3 Царств 12 глава

Третья книга Царств
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И пошёл Ровоам в Сихем, ибо в Сихем пришли все Израильтяне, чтобы воцарить его.
2 И услышал о том Иеровоам, сын Наватов, когда находился ещё в Египте, куда убежал от царя Соломона, и возвратился Иеровоам из Египта;
3 и послали за ним и призвали его. Тогда Иеровоам и всё собрание Израильтян пришли и говорили Ровоаму и сказали:
4 отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе.
5 И сказал он им: пойдите и через три дня опять придите ко мне. И пошёл народ.
6 Царь Ровоам советовался со старцами, которые предстояли пред Соломоном, отцом его, при жизни его, и говорил: как посоветуете вы мне отвечать сему народу?
7 Они говорили ему и сказали: если ты на сей день будешь слугою народу сему и услужишь ему, и удовлетворишь им, и будешь говорить им ласково, то они будут твоими рабами на все дни.
8 Но он пренебрёг совет старцев, что они советовали ему, и советовался с молодыми людьми, которые выросли вместе с ним и которые предстояли пред ним,
9 и сказал им: что вы посоветуете мне отвечать народу сему, который говорил мне и сказал: «облегчи иго, которое наложил на нас отец твой»?
10 И говорили ему молодые люди, которые выросли вместе с ним, и сказали: так скажи народу сему, который говорил тебе и сказал: «отец твой наложил на нас тяжкое иго, ты же облегчи нас»; так скажи им: «мой мизинец толще чресл отца моего;
11 итак, если отец мой обременял вас тяжким игом, то я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами».
12 Иеровоам и весь народ пришли к Ровоаму на третий день, как приказал царь, сказав: придите ко мне на третий день.
13 И отвечал царь народу сурово и пренебрёг совет старцев, что они советовали ему;
14 и говорил он по совету молодых людей и сказал: отец мой наложил на вас тяжкое иго, а я увеличу иго ваше; отец мой наказывал вас бичами, а я буду наказывать вас скорпионами.
15 И не послушал царь народа, ибо так суждено было Господом, чтобы исполнилось слово Его, которое изрёк Господь через Ахию Силомлянина Иеровоаму, сыну Наватову.
16 И увидели все Израильтяне, что царь не послушал их. И отвечал народ царю и сказал: какая нам часть в Давиде? нет нам доли в сыне Иессеевом; по шатрам своим, Израиль! теперь знай свой дом, Давид! И разошёлся Израиль по шатрам своим.
17 Только над сынами Израилевыми, жившими в городах Иудиных, царствовал Ровоам.
18 И послал царь Ровоам Адонирама, начальника над податью; но все Израильтяне забросали его каменьями, и он умер; царь же Ровоам поспешно взошёл на колесницу, чтоб убежать в Иерусалим.
19 И отложился Израиль от дома Давидова до сего дня.
20 Когда услышали все Израильтяне, что Иеровоам возвратился, то послали и призвали его в собрание, и воцарили его над всеми Израильтянами. За домом Давидовым не осталось никого, кроме колена Иудина и Вениаминова.
21 Ровоам, прибыв в Иерусалим, собрал из всего дома Иудина и из колена Вениаминова сто восемьдесят тысяч отборных воинов, дабы воевать с домом Израилевым для того, чтобы возвратить царство Ровоаму, сыну Соломонову.
22 И было слово Божие к Самею, человеку Божию, и сказано:
23 скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю Иудейскому, и всему дому Иудину и Вениаминову и прочему народу:
24 так говорит Господь: не ходите и не начинайте войны с братьями вашими, сынами Израилевыми; возвратитесь каждый в дом свой, ибо от Меня это было. И послушались они слова Господня и пошли назад по слову Господню.
25 И обстроил Иеровоам Сихем на горе Ефремовой и поселился в нём; оттуда пошёл и построил Пенуил.
26 И говорил Иеровоам в сердце своём: царство может опять перейти к дому Давидову;
27 если народ сей будет ходить в Иерусалим для жертвоприношения в доме Господнем, то сердце народа сего обратится к государю своему, к Ровоаму, царю Иудейскому, и убьют они меня и возвратятся к Ровоаму, царю Иудейскому.
28 И, посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал народу: не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской.
29 И поставил одного в Вефиле, а другого в Дане.
30 И повело это ко греху, ибо народ стал ходить к одному из них, даже в Дан.
31 И построил он капище на высоте и поставил из народа священников, которые не были из сынов Левииных.
32 И установил Иеровоам праздник в восьмой месяц, в пятнадцатый день месяца, подобный тому празднику, какой был в Иудее, и приносил жертвы на жертвеннике; то же сделал он в Вефиле, чтобы приносить жертву тельцам, которых сделал. И поставил в Вефиле священников высот, которые устроил,
33 и принёс жертвы на жертвеннике, который он сделал в Вефиле, в пятнадцатый день восьмого месяца, месяца, который он произвольно назначил; и установил праздник для сынов Израилевых, и подошёл к жертвеннику, чтобы совершить курение.

