Исход 21 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И вот законы, которые ты объявишь им:
2 если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет, а в седьмой пусть выйдет на волю даром;
3 если он пришёл один, пусть один и выйдет; а если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его;
4 если же господин его дал ему жену и она родила ему сынов, или дочерей, то жена и дети её пусть останутся у господина её, а он выйдет один;
5 но если раб скажет: «люблю господина моего, жену мою и детей моих, не пойду на волю», —
6 то пусть господин его приведёт его пред богов и поставит его к двери, или к косяку, и проколет ему господин его ухо шилом, и он останется рабом его вечно.
7 Если кто продаст дочь свою в рабыни, то она не может выйти, как выходят рабы;
8 если она не угодна господину своему и он не обручит её, пусть позволит выкупить её; а чужому народу продать её не властен, когда сам пренебрёг её;
9 если он обручит её сыну своему, пусть поступит с нею по праву дочерей;
10 если же другую возьмёт за него, то она не должна лишаться пищи, одежды и супружеского сожития;
11 а если он сих трёх вещей не сделает для неё, пусть она отойдёт даром, без выкупа.
12 Кто ударит человека так, что он умрёт, да будет предан смерти;
13 но если кто не злоумышлял, а Бог попустил ему попасть под руки его, то Я назначу у тебя место, куда убежать убийце;
14 а если кто с намерением умертвит ближнего коварно, то и от жертвенника Моего бери его на смерть.
15 Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти.
16 Кто украдёт человека и продаст его, или найдётся он в руках у него, то должно предать его смерти.
17 Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти.
18 Когда ссорятся, и один человек ударит другого камнем, или кулаком, и тот не умрёт, но сляжет в постель,
19 то, если он встанет и будет выходить из дома с помощью палки, ударивший не будет повинен смерти; только пусть заплатит за остановку в его работе и даст на лечение его.
20 А если кто ударит раба своего, или служанку свою палкою, и они умрут под рукою его, то он должен быть наказан;
21 но если они день или два дня переживут, то не должно наказывать его, ибо это его серебро.
22 Когда дерутся люди, и ударят беременную женщину, и она выкинет, но не будет другого вреда, то взять с виновного пеню, какую наложит на него муж той женщины, и он должен заплатить оную при посредниках;
23 а если будет вред, то отдай душу за душу,
24 глаз за глаз, зуб за зуб, руку за руку, ногу за ногу,
25 обожжение за обожжение, рану за рану, ушиб за ушиб.
26 Если кто раба своего ударит в глаз, или служанку свою в глаз, и повредит его, пусть отпустит их на волю за глаз;
27 и если выбьет зуб рабу своему, или рабе своей, пусть отпустит их на волю за зуб.
28 Если вол забодает мужчину или женщину до смерти, то вола побить камнями и мяса его не есть; а хозяин вола не виноват;
29 но если вол бодлив был и вчера и третьего дня, и хозяин его, быв извещён о сём, не стерёг его, а он убил мужчину или женщину, то вола побить камнями, и хозяина его предать смерти;
30 если на него наложен будет выкуп, пусть даст выкуп за душу свою, какой наложен будет на него.
31 Сына ли забодает, дочь ли забодает, — по сему же закону поступать с ним.
32 Если вол забодает раба или рабу, то господину их заплатить тридцать сиклей серебра, а вола побить камнями.
33 Если кто раскроет яму, или если выкопает яму и не покроет её, и упадёт в неё вол или осёл,
34 то хозяин ямы должен заплатить, отдать серебро хозяину их, а труп будет его.
35 Если чей-нибудь вол забодает до смерти вола у соседа его, пусть продадут живого вола и разделят пополам цену его; также и убитого пусть разделят пополам;
36 а если известно было, что вол бодлив был и вчера и третьего дня, но хозяин его не стерёг его, то должен он заплатить вола за вола, а убитый будет его.

