Притчи 24 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Не ревнуй злым людям и не желай быть с ними,
2 потому что о насилии помышляет сердце их, и о злом говорят уста их.
3 Мудростью устрояется дом и разумом утверждается,
4 и с уменьем внутренности его наполняются всяким драгоценным и прекрасным имуществом.
5 Человек мудрый силён, и человек разумный укрепляет силу свою.
6 Поэтому с обдуманностью веди войну твою, и успех будет при множестве совещаний.
7 Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих.
8 Кто замышляет сделать зло, того называют злоумышленником.
9 Помысел глупости — грех, и кощунник — мерзость для людей.
10 Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя.
11 Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обречённых на убиение?
12 Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душою твоею знает это, и воздаст человеку по делам его.
13 Ешь, сын мой, мёд, потому что он приятен, и сот, который сладок для гортани твоей:
14 таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашёл её, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна.
15 Не злоумышляй, нечестивый, против жилища праведника, не опустошай места покоя его,
16 ибо семь раз упадёт праведник и встанет; а нечестивые впадут в погибель.
17 Не радуйся, когда упадёт враг твой, и да не веселится сердце твоё, когда он споткнётся.
18 Иначе увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой.
19 Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым,
20 потому что злой не имеет будущности, — светильник нечестивых угаснет.
21 Бойся, сын мой, Господа и царя; с мятежниками не сообщайся,
22 потому что внезапно придёт погибель от них, и беду от них обоих кто предузнает?
23 Сказано также мудрыми: иметь лицеприятие на суде — нехорошо.
24 Кто говорит виновному: «ты прав», того будут проклинать народы, того будут ненавидеть племена;
25 а обличающие будут любимы, и на них придёт благословение.
26 В уста целует, кто отвечает словами верными.
27 Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоём, и потом устрояй и дом твой.
28 Не будь лжесвидетелем на ближнего твоего: к чему тебе обманывать устами твоими?
29 Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его».
30 Проходил я мимо поля человека ленивого и мимо виноградника человека скудоумного:
31 и вот, всё это заросло тёрном, поверхность его покрылась крапивою, и каменная ограда его обрушилась.
32 И посмотрел я, и обратил сердце моё, и посмотрел и получил урок:
33 «немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, —
34 и придёт, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя — как человек вооружённый».

Комментарии МакДональда

24:1−2 Неразумно ревновать успеху злых людей или желать общения с ними. Они обладают способностью тянуть окружающих вниз, заставляя их опускаться на их уровень. Какой же это уровень? Их разум постоянно замышляет насилие, и их речь сосредоточена на злом.

24:3−4 Дом может символизировать жизнь человека. Прекрасная, величественная жизнь строится не нечестием, а благочестивой мудростью. Нечестие разрушает жизнь, а разум придает ей прочность и целостность. Нечестие опустошает ее, а истинное познание (рус. — «умение») наполняет ее всякой драгоценной и прекрасной обстановкой.

24:5−6 Мудрый человек может обладать большей силой, чем сильный человек, а человек думающий — могущественнее мускулистого гиганта. Война может вестись посредством мудрых советников, и чем больше таких советников, тем лучше.

24:7 Мудрость кажется навеки недоступной для глупца. Он никогда не сможет говорить с авторитетом, как это делают старейшины у ворот города.

24:8−9 Тот, кто использует данные ему Богом возможности для изобретения новых форм зла, зарабатывает себе прозвище «злоумышленника». Помысел глупости — грех, и высокомерный кощунник, зачерствелый в своем нечестии, зарабатывает презрение и омерзение у окружающих.

24:10 Одно из испытаний истинной сущности человека заключается в том, как он ведет себя под давлением. Если он сдается, когда жизнь становится слишком неуютной, он не обладает необходимыми качествами.

Христос, коль шаг мой покачнется,
И к отступленью помыслы взметнут,
Если пустыня или тернии пробудят жалобы,
Господь, Ты ноги Свои покажи.
В крови, со шрамами гвоздей Твои мне ноги покажи.
О мой Иисус, Ты ноги покажи Свои.
О Бог, осмелюсь ль я тогда показывать Тебе
Мои стопы и мои руки?
Эми Кармайкл

24:11−12 Когда невинные люди уводятся в газовые камеры, печи, и истребляются многочисленными другими методами, — когда нерожденные младенцы уничтожаются в клиниках при абортах, — непростительно стоять рядом и быть свидетелем этого, и не попытаться спасти их. И также бесполезно ссылаться на незнание. Как сказал Данте, «Самые жаркие места в аду сохраняются для тех, кто в период великого морального кризиса сохраняет нейтралитет».

