Бытие 42 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И узнал Иаков, что в Египте есть хлеб, и сказал Иаков сыновьям своим: что вы смотрите?
2 И сказал: вот, я слышал, что есть хлеб в Египте; пойдите туда и купите нам оттуда хлеба, чтобы нам жить и не умереть.
3 Десять братьев Иосифовых пошли купить хлеба в Египте,
4 а Вениамина, брата Иосифова, не послал Иаков с братьями его, ибо сказал: не случилось бы с ним беды.
5 И пришли сыны Израилевы покупать хлеб, вместе с другими пришедшими, ибо в земле Ханаанской был голод.
6 Иосиф же был начальником в земле той; он и продавал хлеб всему народу земли. Братья Иосифа пришли и поклонились ему лицом до земли.
7 И увидел Иосиф братьев своих и узнал их; но показал, будто не знает их, и говорил с ними сурово и сказал им: откуда вы пришли? Они сказали: из земли Ханаанской, купить пищи.
8 Иосиф узнал братьев своих, но они не узнали его.
9 И вспомнил Иосиф сны, которые снились ему о них; и сказал им: вы соглядатаи, вы пришли высмотреть наготу земли сей.
10 Они сказали ему: нет, господин наш; рабы твои пришли купить пищи;
11 мы все дети одного человека; мы люди честные; рабы твои не бывали соглядатаями.
12 Он сказал им: нет, вы пришли высмотреть наготу земли сей.
13 Они сказали: нас, рабов твоих, двенадцать братьев; мы сыновья одного человека в земле Ханаанской, и вот, меньший теперь с отцом нашим, а одного не стало.
14 И сказал им Иосиф: это самое я и говорил вам, сказав: вы соглядатаи;
15 вот как вы будете испытаны: клянусь жизнью фараона, вы не выйдете отсюда, если не придёт сюда меньший брат ваш;
16 пошлите одного из вас, и пусть он приведёт брата вашего, а вы будете задержаны; и откроется, правда ли у вас; и если нет, то клянусь жизнью фараона, что вы соглядатаи.
17 И отдал их под стражу на три дня.
18 И сказал им Иосиф в третий день: вот что сделайте, и останетесь живы, ибо я боюсь Бога:
19 если вы люди честные, то один брат из вас пусть содержится в доме, где вы заключены; а вы пойдите, отвезите хлеб, ради голода семейств ваших;
20 брата же вашего меньшого приведите ко мне, чтобы оправдались слова ваши и чтобы не умереть вам. Так они и сделали.
21 И говорили они друг другу: точно мы наказываемся за грех против брата нашего; мы видели страдание души его, когда он умолял нас, но не послушали; за то и постигло нас горе сие.
22 Рувим отвечал им и сказал: не говорил ли я вам: «не грешите против отрока»? но вы не послушались; вот, кровь его взыскивается.
23 А того не знали они, что Иосиф понимает; ибо между ними был переводчик.
24 И отошёл от них и заплакал. И возвратился к ним, и говорил с ними, и, взяв из них Симеона, связал его пред глазами их.
25 И приказал Иосиф наполнить мешки их хлебом, а серебро их возвратить каждому в мешок его, и дать им запасов на дорогу. Так и сделано с ними.
26 Они положили хлеб свой на ослов своих, и пошли оттуда.
27 И открыл один из них мешок свой, чтобы дать корму ослу своему на ночлеге, и увидел серебро своё в отверстии мешка его,
28 и сказал своим братьям: серебро моё возвращено; вот оно в мешке у меня. И смутилось сердце их, и они с трепетом друг другу говорили: что это Бог сделал с нами?
29 И пришли к Иакову, отцу своему, в землю Ханаанскую и рассказали ему всё случившееся с ними, говоря:
30 начальствующий над тою землёю говорил с нами сурово и принял нас за соглядатаев земли той.
31 И сказали мы ему: «мы люди честные; мы не бывали соглядатаями;
32 нас двенадцать братьев, сыновей у отца нашего; одного не стало, а меньший теперь с отцом нашим в земле Ханаанской».
33 И сказал нам начальствующий над тою землёю: «вот как узнаю я, честные ли вы люди: оставьте у меня одного брата из вас, а вы возьмите хлеб ради голода семейств ваших и пойдите,
34 и приведите ко мне меньшого брата вашего; и узнаю я, что вы не соглядатаи, но люди честные; отдам вам брата вашего, и вы можете промышлять в этой земле».
35 Когда же они опорожняли мешки свои, вот, у каждого узел серебра его в мешке его. И увидели они узлы серебра своего, они и отец их, и испугались.
36 И сказал им Иаков, отец их: вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите, — всё это на меня!
37 И сказал Рувим отцу своему, говоря: убей двух моих сыновей, если я не приведу его к тебе; отдай его на мои руки; я возвращу его тебе.
38 Он сказал: не пойдёт сын мой с вами; потому что брат его умер, и он один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдёте, то сведёте вы седину мою с печалью во гроб.

