Даниил 10 глава

Книга пророка Даниила
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 В третий год Кира, царя Персидского, было откровение Даниилу, который назывался именем Валтасара; и истинно было это откровение и великой силы. Он понял это откровение и уразумел это видение.
2 В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней.
3 Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трёх седмиц дней.
4 А в двадцать четвёртый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра,
5 и поднял глаза мои, и увидел: вот, один муж, облечённый в льняную одежду, и чресла его опоясаны золотом из Уфаза.
6 Тело его — как топаз, лицо его — как вид молнии; очи его — как горящие светильники, руки его и ноги его по виду — как блестящая медь, и глас речей его — как голос множества людей.
7 И только один я, Даниил, видел это видение, а бывшие со мною люди не видели этого видения; но сильный страх напал на них, и они убежали, чтобы скрыться.
8 И остался я один и смотрел на это великое видение, но во мне не осталось крепости, и вид лица моего чрезвычайно изменился, не стало во мне бодрости.
9 И услышал я глас слов его; и как только услышал глас слов его, в оцепенении пал я на лицо моё и лежал лицом к земле.
10 Но вот, коснулась меня рука и поставила меня на колени мои и на длани рук моих.
11 И сказал он мне: «Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне». Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом.
12 Но он сказал мне: «не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твоё, чтобы достигнуть разумения и смирить себя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришёл бы по словам твоим.
13 Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришёл помочь мне, и я остался там при царях Персидских.
14 А теперь я пришёл возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдалённым дням».
15 Когда он говорил мне такие слова, я припал лицом моим к земле и онемел.
16 Но вот, некто, по виду похожий на сынов человеческих, коснулся уст моих, и я открыл уста мои, стал говорить и сказал стоящему передо мною: «господин мой! от этого видения внутренности мои повернулись во мне, и не стало во мне силы.
17 И как может говорить раб такого господина моего с таким господином моим? ибо во мне нет силы и дыхание замерло во мне».
18 Тогда снова прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня
19 и сказал: «не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся, мужайся!» И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: «говори, господин мой; ибо ты укрепил меня».
20 И он сказал: «знаешь ли, для чего я пришёл к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придёт князь Греции.
21 Впрочем, я возвещу тебе, что начертано в истинном писании; и нет никого, кто поддерживал бы меня в том, кроме Михаила, князя вашего.

Комментарии МакДональда

X. ВИДЕНИЕ О БОЖЬЕЙ СЛАВЕ (Гл. 10)

10:1−9 События, описанные в этой главе, происходят в третий год Кира, царя персидского. Некоторые иудеи уже вернулись из плена в Иерусалим (когда Кир выпустил указ, дающий разрешение на это), но Даниил оставался в земле изгнания. После трехнедельного сетования — возможно, из-за грустных новостей, которые он получил от вернувшихся на родину евреев (строительство храма было остановлено); возможно, из-за плачевного духовного состояния оставшихся на чужбине евреев или потому что сильно желал узнать о будущем своего народа — Даниил стоял на берегу реки Тигр (евр. Хиддекел). Там он увидел мужа, облаченного в льняную одежду. Его вид напоминает описание Господа Иисуса в Откр 1:13−16.

10:10−14 Голос «мужа» объяснил, почему молитвы Даниила пока остаются без ответа. Князь царства Персидского препятствовал этому двадцать один день. Кто же этот князь (или правитель), так долго мешавший исполнению просьбы Даниила? Так как для противостояния был призван архангел Михаил (покровитель Израиля), врагом должен был быть не просто какой-то человек-князь, но кто-то гораздо более могущественный — какой-нибудь злой ангел. Леон Вуд в прекрасном комментарии к Даниилу объясняет:

Так как у Греции также был «свой князь», приставленный к ней в определенное время (см. ст. 20) — по-видимому, это произошло тогда, когда Божий народ оказался под юрисдикцией Греции после падения Персии под ее натиском — логично предположить, что сатана часто ставит своих агентов над тою или иною территориею, чтобы настраивать местное правительство против Божьего народа. Без сомнения, эта глава внесла большой вклад в понимание природы борьбы между высшими духовными силами в свете осуществления Божьего замысла на земле (см. Еф 6:11−12).

Но как мог князь Персии двадцать один день противостоять Господу, и почему всемогущий Бог нуждался в помощи Михаила (ст. 13)? Есть предположение, что «муж» в стихах 5 и 6 — не Господь, а ангел — возможно, Гавриил.

В любом случае, голос объяснил, почему молитвы Даниила остались без ответа — как уже упоминалось, в этом был виноват князь царства Персидского. Голос также пообещал открыть (об этом написано в главах 11 и 12), что будет с народом Даниила (иудеями) в последние времена.

(10:10−14) Некоторые (такие как Уильям Келли) предполагают, что говорящий в стихе 13 — не Господь.

10:15−19 Остается непонятным, был ли это голос вестника в льняной одежде или какого-то ангельского существа, но, услышав его, Даниил пал на землю и онемел. Его, однако, укрепил некто с человеческим обликом.

10:20−21 Затем тот, кого Даниил называет «господин мой», сказал, что ему предстоит сначала бороться с князем персидским, а потом встретиться с князем Греции. Однако он откроет Даниилу, что написано в истинном Писании. Михаил, князь ваш (то есть Даниила и его народа) — был единственным, кто стойко поддерживал его в этих противостояниях.

Примечания:

 
Синодальный перевод
2 сетовать — роптать, жаловаться.
5 облеченный — одетый.
10 длань — ладонь, кисть руки.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.