Исаия 36 глава

Книга пророка Исаии
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И было в четырнадцатый год царя Езекии, пошёл Сеннахирим, царь Ассирийский, против всех укреплённых городов Иудеи и взял их.
2 И послал царь Ассирийский из Лахиса в Иерусалим к царю Езекии Рабсака с большим войском; и он остановился у водопровода верхнего пруда на дороге поля белильничьего.
3 И вышел к нему Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель.
4 И сказал им Рабсак: скажите Езекии: так говорит царь великий, царь Ассирийский: что это за упование, на которое ты уповаешь?
5 Я думаю, что это одни пустые слова, а для войны нужны совет и сила: итак, на кого ты уповаешь, что отложился от меня?
6 Вот, ты думаешь опереться на Египет, на эту трость надломленную, которая, если кто опрётся на неё, войдёт тому в руку и проколет её! Таков фараон, царь Египетский, для всех уповающих на него.
7 А если скажешь мне: «на Господа, Бога нашего, мы уповаем», то на того ли, которого высоты и жертвенники отменил Езекия и сказал Иуде и Иерусалиму: «пред сим только жертвенником поклоняйтесь»?
8 Итак, вступи в союз с господином моим, царём Ассирийским; я дам тебе две тысячи коней; можешь ли достать себе всадников на них?
9 И как ты хочешь заставить отступить вождя, одного из малейших рабов господина моего, надеясь на Египет, ради колесниц и коней?
10 Да разве я без воли Господней пошёл на землю сию, чтобы разорить её? Господь сказал мне: «пойди на землю сию и разори её».
11 И сказал Елиаким и Севна и Иоах Рабсаку: говори рабам твоим по-арамейски, потому что мы понимаем, а не говори с нами по-иудейски, вслух народа, который на стене.
12 И сказал Рабсак: разве только к господину твоему и к тебе послал меня господин мой сказать слова сии? Нет, также и к людям, которые сидят на стене, чтобы есть помёт свой и пить мочу свою с вами.
13 И встал Рабсак, и возгласил громким голосом по-иудейски, и сказал: слушайте слово царя великого, царя Ассирийского!
14 Так говорит царь: пусть не обольщает вас Езекия, ибо он не может спасти вас;
15 и пусть не обнадёживает вас Езекия Господом, говоря: «спасёт нас Господь; не будет город сей отдан в руки царя Ассирийского».
16 Не слушайте Езекии, ибо так говорит царь Ассирийский: примиритесь со мною и выйдите ко мне, и пусть каждый ест плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пусть каждый пьёт воду из своего колодезя,
17 доколе я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю хлеба и вина, в землю плодов и виноградников.
18 Итак да не обольщает вас Езекия, говоря: «Господь спасёт нас». Спасли ли боги народов, каждый свою землю, от руки царя Ассирийского?
19 Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сепарваима? Спасли ли они Самарию от руки моей?
20 Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так неужели спасёт Господь Иерусалим от руки моей?
21 Но они молчали и не отвечали ему ни слова, потому что от царя дано было приказание: «не отвечайте ему».
22 И пришёл Елиаким, сын Хелкиин, начальник дворца, и Севна писец, и Иоах, сын Асафов, дееписатель, к Езекии в разодранных одеждах и пересказали ему слова Рабсака.

Комментарии МакДональда

II. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД: КНИГА ЕЗЕКИИ

Главы 36−39, которые иногда называют «Книгой Езекии», составляют историческую часть книги Исаии. За исключением одного отрывка (38:9−20), здесь почти в точности повторяется повествование 4 Царств 18:13, 17 — 20:19.

А. Езекия спасен от Ассирии (Гл. 36−37)

1. Ассирия противится Богу (Гл. 36)

36:1−3 В главе 36 посланник царя Ассирии Рабсак (дословно: главный виночерпий, но обычно это слово означало губернатора или начальника армии), встретил трех посланников Езекии у водопровода верхнего пруда на дороге поля белильничего. Это то-же самое место, где стоял Ахаз, который решил, что ассирийцы, а не Иегова смогут спасти его от Сирии и Ефрема (7:3).

36:4−10 Рабсак предупреждает их о том, что неразумно верить обещаниям Египта. Это коварное царство причинит вред любому, кто понадеется (обопрется) на него. Евреи доверяют Иегове, но в ответ на это Рабсак говорит, что верят они в того Бога, высоты и жертвенники которого отменил Езекия. Он сказал это либо из-за незнания, либо умышленно;

Езекия отменил высоты идолов, а поклонение истинному Богу он только приветствовал. Затем Рабсак, насмехаясь, говорит, что если бы Сеннахириб дал две тысячи лошадей, у иудейского царя не нашлось бы для них всадников. Как могут евреи, имея такое малочисленное войско, надеяться победить ассирийцев, даже с помощью Египта? И наконец, Рабсак лживо уверяет, что Господь повелел ассирийцам уничтожить Иуду.

36:11−20 Послы Езекии опасаются, что наглое хвастовство и угрозы Рабсака, высказанные на еврейском языке, приведут народ в уныние, поэтому они просят его говорить. по-арамейски. Рабсак не только отказывается, но говорит еще громче, утверждая, что Езекия обманывает народ пустыми обещаниями безопасности. Рабсак обещает евреям еды вдоволь и последующее переселение в такую же плодородную землю. Он перечисляет захваченные города (включая Самарию), чьи боги не смогли защитить их от военной машины ассирийцев. Издеваясь, Рабсак спрашивает, есть ли у Иерусалима хоть какая-то надежда, и надменно решает, что избранный Богом народ должен сдаться.

36:21−22 По приказу царя, люди Езекии ничего не отвечали Рабсаку. Но затем они пошли и пересказали его слова царю.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.