1 Паралипоменон 17 глава

Первая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Когда Давид жил в доме своём, то сказал Давид Нафану пророку: вот, я живу в доме кедровом, а ковчег завета Господня под шатром.
2 И сказал Нафан Давиду: всё, что у тебя на сердце, делай, ибо с тобою Бог.
3 Но в ту же ночь было слово Божие к Нафану:
4 пойди и скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь: не ты построишь Мне дом для обитания,
5 ибо Я не жил в доме с того дня, как вывел сынов Израиля, и до сего дня, а ходил из скинии в скинию и из жилища в жилище.
6 Где ни ходил Я со всем Израилем, сказал ли Я хотя слово которому-либо из судей Израильских, которым Я повелел пасти народ Мой: «зачем вы не построите Мне дома кедрового?»
7 И теперь так скажи рабу Моему Давиду: так говорит Господь Саваоф: Я взял тебя от стада овец, чтобы ты был вождём народа Моего, Израиля;
8 и был с тобою везде, куда ты ни ходил, и истребил всех врагов твоих пред лицом твоим, и сделал имя твоё, как имя великих на земле;
9 и Я устроил место для народа Моего, Израиля, и укоренил его, и будет он спокойно жить на месте своём, и не будет более тревожим, и нечестивые не станут больше теснить его, как прежде,
10 в те дни, когда Я поставил судей над народом Моим, Израилем, и Я смирил всех врагов твоих, и возвещаю тебе, что Господь устроит тебе дом.
11 Когда исполнятся дни твои, и ты отойдёшь к отцам твоим, тогда Я восставлю семя твоё после тебя, которое будет из сынов твоих, и утвержу царство его.
12 Он построит Мне дом, и утвержу престол его навеки.
13 Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном, — и милости Моей не отниму от него, как Я отнял от того, который был прежде тебя.
14 Я поставлю его в доме Моём и в царстве Моём навеки, и престол его будет твёрд вечно.
15 Все эти слова и всё видение точно пересказал Нафан Давиду.
16 И пришёл царь Давид, и стал пред лицом Господним, и сказал: кто я, Господи Боже, и что такое дом мой, что Ты так возвысил меня?
17 Но и этого ещё мало показалось в очах Твоих, Боже; Ты возвещаешь о доме раба Твоего вдаль, и взираешь на меня, как на человека великого, Господи Боже!
18 Что ещё может прибавить пред Тобою Давид для возвеличения раба Твоего? Ты знаешь раба Твоего!
19 Господи! для раба Твоего, по сердцу Твоему, Ты делаешь всё это великое, чтобы явить всякое величие.
20 Господи! Нет подобного Тебе, и нет Бога, кроме Тебя, по всему, что слышали мы своими ушами.
21 И кто подобен народу Твоему, Израилю, единственному народу на земле, к которому приходил Бог, чтоб искупить его Себе в народ, сделать Себе имя великим и страшным делом — прогнанием народов от лица народа Твоего, который Ты избавил из Египта.
22 Ты соделал народ Твой, Израиля, Своим собственным народом навек, и Ты, Господи, стал Богом его.
23 Итак, теперь, о Господи, слово, которое Ты сказал о рабе Твоём и о доме его, утверди навек, и сделай, как Ты сказал.
24 И да пребудет и возвеличится имя Твоё вовеки, чтобы говорили: «Господь Саваоф, Бог Израилев, есть Бог над Израилем», и дом раба Твоего Давида да будет твёрд пред лицом Твоим.
25 Ибо Ты, Боже мой, открыл рабу Твоему, что Ты устроишь ему дом, поэтому раб Твой и дерзнул молиться пред Тобою.
26 И ныне, Господи, Ты Бог, и Ты сказал о рабе Твоём такое благо.
27 Начни же благословлять дом раба Твоего, чтоб он был вечно пред лицом Твоим. Ибо если Ты, Господи, благословишь, то будет он благословен вовек.

Комментарии МакДональда

В. Желание Давида построить храм и ответ Бога (Гл. 17)

Глава 17 делится на три части: желание Давида построить дом Богу (ст. 1−2), решение Бога создать династию потомков Давида (ст. 3−15) и ответная молитва Давида (ст. 16−27). Во 2 Царств 7 есть параллельный отрывок.

17:1−4 Давид сообщил Нафану пророку, что нехорошо ему самому иметь такой роскошный дом, в то время как ковчег завета находится в шатре. Нафан поспешно одобрил его желание построить дом для Господа. Но потом Господь сказал Нафану: Давид — не тот человек, который избран для этой задачи.

17:5, 6 Ковчег никогда не находился в доме, а только в шатре. Бог также не давал никаких указаний строить Себе дом. Позже Давид объяснил своему сыну Соломону один момент, о котором здесь не говорится: он не должен был строить храм, потому что пролил так много крови и совершил насилия (22:7−8). Задача создать постоянное место для ковчега Господня была оставлена для его сына, «человека мирного» (22:9).

17:7−15 Как в прошлом Бог в благодати Своей говорил с патриархами, так и теперь Он обещал пастырю-царю Израиля незаслуженное благословение. Эти безусловные обетования известны как завет Давида. Во 2 Царств 7:12−16 и Псалме 88 также упоминается этот завет. Джон Уолворд обобщает данный завет:

«Завет, заключенный Богом с Давидом, включает в себя... следующее: 1) У Давида будет сын, еще не родившийся, который станет его преемником и укрепит его царство. 2) Этот сын (Соломон) построит храм вместо Давида. 3) Престол его царства будет стоять вовеки. 4) Престол не будет отнят у него (Соломона), несмотря на то, что его грехи заслуживают наказания. 5) Дом, престол и царство Давида будут существовать вечно».

Этот завет, как и остальные безусловные заветы, заключенные Богом, играет важную роль в Его отношениях с человечеством. Он упоминается в нескольких других местах Писания (например, Ис 9; Иер 23, 33; Иез 37; Зах 14). Он найдет свое полное исполнение в Господе Иисусе Христе, Которому принадлежат навеки престол и царство.

17:16−27 Услышав об этом, Давид стал пред лицом Господним и излил свое сердце в молитве с верой. Его ответ Богу позволяет нам понять две особенности характера Давида: смирение и веру в Господа. Стихи 16 и 17 вдохновили бывшего работорговца, а позже проповедника Евангелия Джона Ньютона на написание знаменитой песни «О, Благодать». Как и Давид, он считал себя недостойным и незначительным по сравнению с действительно удивительной благодатью Бога.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.