Плач Иеремии 3 глава

Плач Иеремии
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Я — человек, испытавший горе от жезла гнева Его.
2 Он повёл меня и ввёл во тьму, а не во свет.
3 Так, Он обратился на меня и весь день обращает руку Свою;
4 измождил плоть мою и кожу мою, сокрушил кости мои;
5 огородил меня и обложил горечью и тяготою;
6 посадил меня в тёмное место, как давно умерших;
7 окружил меня стеною, чтобы я не вышел, отяготил оковы мои,
8 и когда я взывал и вопиял, задерживал молитву мою;
9 каменьями преградил дороги мои, извратил стези мои.
10 Он стал для меня как бы медведь в засаде, как бы лев в скрытном месте;
11 извратил пути мои и растерзал меня, привёл меня в ничто;
12 натянул лук Свой и поставил меня как бы целью для стрел;
13 послал в почки мои стрелы из колчана Своего.
14 Я стал посмешищем для всего народа моего, вседневною песнью их.
15 Он пресытил меня горечью, напоил меня полынью.
16 Сокрушил камнями зубы мои, покрыл меня пеплом.
17 И удалился мир от души моей; я забыл о благоденствии,
18 и сказал я: погибла сила моя и надежда моя на Господа.
19 Помысли о моём страдании и бедствии моём, о полыни и желчи.
20 Твёрдо помнит это душа моя и падает во мне.
21 Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю:
22 по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось.
23 Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!
24 Господь — часть моя, говорит душа моя, итак, буду надеяться на Него.
25 Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его.
26 Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа.
27 Благо человеку, когда он несёт иго в юности своей;
28 сидит уединённо и молчит, ибо Он наложил его на него;
29 полагает уста свои в прах, помышляя: «может быть, ещё есть надежда»;
30 подставляет ланиту свою биющему его, пресыщается поношением,
31 ибо не навек оставляет Господь.
32 Но послал горе, и помилует по великой благости Своей.
33 Ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает и огорчает сынов человеческих.
34 Но, когда попирают ногами своими всех узников земли,
35 когда неправедно судят человека пред лицом Всевышнего,
36 когда притесняют человека в деле его: разве не видит Господь?
37 Кто это говорит: «и то бывает, чему Господь не повелел быть»?
38 Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?
39 Зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои.
40 Испытаем и исследуем пути свои, и обратимся к Господу.
41 Вознесём сердце наше и руки к Богу, сущему на небесах:
42 мы отпали и упорствовали; Ты не пощадил.
43 Ты покрыл Себя гневом и преследовал нас, умерщвлял, не щадил;
44 Ты закрыл Себя облаком, чтобы не доходила молитва наша;
45 сором и мерзостью Ты сделал нас среди народов.
46 Разинули на нас пасть свою все враги наши.
47 Ужас и яма, опустошение и разорение — доля наша.
48 Потоки вод изливает око моё о гибели дщери народа моего.
49 Око моё изливается и не перестаёт, ибо нет облегчения,
50 доколе не призрит и не увидит Господь с небес.
51 Око моё опечаливает душу мою ради всех дщерей моего города.
52 Всячески усиливались уловить меня, как птичку, враги мои, без всякой причины;
53 повергли жизнь мою в яму и закидали меня камнями.
54 Воды поднялись до головы моей; я сказал: «погиб я».
55 Я призывал имя Твоё, Господи, из ямы глубокой.
56 Ты слышал голос мой; не закрой уха Твоего от воздыхания моего, от вопля моего.
57 Ты приближался, когда я взывал к Тебе, и говорил: «не бойся».
58 Ты защищал, Господи, дело души моей; искуплял жизнь мою.
59 Ты видишь, Господи, обиду мою; рассуди дело моё.
60 Ты видишь всю мстительность их, все замыслы их против меня.
61 Ты слышишь, Господи, ругательство их, все замыслы их против меня,
62 речи восстающих на меня и их ухищрения против меня всякий день.
63 Воззри, сидят ли они, встают ли, я для них — песнь.
64 Воздай им, Господи, по делам рук их;
65 пошли им помрачение сердца и проклятие Твоё на них;
66 преследуй их, Господи, гневом, и истреби их из поднебесной.

