Бытие 31 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И услышал Иаков слова сынов Лавановых, которые говорили: Иаков завладел всем, что было у отца нашего, и из имения отца нашего составил все богатство сие.
2 И увидел Иаков лицо Лавана, и вот, оно не таково к нему, как было вчера и третьего дня.
3 И сказал Господь Иакову: возвратись в землю отцов твоих и на родину твою; и Я буду с тобою.
4 И послал Иаков, и призвал Рахиль и Лию в поле, к стаду мелкого скота своего,
5 и сказал им: я вижу лицо отца вашего, что оно ко мне не таково, как было вчера и третьего дня; но Бог отца моего был со мною;
6 вы сами знаете, что я всеми силами служил отцу вашему,
7 а отец ваш обманывал меня и раз десять переменял награду мою; но Бог не попустил ему сделать мне зло.
8 Когда сказал он, что скот с крапинами будет тебе в награду, то скот весь родил с крапинами. А когда он сказал: «пёстрые будут тебе в награду», то скот весь и родил пёстрых.
9 И отнял Бог скот у отца вашего, и дал мне.
10 Однажды в такое время, когда скот зачинает, я взглянул и увидел во сне, и вот козлы, поднявшиеся на скот, пёстрые, с крапинами и пятнами.
11 Ангел Божий сказал мне во сне: Иаков! Я сказал: вот я.
12 Он сказал: возведи очи твои и посмотри: все козлы, поднявшиеся на скот, пёстрые, с крапинами и с пятнами, ибо Я вижу всё, что Лаван делает с тобою;
13 Я Бог, явившийся тебе в Вефиле, где ты возлил елей на памятник и где ты дал Мне обет; теперь встань, выйди из земли сей и возвратись в землю родины твоей.
14 Рахиль и Лия сказали ему в ответ: есть ли ещё нам доля и наследство в доме отца нашего?
15 не за чужих ли он нас почитает? ибо он продал нас и съел даже серебро наше;
16 посему всё богатство, которое Бог отнял у отца нашего, есть наше и детей наших; итак, делай всё, что Бог сказал тебе.
17 И встал Иаков, и посадил детей своих и жён своих на верблюдов,
18 и взял с собою весь скот свой и всё богатство своё, которое приобрёл, скот собственный его, который он приобрел в Месопотамии, чтобы идти к Исааку, отцу своему, в землю Ханаанскую.
19 И как Лаван пошёл стричь скот свой, то Рахиль похитила идолов, которые были у отца её.
20 Иаков же похитил сердце у Лавана Арамеянина, потому что не известил его, что удаляется.
21 И ушёл со всем, что у него было; и, встав, перешёл реку и направился к горе Галаад.
22 На третий день сказали Лавану, что Иаков ушёл.
23 Тогда он взял с собою родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад.
24 И пришёл Бог к Лавану Арамеянину ночью во сне и сказал ему: берегись, не говори Иакову ни доброго, ни худого.
25 И догнал Лаван Иакова; Иаков же поставил шатёр свой на горе, и Лаван со сродниками своими поставил на горе Галаад.
26 И сказал Лаван Иакову: что ты сделал? для чего ты обманул меня и увёл дочерей моих, как пленённых оружием?
27 зачем ты убежал тайно, и укрылся от меня, и не сказал мне? я отпустил бы тебя с веселием и с песнями, с тимпаном и с гуслями;
28 ты не позволил мне даже поцеловать внуков моих и дочерей моих; безрассудно ты сделал.
29 Есть в руке моей сила сделать вам зло; но Бог отца вашего вчера говорил ко мне и сказал: «берегись, не говори Иакову ни хорошего, ни худого».