Затрагивает ли это нас, верующих, которым вверена Благая Весть спасения? Мужчины и женщины погибают без Христа. Иисус сказал: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве» (Ин 4:35). Осмелимся ли мы сохранять нейтралитет?

Смотри, как удлинились тени вокруг нас,
Уж скоро дню конец, закат.
Как можем мы оставить их, потерянных и одиноких?
Христос грядет — зови их всех войти!
Анна Шиптон

24:13−14 Мед здесь используется как символ мудрости. И первое, и второе полезно и сладко на вкус. Таково и познание мудрости для души твоей. Если ты нашел ее, то есть будущность, и надежда твоя не потеряна. Иначе говоря, человеку, который обрел мудрость, гарантировано светлое будущее и осуществление всех его надежд.

24:15−16 Бессовестный человек предостерегается от попыток лишить праведника его дома. Возможно второй оказался под воздействием временных трудностей, и нечестивый готов вцепиться когтями в его имущество.

Праведник может впасть в трудности или неприятности семь раз, но раз за разом снова будет вставать на ноги. Нечестивый может при первой же неудаче впасть в погибель.

24:17−18 Человек доброго характера никогда не должен радоваться, когда его врага настигают неприятности, или наслаждаться его падением. Если Господь видит человека, скрывающего в своем сердце злорадствующий, мстительный дух, Он посчитает это злорадство более достойным наказания, чем вину его противника.

24:19−20 Писание вновь предостерегает нас не расстраиваться, видя кажущийся успех злодеев, и не завидовать нечестивым. На этот раз в качестве причины указывается на то, что нечестивым приготовлено весьма неблагоприятное будущее. Им не приходится ждать ничего хорошего. Вместо этого, свет их жизни угаснет.

24:21−22 Эта притча прививает почтение и уважение к Господу, а также к царю как к Его представителю. Она предостерегает от соучастия тем, кто намеревается изменить установленные Богом власти или свергнуть правительство. Оба вида мятежа принесут внезапную, непредсказуемую погибель виновным в них.

Божье Слово учит христианина повиноваться человеческому правлению до тех пор, пока это не заставляет его идти на компромисс с верностью Господу. Если правительство приказывает ему неповиноваться Господу, тогда он должен отказаться исполнять эти указания и смиренно понести последствия этого. Ни при каких обстоятельствах христианин не должен присоединяться к заговору свержения действующей власти.

Б. Дальнейшие слова мудрых (24:23−34)

24:23−26 Здесь начинается новая подборка высказываний, принадлежавших мудрым, которая продолжается до стиха 34.

Омерзительно выказывать лицеприятие, или лицемерие, когда производится суд между правильным и неправильным. Судья, размывающий границы моральных разделений, оправдывая виновного, будет проклят людьми и осужден народами. С другой стороны, судьи, обличающие грех, будут вознаграждены Богом и благословляемы людьми. Выносящие честные и справедливые приговоры заслужат поцелуй одобрения от народа.

24:27 Так же, как, прежде, чем построить дом, человек должен расчистить деревья и обработать землю, также, прежде, чем заводить семью, он должен сначала привести в порядок свою жизнь. Таким образом, эта притча может служить предостережением от слишком поспешного вступления в брак и принятия на себя ответственности, которую он возлагает на человека, прежде, чем тот готов к этому в духовном, эмоциональном и материальном отношении.

24:28−29 Не при каких обстоятельствах никто не должен выдвигать ложное свидетельство против своего ближнего, или распространять лживые слухи о нем. Даже если этот ближний действительно совершил все эти вещи, нет никакого оправдания тому, чтобы воздавать злом за зло.

24:30−34 Автор проходил мимо виноградника ленивого человека и увидел, что все заросло терном и сорняками. Повсюду разрослась жгучая крапива. Каменная ограда обрушилась и лежит в руинах. Все это — наглядный урок для нас. Когда человек постоянно просит еще немного поспать, «еще 5 минуток», вы можете быть уверены, что бедность одолеет его, как разбойник на большой дороге, как вооруженный грабитель.

Когда мы уступаем лености в духовных вопросах, наша жизнь (виноградник) оказывается зараженной делами плоти (тернами и крапивой). Она больше не приносит плод для Бога. Наша духовная защита (ограда) оказывается сломленной, и сатана легко захватывает власть. Следствием нашего охлаждения и отступления от Бога становится обнищание души.

Примечания:

 
Синодальный перевод
9 кощунник — тот кто насмехается над священными предметами, отзывается пошло и с презрением об истине, осквернитель святынь.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.