Комментарии МакДональда

В. Другие законы (Гл. 21−24)

1. Законы о рабах (21:1−11)

21:1−6 Помимо Десяти Заповедей Бог дал израильтянам много других законов, касающихся их поведения. Еврей мог оказаться в рабстве за долги, для возмещения убытков при краже, или если он рождался в семье рабов-евреев. Раб-еврей служил шесть лет, а на седьмой год его следовало отпустить на волю. Если он был женат еще до того, как стал рабом, жена освобождалась вместе с ним. Но если он женился уже в рабстве, жена и дети были собственностью хозяина. В этом случае у раба была возможность добровольно остаться у хозяина. Хозяин прокалывал его ухо шилом у дверного косяка. С этого момента раб носил «отметку» в ухе, что свидетельствовало о принадлежности дому хозяина. Здесь мы видим замечательный образ Христа, совершенного Слуги, Который возлюбил нас настолько, что вместо свободы выбрал Голгофский Крест. Помня о том, что сделал для нас Спаситель, мы с радостью должны стать Его покорными рабами. Как писал епископ Моул:

Мой Хозяин, подведи меня к двери, Ухо приготовленное вновь пронзи Узы Твои есть свобода, Ты позволь остаться мне В страдании, терпении, послушании Тебе.

21:7−11 Женщина-рабыня не освобождалась на седьмой год, если хозяин взял ее в жены или наложницы и был согласен исполнять свои обязанности. Если же он отказывался, женщину выкупали, но продавать ее язычникам не разрешалось. Если хозяин отдавал женщину в жены своему сыну, то должен был относиться к ней, как к невестке. Если хозяин брал себе другую жену, то он все равно обязан был обеспечивать рабыню и предоставлять ей все супружеские права. Последнее, вероятно, означало всего лишь возможность жить в доме. В противном случае рабыня освобождалась без выкупа. То, что Бог дал законы о рабстве, вовсе не значит, что Он его одобрял. Он только защищал гражданские права порабощенных.

2. Законы о компенсации за увечья (21:12−36)

21:12−14 В стихе 12 излагается основное правило: за убийство человека преступнику выносится смертный приговор. Исключение составляет непредумышленное убийство: если человек убит случайно, убийца мог укрыться у жертвенника, или позже — в городах-убежищах. В случае же преднамеренного убийства, жертвенник Божий не давал преступнику защиты.

21:15−17 Родителей закон защищает особым образом: ударивший отца или мать приговаривался к смерти. Смертная казнь выносилась также за похищение человека или бранные слова в адрес родителей.

21:18−19 Если человек поранил другого в результате ссоры, он должен оплатить его время нетрудоспособности и лечение.

21:20−21 Господин мог наказывать раба, но не имел права убивать его. Если раб умирал сразу же после избиения, хозяин был виновен. Но если раб жил день или два, хозяина не наказывали, потому что у него, очевидно, не было намерений убить раба, который стоил ему денег.

21:22 Если беременную женщину ударили при драке двух мужчин, и она родила преждевременно, то, даже если ее здоровью не был нанесен серьезный ущерб, ее муж называл сумму штрафа, и посредники разрешали конфликт.

21:23−25 Общее правило о компенсации увечий было таким: душу за душу, глаз за глаз, зуб за зуб и т.д. Наказание должно соответствовать преступлению; не должно быть ни чрезмерной снисходительности, ни излишней суровости. На практике обычным наказанием за все преступления, кроме убийства, был штраф (см. Чис 35:31)

21:26−36 Если хозяин повредил рабу глаз или выбил зуб, этот раб получал свободу. Если вол неожиданно убивал человека, вола забивали камнями. Есть мясо этого вола было запрещено. Но если хозяин вола знал и был уже предупрежден, что животное способно убить человека, то хозяина тоже же следовало предать смерти. Впрочем, у него была возможность заплатить выкуп и сохранить свою жизнь. Такой же штраф нужно было заплатить, если жертвой оказывались сын или дочь хозяина. Если же погибал раб, то штраф составлял тридцать сиклей серебра, а вола забивали камнями. Обратите внимание: Иуда предал Иисуса за сумму денег, которая полагалась за раба, убитого волом. Иными словами, Иисуса оценили, как мертвого раба. Если человек оставил яму открытой, и туда упало животное, то выкопавший яму должен был возместить убытки. Если вол одного хозяина убил вола другого, стоимость обоих животных делилась поровну. Если хозяин того вола, который убил другого, знал об опасном нраве своего животного, то он должен был заплатить за убитого вола, забрав тушу себе.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.