4 Царств 3 глава

Четвертая книга Царств
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Иорам, сын Ахава, воцарился над Израилем в Самарии в восемнадцатый год Иосафата, царя Иудейского, и царствовал двенадцать лет,
2 и делал неугодное в очах Господних, хотя не так, как отец его и мать его: он снял статую Ваала, которую сделал отец его;
3 однако же грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввёл в грех Израиля, он держался, не отставал от них.
4 Меса, царь Моавитский, был богат скотом и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец и по сто тысяч неостриженных баранов.
5 Но когда умер Ахав, царь Моавитский отложился от царя Израильского.
6 И выступил царь Иорам в то время из Самарии и сделал смотр всем Израильтянам;
7 и пошёл и послал к Иосафату, царю Иудейскому, сказать: царь Моавитский отложился от меня, пойдёшь ли со мной на войну против Моава? Он сказал: пойду; как ты, так и я, как твой народ, так и мой народ; как твои кони, так и мои кони.
8 И сказал: какою дорогою идти нам? Он сказал: дорогою пустыни Едомской.
9 И пошёл царь Израильский, и царь Иудейский, и царь Едомский, и шли они обходом семь дней, и не было воды для войска и для скота, который шёл за ними.
10 И сказал царь Израильский: ах! созвал Господь трёх царей сих, чтобы предать их в руку Моава.
11 И сказал Иосафат: нет ли здесь пророка Господня, чтобы нам вопросить Господа через него? И отвечал один из слуг царя Израильского и сказал: здесь Елисей, сын Сафатов, который подавал воду на руки Илии.
12 И сказал Иосафат: есть у него слово Господне. И пошли к нему царь Израильский, и Иосафат, и царь Едомский.
13 И сказал Елисей царю Израильскому: что мне и тебе? пойди к пророкам отца твоего и к пророкам матери твоей. И сказал ему царь Израильский: нет, потому что Господь созвал сюда трёх царей сих, чтобы предать их в руку Моава.
14 И сказал Елисей: жив Господь Саваоф, пред Которым я стою! Если бы я не почитал Иосафата, царя Иудейского, то не взглянул бы на тебя и не видел бы тебя;
15 теперь позовите мне гуслиста. И когда гуслист играл на гуслях, тогда рука Господня коснулась Елисея,
16 и он сказал: так говорит Господь: делайте на сей долине рвы за рвами,
17 ибо так говорит Господь: не увидите ветра и не увидите дождя, а долина сия наполнится водою, которую будете пить вы и мелкий и крупный скот ваш;
18 но этого мало пред очами Господа; Он и Моава предаст в руки ваши,
19 и вы поразите все города укреплённые и все города главные, и все лучшие деревья срубите, и все источники водные запрудите, и все лучшие участки полевые испортите каменьями.
20 Поутру, когда возносят хлебное приношение, вдруг полилась вода по пути от Едома, и наполнилась земля водою.
21 Когда Моавитяне услышали, что идут цари воевать с ними, тогда собраны были все, начиная от носящего пояс и старше, и стали на границе.
22 Поутру встали они рано, и когда солнце воссияло над водою, Моавитянам издали показалась эта вода красною, как кровь.
23 И сказали они: это кровь; сразились цари между собою и истребили друг друга; теперь на добычу, Моав!
24 И пришли они к стану Израильскому. И встали Израильтяне и стали бить Моавитян, и те побежали от них, а они продолжали идти на них и бить Моавитян.
25 И города разрушили, и на всякий лучший участок в поле бросили каждый по камню и закидали его; и все протоки вод запрудили и все дерева лучшие срубили, так что оставались только каменья в Кир-Харешете. И обступили его пращники и разрушили его.
26 И увидел царь Моавитский, что битва одолевает его, и взял с собою семьсот человек, владеющих мечом, чтобы пробиться к царю Едомскому; но не могли.
27 И взял он сына своего первенца, которому следовало царствовать вместо него, и вознёс его во всесожжение на стене. Это произвело большое негодование в Израильтянах, и они отступили от него и возвратились в свою землю.

Комментарии МакДональда

Г. Царь Иорам Израильский (Гл. 3)

Иорам, сын Ахава, был царем Израильским двенадцать лет (852−841 гг. до Р. Х.; 4Цар 3:1 — 9:29).

3:1−3 Когда Иорам, сын Ахава, начал править над Израилем, в Иудее совместно правили Иосафат и его сын Иорам. Это объясняет, почему Иорам, царь Израиля, начал править в восемнадцатый год Иосафата и на второй год Иорама, царя Иудейского (4Цар 1:17).

Иорам не был таким грешником, как его родители; он снял статую Ваала, воздвигнутую Ахавом. Но он продолжал поклоняться золотому тельцу, культ которого учредил Иеровоам, сын Наватов.

3:4−9 В период правления Ахава царь Моавитский был вынужден ежегодно платить дань Израилю. Когда умер Ахав, царь Меса решил, что настало время восстать. На знаменитом Моавитском камне, обнаруженном немецким миссионером в 1868 г., упоминается о подчинении Моава Израилю и успешном восстании Месы.

Охозия ничего не стал делать в связи с бунтом Моава. Но его преемник Иорам, придя к власти, тут же решил вернуть контроль над Моавом, не желая терять крупную дань, которую он платил. Иорам попросил Иосафата поддержать его в сражении, и Иосафат снова неразумно согласился. (См. 3 Царств 22, где Иосафат чуть не погиб, будучи союзником Израиля). Они решили пройти по западному берегу Мертвого моря, к востоку от Едома и на север в Моав. Так как царь Едомский был вассалом Иосафата в то время, они заручились и его поддержкой.

3:10−12 Когда они подошли к Моаву, у войска закончилась вода. Иорам стал высокомерно обвинять Господа, а Иосафат предложил посоветоваться с пророком Господним. Узнав, что неподалеку есть Елисей, слуга Илии, три царя пошли к нему.

3:13−19 Сначала Елисей заявил, что не хочет иметь ничего общего с идолопоклонником-царем Израиля, и предложил ему пойти к пророкам-идолопоклонникам его отца. Ответ Иорама, возможно, означает, что источник проблемы — не идолы, а Господь. Из уважения к Иосафату Елисей согласился спросить совета у Господа. Гуслист играл на гуслях, тем временем сила Божья коснулась Елисея, и он предсказал, что долина наполнится водой не от дождя, и Моав потерпит поражение.

3:20−25 На следующее утро долина наполнилась водой, пришедшей со стороны Едома. В лучах восходящего солнца вода показалась моавитянам красной, как кровь, и они решили, что цари Израиля, Иудеи и Едома поссорились между собой. Они отправились к стану израильскому за добычей, но наткнулись на упорное сопротивление. Израильтяне закидали плодородную землю камнями, запрудили источники и все дерева лучшие срубили.

3:26−27 Царь Моавитский, рассерженный на своих бывших союзников Идумеев, и подозревающий, что царь Едома не будет сражаться также преданно, как Израиль и Иудея, попытался пробиться к царю Едомскому. Когда это ему не удалось, он принес своего старшего сына во всесожжение на стене, чтобы умилостивить своих богов, внушить смелость своим воинам и устрашить врага. Израиль потрясло это человеческое жертвоприношение, бывшее, разумеется, нечестивым. Либо по воле Бога, либо по велению собственной совести, они отступили, не подчинив Моав. Хэролд Стайгерс комментирует это: «По-видимому, автор задает вопрос: если этот случай так потряс Израиль, почему же его не шокировало собственное идолопоклонство? Однако   идолопоклонство продолжалось и в Израиле, и в Иудее».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.