30 Но пусть бы ты ушёл, потому что ты нетерпеливо захотел быть в доме отца твоего, — зачем ты украл богов моих?
31 Иаков отвечал Лавану и сказал: я боялся, ибо я думал, не отнял бы ты у меня дочерей своих.
32 у кого найдёшь богов твоих, тот не будет жив; при родственниках наших узнавай, что есть твоего у меня, и возьми себе. Иаков не знал, что Рахиль украла их.
33 И ходил Лаван в шатёр Иакова, и в шатёр Лии, и в шатёр двух рабынь, но не нашёл. И, выйдя из шатра Лии, вошёл в шатёр Рахили.
34 Рахиль же взяла идолов, и положила их под верблюжье седло и села на них. И обыскал Лаван весь шатёр; но не нашёл.
35 Она же сказала отцу своему: да не прогневается господин мой, что я не могу встать пред тобою, ибо у меня обыкновенное женское. И он искал, но не нашёл идолов.
36 Иаков рассердился и вступил в спор с Лаваном. И начал Иаков говорить и сказал Лавану: какая вина моя, какой грех мой, что ты преследуешь меня?
37 ты осмотрел у меня все вещи, что нашёл ты из всех вещей твоего дома? покажи здесь перед родственниками моими и перед родственниками твоими; пусть они рассудят между нами обоими.
38 Вот, двадцать лет я был у тебя; овцы твои и козы твои не выкидывали; овнов стада твоего я не ел;
39 растерзанного зверем я не приносил к тебе, это был мой убыток; ты с меня взыскивал, днём ли что пропадало, ночью ли пропадало;
40 я томился днём от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих.
41 Таковы мои двадцать лет в доме твоём. Я служил тебе четырнадцать лет за двух дочерей твоих и шесть лет за скот твой, а ты десять раз переменял награду мою.
42 Если бы не был со мною Бог отца моего, Бог Авраама и страх Исаака, ты бы теперь отпустил меня ни с чем. Бог увидел бедствие моё и труд рук моих и вступился за меня вчера.
43 И отвечал Лаван, и сказал Иакову: дочери — мои дочери; дети — мои дети; скот — мой скот, и всё, что ты видишь, это моё: могу ли я что сделать теперь с дочерями моими и с детьми их, которые рождены ими?
44 Теперь заключим союз я и ты, и это будет свидетельством между мною и тобою.
45 И взял Иаков камень и поставил его памятником.
46 И сказал Иаков родственникам своим: наберите камней. Они взяли камни, и сделали холм, и ели там на холме.
47 И назвал его Лаван: Иегар-Сагадуфа; а Иаков назвал его Галаадом.
48 И сказал Лаван: сегодня этот холм между мною и тобою свидетель. Посему и наречено ему имя: Галаад,
49 также: Мицпа, оттого, что Лаван сказал: да надзирает Господь надо мною и над тобою, когда мы скроемся друг от друга;
50 если ты будешь худо поступать с дочерями моими, или если возьмёшь жён сверх дочерей моих, то, хотя нет человека между нами, но смотри, Бог свидетель между мною и между тобою.
51 И сказал Лаван Иакову: вот холм сей и вот памятник, который я поставил между мною и тобою;
52 этот холм свидетель, и этот памятник свидетель, что ни я не перейду к тебе за этот холм, ни ты не перейдёшь ко мне за этот холм и за этот памятник, для зла;
53 Бог Авраамов и Бог Нахоров да судит между нами, Бог отца их. Иаков поклялся страхом отца своего Исаака.
54 И заколол Иаков жертву на горе и позвал родственников своих есть хлеб; и они ели хлеб и ночевали на горе.
55 И встал Лаван рано утром и поцеловал внуков своих и дочерей своих, и благословил их. И пошёл и возвратился Лаван в своё место.

