4 Царств 16 глава

Четвертая книга Царств
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 В семнадцатый год Факея, сына Ремалиина, воцарился Ахаз, сын Иоафама, царя Иудейского.
2 Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа, Бога своего, как Давид, отец его,
3 но ходил путём царей Израильских, и даже сына своего провёл через огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых,
4 и совершал жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким тенистым деревом.
5 Тогда пошёл Рецин, царь Сирийский, и Факей, сын Ремалиин, царь Израильский, против Иерусалима, чтобы завоевать его, и держали Ахаза в осаде, но одолеть не могли.
6 В то время Рецин, царь Сирийский, возвратил Сирии Елаф и изгнал Иудеев из Елафа; и Идумеяне вступили в Елаф, и живут там до сего дня.
7 И послал Ахаз послов к Феглаффелласару, царю Ассирийскому, сказать: раб твой и сын твой я; приди и защити меня от руки царя Сирийского и от руки царя Израильского, восставших на меня.
8 И взял Ахаз серебро и золото, какое нашлось в доме Господнем и в сокровищницах дома царского, и послал царю Ассирийскому в дар.
9 И послушал его царь Ассирийский; и пошёл царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил.
10 И пошёл царь Ахаз навстречу Феглаффелласару, царю Ассирийскому, в Дамаск, и увидел жертвенник, который в Дамаске, и послал царь Ахаз к Урии священнику изображение жертвенника и чертёж всего устройства его.
11 И построил священник Урия жертвенник по образцу, который прислал царь Ахаз из Дамаска; и сделал так священник Урия до прибытия царя Ахаза из Дамаска.
12 И пришёл царь из Дамаска, и увидел царь жертвенник, и подошёл царь к жертвеннику, и принёс на нём жертву;
13 и сожёг всесожжение своё и хлебное приношение, и совершил возлияние своё, и окропил кровью мирной жертвы своей жертвенник.
14 А медный жертвенник, который пред лицом Господним, он передвинул от лицевой стороны храма, с места между жертвенником новым и домом Господним, и поставил его сбоку сего жертвенника на север.
15 И дал приказание царь Ахаз священнику Урии, сказав: на большом жертвеннике сожигай утреннее всесожжение и вечернее хлебное приношение, и всесожжение от царя и хлебное приношение от него, и всесожжение от всех людей земли и хлебное приношение от них, и возлияние от них, и всякою кровью всесожжений и всякою кровью жертв окропляй его, а жертвенник медный останется до моего усмотрения.
16 И сделал священник Урия всё так, как приказал царь Ахаз.
17 И обломал царь Ахаз ободки у подстав, и снял с них умывальницы, и море снял с медных волов, которые были под ним, и поставил его на каменный пол.
18 И отменил крытый субботний ход, который построили при храме, и внешний царский вход к дому Господню, ради царя Ассирийского.
19 Прочее об Ахазе, что он сделал, написано в летописи царей Иудейских.
20 И почил Ахаз с отцами своими, и погребён с отцами своими в городе Давидовом. И воцарился Езекия, сын его, вместо него.

Комментарии МакДональда

Ш. Царь Ахаз Иудейский (Гл. 16)

Ахаз, сын Иоафама, был царем Иудейским двадцать лет (735−716/715 гг. до Р. Х.; см. 2Пар 28).

16:1−4 Ахаз был соправителем своего отца, возможно, в течение двенадцати лет. Имя Ахаз — сокращение от Иоахаз. В ассирийских надписях этот царь упоминается под полным именем. Приставка «Ио-» означает Иегова, и, без сомнения, Святой Дух опустил эту часть имени намеренно, так как Ахаз был отступником. Он следовал примеру царей Израильских, будучи идолопоклонником, и даже сына своего провел через огонь. В культе Молоха считалось, что дети, проходя между раскаленных докрасна рук медного идола, очищаются от зла и посвящаются богу. Иногда детей даже убивали и сжигали (Иер 7:31; Иез 16:21).

16:5−9 Для того, чтобы вынудить Иудею выступить вместе с ними против Ассирии и посадить вассального царя на престол Иудеи (Ис 7:6), Сирия и Израиль вместе собрались напасть на Иерусалим. В то же время Сирия захватила Елаф и основала там колонию сирийцев. Расстроенный этим Ахаз обратился за помощью к Ассирии, послав ей серебро и золото из сокровищниц храма и дворца. Феглаффелласар согласился помочь, захватив Дамаск и убив сирийского царя. Так исполнилось пророчество Исаии. Но Бог собирался сделать ассирийцев проклятием для Иудеи (Ис 7:17−25).

16:10−16 По пути в Дамаск к Феглаф-фелласару Ахаз увидел языческий жертвенник и решил построить такой же в Иерусалиме. Так что он послал изображение этого жертвенника священнику Урии, который построил его до прибытия царя. Ахаз принес разные жертвы на новом жертвеннике (все, кроме жертвы за грех и жертвы повинности), а потом велел Урии использовать его вместо медного жертвенника. Судя по последней фразе в стихе 15, Ахаз, вероятно, собирался использовать медный жертвенник для гадания. Однако эти слова можно понимать и так: «Что же до медного жертвенника, надо будет подумать (или спросить), что с ним делать». Священник Урия согрешил, послушавшись царя Ахаза, осквернившего святилище, вместо того, чтобы бесстрашно упрекнуть его. Урия упоминается благосклонно в Исаии 8:2, но это было до нападения на Иерусалим. Он уступил требованию Ахаза построить языческий жертвенник уже позже.

16:17−20 Ахаз убрал из храма некоторые предметы убранства, возможно, боясь, что царь Ассирии заберет их, если захватит Иерусалим. Есть мнение, что он использовал их для уплаты дани. Во 2 Паралипоменон 28:24 говорится, что в конце своего правления Ахаз вообще закрыл храм. Как и другие цари-отступники, правившие до него, Ахаз не был похоронен в царской гробнице (2Пар 28:27), но был погребен с отцами своими в городе Давидовом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.