2 Царств 19 глава

Вторая книга Царств
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И сказали Иоаву: вот, царь плачет и рыдает об Авессаломе.
2 И обратилась победа того дня в плач для всего народа; ибо народ услышал в тот день и говорил, что царь скорбит о своём сыне.
3 И входил тогда народ в город украдкою, как крадутся люди стыдящиеся, которые во время сражения обратились в бегство.
4 А царь закрыл лицо своё и громко взывал: сын мой, Авессалом! Авессалом, сын мой, сын мой!
5 И пришёл Иоав к царю в дом и сказал: ты в стыд привёл сегодня всех слуг твоих, спасших ныне жизнь твою и жизнь сыновей и дочерей твоих, и жизнь жён и жизнь наложниц твоих;
6 ты любишь ненавидящих тебя и ненавидишь любящих тебя, ибо ты показал сегодня, что ничто для тебя и вожди и слуги; сегодня я узнал, что если бы Авессалом остался жив, а мы все умерли, то тебе было бы приятнее;
7 итак, встань, выйди и поговори к сердцу рабов твоих, ибо, клянусь Господом, что, если ты не выйдешь, в эту ночь не останется у тебя ни одного человека; и это будет для тебя хуже всех бедствий, какие находили на тебя от юности твоей доныне.
8 И встал царь и сел у ворот, а всему народу возвестили, что царь сидит у ворот. И пришёл весь народ пред лицо царя; Израильтяне же разбежались по своим шатрам.
9 И весь народ во всех коленах Израилевых спорил и говорил: царь избавил нас от рук врагов наших и освободил нас от рук Филистимлян, а теперь сам бежал из земли сей от Авессалома.
10 Но Авессалом, которого мы помазали в царя над нами, умер на войне; почему же теперь вы медлите возвратить царя?
11 И царь Давид послал сказать священникам Садоку и Авиафару: скажите старейшинам Иудиным: зачем хотите вы быть последними, чтобы возвратить царя в дом его, тогда как слова всего Израиля дошли до царя в дом его?
12 Вы братья мои, кости мои и плоть моя — вы; зачем хотите вы быть последними в возвращении царя в дом его?
13 И Амессаю скажите: не кость ли моя и плоть моя — ты? Пусть то и то сделает со мною Бог и ещё больше сделает, если ты не будешь военачальником при мне, вместо Иоава, навсегда!
14 И склонил он сердце всех Иудеев, как одного человека; и послали они к царю сказать: возвратись ты и все слуги твои.
15 И возвратился царь, и пришёл к Иордану, а Иудеи пришли в Галгал, чтобы встретить царя и перевезти царя через Иордан.
16 И поспешил Семей, сын Геры, Вениамитянин из Бахурима, и пошёл с Иудеями навстречу царю Давиду,
17 и тысяча человек из Вениамитян с ним, и Сива, слуга дома Саулова, с пятнадцатью сыновьями своими и двадцатью рабами своими; и перешли они Иордан пред лицом царя.
18 Когда переправили судно, чтобы перевезти дом царя и послужить ему, тогда Семей, сын Геры, пал пред царём, как только он перешёл Иордан,
19 и сказал царю: не поставь мне, господин мой, в преступление, и не помяни того, чем согрешил раб твой в тот день, когда господин мой, царь, выходил из Иерусалима, и не держи того, царь, на сердце своём;
20 ибо знает раб твой, что согрешил, и вот, ныне я пришёл первый из всего дома Иосифова, чтобы выйти навстречу господину моему, царю.
21 И отвечал Авесса, сын Саруин, и сказал: неужели Семей не умрёт за то, что злословил помазанника Господня?
