3 Царств 19 глава

Третья книга Царств
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И пересказал Ахав Иезавели всё, что сделал Илия, и то, что он убил всех пророков мечом.
2 И послала Иезавель посланца к Илии сказать: пусть то и то сделают мне боги, и ещё больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душою того, что сделано с душею каждого из них.
3 Увидев это, он встал и пошёл, чтобы спасти жизнь свою, и пришёл в Вирсавию, которая в Иудее, и оставил отрока своего там.
4 А сам отошёл в пустыню на день пути и, придя, сел под можжевёловым кустом, и просил смерти себе и сказал: довольно уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих.
5 И лёг и заснул под можжевёловым кустом. И вот, Ангел коснулся его и сказал ему: встань, ешь.
6 И взглянул Илия, и вот, у изголовья его печёная лепёшка и кувшин воды. Он поел и напился и опять заснул.
7 И возвратился Ангел Господень во второй раз, коснулся его и сказал: встань, ешь, ибо дальняя дорога пред тобою.
8 И встал он, поел и напился, и, подкрепившись тою пищею, шёл сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива.
9 И вошёл он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия?
10 Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять её.
11 И сказал: выйди и стань на горе пред лицом Господним, и вот, Господь пройдёт, и большой и сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь; после ветра землетрясение, но не в землетрясении Господь;
12 после землетрясения огонь, но не в огне Господь; после огня веяние тихого ветра.
13 Услышав сие, Илия закрыл лицо своё милотью своею, и вышел, и стал у входа в пещеру. И был к нему голос и сказал ему: что ты здесь, Илия?
14 Он сказал: возревновал я о Господе, Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять её.
15 И сказал ему Господь: пойди обратно своею дорогою через пустыню в Дамаск, и когда придёшь, то помажь Азаила в царя над Сириею,
16 а Ииуя, сына Намессиина, помажь в царя над Израилем; Елисея же, сына Сафатова, из Авел-Мехолы, помажь в пророка вместо себя;
17 кто убежит от меча Азаилова, того умертвит Ииуй; а кто спасётся от меча Ииуева, того умертвит Елисей.
18 Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его.
19 И пошёл он оттуда, и нашёл Елисея, сына Сафатова, когда он орал; двенадцать пар волов было у него, и сам он был при двенадцатой. Илия, проходя мимо него, бросил на него милоть свою.
20 И оставил Елисей волов, и побежал за Илиею, и сказал: позволь мне поцеловать отца моего и мать мою, и я пойду за тобою. Он сказал ему: пойди и приходи назад, ибо что сделал я тебе?
21 Он, отойдя от него, взял пару волов и заколол их и, зажёгши плуг волов, изжарил мясо их, и раздал людям, и они ели. А сам встал и пошёл за Илиею, и стал служить ему.

Комментарии МакДональда

7. Бегство Илии к Хориву (19:1−18)

19:1−4 Когда Ахав пересказал Иезавели, что пророки Ваала потерпели поражение и были убиты на горе Кармил, она поклялась, что убьет Илию. И тогда пророк, чья вера позволила ему одержать в тот день такую великую победу, утратил смелость. Он бежал от Иезавели, чтобы спасти жизнь свою. Бежал он на юг, к Вирсавии, на расстояние примерно 160 км, на южную границу Иудеи. Оставив своего слугу в Вирсавии, Илия отошел в пустыню на день пути. Там он сел под можжевеловым кустом, уставший, поникший, в отчаянии.

19:5−8 Интересно обратить внимание на то, какими средствами Бог исцелил его от этой сильной депрессии: отдых; пища и питье; еще отдых; еще пища и питье. Подкрепленный этой пищей, пророк шел сорок дней и сорок ночей до горы Божией Хорива (Синая), на которой Бог дал Моисею закон.

19:9−14 Там, в пещере, с ним говорил Господь. Илия, в духе самоправедности, уверял в своей верности и осуждал сынов Израилевых. Он сказал, что единственный остался верен Господу. Тогда Бог велел ему стать на горе закона, но Илия не послушался. Мы узнаем об этом, потому что позже (ст. 13) он вышел и стал у входа в пещеру. Тогда, одно за другим, на горы обрушился большой и сильный ветер, потом землетрясение, потом огонь. Эти силы напоминали Илии о его собственном, суровом и критическом отношении. Ничто из вышеперечисленного не побудило его выйти из пещеры. Наконец, после огня пророк почувствовал веяние тихого ветра. Это было дуновение Господней благодати, и пророк вышел. Потом он снова начал хвалить себя, как единственного оставшегося свидетеля Бога. Джордж Уильямс так комментирует это: «Если бы он не думал так много о себе, то понял бы: бури, землетрясения и огонь не совершат того, что способно совершить тихое дуновение любви. Он признал бы, что между его сердцем и сердцем народа нет никакой разницы; и что, как принуждение силой не способно заставить его выйти из пещеры, так и он не может заставить народ силой отказаться от греха».

19:15−18 По-видимому, из-за высокого самомнения Илии, его полезность как служителя Божьего уменьшилась. Бог велел ему вернуться на север, через пустыню в Дамаск, и совершить там три помазания:
1) Он должен был помазать Азаила в царя над Сириею. Этот царь должен был наказать непокорный народ Израиля.
2) Он должен был помазать Ииуя в царя над Израилем. Ииуй должен был осуществить Божий суд над домом Ахава.
3) Он должен был помазать Елисея как своего собственного преемника. Это должно было научить его тому, что он не должен считать себя незаменимым.
Эти три человека должны были осуществить Божий суд над идолопоклонниками Израиля (ст. 17), но Господь собирался пощадить семь тысяч мужей, которые колени не преклоняли пред Ваалом и не лобызали его.

8. Помазание Елисея Илией (19:19−21)

19:19 Илия отправился на север, к Авел-Мехоле, расположенной в долине реки Иордан недалеко от Вефсана. Там он встретил Елисея, который пахал поле. То, что у Елисея было двенадцать пар волов, означает, что он не был беден. Вероятно, сам он пахал на одной упряжке, а его слуги — на остальных. Илия бросил на Елисея свой плащ, что означало: Елисей будет его преемником.

19:20−21 Елисей попросил разрешения вернуться домой и попрощаться с семьей. Илия согласился, но предупредил, чтобы Елисей не забыл о случившемся — то есть о том, как Илия помазал его. После пышного прощального пира Елисей встал, пошел за Илиею и стал служить ему.

Просьба Елисея о прощании с родителями похожа на слова несложившегося ученика, которого Иисус объявил неподходящим для царства (Лк 9:61−62). Разница заключается лишь в том, что в случае с Елисеем это было искреннее желание попрощаться, а в другом случае — оправдание нерешительности.

Примечания:

 
Синодальный перевод
13, 19 милоть — верхняя одежда из грубой шерсти.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.