Иеремия 23 глава

Книга пророка Иеремии
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей! говорит Господь.
2 Посему так говорит Господь, Бог Израилев, к пастырям, пасущим народ Мой: вы рассеяли овец Моих, и разогнали их, и не смотрели за ними; вот, Я накажу вас за злые деяния ваши, говорит Господь.
3 И соберу остаток стада Моего из всех стран, куда Я изгнал их, и возвращу их во дворы их; и будут плодиться и размножаться.
4 И поставлю над ними пастырей, которые будут пасти их, и они уже не будут бояться и пугаться, и не будут теряться, говорит Господь.
5 Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле.
6 Во дни Его Иуда спасётся и Израиль будет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: «Господь — оправдание наше!»
7 Посему, вот наступают дни, говорит Господь, когда уже не будут говорить: «жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли Египетской»,
8 но: «жив Господь, Который вывел и Который привёл племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их», и будут жить на земле своей.
9 О пророках. Сердце моё во мне раздирается, все кости мои сотрясаются; я — как пьяный, как человек, которого одолело вино, ради Господа и ради святых слов Его,
10 потому что земля наполнена прелюбодеями, потому что плачет земля от проклятия; засохли пастбища пустыни, и стремление их — зло, и сила их — неправда,
11 ибо и пророк и священник — лицемеры; даже в доме Моём Я нашёл нечестие их, говорит Господь.
12 За то путь их будет для них, как скользкие места в темноте: их толкнут, и они упадут там; ибо Я наведу на них бедствие, год посещения их, говорит Господь.
13 И в пророках Самарии Я видел безумие; они пророчествовали именем Ваала и ввели в заблуждение народ Мой, Израиля.
14 Но в пророках Иерусалима вижу ужасное: они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо Мною — как Содом, и жители его — как Гоморра.
15 Посему так говорит Господь Саваоф о пророках: вот, Я накормлю их полынью и напою их водою с желчью, ибо от пророков Иерусалимских нечестие распространилось на всю землю.
16 Так говорит Господь Саваоф: не слушайте слов пророков, пророчествующих вам: они обманывают вас, рассказывают мечты сердца своего, а не от уст Господних.
17 Они постоянно говорят пренебрегающим Меня: «Господь сказал: мир будет у вас». И всякому, поступающему по упорству своего сердца, говорят: «не придёт на вас беда».
18 Ибо кто стоял в совете Господа и видел и слышал слово Его? Кто внимал слову Его и услышал?
19 Вот, идёт буря Господня с яростью, буря грозная, и падёт на главу нечестивых.
20 Гнев Господа не отвратится, доколе Он не совершит и доколе не выполнит намерений сердца Своего; в последующие дни вы ясно уразумеете это.
21 Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали.
22 Если бы они стояли в Моём совете, то объявили бы народу Моему слова Мои и отводили бы их от злого пути их и от злых дел их.
23 Разве Я — Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали?
24 Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь.
25 Я слышал, что говорят пророки, Моим именем пророчествующие ложь. Они говорят: «мне снилось, мне снилось».
26 Долго ли это будет в сердце пророков, пророчествующих ложь, пророчествующих обман своего сердца?
27 Думают ли они довести народ Мой до забвения имени Моего посредством снов своих, которые они пересказывают друг другу, как отцы их забыли имя Моё из-за Ваала?
28 Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого Моё слово, тот пусть говорит слово Моё верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь.
29 Слово Моё не подобно ли огню, говорит Господь, и не подобно ли молоту, разбивающему скалу?
30 Посему, вот Я — на пророков, говорит Господь, которые крадут слова Мои друг у друга.
31 Вот, Я — на пророков, говорит Господь, которые действуют своим языком, а говорят: «Он сказал».
32 Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, говорит Господь.
33 Если спросит у тебя народ сей, или пророк, или священник: «какое бремя от Господа?», то скажи им: «какое бремя? Я покину вас, говорит Господь».
34 Если пророк, или священник, или народ скажет: «бремя от Господа», Я накажу того человека и дом его.
35 Так говорите друг другу и брат брату: «что ответил Господь?» или: «что сказал Господь?»
36 А этого слова: «бремя от Господа», впредь не употребляйте: ибо бременем будет такому человеку слово его, потому что вы извращаете слова живого Бога, Господа Саваофа, Бога нашего.
37 Так говори пророку: «что ответил тебе Господь?» или: «что сказал Господь?»
38 А если вы ещё будете говорить: «бремя от Господа», то так говорит Господь: за то, что вы говорите слово сие: «бремя от Господа», тогда как Я послал сказать вам: «не говорите: бремя от Господа», —
39 за то, вот, Я забуду вас вовсе и оставлю вас, и город сей, который Я дал вам и отцам вашим, отвергну от лица Моего
40 и положу на вас поношение вечное и бесславие вечное, которое не забудется.