Комментарии МакДональда

IV. ПРОРОК ВЫРАЖАЕТ ГОРЕ И РАСКАЯНИЕ ОСТАТКА (Гл. 3)

А. Божье наказанье (3:1−18)

Говоря то от первого лица, то от имени всего народа, пророк проводит параллель между своими переживаниями и трагедий всего Израиля. Гнев Божий символически изображен как тьма и непрестанные удары, когда Бог обращает руку Свою (ст. 1−3). Его ярость — это преждевременная старость и сокрушенные кости; это — быть отравленным горечью, терпеть тяготы, влачить жалкое существование, словно живой мертвец (ст. 4−6). А еще — оковы, от которых нельзя избавиться; молитвы, на которые нет ответа (ст. 7−9), засада, подобная той, что устраивают друг на друга звери; стрелы, для которых становишься мишенью (ст. 10−12); глубокие раны, насмешки и горький вкус полыни (ст. 13−15). Сюда можно добавить сломанные зубы, пепел вместо одежды (ст. 16), а также утрату памяти, мира, благоденствия и всякой надежды на помощь свыше (ст. 17−18).

Б. Божьи милости (3:19−39)

Взывая к Господу с просьбой помыслить о его бедственном положении (ст. 19−20), пророк, хотя и находится в затяжной депрессии, все-таки переводит взгляд с себя на Господа. Надежда снова оживает, когда он вспоминает все милости Господа, выражая уверенность, что милосердие Его обновляется каждое утро и велика верность Его (ст. 21−24). Пророк повторяет уроки, полученные в школе страданий: «Благо тому, кто терпеливо ожидает спасения от Господа. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей» (ст. 25−27). Благо тому, кто принимает наказание от Бога, удары и поношение от людей без попыток воздать тем же (ст. 28−30). Бог никогда не скрывает Свое лицо беспричинно или окончательно — после Он обязательно помилует по великой благости Своей (ст. 31, 33). Однако не потерпит угнетения и несправедливости, когда попираются права людей (ст. 34−36). Бог суверенен, Его Слово всегда исполняется, и все происходит по Его воле — бессмысленно сетовать, когда Он наказывает за грехи (ст. 37−39).

В. Призыв к духовному обновлению (3:40−42)

Тот, кто анализирует себя и обращается к Богу, будет благословен. Но нет прощенья тем, кто не исповедует грех.

Г. Иеремия скорбит об Иерусалиме (3:43−51)

Теперь речь снова идет о страданиях Иеремии и его соотечественников. Бог преследовал их и умерщвлял, не щадил; отвращал Свое лицо от их молитв, сделал их сором и мерзостью (ст. 43−45). Все враги Израиля ликовали, когда видели ужас, опустошение и разорение, выпавшие на долю Божьего народа. Видя разорение родной земли, пророк льет потоки слез и не перестает (46−51).

Д. Молитва пророка об избавлении от врагов (3:52−66)

Чувствуя себя, как птица, которую враги пытаются уловить, как несчастная жертва, которую побили камнями в яме, как утопающий, которого накрыла волна, пророк решил, что пришел его смертный час (ст. 52−54). Но он всем сердцем воззвал к Господу из ямы глубокой, и Он ответил ему — сказал: «Не бойся» (ст. 55−57). Далее пророк просит Господа обратить внимание на то зло, которое ему причинили враги: мстительность, ругательство, замыслы, оскорбления, сплетни и поношение. Пророк ждет возмездия — справедливость требует того, чтобы его враги были преследуемы, наказаны, прокляты и уничтожены (ст. 58−66). «Помрачение сердца» (ст. 65) — как и «покрывало на сердце их», когда «читают Моисея» (2Кор 3:15) — означает по-видимому — «не столько ожесточение, сколько ослепление сердца, которое приводит к гибели».

Примечания:

 
Синодальный перевод
9 стезя — путь, дорога.
30 ланиты — щёки, боковые части лица человека от скулы до нижней челюсти.
39 сетовать — роптать, жаловаться.
48, 51 дщерей — дочерей, дщерь — дочь.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.