Исход 4 глава

Исход, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И отвечал Моисей и сказал: а если они не поверят мне и не послушают голоса моего и скажут: «не явился тебе Господь»?
2 И сказал ему Господь: что это в руке у тебя? Он отвечал: жезл.
3 Господь сказал: брось его на землю. Он бросил его на землю, и жезл превратился в змея, и Моисей побежал от него.
4 И сказал Господь Моисею: простри руку твою и возьми его за хвост. Он простёр руку свою, и взял его; и он стал жезлом в руке его.
5 Это для того, чтобы поверили, что явился тебе Господь, Бог отцов их, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова.
6 Ещё сказал ему Господь: положи руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху, вынул её, и вот, рука его побелела от проказы, как снег.
7 Ещё сказал: положи опять руку твою к себе в пазуху. И он положил руку свою к себе в пазуху; и вынул её из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же, как тело его.
8 Если они не поверят тебе и не послушают голоса первого знамения, то поверят голосу знамения другого;
9 если же не поверят и двум сим знамениям и не послушают голоса твоего, то возьми воды из реки и вылей на сушу; и вода, взятая из реки, сделается кровью на суше.
10 И сказал Моисей Господу: о, Господи! человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом Твоим: я тяжело говорю и косноязычен.
11 Господь сказал: кто дал уста человеку? Кто делает немым, или глухим, или зрячим, или слепым? Не Я ли, Господь?
12 итак, пойди, и Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить.
13 Моисей сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать.
14 И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своём;
15 ты будешь ему говорить и влагать слова в уста его, а Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать;
16 и будет говорить он вместо тебя к народу; итак, он будет твоими устами, а ты будешь ему вместо Бога;
17 и жезл сей возьми в руку твою: им ты будешь творить знамения.
18 И пошёл Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли ещё они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром.
19 И сказал Господь Моисею в земле Мадиамской: пойди, возвратись в Египет, ибо умерли все, искавшие души твоей.
20 И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою.
21 И сказал Господь Моисею: когда пойдёшь и возвратишься в Египет, смотри, все чудеса, которые Я поручил тебе, сделай пред лицом фараона, а Я ожесточу сердце его, и он не отпустит народа.
22 И скажи фараону: так говорит Господь: Израиль есть сын Мой, первенец Мой;
23 Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего.
24 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его Господь и хотел умертвить его.
25 Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня.
26 И отошёл от него Господь. Тогда сказала она: жених крови — по обрезанию.
27 И Господь сказал Аарону: пойди навстречу Моисею в пустыню. И он пошёл, и встретился с ним при горе Божией, и поцеловал его.
28 И пересказал Моисей Аарону все слова Господа, Который его послал, и все знамения, которые Он заповедал.
29 И пошёл Моисей с Аароном, и собрали они всех старейшин сынов Израилевых,
30 и пересказал Аарон все слова, которые говорил Господь Моисею; и сделал Моисей знамения пред глазами народа,
31 и поверил народ; и услышали, что Господь посетил сынов Израилевых и увидел страдание их, и преклонились они и поклонились.

Комментарии МакДональда

Б. Нежелание Моисея возвращаться в Египет (4:1−17)

4:1−9 Моисей все еще не был уверен, что его примут как посланника Божьего.

Ему, видимо, трудно было забыть разочарование прошлых лет (2:11−15). Тогда Господь дал три чудесных знамения, которые должны были подтвердить, что Моисей послан Богом. (1) Жезл Моисея, брошенный на землю, превратился в змея. Но когда Моисей брал его за хвост, змей снова превращался в жезл. (2) Рука Моисея, спрятанная за пазуху, поражалась проказой. Но когда Моисей снова прятал ее за пазуху, она очищалась от проказы. (3) Вода из Нила, вылитая на землю, превращалась в кровь.

Эти три знамения должны были убедить народ в том, что Моисей послан Богом. Они свидетельствовали о власти Бога над сатаной (змеем), грехом (который символизировала проказа), а также о том, что Израиль будет искуплен кровью от власти дьявола и греха.

4:10−17 Моисей все еще не хотел исполнить волю Бога, объясняя это тем, что не отличается красноречием. Господь вначале напоминает ему о том, Кто дает человеку уста, и что Он может дать Моисею дар красноречия. Затем Бог назначает Аарона, брата Моисея, чтобы тот говорил за него. Моисею нужно было послушаться Бога и просто положиться на Него, зная, что вместе с заповедями Господь дает и возможность их выполнять. Бог никогда не просит нас что-то сделать, не дав нам для этого силы. Но так как Моисей не согласился на лучший из возможных вариантов, ему пришлось принять от Бога запасной вариант, и волю Бога провозглашать должен был Аарон. Моисею казалось, что брат будет помогать ему, но позже выяснилось, что Аарон причинил немало вреда, сделав для народа идола (гл. 32).

В. Возвращение Моисея в Египет (4:18−31)

4:18−23 Прошло сорок лет с тех пор, как Моисей убежал в пустыню Мадиамскую. Теперь он возвращается в Египет, имея на то повеление Божье и благословение Иофора. Жену Моисея звали Сепфора, имена сыновей были Гирсам и Елиезер (18:2−4). Жезл, о котором шла речь в стихе 2, в стихе 20 называется жезлом Божиим. Господь использует самые обычные предметы для совершения необычных чудес, чтобы всем стало ясно — чудеса творятся Его силой. Чудеса, которые Бог повелел Моисею совершить перед фараоном — это наказания, которые должны были обрушиться на Египет. Бог ожесточил сердце фараона, но только после того, как египетский тиран ожесточился сам. Слово «первенец» может означать ребенка, родившегося первым, но здесь оно означает почетное положение, обычно принадлежащее старшему сыну — наследнику первородства. Фараон был предупрежден, что непослушание Господу обернется для него смертью сына.

4:24−26 Но прежде чем начать говорить от имени Бога, Моисей сам должен был научиться послушанию. Он не обрезал собственного сына (Гирсама или Елиезера). Вероятно, Сепфора воспротивилась этому. Когда Господь угрожал Моисею смертью — возможно, от серьезной болезни — разгневанная Сепфора обрезала сына и спасла этим жизнь Моисею. Она назвала его «женихом крови» (в некоторых переводах говорится «мужем крови»). Это происшествие, и то обстоятельство, что Сепфора, по-видимому, не верила в Бога, могло стать причиной того, что Моисей отослал ее и детей домой к тестю (18:2−3).

4:27−31 Когда Моисей вернулся в Египет, Аарон вышел встретить его. Вдвоем они предстали перед израильским народом и объявили волю Господа, подтвердив сказанное тремя знамениями, которые дал Бог. Народ поверил и поклонился Господу.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.