Комментарии МакДональда

6. Братья Иосифа в Египте (Гл. 42−44)

42:1−5 Действие снова переносится к Иакову в Ханаане, где царит жестокий голод. Услышав, что в Египте много еды (хлеба) и не зная, что его сын, Иосиф, находится там, Иаков посылает своих десятерых сыновей за едой. Только Вениамин остался дома, потому что Иаков считал его единственным оставшимся в живых сыном возлюбленной Рахили.

42:6−25 Когда братья Иосифа предстали перед ним, он обошелся с ними сурово: обвинил их в шпионаже и бросил в тюрьму. Затем он потребовал, чтобы к нему привели Вениамина — младшего брата. Симеон остался в тюрьме заложником, а остальные девять отправились в Ханаан за Вениамином, унося с собой еду, зерно и деньги, которые были возвращены им и спрятаны у них в сумках, хотя сами они об этом даже не догадывались. Все это повествование насквозь пронизано любовью Иосифа к братьям и заботой о них (ст. 24а−25). Вместе с тем, мы видим, что они все глубже и глубже осознают тот грех, который совершили против своего «пропавшего» брата двадцать лет назад (ст. 21−22). Иосиф, конечно же, хотел, чтобы они признали свою вину.

Мы верим, что в образе Иосифа нам открывается то, как Христос поступит со Своими братьями-евреями во время Великой Скорби. Описание событий, предшествующих примирению Иосифа с братьями, является одним из самых драматичных мест в Библии. Трудно найти другую историю с таким точным, глубоким и полным описанием Христа.

ТИПОЛОГИЯ

Новый Завет ясно говорит о том, что некоторые люди, события и предметы в Ветхом Завете служат прототипами (от греч. «типой»), или символами, того, что открывается в Новом Завете. Так, об Адаме сказано, что он — образ Христа (Рим 5:14). О других этого не сказано прямо, но параллели слишком многочисленны и очевидны, чтобы можно было это отрицать. В Библии нигде не говорится, что Иосиф — прообраз Христа, но в ней насчитывается свыше ста соответствий между Христом и Иосифом. В разговоре с двумя учениками по дороге в Эммаус, Иисус «изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк 24:27, курсив наш). Воплотившийся Христос говорит: «как в начале книги написано о Мне.» (Евр 10:7). Поэтому следует искать Христа во всем Писании.

Что касается истории ветхозаветного Израиля, то Апостол Павел пишет: «Все это происходило с ними, как образы [греч. «типой»]; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор 10:11). Эти слова служат подтверждением тому, что Ветхий Завет содержит не только обозначенные образы, но и множество других.

Павел напоминает Тимофею, что все Писание полезно (2Тим 3:16). Мы можем усвоить множество духовных уроков, если мы способны их разглядеть.

Значительная часть послания к Евреям посвящена разъяснению значения образов ветхозаветной скинии и ее утвари. И хотя слишком узкое понимание символизма может лишить верующего многих благословений при чтении Ветхого Завета, не стоит впадать и в другую крайность, принимая практически все за образы, и превращая саму историю просто в аллегорию. Образы Ветхого Завета зачастую подвергались надуманной или натянутой интерпретации, и потому к толкованию символов зачастую относятся скептически. Не стоит позволять экстремизму лишать нас того духовного богатства, которое содержится в Ветхом Завете. Если толкование текста прославляет Христа, и/или наставляет верующих, и/или несет Евангелие заблудшим, не противореча при этом остальному учению Слова Божия, то нужно признать, что такое толкование, по меньшей мере, является правильным применением истины.

42:26−28 По дороге домой один из братьев открыл мешок и нашел свои деньги. Это повергло остальных в панику. Теперь они боялись, что их обвинят в краже (ст. 26−28).

42:29−38 Когда они возвратились домой и рассказали о своих приключениях, остальные братья тоже нашли деньги и испугались еще сильнее. Иаков же был безутешен. Несмотря на то, что Рувим готов был отдать в залог жизни своих двух сыновей, патриарх боялся отпускать Вениамина в Египет, чтобы с ним не случилось беды.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.