Псалтирь 73 псалом

Псалтирь
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Учение Асафа. Для чего, Боже, отринул нас навсегда? возгорелся гнев Твой на овец пажити Твоей?
2 Вспомни сонм Твой, который Ты стяжал издревле, искупил в жезл достояния Твоего, — эту гору Сион, на которой Ты вселился.
3 Подвигни стопы Твои к вековым развалинам: всё разрушил враг во святилище.
4 Рыкают враги Твои среди собраний Твоих; поставили знаки свои вместо знамений наших;
5 показывали себя подобными поднимающему вверх секиру на сплетшиеся ветви дерева;
6 и ныне все резьбы в нём в один раз разрушили секирами и бердышами;
7 предали огню святилище Твоё; совсем осквернили жилище имени Твоего;
8 сказали в сердце своём: «разорим их совсем», — и сожгли все места собраний Божиих на земле.
9 Знамений наших мы не видим, нет уже пророка, и нет с нами, кто знал бы, доколе это будет.
10 Доколе, Боже, будет поносить враг? вечно ли будет хулить противник имя Твоё?
11 Для чего отклоняешь руку Твою и десницу Твою? Из среды недра Твоего порази их.
12 Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли!
13 Ты расторг силою Твоею море, Ты сокрушил головы змиев в воде;
14 Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни,
15 Ты иссёк источник и поток, Ты иссушил сильные реки.
16 Твой день и Твоя ночь: Ты уготовал светила и солнце;
17 Ты установил все пределы земли, лето и зиму Ты учредил.
18 Вспомни же: враг поносит Господа, и люди безумные хулят имя Твоё.
19 Не предай зверям душу горлицы Твоей; собрания убогих Твоих не забудь навсегда.
20 Призри на завет Твой; ибо наполнились все мрачные места земли жилищами насилия.
21 Да не возвратится угнетённый посрамлённым; нищий и убогий да восхвалят имя Твоё.
22 Восстань, Боже, защити дело Твоё, вспомни вседневное поношение Твоё от безумного;
23 не забудь крика врагов Твоих; шум восстающих против Тебя непрестанно поднимается.

Комментарии МакДональда

Псалом 73: Помни!

Эта трогательная жалоба относится к моменту разрушения храма вавилонянами при правлении Навуходоносора. Но она может быть связана и еще с тремя подобными трагедиями Израиля:

  • Осквернением святилища Антиохом Епифаном в 170−168 гг. до Р. Х.
  • Разрушением храма Титом и его римскими легионами в 70 г. по Р. Х.
  • Будущей мерзостью запустения, предсказанной в Матфея 24:15.

Когда вавилоняне прекратили грабить город, казалось, что Бог оставил Свой народ раз и навсегда. Глядя на дым, поднимающийся над руинами, иудеи правильно воспринимали катастрофу как следствие Его гнева. Но и тогда они патетически напоминали Господу, что остаются:

  • Его овцами (ст. 1)
  • Его собранием (ст. 2)
  • Его наследством (ст. 2)
  • Его несчастной горлицей (ст. 19)
  • угнетенными (ст. 21)
  • опечаленными и нуждающимися (ст. 21)

Также часто повторяется призыв «Вспомни»:

  • Вспомни Свое собрание (ст. 2)
  • Вспомни гору Сион (ст. 2)
  • Вспомни насмешки врагов (ст. 18)
  • Вспомни, как нечестивые издевались и поносили имя Бога (ст. 22).

73:1−4 Они взывают к Богу, как будто Он не знает о происходящем, просят Его прийти и посмотреть на руины святилища, разрушенного халдейскими воинами. Потом они как очевидцы рассказывают о случившемся. Иноземные захватчики ворвались прямо в храм. Они поставили знаки свои вместо знамений, то есть установили языческие символы и обряды в место духовного поклонения Иегове.

73:5−8 Как мощные деревья падают одно за другим под умелыми ударами топора дровосека, так дорогая резьба и деревянные панели храма были сокрушены секирами и бердышами языческих воинов. Разрушив все в храме, они предали его огню, окончательно осквернив жилище Бога. Желая полностью уничтожить Израиль и его веру, они сожгли все места собраний Божиих на земле.

73:9 Народ оказался в духовном вакууме, его волнуют вопросы. Его окружает тройная пустота:

  1. Никаких знамений. Раньше Бог чудесным образом вмешивался в дела Израиля, но сейчас Его не видно.
  2. Никаких пророков. К тому времени пророческий голос умолк (Иез 3:26).
  3. Никакой надежды на облегчение. Никто не знал, сколько будут продолжаться несчастья.

73:10−11 Народ волнуют четыре вопроса:

  1. Доколе Бог будет позволять врагу издеваться над ними?
  2. Позволит ли Бог постоянно хулить Свое имя?
  3. Почему Его рука не остановит разрушение?
  4. Почему Его десница скрыта его широкими одеждами?

73:12−17 Но автор псалма находит надежду и утешение, вспоминая о том, как в прошлом Бог, в могуществе Своем, выступал на стороне Своего народа. Будучи издавна Царем Израиля, Он прославился фантастическими избавлениями, совершенными в разных местах. Например, Он расторг Чермное море силою Своей, помогая иудеям бежать из Египта. Когда же египетские змии, то есть армия фараона, попытались преследовать их, Он сделал так, что вся вода вернулась на место, и вражеская армия затонула. Он сокрушил голову левиафана, чудовищного крокодила, символизировавшего мощь Египта, и тела воинов, выброшенные на берег волнами, стали пищей для пустынных стервятников и зверей. Он открывал для народа источники в пустыне и иссушил Иордан, чтобы народ мог войти в землю обетованную. День и ночь находятся под Его контролем, солнце, луна и звезды служат Ему. Именно Он создал географические и топографические особенности земли, времена года зависят от Него.

73:18−21 Автор псалма напоминает Богу, что катастрофа народа затрагивает и Его. Враг поносит Его; порочные и безумные люди хулят Его имя.

Его народ находится в отчаянном положении. Они просят не оставлять их, Его горлицу, в лапах вавилонского зверя, не забывать убогих навсегда. Они молят Его соблюсти завет, который Он заключил с Авраамом, теперь, когда мрачные места земли Израиля наполнились насилием и жестокостью. Они молят Бога вернуть почет Своему угнетенному народу, очистить его от позора, чтобы они могли снова восхвалять Его имя, и чтобы у них было много поводов славить Его за ответ на молитву.

73:22−23 В конечном итоге, речь идет о деле Бога. Он должен защитить честь Своего имени, потому что нечестивые вседневно насмехаются над Ним. Он не должен забыть насмешки Своих врагов, которые непрестанно наполняют воздух угрозами.

Примечания:

 
Синодальный перевод
1 пажить — пастбище, поле, луг.
2 сонм — собрание, сборище; толпа; множество.
11 десница — правая рука.
19 горлица — дикий голубь.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.