Екклесиаст 8 глава

Книга Екклезиаста, или Проповедника
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Кто — как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лицо его, и суровость лица его изменяется.
2 Я говорю: слово царское храни, и это ради клятвы пред Богом.
3 Не спеши уходить от лица его, и не упорствуй в худом деле; потому что он, что захочет, всё может сделать.
4 Где слово царя, там власть; и кто скажет ему: «что ты делаешь?»
5 Соблюдающий заповедь не испытает никакого зла: сердце мудрого знает и время и устав;
6 потому что для всякой вещи есть своё время и устав; а человеку великое зло оттого,
7 что он не знает, что будет; и как это будет — кто скажет ему?
8 Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днём смерти, и нет избавления в этой борьбе, и не спасёт нечестие нечестивого.
9 Всё это я видел, и обращал сердце моё на всякое дело, какое делается под солнцем. Бывает время, когда человек властвует над человеком во вред ему.
10 Видел я тогда, что хоронили нечестивых, и приходили и отходили от святого места, и они забываемы были в городе, где они так поступали. И это — суета!
11 Не скоро совершается суд над худыми делами; от этого и не страшится сердце сынов человеческих делать зло.
12 Хотя грешник сто раз делает зло и коснеет в нём, но я знаю, что благо будет боящимся Бога, которые благоговеют пред лицом Его;
13 а нечестивому не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом.
14 Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета!
15 И похвалил я веселье; потому что нет лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться: это сопровождает его в трудах во дни жизни его, которые дал ему Бог под солнцем.
16 Когда я обратил сердце моё на то, чтобы постигнуть мудрость и обозреть дела, которые делаются на земле, и среди которых человек ни днём, ни ночью не знает сна, —
17 тогда я увидел все дела Божии и нашёл, что человек не может постигнуть дел, которые делаются под солнцем. Сколько бы человек ни трудился в исследовании, он всё-таки не постигнет этого; и если бы какой мудрец сказал, что он знает, он не может постигнуть этого.

Комментарии МакДональда

Б. Мудрость под солнцем (Гл. 8)

8:1 Несмотря на то, что человеческая мудрость не способна разрешить все проблемы, Соломон все-таки восхищался мудрым человеком и ставил его выше других. Никто другой не умеет так искать скрытый смысл вещей. Что касается нашего Проповедника-Царя, то мудрость явлена даже в его физической внешности. Лицо его сияет, и обычно суровые черты лица смягчаются.

8:2 Мудрость учит нас, как вести себя в присутствии царя, будь это Бог или земной монарх. Прежде всего она учит нас повиновению. В еврейском тексте значение второй части стиха не очень понятно, что видно из следующих вариантов перевода:

— и это относится к клятве перед Богом (КИ)

— по причине клятвы перед Богом (НАСБ)

— ради   твоей  клятвы  пред Богом (НКИ).

Клятва может обозначать клятву верности правительству или клятву Бога, которой Он наделял царей правом царствовать (см., например, Пс 88:36).

8:3 Также не ясен стих 3. Мы можем считать его советом покинуть присутствие царя сразу же, как чувствуешь его недовольство. Или же советом не уходить поспешно, будь то в гневе, неповиновении, высокомерии или бросая свою работу (КИ, НАСБ, НКИ).

В любом случае, суть отрывка в том, что неразумно противоречить царю, который обладает властью и может делать, что захочет.

8:4 Когда царь говорит, его слово подкреплено властью. Он выше всех, и подчиненные не могут перечить ему.

8:5 Те, кто повинуются заповедям царя, могут не бояться его недовольства. Мудрость учит человека тому, что подобает, дает умение вовремя и правильно исполнять царские указы.

8:6 Существует правильный и неправильный способ делать что-либо, а также правильное и неправильное время. Проблема человека в том, что он не всегда может определить решающий момент.

8:7 Человек так многого не знает или не делает. Он не может знать будущее — что будет и как это будет.

8:8 Он не может помешать своему духу покинуть тело или определить точное время своей смерти. Он не может избавиться от этой борьбы — войны, которую смерть неустанно ведет против него. Он не может освободиться от нечестия греха, которому он предается.

8:9 Вот некоторые из наблюдений, которые Екклесиаст сделал, изучая жизнь под солнцем, в мире, в котором один человек попирает другого, властвует над другим во вред себе самому.

8:10 Жизнь пуста. Нечестивые умирают, их хоронят. Когда-то они приходили в святое место. Теперь их больше нет, и люди восхваляют их за благочестие в том самом городе, где они осуществляли свои греховные замыслы. Религия может быть фасадом, за которым скрывается бесчестие. Все так бессмысленно и пусто.

8:11 Бесконечные отсрочки суда над преступниками и их наказания только поощряют беззаконие и вызывают презрительное отношение к судебной системе. Конечно, важно гарантировать, чтобы каждого подозреваемого судили честно, но можно и переусердствовать, защищая права преступников в ущерб жертве. Правосудие, которое совершается быстро, честно и беспристрастно, способно предотвратить будущие преступления. С другой стороны, бесконечные отсрочки только утверждают преступников в их готовности нарушать закон. Они считают, что могут избежать наказания или легко отделаться.

8:12 Хотя Соломон наблюдал несколько исключений из правил, он полагал, что боящимся Бога в конечном итоге бывает лучше. Даже если закоренелый преступник доживает до старости, это не обесценивает того факта, что праведность в итоге вознаграждается, а жизнь преступника тяжка.

8:13 Екклесиаст был уверен, что в конечном итоге проигрывает нечестивый. Не благоговея перед Богом, он обрекает себя на короткую жизнь. Его жизнь проходит быстро, подобно тени.

8:14 По-видимому, Соломон разграничивает общие правила и очевидные исключения из правил. Иногда кажется, что праведников наказывают так, словно они — нечестивые. А иногда нечестивых, кажется, вознаграждают так, словно они — приличные, достойные граждане. Такие исключения из правил побуждали нашего Царя-Философа чувствовать отвращение к жизни, которая есть суета.

8:15 Единственная логичная линия поведения, по его мнению, — наслаждаться жизнью, пока можешь. Нет ничего лучшего для человека под солнцем, как есть, пить и веселиться. Эта радость остается с ним, пока он трудится в дни жизни его, которые дал ему Бог в этом мире. Соломон не верил в небесную награду. Ему нужна была награда здесь и сейчас.

8:16 Так что Екклесиаст посвятил себя поиску ответов на все вопросы. Он упражнял свой ум, изучая философию, стараясь постичь изнанку всего, что происходит в жизни — задача, ставя перед собой которую человек ни днем, ни ночью не знает сна.

8:17 Соломон обнаружил: Бог устроил мир так, что человек не может сложить вместе все части головоломки. Как бы он ни старался, все равно ничего не выйдет. Каким блестящим мудрецом он ни был бы, он все-таки не найдет ответы на все вопросы.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.