те, кто не слышат Бога, не любят Его, не подчиняются Ему (Лев 26:41; Втор 10:16; Втор 30:6; Иер 6:10; Деян 7:51). «Необрезанные плотью» (Иез 44:7) означало «нечистые».

В Новом Завете выражение «обрезание Христово» (Кол 2:11) относится к Его смерти на Кресте. Верующие принимают это обрезание, отождествляя себя с Христом. Павел называет это «обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти» (Кол 2:11). Обрезание, таким образом, означает смерть для греховной природы. Это происходит в жизни каждого верующего, но должно подкрепляться конкретными делами — умерщвлением греховных поступков плоти (Кол 3:5). Апостол называет верующих подлинным обрезанием (Флп 3:3), противопоставляя их иудейским законникам — так называемым «обрезанным» (Гал 2:12).

Помимо всего символизма, заключенного в этом обряде, обрезание имеет также и практическое преимущество. Некоторые из Божьих законов предназначались для того, чтобы спасти Его народ от болезней, которым были подвержены язычники. Сегодня многие медики уверены, что обрезание способствует предотвращению некоторых форм рака — как у самих мужчин, так и у их жен.

17:15−17 Бог изменил также имя Сары. Теперь она стала Саррой (имя в переводе означает «принцесса»). Господь пообещал при этом Аврааму, что его девяностолетняя жена родит сына. Патриарх рассмеялся — от радостного удивления, а не от неверия. Его вера была непоколебимой (Рим 4:18−21).

17:18−27 Когда Авраам выпрашивал у Бога благоволение для Измаила, в ответ ему было сказано, что завет будет исполнен именно через Исаака. Впрочем, у Измаила тоже будет многочисленное потомство, которое станет великим народом. Исаак — это прообраз Христа, в Котором завет будет окончательно исполнен.

Обратите внимание на то, как быстро Авраам исполняет повеления Господа. В тот же день и сам патриарх, и его сын Измаил были обрезаны.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.