Комментарии МакДональда

Ж. Пророчество о Праведном Царе (23:1−8)

Правители (пастыри) подлежат осуждению, потому что не заботились о народе Божьем. Но Господь соберет остаток избранного народа и даст им верных пастырей. Бог восставит Отрасль праведную — т.е. пошлет Мессию, Который станет их Царем. По этому поводу Келли высказывает нам, христианам, предупреждение — не слишком популярное, но необходимое:

«Очевидно, что это пророчество относится к Мессии — Господу Иисусу. Но этот Мессия, Господь Иисус, в первую очередь имеет отношение к Израилю, а не к нам. Важно об этом не забывать. И в этом нет ничего страшного. Многим кажется, что если не применить эти пророчества к христианам и церкви, мы что-то потеряем. Но честность всегда предпочтительней. Если вы отняли что-то у ближнего, то в итоге потеряете намного больше, чем он. Нет сомнения, что он потерпит какие-то убытки, но его незначительные потери не сравнятся с огромными вашими. Если этот принцип справедлив в делах земных, тем более он применим в духовной сфере. Вы не можете «забрать» у Израиля даже части предназначенных ему благословений, не ограбив себя безмерно в духовном смысле». В стихе 5 Мессия называется Отраслью (или Сыном) Давида. В Зах 3:8 мы читаем: «Вот, Я привожу раба Моего, ОТРАСЛЬ». Далее у Захарии встречаются такие слова: «Вот Муж, — имя Ему ОТРАСЛЬ» (6:12). Исаия также пророчествует об «отрасли Господа» (Ис 4:2). Эти тексты согласуются с четырьмя аспектами служения Иисуса, которые мы видим в Евангелиях: Царь, Слуга, Сын Человеческий и Сын Божий.

«Господь — оправдание наше», или «Иегова-Цидкену» (ст. 6) — одно из семи составных имен Иеговы.

(23:1−8) Другие составные имена: Иегова-Ире (Господь усмотрит — Быт 22:13−14), Иегова-Рофека (Господь-целитель твой — Исх 15:26), Иегова-Нисси (Господь знамя мое — Исх 17:8−15), Иегова-Шалом (Господь есть мир — Суд 6:24), Иегова-Рои (Господь пастырь мой — Пс 22:1) и Иегова-Шамма (ГОСПОДЬ ТАМ — Иез 48:35).

М'Чейни написал замечательный гимн, в основу которого положен его опыт все большего и большего познания ценности этого Божьего титула:

Иегова Цидкену

Господь — оправдание наше

Чужим был для Бога когда-то, не мог я постичь благодать,
Грехов бремя не тяготило, не видел беды никакой;
Хотя о Христе и пытались с восторгом друзья рассказать,
Не знал Иегову-Цидкену — неведом был титул такой.
Я часто читал с увлеченьем, покоя ища, развлеченья,
Исаии бурные стопы иль слог Иоанна простой;
Но даже когда возвещали про крестную смерть, про спасенье,
Не знал Иегову-Цидкену — неведом был титул такой.
Как дщери Сиона когда-то ручьи горьких слез проливали,
Так плакал и я, размышляя о том, как страдает Святой;
Не знал я тогда, что за грех мой Иисуса Христа распинали,
Не знал Иегову-Цидкену — неведом был титул такой.
Когда благодать пробудила меня светом свыше однажды,
Закон вселил страх в мое сердце, от ужаса смерти дрожал;
В себе не нашел я ответа, мне стало тоскливо и страшно,
Один Иегова-Цидкену спасенье тогда даровал.
Развеяло ужас бесследно прекрасное имя «Иисус»,
Рассеялся страх мой, и смелость почувствовал вместо него;
Теперь из источника жизни напиться уже не боюсь,
О, мой Иегова-Цидкену! — роднее, дороже всего.
О, мой Иегова-Цидкену! — сокровище, слава моя,
О, мой Иегова-Цидкену! — в Тебе не погибну навеки;
В воде иль на суше — где б ни был — с победою шествую я,
Мой щит и броня среди битвы — Господь всемогущий, Бог крепкий.
И даже когда я однажды долиной пойду смертной тени,
Дыхание слабое Слово святое Твое укрепит;
Когда от земной суеты уйти и мое придет время,
К Тебе, Иегова-Цидкену, хвалебная песнь полетит.
Роберт Мюррей М'Чейни.

Наступит время, когда люди будут говорить о Боге, Который привел Свой народ на родину — и будут жить на земле своей.

З. Пророчество против лжепророков (23:9−40)

23:9−22 Оставшаяся часть главы 23 посвящена грозному обличению лжепророков, как в Израиле, так и в Иерусалиме. Иудейские лжепророки по-прежнему обещали мир; но если бы действительно прислушались к Слову Бога, то поняли бы, что Его суд нельзя ни отменить, ни остановить, пока не будут достигнуты Им установленные цели. Они говорили от себя — Бог им ничего не поручал.

23:23−29 Вездесущий и всемогущий Бог разоблачает ложь пророков, которые просто пересказывают свои сны, склоняя народ к идолопоклонству. Их сны — мякина в сравнении со Словом Божьим, которое есть чистое зерно, а также подобно огню и молоту.

23:30−32 Господь выступает против пророков, говорящих ложь. Ейтс удачно описывает этих лжепророков.

«Это были профессиональные оракулы, которые утверждали, что говорят от имени Бога, но на самом деле из их уст выходили ложь и обман. Иеремия бросает им в лицо три обвинения: они развращенны, не знают Бога, и им нечего сказать народу от Его имени; они безответственно относятся к своим священным обязанностям и своими грехами снижают моральные нормы; они практически не понимают святой природы Бога, в результате чего ошибочно полагают (и так проповедуют), что Он никогда не отступит от Израиля». Таких лжепророков и сейчас немало среди нас.

23:33−40 Судя по всему, народ насмехался над Иеремией, спрашивая: «Какое бремя от Господа»? Пророк должен был отвечать, что бремя — это они сами, и что Господь вскоре отвергнет их от лица Своего. Бог запретил им использовать слово «бремя» (пророчество) в шутку. Тех, кто ослушается, ждет суровое наказание.

(23:33−40) Это еврейское слово (массаух) может означать или «бремя», или «пророчество». По мнению Райри, это слово «часто использовалось для обозначения серьезного, пророческого слова» (см. Наум 1:1, Авв 1:1). The Ryrie Study Bible, New King James Version, 1182.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.