Комментарии МакДональда

III. РАЗДЕЛЕННОЕ ЦАРСТВО (Гл. 12−22)

А. Царь Ровоам Иудейский (12:1−24)

Ровоам, сын Соломона, правил Иудеей семнадцать лет (931/930 — 913 гг. до Р. Х.; 3Цар 12:20−24; 2Пар 11−12).

12:1−11 Ровоам отправился в Сихем, чтобы быть помазанным на царство. Услышав о смерти Соломона, Иеровоам вернулся из Египта и также отправился в Сихем вместе со всем собранием израильтян. Израильтяне выдвинули Ровоаму ультиматум: «Облегчи нам жестокую работу отца твоего и тяжкое иго, которое он наложил на нас, и тогда мы будем служить тебе». Для того, чтобы поддерживать восточную роскошь при дворе, Соломон принуждал народ к тяжкому труду и облагал его непосильными налогами. Так что люди сказали: «Понизь налоги, которые вынуждал нас платить твой отец, и мы станем служить тебе. В противном случае мы восстанем». Ровоам попросил три дня для принятия решения. Сначала он посоветовался с престарелыми советниками. Они порекомендовали ему проявить доброту к народу и услужить ему. Но младшие советники предложили прямо противоположное — пригрозить народу еще большими налогами! В этом смысле мизинец Ровоама оказался толще чресл Соломона. Если Соломон наказывал их бичами, то Ровоам угрожал наказывать их скорпионами (вероятно, имеются в виду бичи с острыми наконечниками).

12:12−20 Когда Иеровоам и собрание Израиля вернулись выслушать ответ царя на третий день, он ответил им по совету молодых людей. Стих 15 показывает, что такой поворот событий был вызван Господом, чтобы исполнилось слово, изреченное через Ахию Силомлянина (11:30−39). Тогда народ Израиля восстал против Ровоама, хотя некоторые из них остались жить на территории Иуды. Ровоам послал Адонирама, ненавистного народу надсмотрщика за проведением принудительных работ, подчинить израильтян его воле, но они забросали Адонирама камнями до смерти. Потом народ Израиля сделал царем Иеровоама. Хотя в стихе 20 сказано, что только колено Иудино последовало за Ровоамом, нам следует помнить, что Иудее принадлежали также колена Вениамина (ст. 21), Симеона (Нав 19:1б) и большая часть колена Левия.

12:21−24 Ровоам захотел исправить ситуацию, объявив войну Израилю, но отменил ее вследствие Божьего повеления. Прежде Ровоам не прислушался к совету старцев, но теперь выслушал совет Господа и пощадил жизнь множества израильтян. Раскол произошел по слову Господа, и слово Господа обеспечило, чтобы в ходе его не пролилась кровь.

РАСКОЛ ЦАРСТВА

История разделенного царства начинается здесь и продолжается в Четвертой книге Царств. Иеровоам правил десятью северными коленами, обычно называемыми «Израилем», а иногда, у пророков, — «Ефремом». В этом царстве сменилось девять династий, и все цари были нечестивыми.

