Бытие 2 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Так совершены небо и земля и всё воинство их.
2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
5 и всякий полевой кустарник, которого ещё не было на земле, и всякую полевую траву, которая ещё не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,
6 но пар поднимался с земли и орошал всё лицо земли.
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвёртая река Евфрат.
15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
17 а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь.
18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привёл их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21 И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из рёбер его, и закрыл то место плотию.
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть.
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Комментарии МакДональда

2:1−3 Сотворив мир, Бог покоился на седьмой день. Этот покой вызван не усталостью, а удовлетворением от завершенной работы. Несмотря на то, что тогда еще не было заповеди о субботнем покое, принцип отдыха раз в семь дней уже прослеживается.

2:4−6 Имя «Господь Бог» (Иегова [Яхве] Элохим) впервые появляется в стихе 4, но только после сотворения человека (гл. 1:27). Под именем Элохим Он выступает как Творец. Под именем Иегова, Он заключает с человеком завет. Не понимая этого, критики Библии объясняли различные имена Бога сменой авторов манускриптов.

Слова «Вот происхождение неба и земли» (ст. 4) относятся к началу Сотворения, о котором шла речь в главе 1. Стих 5 — «и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла» — описывает состояние земли на тот момент, о котором сказано в 1:10 — когда появилась суша, но еще не было растений. Земля орошалась не дождем, а изморосью.

2:7 Здесь мы находим более подробное повествование о сотворении человека. Бог сотворил человеческое тело из праха земного, но только дыхание Божие сделало человека живым существом. Имя Адам («земля» или «красный») он получил от красной земли, из которой был сделан.

2:8−14 Тот сад, который насадил Бог в Едеме, был на востоке, т.е. находился к востоку от Палестины — географической точки отсчета в Библии. Сад находился в Месопотамии, недалеко от рек Хиддекель (Тигр) и Евфрат. Дерево познания добра и зла было посажено там для того, чтобы проверить, будет ли человек послушен Богу. Есть плоды этого дерева нельзя было только потому, что Бог запретил это делать. В несколько видоизмененной форме, этот плод знаком нам и сегодня.

2:15−23 Наказанием за несоблюдение этой духовной заповеди была смерть (ст. 17) — мгновенная духовная смерть и медленная физическая. Наделяя зверей и птиц именами, Адам, по-видимому, заметил, что среди них есть самцы и самки. У каждого животного была пара — похожая на него, но немного другая. Это, должно быть, навело Адама на мысль, что ему тоже нужен помощник, подобный ему. Невеста Адама была сделана из его же собственного ребра, которое у него вынули, пока он спал. А из пробитого копьем бока Христа, пролившего кровь в невыразимой агонии, пришло спасение для Его Невесты. Женщина была сделана не из головы, чтобы не господствовать над мужем, и не из ноги, чтобы ее не попирали, а из места под рукой — чтобы ее защищали. Это место было близко к сердцу, чтобы ее любили.

Бог сделал мужа главой семьи еще до того, как в мир вошел грех. Апостол Павел аргументирует это порядком сотворения (муж был сотворен первым) и целью сотворения (жена была сотворена для мужа) (1Кор 11:8−9). И, несмотря на то, что первой согрешила Ева, сказано, что грех вошел в мир именно через Адама. Адам был главой семьи, и вся ответственность лежала на нем.

В стихе 19 описано действие, совершенное ранее. «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых.» — то есть, до сотворения человека.

2:24 В этом стихе Бог устанавливает институт моногамного брака. Как и все другие божественные установления, брак был создан на благо человеку, и не может быть нарушен безнаказанно. Узы брака служат также иллюстрацией союза между Христом и Церковью (Еф 5:22−32).

2:25 Хотя Адам и Ева, живя в Саду Едемском, не носили одежды, стыд был им неизвестен.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.