Исход 20 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И изрёк Бог все слова сии, говоря:
2 Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства;
3 да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
4 Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли;
5 не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня,
6 и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
7 Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
8 Помни день субботний, чтобы святить его;
9 шесть дней работай и делай всякие дела твои,
10 а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;
11 ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и всё, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.
12 Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.
13 Не убивай.
14 Не прелюбодействуй.
15 Не кради.
16 Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
17 Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
18 Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и, увидев то, народ отступил и стал вдали.
19 И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть.
20 И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришёл, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили.
21 И стоял народ вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог.
22 И сказал Господь Моисею: так скажи сынам Израилевым: вы видели, как Я с неба говорил вам;
23 не делайте предо Мною богов серебряных, или богов золотых, не делайте себе:
24 сделай Мне жертвенник из земли и приноси на нём всесожжения твои и мирные жертвы твои, овец твоих и волов твоих; на всяком месте, где Я положу память имени Моего, Я приду к тебе и благословлю тебя;
25 если же будешь делать Мне жертвенник из камней, то не сооружай его из тёсаных, ибо, как скоро наложишь на них тесло твоё, то осквернишь их;
26 и не всходи по ступеням к жертвеннику Моему, дабы не открылась при нём нагота твоя.

Комментарии МакДональда

Б. Десять Заповедей (Гл. 20)

Господь Иисус разделил Десять Заповедей на две части: первая о любви к Богу, вторая — о любви к ближнему (Мф 22:37−40). Некоторые считают, что любить Бога учат первые четыре заповеди. Другие добавляют к ним и пятую. Выражение «Господь Бог твой» встречается в первых пяти заповедях.

I.

20:1−3 Да не будет у тебя других богов. Запрещается поклонение множеству богов (политеизм) и поклонение любому другому богу, кроме Иеговы.

II.

20:4−6 Не делай себе никакого изображения. Запрещается не только поклоняться идолам, но и делать их. Это касается картин, изображений и статуй, используемых для поклонения. Но запрет распространяется не на все картины и статуи, так как в скинии были чеканные изображения херувимов. В другом месте Бог повелевает Моисею сделать медного змея (Числа 21: 8). Нет сомнения в том, что заповедь запрещает использовать картины и изображения именно божества.

«Бог ревнитель» — так говорит Библия о Господе. Бог способен ревновать, когда речь идет о поклонении и любви Его народа. Он наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого рода. Наказание может проявляться во врожденных дефектах, нищете, болезнях и короткой продолжительности жизни. Но Божья милость — до тысячи родов (поколений) любящим Его и соблюдающим Его заповеди.

III.

20:7 Запрещено произносить имя Господа напрасно. Это означает запрет на использование имени Бога для ложных клятв. Запрет распространяется также на сквернословие, богохульство, клятвы по мелочам, а также невыполнение данного ранее обещания, подкрепленного клятвой.

IV.

20:8−11 Помни день субботний. Впервые о дне субботнем упоминается в книге Бытия 2:1−3. В книге Исход (16 глава) субботний день упоминается в связи со сбором манны. Теперь же израильтянам повелевается строго соблюдать день субботний. Это было прообразом того покоя, который теперь имеют верующие во Христе. Искупленное творение будет пребывать в этом покое после наступления Тысячелетнего Царства. Субботний день — это седьмой день недели, который длится от захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу. Нигде в Новом Завете не говорится о том, что христиане должны соблюдать субботу.

V.

20:12 Почитай отца твоего и мать твою. Почитать в данном контексте означает слушаться. Этот стих учит нас, что те, кто послушны родителям, в целом обеспечивают себе длинную жизнь. И напротив, непослушание и грех часто приводят к преждевременной смерти. Это первая заповедь с обетованием (Еф 6:2). Она учит уважать старших и вышестоящих.

VI.

20:13 Не убивай. Речь идет именно о предумышленном убийстве. Данная заповедь не имеет отношения к смертной казни и не распространяется на непредумышленное убийство. Бог учит нас уважать человеческую жизнь.

VII.

20:14 Не прелюбодействуй. Запрещая прелюбодеяние, Библия учит нас уважительно относиться к браку и предупреждает, что нельзя эксплуатировать тело другого человека. Заповедь может распространяться на все незаконные виды сексуального поведения.

VIII.

20:15 Не кради. Эта заповедь относится ко всем незаконным способам лишения человека его имущества. Она учит уважению к частной собственности.

IX.

20:16 Не произноси ложного свидетельства. Эта заповедь запрещает говорить ложь, которая может повредить репутации человека, привести к его наказанию или даже казни. Заповедь учит уважать репутацию человека.

X.

20:17 Не желай чужого. Десятая заповедь переходит от поступков к мыслям и указывает на то, что желать чего-то, что Бог никогда не собирался нам дать, это грех. Апостол Павел свидетельствует о том, что эта заповедь привела его к глубочайшему осознанию своей греховности (Рим 7:7).

20:18−21 После того, как были даны Десять Заповедей, люди ужаснулись от проявления Божьего присутствия. Они боялись, что умрут, если Бог будет говорить с ними напрямую, и поэтому Моисей стал их посредником.

20:20−26 Закон Моисея был дан для того, чтобы показать греховность народа. Но затем Господь, по милости Своей, повелел людям соорудить жертвенник, напоминая тем самым, что грешники не могут приблизиться к Богу без пролития крови. Жертвенник указывает на Христа, через Которого мы приходим к Богу. Человеку нечего добавить к совершенству Христа — все человеческие усилия, ступени развития и достижения не помогут. Длинные развевающиеся одежды священников, поднимающихся по ступеням, могли случайно распахнуться, что в такой торжественной ситуации было бы совершенно неприемлемо.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.