Ровоам правил южным царством, известным как «Иудея». В этом царстве правила одна династия. Все цари были потомками Давида. Христос является законным наследником престола Давида через Иосифа, Своего приемного отца (смотри родословную в Матфея 1). Он также был и физически потомком Давида через деву Марию, происходившую от родного сына Давида Нафана (смотри родословную в Луки 3). Некоторые из царей Иудеи были выдающимися реформаторами, но большинство из них также были нечестивыми.

В истории разделенного царства можно отметить четыре этапа. Во-первых, это период открытых конфликтов, от Иеровоама (3Цар 12:1) до Амврия (3Цар 16:28). Во-вторых, это период ослабления напряжения, от Амврия (3Цар 16:29) до Ииуя (4Цар 9). Третий этап, от Ииуя до пленения Израиля Ассирией (722 г. до Р. Х.), отличался сравнительной независимостью (4Цар 9−17). В итоге осталась только Иудея, которая попала в вавилонский плен в 586 г. до Р. Х. (4Цар 18−25).

Царство Израиля так и не вернулось на свою землю как единый народ. Иудея оставалась в плену семьдесят лет, а потом многочисленные группы ее представителей возвратились в Иерусалим, о чем рассказано в книгах Ездры и Неемии. Южные колена вернулись в свою землю и жили там, подчиненные язычникам, еще примерно 500 лет до рождения Христа.

В конце ветхозаветного периода иудеи в своей земле были подчинены царю Персии. Позже Персия была завоевана Грецией, и иудеи подчинялись этой мировой державе. Наконец греки покорились Римской империи; и в период римского владычества родился Господь Иисус.

Изучая период разделенного царства, исследователи часто сталкиваются с кажущимися противоречиями в датах. Большая часть хронологических трудностей может быть устранена, если принять во внимание, что в Израиле и Иудее использовались разные методы подсчета длительности правления. Другой важный момент заключается в том, что иногда два царя правили в одно и то же время. Подробно хронология царствований изучается в книге Эдвина Р. Тайла «Загадочные числа еврейских царей».

Мы изучим историю разделенного царства в том порядке, в каком перечислены его правители, упомянем о важных событиях, происходивших в период правления каждого из них. Даты взяты из книги Тайла, упомянутой выше.

Б. Царь Иеровоам Израильский (12:25 — 14:20)

Иеровоам, сын Навата, из колена Ефрема, был царем Израиля двадцать два года (931/930−910/909 гг. до Р. Х.).

1. Ложные центры поклонения Иеровоама (12:25−33)

12:25−30 Первый царь Израиля сначала сделал своей столицей Сихем, а затем построил Пенуил на другом берегу реки Иордан. Боясь, что народ Израиля будет возвращаться в Иерусалим, чтобы поклоняться Богу в праздничные дни, а потом возвратится к царю Иудейскому, он учредил свою религиозную систему: Дан и Вефиль стали новыми центрами поклонения. В обоих местах были поставлены золотые тельцы, и эти идолы были объявлены богами, которые вывели Израиль из земли Египетской!

12:31−33 Иеровоам построил капище на высоте. Он создал новое священство, собрав его со всего народа, а не только сынов Левииных, как велел Бог. Он учредил новый религиозный календарь, с большим праздником в пятнадцатый день восьмого месяца, заменившим праздник кущей, который отмечали в седьмом месяце. Он сам узурпировал место священника, принося жертвы на жертвеннике, который он сделал в Вефиле.

То, что многие жители Израиля приняли эти изменения, показывает, как далеко их сердца были от Господа. Их отцы поклонялись тельцу и были наказаны за это (Исх 32). Соломон воздвигал высоты и утратил за это большую часть царства (Гл. 11). Корей и его последователи пытались узурпировать права священников и поплатились за это жизнью (Чис 16). Инновации, с помощью которых Иеровоам пытался сохранить царство, только обеспечили его падение. Те, кто был верен Господу, бежал в Иудею (2Пар 11:14−16), оставив своих братьев наслаждаться удобствами и пожинать плоды их рукотворной религии. Хорошо сказано, что «Иеровоам не заслужил такого хорошего положения [царской власти], но Израиль заслужил такого плохого правителя».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.