Иеремия 17 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Грех Иуды написан железным резцом, алмазным остриём начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их.
2 Как о сыновьях своих, воспоминают они о жертвенниках своих и дубравах своих у зелёных дерев, на высоких холмах.
3 Гору Мою в поле, имущество твоё и все сокровища твои отдам на расхищение, и все высоты твои — за грехи во всех пределах твоих.
4 И ты через себя лишишься наследия твоего, которое Я дал тебе, и отдам тебя в рабство врагам твоим, в землю, которой ты не знаешь, потому что вы воспламенили огонь гнева Моего; он будет гореть вовеки.
5 Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа.
6 Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придёт доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой.
7 Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование — Господь.
8 Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестаёт приносить плод.
9 Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?
10 Я, Господь, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его.
11 Куропатка садится на яйца, которых не несла; таков приобретающий богатство неправдою: он оставит его на половине дней своих и глупцом останется при конце своём.
12 Престол славы, возвышенный от начала, есть место освящения нашего.
13 Ты, Господи, надежда Израилева; все, оставляющие Тебя, посрамятся. «Отступающие от Меня будут написаны на прахе, потому что оставили Господа, источник воды живой».
14 Исцели меня, Господи, и исцелён буду; спаси меня, и спасён буду; ибо Ты хвала моя.
15 Вот, они говорят мне: «где слово Господне? пусть оно придёт!»
16 Я не спешил быть пастырем у Тебя и не желал бедственного дня, Ты это знаешь; что вышло из уст моих, открыто пред лицом Твоим.
17 Не будь страшен для меня, Ты — надежда моя в день бедствия.
18 Пусть постыдятся гонители мои, а я не буду постыжён; пусть они вострепещут, а я буду бестрепетен; наведи на них день бедствия и сокруши их сугубым сокрушением.
19 Так сказал мне Господь: пойди и стань в воротах сынов народа, которыми входят цари Иудейские и которыми они выходят, и во всех воротах Иерусалимских,
20 и говори им: слушайте слово Господне, цари Иудейские, и вся Иудея, и все жители Иерусалима, входящие сими воротами.
21 Так говорит Господь: берегите души свои, и не носите нош в день субботний, и не вносите их воротами Иерусалимскими,
22 и не выносите нош из домов ваших в день субботний, и не занимайтесь никакою работою, но святите день субботний так, как Я заповедал отцам вашим,
23 которые, впрочем, не послушались и не приклонили уха своего, но сделались жестоковыйными, чтобы не слушать и не принимать наставления.
24 И если вы послушаете Меня в том, говорит Господь, чтобы не носить нош воротами сего города в день субботний и чтобы святить субботу, не занимаясь в этот день никакою работою,
25 то воротами сего города будут входить цари и князья, сидящие на престоле Давида, ездящие на колесницах и на конях, они и князья их, Иудеи и жители Иерусалима, и город сей будет обитаем вечно.
26 И будут приходить из городов Иудейских, и из окрестностей Иерусалима, и из земли Вениаминовой, и с равнины и с гор и с юга, и приносить всесожжение и жертву, и хлебное приношение, и ливан, и благодарственные жертвы в дом Господень.
27 А если не послушаете Меня в том, чтобы святить день субботний и не носить нош, входя в ворота Иерусалима в день субботний, то возжгу огонь в воротах его, и он пожрёт чертоги Иерусалима и не погаснет.

Комментарии МакДональда

17:1−11 Идолопоклонство Иуды словно высечено железным резцом — так глубоко в нем погряз народ. За это он отравится в плен. Под горой Господней подразумевается Иерусалим. Надежда на человека приносит проклятье; а надежда на Господа — благословение. Бог знает, что лукаво сердце человеческое. Он накажет приобретающего богатство неправдой; таковой — как куропатка, которая садится на яйца, которых не снесла, и смотрит, как птенцы ее покидают.

(17:1−11) «Куропатка» упоминается здесь в связи с народным верованием, что эта птица высиживает чужие яйца (Harrison, Jeremiah, 107). Впрочем, в сноске на той же самой странице Харрисон упоминает, что это слово «могло также означать разновидность глухаря».

