Бытие 9 глава

Бытие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И благословил Бог Ноя и сынов его и сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю;
2 да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они;
3 всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё;
4 только плоти с душою её, с кровью её, не ешьте;
5 Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу её от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его;
6 кто прольёт кровь человеческую, того кровь прольётся рукою человека: ибо человек создан по образу Божию;
7 вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней.
8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним:
9 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас,
10 и со всякою душою живою, которая с вами, с птицами и со скотами, и со всеми зверями земными, которые у вас, со всеми вышедшими из ковчега, со всеми животными земными;
11 поставляю завет Мой с вами, что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли.
12 И сказал Бог: вот знамение завета, который Я поставляю между Мною и между вами и между всякою душою живою, которая с вами, в роды навсегда:
13 Я полагаю радугу Мою в облаке, чтоб она была знамением завета между Мною и между землёю.
14 И будет, когда Я наведу облако на землю, то явится радуга в облаке;
15 и Я вспомню завет Мой, который между Мною и между вами и между всякою душою живою во всякой плоти; и не будет более вода потопом на истребление всякой плоти.
16 И будет радуга в облаке, и Я увижу её, и вспомню завет вечный между Богом и между всякою душою живою во всякой плоти, которая на земле.
17 И сказал Бог Ною: вот знамение завета, который Я поставил между Мною и между всякою плотью, которая на земле.
18 Сыновья Ноя, вышедшие из ковчега, были: Сим, Хам и Иафет. Хам же был отец Ханаана.
19 Сии трое были сыновья Ноевы, и от них населилась вся земля.
20 Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;
21 и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнажённым в шатре своём.
22 И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.
23 Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего.
24 Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,
25 и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.
26 Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;
27 да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.
28 И жил Ной после потопа триста пятьдесят лет.
29 Всех же дней Ноевых было девятьсот пятьдесят лет, и он умер.

Комментарии МакДональда

Е. Жизнь Ноя после Потопа (Гл. 9)

9:1−7 Из стиха 3 следует, что после потопа людям впервые было позволено есть мясо. Но запрещалось есть его с кровью, потому что в крови — жизнь живого существа, а жизнь принадлежит Богу.

Введение смертной казни неразрывно связано с установлением правительственной власти. Если бы все мстили за убийства, то на земле царил бы хаос. Поэтому казнить могут только представители законной власти. Новый Завет также поддерживает институт смертной казни, что видно из слов: «...он не напрасно носит меч» (Рим 13:4).

9:8−17 Радуга была дана в подтверждение того, что Бог никогда больше не уничтожит потопом все живое на земле.

9:18−23 Несмотря на обретенную от Бога благодать, Ной согрешил тем, что опьянел и лежал обнаженным в шатре. Когда Хам его увидел и рассказал о том своим братьям, те покрыли позор своего отца, не глядя на его обнаженное тело.

9:24−25 Проснувшись, Ной проклял Ханаана. Возникает вопрос: «Почему проклятие пало на Ханаана, а не на Хама?» Одно из возможных объяснений состоит в том, что порочные наклонности, присущие Хаму, в Ханаане проявлялись еще сильнее. Поэтому проклятие таким образом содержало и пророчество о безнравственном поведении Ханаана, и назначенное за это наказание. Другое объяснение предполагает, что сам Ханаан совершил некий безнравственный поступок по отношению к деду, и что со временем Ной об этом узнал. Ной знал, что сделал с ним его младший сын. Вполне возможно, что в стихе 24 речь идет о младшем внуке Ноя — Ханаане, а не о Хаме — его младшем сыне. Слово «сын» в Библии часто означает «внук» или другой потомок. В таком случае, Ханаан был проклят не за грех отца, а за свой собственный грех. Существует и другая версия, которая заключается в том, что по благодати Божией, проклята была только малая часть потомков Хама, а не треть рода человеческого.

9:26−29 Ханаан был проклят и стал рабом Сима и Иафета. О рабстве, в котором хананеи были у израильтян, можно прочитать в книге Иисуса Навина (9:23) и в книге Судей (1:28). Данный отрывок использовался теми, кто пытался оправдать рабство чернокожих, но это мнение лишено каких-либо доказательств. Ханаан был предком хананеев, обитавших в Святой Земле до прихода израильтян. Нет никаких упоминаний о том, что хананеи были чернокожими. Сим и Иафет получили благословения и их потомки значительно расширили свои границы. Вполне возможно, что в стихе 27 речь идет о том, что Иафет тоже приобщится к духовным благословениям израильтян — потомков Сима.

Ведутся споры о том, кто был старшим сыном Ноя, — Сим или Иафет. Быт 10:21 может читаться как «у Сима,... брата Иафета, старшого» или как «у Сима... старшего брата Иафетова» (НКИ, примечания на полях). Предпочтительнее второй вариант. Сим упоминается первым в родословных в Бытие 5:32 и 1Пар 1:4.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.