Иеремия 2 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И было слово Господне ко мне:
2 иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную.
3 Израиль был святынею Господа, начатком плодов Его; все поедавшие его были осуждаемы, бедствие постигало их, говорит Господь.
4 Выслушайте слово Господне, дом Иаковлев и все роды дома Израилева!
5 Так говорит Господь: какую неправду нашли во Мне отцы ваши, что удалились от Меня и пошли за суетою, и осуетились,
6 и не сказали: «где Господь, Который вывел нас из земли Египетской, вёл нас по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек?»
7 И Я ввёл вас в землю плодоносную, чтобы вы питались плодами её и добром её; а вы вошли и осквернили землю Мою, и достояние Моё сделали мерзостью.
8 Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили вослед тех, которые не помогают.
9 Поэтому Я ещё буду судиться с вами, говорит Господь, и с сыновьями сыновей ваших буду судиться.
10 Ибо пойдите на острова Хиттимские и посмотрите, и пошлите в Кидар, и разведайте прилежно, и рассмотрите: было ли там что-нибудь подобное сему?
11 переменил ли какой народ богов своих, хотя они и не боги? а Мой народ променял славу свою на то, что не помогает.
12 Подивитесь сему, небеса, и содрогнитесь, и ужаснитесь, говорит Господь.
13 Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоёмы разбитые, которые не могут держать воды.
14 Разве Израиль раб? или он домочадец? почему он сделался добычею?
15 Зарыкали на него молодые львы, подали голос свой и сделали землю его пустынею; города его сожжены, без жителей.
16 И сыновья Мемфиса и Тафны объели темя твоё.
17 Не причинил ли ты себе это тем, что оставил Господа Бога твоего в то время, когда Он путеводил тебя?
18 И ныне для чего тебе путь в Египет, чтобы пить воду из Нила? и для чего тебе путь в Ассирию, чтобы пить воду из реки её?
19 Накажет тебя нечестие твоё, и отступничество твоё обличит тебя; итак, познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф.
20 Ибо издавна Я сокрушил ярмо твоё, разорвал узы твои, и ты говорил: «не буду служить идолам», а между тем на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовал.
21 Я насадил тебя как благородную лозу, — самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?
22 Посему, хотя бы ты умылся мылом и много употребил на себя щёлоку, нечестие твоё отмечено предо Мною, говорит Господь Бог.
23 Как можешь ты сказать: «я не осквернил себя, я не ходил вослед Ваала?» Посмотри на поведение твоё в долине, познай, что делала ты, резвая верблюдица, рыщущая по путям твоим?
24 Привыкшую к пустыне дикую ослицу, в страсти души своей глотающую воздух, кто может удержать? Все, ищущие её, не утомятся: в её месяце они найдут её.
25 Не давай ногам твоим истаптывать обувь и гортани твоей — томиться жаждою. Но ты сказал: «не надейся, нет! ибо люблю чужих и буду ходить вослед их».
26 Как вор, когда поймают его, бывает осрамлён, так осрамил себя дом Израилев: они, цари их, князья их, и священники их, и пророки их, —
27 говоря дереву: «ты мой отец», и камню: «ты родил меня»; ибо они оборотили ко Мне спину, а не лицо; а во время бедствия своего будут говорить: «встань и спаси нас!»
28 Где же боги твои, которых ты сделал себе? — пусть они встанут, если могут спасти тебя во время бедствия твоего; ибо сколько у тебя городов, столько и богов у тебя, Иуда.
29 Для чего вам состязаться со Мною? — все вы согрешали против Меня, говорит Господь.
30 Вотще поражал Я детей ваших: они не приняли вразумления; пророков ваших поядал меч ваш, как истребляющий лев.
31 О, род! внемлите вы слову Господню: был ли Я пустынею для Израиля? был ли Я страною мрака? Зачем же народ Мой говорит: «мы сами себе господа; мы уже не придём к Тебе»?
32 Забывает ли девица украшение своё и невеста — наряд свой? а народ Мой забыл Меня, — нет числа дням.
33 Как искусно направляешь ты пути твои, чтобы снискать любовь! и для того даже к преступлениям приспособляла ты пути твои.
34 Даже на полах одежды твоей находится кровь людей бедных, невинных, которых ты не застала при взломе, и, несмотря на всё это,
35 говоришь: «так как я невинна, то, верно, гнев Его отвратится от меня». Вот, Я буду судиться с тобою за то, что говоришь: «я не согрешила».
36 Зачем ты так много бродишь, меняя путь твой? Ты так же будешь посрамлена и Египтом, как была посрамлена Ассириею;
37 и от него ты выйдешь, положив руки на голову, потому что отверг Господь надежды твои, и не будешь иметь с ними успеха.