Стих 9 непопулярен, но в нем говорится об истинном состоянии человеческого сердца. Р. Харрисон приводит такой комментарий к слову «лукаво» (КИ) или «тяжело больное» (некоторые другие переводы):

«Без Божьей благодати невозрожденная человеческая природа находится в отчаянном положении. Стих 9 описывает ее, как тяжело больную (в переводе ИСВ «безнадежно испорченная», а в переводе НАБ «безнадежно больная»). Сравните это место с Иер 15:18 и Иер 30:12, где встречается слово «неисцельна». Каждое поколение нуждается в благодати Божьей — в том, чтобы Дух Святой произвел внутреннее перерождение (ср. Ин 3:5 и далее с Тит 3:5)». Для тех, кому такой диагноз их духовного состояния покажется слишком суровым, приведем пространную, но очень полезную цитату Меттью Генри:

«В наших сердцах таится такое зло, о котором мы не догадываемся и даже не подозреваем, что оно там есть. Поистине, среди сынов человеческих очень широко распространено ошибочное мнение, что сердца людей (по крайней мере, их собственное) намного лучше, чем они есть на самом деле. Однако сердце человека (или его совесть) в своем падшем, порочном состоянии лукаво более всего. Оно коварное и лживое; ему присуще достигать своего обманным путем (в этом проявляется его лукавство) — именно по этой причине Иаков получил имя «обманщик». Лукавое человеческое сердце называет зло добром и добро злом, представляет вещи в ложном свете и кричит о мире тем, кто этого мира лишен. Когда человек говорит в сердце своем (то есть, прислушивается к тому, что нашептывает сердце), что Бога нет, или что Он ничего не видит или ничего не требует, что их покой и мир ничто не нарушит, даже если они будут упорствовать в грехе — во всем этом, как и в тысяче других обманчивых идеях, сердце проявляет свое лукавство. Оно улавливает человека в гибельную ловушку; и то, что люди сами себя обманывают и губят, только ухудшает положение.

Таким образом, сердце лукаво сверх всякой меры — в нем смерть и безысходность. В самом деле, это ужасно, когда совесть, которая должна исправлять недостатки человека, следить за его поступками, мыслями и чувствами — сама порождает грехи и играет главную роль в самообмане. Что же станет с человеком, если его совесть — этот светильник, который Бог поместил в его сердце — на самом деле есть тьма? Что станет с ним, если совесть, которая должна говорить в его душе от имени Бога, предает Его? Поистине, сердце человека настолько обманчиво, что резонно спросить: «Кто узнает его»? Можно ли найти слова, чтобы описать глубину его развращенности»?

17:12−18 Иеремия радуется, что место освящения Иуды — престол славы Божией. Затем пророк говорит, что глупо доверять кому-либо еще, кроме Бога; он обращается в молитве к «Надежде Израилевой» от имени народа, прося об исцелении и избавлении. Народ же спрашивает с иронией, где обещанный суд Божий. Иеремия в свою очередь, напоминает Господу, что не спешил быть пастырем у Него и не желал бедственного дня — т.е. разрушения Иерусалима; он только провозглашал то, что повелел ему Господь. Иеремия просит, чтобы Бог заступился за него и наказал насмешников над словом Божьим.

Е. Проповедь о субботе (17:19−27)

В этих стихах Иеремия увещевает в воротах сынов народа, царей иудейских, и во всех воротах иерусалимских — святить день субботний. Он обещает, что если народ послушается, династия Давида и храмовое богослужение никогда не прекратятся. Если же не послушаются, их ждет наказание (разрушение Иерусалима).

Ирвинг Дженсен объясняет, почему так важно было соблюдать в Израиле субботу:

«Настоящий показатель наших взаимоотношений с Богом — это то, насколько мы послушны Его Слову. Помимо прочих законов, Израилю была дана заповедь о соблюдении субботы — день, когда запрещалось работать (Иер 17:21−22). Постоянное давление материализма на людей (в том числе и Божьих детей) затрудняло выполнение этой заповеди, которая по этой причине стала прекрасным способом выявить подлинные приоритеты сердца: что для меня важнее — вечное или преходящее? Итак, действительно ли для евреев так важно было соблюдать субботу? Символические деяния Иеремии и его ясные, недвусмысленные слова не оставляют места для сомнения». Схожие принципы применимы и к воскресенью, которое стало для христиан Божьим днем. Это время следует посвятить для духовного и физического отдыха, поклонения Господу и воспоминания о той победе, которую Он одержал над смертью в первый день недели.

Примечания:

 
Синодальный перевод
23 жестоковыйный — непослушный, непокорный, своевольный; буквально: с жестокой шеей.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.