Синодальный перевод
1 И сказал Господь Ною: войди ты и всё семейство твоё в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным предо Мною в роде сём;
2 и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
3 также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли,
4 ибо через семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю всё существующее, что Я создал, с лица земли.
5 Ной сделал всё, что Господь повелел ему.
6 Ной же был шестисот лет, как потоп водный пришёл на землю.
7 И вошёл Ной и сыновья его, и жена его, и жёны сынов его с ним в ковчег от вод потопа.
8 И из скотов чистых и из скотов нечистых, и из птиц, и из всех пресмыкающихся по земле
9 по паре, мужеского пола и женского, вошли к Ною в ковчег, как Бог повелел Ною.
10 Через семь дней воды потопа пришли на землю.
11 В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились;
12 и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей.
13 В сей самый день вошёл в ковчег Ной, и Сим, Хам и Иафет, сыновья Ноевы, и жена Ноева, и три жены сынов его с ними.
14 Они, и все звери по роду их, и всякий скот по роду его, и все гады, пресмыкающиеся по земле, по роду их, и все летающие по роду их, все птицы, все крылатые,
15 и вошли к Ною в ковчег по паре от всякой плоти, в которой есть дух жизни;
16 и вошедшие мужеский и женский пол всякой плоти вошли, как повелел ему Бог. И затворил Господь за ним.
17 И продолжалось на земле наводнение сорок дней, и умножилась вода, и подняла ковчег, и он возвысился над землёю;
18 вода же усиливалась и весьма умножалась на земле, и ковчег плавал по поверхности вод.
19 И усилилась вода на земле чрезвычайно, так что покрылись все высокие горы, какие есть под всем небом;
20 на пятнадцать локтей поднялась над ними вода, и покрылись горы.
21 И лишилась жизни всякая плоть, движущаяся по земле, и птицы, и скоты, и звери, и все гады, ползающие по земле, и все люди;
22 всё, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на суше, умерло.
23 Истребилось всякое существо, которое было на поверхности земли; от человека до скота, и гадов, и птиц небесных, — всё истребилось с земли, остался только Ной и что было с ним в ковчеге.
24 Вода же усиливалась на земле сто пятьдесят дней.
Комментарии МакДональда
7:1 Здесь появляется слово «войди» — первое приглашение к спасению. «Войди в ковчег, где ты будешь в безопасности».
7:2−18 Не объясняется, почему Ной должен был взять на ковчег по семь пар чистых животных и по одной паре нечистых. Возможно, это объясняется тем, что чистые животные предназначались в пищу и могли понадобиться для жертвоприношений (см. 8:20). Прошло семь дней после того, как в ковчег вошли его обитатели, и только тогда пошел дождь и открылись подземные источники вод. Потоп продолжался сорок дней и ночей; число сорок появляется в Библии в связи с испытаниями или искушениями.
7:19−24 Был ли это потоп всего лишь местного масштаба, как полагают некоторые? Задумаемся над следующим. Водой были покрыты все горы, какие только есть под небом (ст. 19). Бог не повелел бы Ною построить ковчег в полтора футбольных поля длиной и емкостью в 800 товарных вагонов для того, чтобы спастись лишь от небольшого наводнения. Восемь человек и все животные могли бы просто переселиться в другую местность. Во всех уголках мира существуют сказания о всемирном потопе. Высота горы Арарат — свыше пяти тысяч метров (17 тысяч футов). Вода при потопе поднялась над горами на пятнадцать локтей (ст. 19−20). Какое чудо потребовалось бы, чтобы удержать воду на таком уровне в отдельно взятой местности? В книге Бытия (9:15) Бог пообещал, что потопа, уничтожающего все живые существа, больше не будет. С тех пор на земле было много наводнений, но всемирного потопа больше не было никогда. Если потоп был только в одной местности, то получается, что Бог нарушил обещание, а это невозможно. Апостол Петр, упоминая, что мир погиб от воды, предсказывает, что в будущем земля будет уничтожена огнем (2Пет 3:6).
Ковчег символизирует Христа, вода — суд Божий. Господь Иисус на Голгофе полностью погрузился в воды гнева Всевышнего. Те, кто во Христе, спасены. Внешние же (те, кто не принял Христа) обречены (см. 1Пет 3:21).