Комментарии МакДональда

II. ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ИЕРЕМИИ (Гл. 2−10)

А. Проповедь, обличающая измену Иуды (2:1 — 3:5)

2:1−3 Главы 2−19 в целом обращены против Иудеи. Было время, когда Иуда пылал любовью к Иегове, был святым народом Господа, и всякий, кто посягал на него, наказывался страшными бедствиями. Теперь же, как пишет Кайл Ейтс: «Медовый месяц закончился. Бог напоминает взбунтовавшемуся Израилю о той страстной, пылкой и чистой любви к Господу, которая когда-то наполняла его сердце. Подобно невесте, Израиль самозабвенно любил Любящего, и эта трепетная любовь превращала его жизнь в симфонию радости и надежды. Израиль был чист, непорочен и свят. Его преданность Господу не омрачалась неверием или нечистыми мыслями. Но теперь все изменилось ужасным образом.   Скорбь  и невыносимая боль сокрушили сердце Бога — Израиль открыто живет в грехе, нарушил клятву завета и блудит с другими богами; разлюбил Господа и ведет себя самым постыдным образом».

2:4−19 Поэтому, Бог вопрошает, что случилось с Его невестой. Народ, священники, начальники и пророки забыли все, что сделал для них Бог. Даже такие язычники, как жители островов Хиттимских (Кипр) и Кидара, хранят верность своим богам — Иуда же оставил Господа ради бесполезных идолов. Зачем забыли Господа? Зачем променяли свободу на рабство, заключив союз с Ассирией и Египтом?

2:20−25 Стих 20 — «Ибо издавна Я сокрушил ярмо твое, разорвал узы твои» — напоминает о том, как Бог избавил израильтян из египетского рабства. Возможно и другое прочтение этого древнееврейского текста: «Ибо издавна ты сокрушил ярмо, разорвал узы твои, сказав: «не буду служить» (ИСВ)». Тогда речь идет о том, что Иуда отверг ограничения, наложенные на него законом. Так или иначе, этот отрывок раскрывает, как глубоко народ пал в своем идолопоклонстве. Бог насадил Израиль, словно благородную лозу, но он превратился в дикую отрасль чужой лозы. Нечестие народа не отмоется мылом. Его невеста похожа на резвую верблюдицу или дикую ослицу — сгорает от похоти, безнадежно порабощенная страстью к любовникам-чужеземцам.

2:26−37 Когда грехи настигнут дом Израилев, и он начнет взывать о помощи, все его бесчисленные боги будут бессильны его спасти. Пока же Бог укоряет народ за то, что тот перестал реагировать на Его наказания; сбросил с себя ярмо божественных заповедей, забыл своего Бога; в своей изобретательности творить зло, превзошел даже блудниц и виновен в крови людей бедных, невинных — и при всем этом считает себе невиновным. Бог накажет евреев пленением; отправит их в изгнание к тем народам, на которых они так уповали, но которых Он отверг.

Примечания:

 
Синодальный перевод
30 вотще — напрасно, впустую.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.