2 Царств 12 глава

Вторая книга Царств
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И послал Господь Нафана к Давиду, и тот пришёл к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный;
2 у богатого было очень много мелкого и крупного скота,
3 а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь;
4 и пришёл к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришёл к нему, а взял овечку бедняка и приготовил её для человека, который пришёл к нему.
5 Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это;
6 и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания.
7 И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек. Так говорит Господь, Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула,
8 и дал тебе дом господина твоего и жён господина твоего на лоно твоё, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого для тебя мало, прибавил бы тебе ещё больше;
9 зачем же ты пренебрёг слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян;
10 итак, не отступит меч от дома твоего вовеки, за то, что ты пренебрёг Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою.
11 Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жён твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с жёнами твоими пред этим солнцем;
12 ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем.
13 И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом. И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрёшь;
14 но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрёт родившийся у тебя сын.
15 И пошёл Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело.
16 И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись, провёл ночь, лёжа на земле.
17 И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба.
18 На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было ещё живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: «умерло дитя»? Он сделает что-нибудь худое.
19 И увидел Давид, что слуги его перешёптываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло.
20 Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошёл в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел.
21 И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было ещё живо, ты постился и плакал; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб?
22 И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо?
23 А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне.
24 И утешил Давид Вирсавию, жену свою, и вошёл к ней и спал с нею; и она родила сына, и нарекла ему имя: Соломон. И Господь возлюбил его
25 и послал пророка Нафана, и он нарёк ему имя: Иедидиа по слову Господа.
26 Иоав воевал против Раввы Аммонитской и взял почти царственный город.
27 И послал Иоав к Давиду сказать ему: я нападал на Равву и овладел водою города;
28 теперь собери остальной народ и подступи к городу и возьми его; ибо, если я возьму его, то моё имя будет наречено ему.
29 И собрал Давид весь народ и пошёл к Равве, и воевал против неё и взял её.
30 И взял Давид венец царя их с головы его, — а в нём было золота талант и драгоценный камень, — и возложил его Давид на свою голову, и добычи из города вынес очень много.
31 А народ, бывший в нём, он вывел и положил их под пилы, под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи. Так он поступил со всеми городами Аммонитскими. И возвратился после того Давид и весь народ в Иерусалим.

Комментарии МакДональда

Б. Исповедь перед Господом (Гл. 12)

12:1−9 Существует мнение, что между главами 11 и 12 существует временной разрыв в 1 год. В течение этого времени рука Господа лежала на Давиде тяжелым грузом; его духовная борьба описана в Псалмах (Псалмы 31 и 50). Пророк Нафан пришел к нему с притчей, спросив, что думает об этом Давид: «Богатый человек, у которого было много овец, не захотел использовать в пищу своих собственных животных, когда к нему пришел странник. Вместо этого, он взял одну маленькую овечку, принадлежавшую бедному человеку и убил ее». Давиду было легче осудить грех другого человека, чем свой собственный. Он в гневе провозгласил, что этот человек должен возместить в четыре раза больше и заслуживал смерти за свой грех. Нафан бесстрашно указал обвинительным пальцем на Давида, сказав, в сущности: «Ты — тот, кто это сделал. Бог поступил с тобой благосклонно, сделав тебя царем, обогатив тебя, дав тебе, все, что пожелает сердце. А ты забрал Вирсавию у ее мужа, а затем убил его, чтобы скрыть свой грех».

12:10−14 Таким образом царю был вынесен торжественный приговор — его дети принесут ему горе. Его семья будет раздираться кровавыми конфликтами. Его жены будут у него украдены и прилюдно изнасилованы (см. 2Цар 16:22). Его греховный поступок станет известен каждому. Затем Давид раскаялся и признался в том, что согрешил против Господа. Морган пишет:

«Обратите внимание на стих 13. Человек освобождается от греха в момент искреннего исповедания. Это дает Богу возможность также снять с человека этот грех». Нафан сразу же убедил его в том, что он освобожден от платы за свой грех, и он не умрет. Но он испытает все последствия своего греха. На самом деле, ему придется возместить в четыре раза больше (Исх 22:1), как он сам постановил в случае с богатым мужем из притчи: младенец умрет; Амнона убьют (гл. 13); Авессалом погибнет (гл. 18); Адония будет казнен (3Цар 2).

12:15−23 Когда младенец заболел, Давид распростерся на земле, пребывая в молитве и посте. Он был сильно опечален. Но, узнав, что младенец умер, он встал и ел, объяснив, что ребенка уже не вернешь, но что он, Давид, когда-нибудь воссоединится с младенцем после своей смерти. Стих 23 стал источником огромного утешения верующим родителям, потерявшим младенцев и маленьких детей.

Мэтью Хенри поясняет: «У благочестивых родителей есть повод надеяться, что души их детей, умерших в младенческом возрасте, покоятся на том свете; ибо это обетование предназначено нам и нашему семени, и будет исполнено в жизнях тех, кто не запирает свои двери на засов, как это не делают младенцы». Мы можем быть уверены в том, что дети, которые умирают, не достигнув сознательного возраста, попадают на небеса, так как Иисус сказал: «Таковых есть царствие небесное» (Мф 19:14).

Из того, как Давид ответил на приговор Бога, становится очевидно, что он обладал глубоким пониманием Божьего характера. До того, как был нанесен сокрушительный удар, он молился, зная, что Иегова — Бог милости. После удара он прославил Бога, зная, что Иегова — Бог праведности. Он забыл о том, что было в прошлом, принял божественное наказание и направил взор в будущее. Он не впал в отчаяние, так как знал, что Бог его еще благословит. И был прав.

12:24−25 Вирсавия родила еще одного сына, Соломона, который должен был унаследовать престол своего отца.

Бог дал младенцу еще одно имя через пророка Нафана: Иедидиа («возлюбленный Иеговы»).

12:26−30 Теперь повествование, прерванное грехом Давида в 11:1, возвращается к наступлению на Равву. Создается впечатление, что Иоав захватил весь город, кроме одной его части, вероятно, крепости, расположенной на вершине. (Иосиф Флавий и канонический перевод Библии свидетельствуют о том, что Иоав захватил водные запасы города, что сделало капитуляцию города неизбежной). Затем он позвал Давида, чтобы он пришел и закончил это дело, таким образом, победа стала заслугой Давида. Иоав показал удивительную самоотверженность. Он, по меньшей мере, был непредсказуемым человеком. Время от времени он показывал настоящую силу характера. Но в общем, судя по его поведению, он был хитрым, безжалостным и свирепым интриганом. Давид успешно захватил Равву и получил в награду венец из золота весом в талант вдобавок к другим награбленным сокровищам.

12:31 Среди людей, изучающих Библию, существуют разногласия касательно того, описывается ли в последнем стихе жестокое наказание, которому Давид подверг жителей Аммона (согласно Каноническому переводу Библии) или там просто описана трудовая повинность, выражавшаяся в сельскохозяйственных или производственных работах (согласно переводу НКИ). Последнее более типично для Давида по отношению к своим врагам.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.