Комментарии МакДональда

5. Иаков возвращается в Ханаан (Гл. 31)

31:1−18 Иаков увидел, что Лаван с сыновьями завидуют ему и начинают его ненавидеть. И тогда Господь сказал ему, что пора возвращаться в Ханаан. Вначале Иаков призвал Рахиль и Лию, чтобы обсудить это с ними, и рассказал им о том, как Лаван обманывал его и десять раз менял его награду, как Бог вмешался, и, несмотря на все козни Лавана, скот все равно размножался так, как это было выгодно Иакову. Иаков сказал им также, что Бог, повелев ему вернуться в Ханаан, напомнив о клятве, произнесенной двадцать лет назад (28:20−22). Жены Иакова согласились уйти вместе с ним, признавая, что отец их поступил бесчестно.

Гриффит Томас считает, что в этом отрывке можно увидеть несколько интересных принципов распознания Божьей воли. Во-первых, у Иакова возникло желание уйти (30:25). Во-вторых, обстоятельства сложились таким образом, что нужны были перемены. В третьих, Иаков получил откровение от Бога. И в четвертых, жены тоже поддержали Иакова, несмотря на то, что Лаван был их отцом. Отметим также, что Ангел Господень (ст. 11) — это Бог, явившийся Иакову в Вефиле (ст. 13).

31:19−21 До того, как Иаков с женами тайно бежал от Лавана, Рахиль украла из отцовского дома идолов и спрятала их в верблюжьем седле. Идолы обычно хранились у главы семейства. Если идолы были у замужней дочери, то это означало, что ее муж обладает правом на собственность тестя. Так как у Лавана были свои сыновья, когда Иаков бежал в Ханаан, то право на обладание этими терафимами принадлежало только им. Поэтому кража Рахили, целью которой было закрепить за Иаковом право на имение Лавана, была серьезным проступком.

31:22−30 Узнав о том, что Иаков ушел, Лаван и его люди пустились в семидневную погоню. Но Бог, явившись Лавану во сне, повелел ему не делать никакого зла ни Иакову, ни его каравану. Когда же Лаван, наконец, догнал их, он пожаловался только на то, что его лишили привилегии устроить им царские проводы и что у него украли идолов.

31:31−35 В ответ на первую жалобу Иаков отвечает, что он ушел тайно, опасаясь, что Лаван силой отберет у него своих дочерей — Лию и Рахиль. В ответ на вторую жалобу он отрицает свое участие в краже богов и поспешно выносит вору смертный приговор. Лаван тщательно обыскал весь караван, но ничего не нашел. Рахиль сидела на этих идолах и сказала отцу, что не может встать и поприветствовать его с подобающими почестями, так как у нее были месячные.

31:36−42 Теперь уже рассердился Иаков. Он ответил Лавану, что подозрения в краже оказались необоснованными, и что Лаван обходился с ним несправедливо все эти двадцать лет, несмотря на то, что Иаков служил ему верой и правдой. Этот отрывок говорит нам о трудолюбии Иакова и о том, что Господь благословил его во всех его делах. Насколько верны мы своим работодателям? Благословляет ли Бог наш труд?

31:43−50 Уходя от ответа, Лаван придумывает отговорки и заявляет, что не причинил бы зла собственным дочерям, внукам или скоту. Затем Лаван предлагает заключить союз. Этот союз не являлся великодушным, дружеским соглашением, когда друзья просят Господа хранить их, пока они в разлуке. Скорее это была сделка двух жуликов, не доверявших друг другу. Они, по сути, просили Бога, чтобы Он за ними присматривал, не давая им обманывать друг друга. Их завет был скорее договором о ненападении, хотя Иаков при его заключении обещал также, что не будет суров с дочерьми Лавана и не будет брать себе других жен. Сооруженный при заключении союза каменный холм Лаван назвал по-арамейски Иегар-Сагадуфа. Иаков назвал его по-древнееврейски Галаад. На обоих языках это означает «холм свидетельства». Иаков и Лаван обязались не переходить установленную этим холмом границу и не нападать друг на друга.

31:51−55 Лаван поклялся Богом Авраама, Богом Нахора и Богом их отца Фарры. В Новом Издании Библии Короля Иакова (НКИ), в переводе Моффата и в Новой Международной Версии (НМВ) слово «Бог» в этом случае начинается с заглавной буквы. Это говорит о том, что, по мнению переводчиков, Лаван клялся единственным истинным Богом, которого познал Авраам. Но так как в древнееврейском языке не было различия между заглавными буквами и строчными, невозможно определить, говорил ли Лаван об истинном Боге или о языческих божествах, которым эти люди поклонялись в Уре Халдейском. «Иаков поклялся страхом отца своего Исаака», то есть Богом, Которого боялся Исаак. Исаак никогда не поклонялся идолам. Иаков сперва принес жертву, затем устроил пир для всех собравшихся, и всю ночь провел на горе.

Ранним утром Лаван поцеловал на прощание внуков и дочерей и отправился домой.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.