22 И сказал Давид: что мне и вам, сыны Саруины, что вы делаетесь ныне мне наветниками? Ныне ли умерщвлять кого-либо в Израиле? Не вижу ли я, что ныне я — царь над Израилем?
23 И сказал царь Семею: ты не умрёшь. И поклялся ему царь.
24 И Мемфивосфей, сын Ионафана, сына Саулова, вышел навстречу царю. Он не омывал ног своих, не заботился о бороде своей и не мыл одежд своих с того дня, как вышел царь, до дня, когда он возвратился с миром.
25 Когда он вышел из Иерусалима навстречу царю, царь сказал ему: почему ты, Мемфивосфей, не пошёл со мною?
26 Тот отвечал: господин мой, царь! слуга мой обманул меня; ибо я, раб твой, говорил: «оседлаю себе осла, и сяду на нём, и поеду с царём», так как раб твой хром.
27 А он оклеветал раба твоего пред господином моим, царём. Но господин мой, царь, как Ангел Божий; делай, что тебе угодно;
28 хотя весь дом отца моего был повинен смерти пред господином моим, царём, но ты посадил раба твоего между ядущими за столом твоим; какое же имею я право жаловаться ещё пред царём?
29 И сказал ему царь: к чему ты говоришь всё это? я сказал, чтобы ты и Сива разделили между собою поля.
30 Но Мемфивосфей отвечал царю: пусть он возьмёт даже всё, после того как господин мой, царь, с миром возвратился в дом свой.
31 И Верзеллий Галаадитянин пришёл из Роглима и перешёл с царём Иордан, чтобы проводить его за Иордан.
32 Верзеллий же был очень стар, лет восьмидесяти. Он продовольствовал царя в пребывание его в Маханаиме, потому что был человек богатый.
33 И сказал царь Верзеллию: иди со мною, и я буду продовольствовать тебя в Иерусалиме.
34 Но Верзеллий отвечал царю: долго ли мне осталось жить, чтоб идти с царём в Иерусалим?
35 Мне теперь восемьдесят лет; различу ли хорошее от худого? Узнает ли раб твой вкус в том, что буду есть, и в том, что буду пить? И буду ли в состоянии слышать голос певцов и певиц? Зачем же рабу твоему быть в тягость господину моему, царю?
36 Ещё немного пройдёт раб твой с царём за Иордан; за что же царю награждать меня такою милостью?
37 Позволь рабу твоему возвратиться, чтобы умереть в своём городе, около гроба отца моего и матери моей. Но вот, раб твой Кимгам пусть пойдёт с господином моим, царём, и поступи с ним, как тебе угодно.
38 И сказал царь: пусть идёт со мною Кимгам, и я сделаю для него, что тебе угодно; и всё, чего бы ни пожелал ты от меня, я сделаю для тебя.
39 И перешёл весь народ Иордан, и царь также. И поцеловал царь Верзеллия и благословил его, и он возвратился в место своё.
40 И отправился царь в Галгал, отправился с ним и Кимгам; и весь народ Иудейский провожал царя, и половина народа Израильского.
41 И вот, все Израильтяне пришли к царю и сказали царю: зачем братья наши, мужи Иудины, похитили тебя и проводили царя в дом его и всех людей Давида с ним через Иордан?
42 И отвечали все мужи Иудины Израильтянам: затем, что царь ближний нам; и из-за чего сердиться вам на это? Разве мы что-нибудь съели у царя или получили от него подарки?
43 И отвечали Израильтяне мужам Иудиным и сказали: мы десять частей у царя, также и у Давида мы более, нежели вы; зачем же вы унизили нас? Не нам ли принадлежало первое слово о том, чтобы возвратить нашего царя? Но слово мужей Иудиных было сильнее, нежели слово Израильтян.

Комментарии МакДональда

19:1−8 Печаль царя была так велика, что народ устыдился и почувствовал себя виноватым. Люди вели себя так, как будто они были не победителями, а побежденными. Иоаву это надоело, и он сделал царю жесткий выговор. Он выразил свое недовольство по поводу того, что Давида его враги волновали больше, чем его верные последователи, и что он не благодарен тем, кто спас ему жизнь. Он предостерег Давида, что, если тот незамедлительно не проявит сердечную заботу о своем народе, то в ту же ночь народ его оставит. Давид последовал его совету, заняв место у городских ворот и поговорив с народом.

З. Возвращение Давида из изгнания (19:9−43)

19:9−10 Тем временем в земле Израиля воцарилась неразбериха. Все начали спорить и ссориться друг с другом. Царь Давид, спасший их от Филистимлян, находился в изгнании, говорили они, а Авессалом, их правитель, назначивший сам себя, погиб. Таким образом, зародилось движение, чтобы вернуть Давиду престол. «Почему вы ничего не говорите о том, чтобы вернуть царя?» является уместным вопросом для спящей церкви в наши дни.

19:11−15 Давид, услышав о том, что десять колен Израиля ведут разговоры о том, чтобы вернуть ему престол, послал двух священников старейшинам Иуды, спросив их о том, почему они, будучи его кровными родственниками, были в числе последних, чтобы вернуть его на место царя. Иуда оказывала всяческую поддержку мятежу Авессалома, и, несомненно, у ее жителей еще осталось какое-то неприятие или страх.

Давид решил сместить Иоава с поста главнокомандующего (возможно, потому что Иоав убил Авессалома), и назначить на его место Амессая. Амессай, племянник Давида, совсем недавно был генералом Авессалома. Для посторонних все выглядело так, как будто Давид наказывал за верность и награждал за непослушание — политика правительства, которая не приведет к политической стабильности. Но эти действия завоевали сердца всех мужей Иуды, которые заняли его сторону и послали ему анонимное приглашение вернуться домой.

19:16−23 Семей, который ранее проклинал Давида, и Сива, оклеветавший Мемфивосфея, бросились к реке Иордан навстречу возвращающемуся монарху. Многоречивые извинения Семея были, вероятно, неискренни; его единственным желанием было избежать наказания, когда Давид опять вернулся к власти. Воодушевленный встречей, царь отклонил желание Авессы убить Семея, пообещав ему вместо этого амнистию. Но Давид не забыл злословия Семея. Позже он приказал Соломону поступить безжалостно с этим сквернословящим Вениамитянином (3 Царств 2:8−9).

19:24−30 Мемфивосфей также вышел поприветствовать царя. Его внешний вид свидетельствовал о том, что он скорбел об изгнании царя с самого первого дня. Он был поистине верен царю, несмотря на ложные обвинения Сивы в его адрес. Царь был с ним резок, спросив, почему он не отправился с ним в изгнание. Мемфивосфей объяснил, что он попросил своего слугу Сиву оседлать ему осла, а когда Сива этого не сделал, Мемфивосфей оказался в беспомощном положении, так как был хромой. Он открыто заявил, что Сива его оклеветал, но что несправедливость не имеет значения, если вернулся царь. Когда Давид отдал несправедливое распоряжение о том, что он и Сива должны разделить между собой землю, хромой сын Ионафана показал истинную приверженность своего сердца: «Пусть он возьмет даже все, после того, как господин мой царь с миром возвратился в дом свой».

19:31−39 У Давида был еще один верный друг — восьмидесятилетний Галаадитянин по имени Верзеллий. Он обеспечивал царя продовольствием в Маханаиме. Теперь он сопровождал его к Иордану. Давид пригласил его отправиться с ним в Иерусалим, пообещав о нем хорошо заботиться. Но Верзеллий отказался, мотивировав это тем, что ему недолго осталось жить, что он не может различать между тем, что приятно, а что нет, и что он утратил ощущение вкуса и потерял слух. Он только будет царю в тягость, если пойдет. Поэтому он согласился пройти с Давидом еще немного за Иордан, а затем вернуться в свой город. Его предложение отправить с Давидом Кимгама (вероятно, его сына) было встречено с радостью.

19:40−43 Сформировалась огромная процессия — весь народ Иудейский и половина других колен, чтобы сопроводить царя обратно в Иерусалим.

Среди народа образовалась междоусобица из-за того, что мужи Иудейские заняли такое видное положение при возвращении царя (т.е. при переводе его через Иордан), не пригласив при этом другие десять колен. Мужи Иудины пояснили, что Давид был им близким родственником, и что они ничего не получили за то, что возглавили шествие. Другие десять колен на это возразили, что у них было в десять раз больше прав, чтобы в этом поучаствовать, чем у Иуды. Жесткие речи Иудейских мужей свидетельствовали о серьезных проблемах, ожидавших их в будущем.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.